Фрагмент для ознакомления
1
Введение 1
Глава 1. Развитие познавательной деятельности учащихся как психолого-педагогическая проблема 5
1.1 Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Сущность познавательной активности младших школьников 17
1.3 Возможности информационных технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников 28
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики средствами информационных технологий 40
2.1. Диагностика исходного уровня познавательной активности младших школьников на уроках математики 40
2.2 Педагогические пути реализации использования информационно- коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики 49
2.3 Динамика развития познавательной активности младших школьников на уроках математики 59
Выводы по Главе 2 64
Заключение 66
Список литературы 68
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный период развития цивилизованного общества называется этапом компьютеризации. Одним из приоритетных направлений компьютеризации общества является компьютеризация образования. Это перспективное направление в образовании способствует интенсификации учебного процесса, реализации идеи развития образования и совершенствованию форм и методов организации образовательного процесса.
Информационно-образовательная деятельность учащихся основана на внедрении в учебный процесс интерактивных ИТ-систем: мультимедийных технологий, объединяющих глобальное восприятие (текст, звук, цвет, объем, анимация) информации; телекоммуникации для расширения социальных границ, в которых развиваются дети; искусственный интеллект, повышающий уровень обучения.
Вопросами применения информационных технологий в учебном процессе занимались многие исследователи (О.И. Бахтина, В.П. Беспалько, Н.В.Борисова, Б.С. Гершунский, И.В. Гребенев, В.И. Загвязинский, И.Г.Захарова, Ю.Г. Молоков, А.В. Молокова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и прочие).
Для успешной организации учебного процесса необходимо получить оптимальное сочетание классических и компьютерных методик и методов обучения, выбранных с учетом развития пространственных представлений, способности к аналитической и синтетической деятельности и других индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Информационные технологии позволяют быстро и эффективно организовать взаимоотношения учителя и ученика, формируя не только познавательные, но и созидательные умения каждого ребенка в коллективном обучении.
Проблемой формирования познавательной инициативности занимались такие эксперты как Д.Н. Богоявленский, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.К. Маркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.С.Якиманская и прочие.
В то же время вопрос использования информационных технологий в учебном заведении изучен мало. Это связано с тем, информационные технологии начали использовать в образовании не так давно.
В связи с этим появились противоречия между:
- потребностью применения информационных технологий в начальном образовании и классическим навыком передачи знаний школьникам;
- обширным введением информационных технологий в учебный процесс начальной школы и малым развитием научно-методического обеспечения данного процесса.
С учетом обнаруженных противоречий, установлена проблема изучения: каковы перспективы информационных технологий в формировании познавательной активности учащихся?
Цель исследования: проанализировать сущность познавательной активности младших школьников и выявить возможности информационных технологий для активизации познавательной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности учащихся младших классов.
Предметом исследования представляются информационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся младших классов.
Гипотеза: ход формирования познавательной активности учеников младших классов будет наиболее успешным, если на занятиях будут применяться информационные технологии, которые улучшают работу педагогов и дают возможность моделировать созидательную образовательную область, нацеленную на формирование познавательных навыков у младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были установлены цели исследования:
1. Рассмотреть проблему активизации познавательной деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе
2. Описать сущность познавательной активности младших школьников
3. Оценить возможности информационных технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников;
4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики средствами информационных технологий;
5. Оценить динамику развития познавательной активности младших школьников на уроках математики
Теоретико-методологическую базу исследования составляют ключевые положения концепции деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), концепции активизации познавательной работы (И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.), теории информатизации образования (Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, Е.С.Полат), теории педагогического эксперимента (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Е.В. Яковлев и др.), технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько, М.М. Левина, В.Н. Монахов и прочие).
В процессе эксперимента использовались следующие способы исследования: исследование психологической и учебной литературы, наблюдение, учебный эксперимент, способы математической обработки приобретенных сведений.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоит в том, что возможности информационных технологий проявляются в формировании познавательной активности младших школьников.
Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть применены педагогами для работы начальных классов.
Исследования велись в МАОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» В эксперименте принимали участие 2 «А» класс в количестве 15 учеников.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы, установлены задачи, предмет, объект, цели исследования, сформулирована гипотеза.
В первой части «Формирование познавательной деятельности школьников как психолого-педагогическая проблема» анализируется состояние изучаемой проблемы в научной литературе и практике, разъясняется понятие «познавательная деятельность», выявлены возможности информационных технологий в формировании познавательной активности младшего школьника в ходе обучения.
Во второй части «Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной деятельности у учащихся начальной школы с использованием информационных технологий» описан эксперимент с использованием информационных технологий на уроках математике, их влияние на познавательную деятельность учащихся начальной школы.
В заключение подведены итоги исследования, изложены его главные заключения, подтверждающие гипотезу.
Глава 1. Развитие познавательной деятельности учащихся как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе
Проблема формирования познавательной активности школьников начальных классов является одной из важнейших в детской психологии, потому как, взаимоотношение индивида с окружающим миром может быть только благодаря его активности и деятельности. Деятельность является необходимым условием формирования психических характеристик личности, его самостоятельности и инициативы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтина О.И. Информатизация гуманитарного образования // Педагогика. - 1990 - №1 - С. 122-125.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1995. - 336с.
3. Борзенкова О.А., Василенко А.С. Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) // Балканско научное обозрение – 2018 – №4 – С. 25-28.
4. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. - М.-.ИЦПКПС, 2000. - 146с.
5. Брежнева Е.Т. Измерение познавательных процессов учащихся начальных классов. - М.:Просвещение, 1999. - 156с.
6. Видерхольд О.П. Компьютер в начальной школе // Информатика и образование. - 1993 - №2 - С. 116-120.
7. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. - 2004 - №7 - С. 25-31.
8. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Урок в системе развивающего обучения // Начальная школа. - 2005 - № 23-С. 53-58.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников// Образование в современном обществе: Сборник научных трудов - М.: МГПУ, 1998. - С 59-65.
10. Гершунекий Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 263с.
11. Головастикова Т.М. Как сделать учение увлекательным? // Начальная школа. - 2006- №2- С. 30-34.
12. П.Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. // Педагогика.- 1994 - №5- С.76-79.
13. Гребенникова Н.Л., Гадельшина А.А., Никитина В.Ф. Особенности использования интерактивных методов в процессе обучения младших школьников математике // Science of Europe. – 2021 – № 62 – С. 36-39.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239с.
15. Дружинина С.К. Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства //
16. Дылько О.В. Использование компьютерной поддержки на уроках в начальной школе // Образовательные технологии: межвузовский сборник научных трудов - Воронеж: ВГПУ, 1998 - С. 112-123.
17. Ершова А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками и др. -М: Просвещение, 1999. -309с.
18. 3агвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Просвещение, 1999. - 303с.
19. П.Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников // Начальная школа.- 2007- №2- С. 20
20. 3анков Л.В. Избранные пед. труды. - М.6 Педагогика, 1990. - 419с.
21. 3емнина Е.А. Играем, познаем, рисуем.- М.: Глобус, 1996. - 251с.
22. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, - 2001. - 382с.
23. Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. - 2002 - №1 - С.27 -31.
24. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа.- 2008- №1- С. 31-36.
25. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе // Начальная школа. - 1997 - №1 -С. 44-50.
26. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя - М.: Педагогика, 1991. - 261с.
27. История педагогики: Под ред.М.Ф. Шабаевой - М.: Просвещение, . 1981.-319с.
28. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968.-168с.
29. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 194с. 28. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников // Информатика и образование. -1997-№2-С.87-92.
30. Кожурова А.А., Шипкова А.А. Развитие познавательной активности младших школьников на основе использования нетрадиционных форм обучения // Проблемы современного педагогического образования – 2019 – № 2 – С.123-125.
31. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа.- 2004- №11- С. 49-55.
32. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников./ Под ред. И.Б. Первина. - М.: Педагогика, 1985. - 142с.
33. Компьютер в работе педагога./ Под ред. Н.Ю. Пахомовой. - М.: Просвещение, 2000. -304с.
34. Копылова М.А. Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению // Начальная школа. - 2007- №6- С. 70-76.
35. Кузин B.C., Корнута И.В. Программно-методические материалы «Изобразительное искусство.- М.: Педагогика, 1999. - 208с.
36. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя - М.: Глобус 1983. - 214с.
37. Лапчик М.А. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование. - 1999 - №6 - С.39-45.
38. Ларина Э.В. Особенности развития познавательной активности у детей при обучении в начальных классах гимназии // Психологическая наука и образование. - 2002 - № 3- С.34-42.
39. Львовский В.А., Витковский А.Д. К вопросу развития познавательной активности младших школьников // Первое сентября. - 2002 - № 5 - С.87-92
40. Люблинская Г.О. Детская психология.- Киров: Высшая школа, 1974. - 312с.
41. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -.: Педагогика, 1983. - 63с.
42. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 156с.
43. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных статей Выпуск l./Под ред. И.М. Бобко - Новосибирск: СИОТ РАО, 2001. - 81с.
44. Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях // Третий Сибирский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тезисные доклады, часть V - Новосибирск, 1998.-С. 147-156.
45. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Под ред. Е.С. Полат - М.- 2005. - 144с.
46. Осипова Л.К. Пути формирования познавательных интересов первоклассников // Начальная школа Казахстана,- 2008.- № 3- С.33-41.
47. Павелко Г.А., Подымалкина Н.Г. Проектирование и разработка электронных учебных пособий для студентов и преподавателей пед. Специальностей. - Костанай: КГПИ, 2006. - 240с.
48. Пакша Л.М. Формирование интереса к урокам изобразительного искусства // Начальная школа,- 2006- №10- С. 50-56.
49. Панина Г.А. Быть отличником хочу! Пусть меня научат! Первое сентября // Начальная школа. - 2003 - №38 -С.90-93.
50. Педагогическая диагностика в школе. Методическое пособие. - Астана: РАДиАЛ, 2005. - 71с.
51. Педагогические технологии. / Под ред. B.C. Кукушина: Учебное пособие.- Ростов на Дону: Март, 2004.-335с.
52. Поваляев Е.С. Полезные подарки, или Обучение с развлечением. - М: Компьютер Пресс, 2000. - 169с.
53. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. - 2004 - №5- С.63-71.
54. Репкин В.В. Начало начал // Начальная школа. - 2004- №16.
55. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Педагогика.- 1991 - №3- С.54-60.
56. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1996.-416с.
57. Рутковская А.А. Рисование в начальной школе. - М.: Знание, 1999. - 188с.
58. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Педагогика, 1998. - 320с.
59. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М.: Просвещение, 1966.-150с.
60. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. Проверка знаний по изобразительному искусству. - М: Глобус, 1995. - 116с.
61. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов средствами новых информационных технологий // Начальная школа. - 2004- №3.
62. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Педагогика,- 2000. - 216с.
63. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения. - М.: Новая школа,- 1979. - 322с.
64. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 210 с.
65. Тепишкина Е.Ю. Диалогизация учебного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа.- 2003- №2- С. 45-51.
66. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра: Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2001. - 304с.
67. Тимофеева Л.Л. Когда хочется учиться // Начальная школа.- 2007- №10-С.41-46.
68. Туникова А.В. Приемы активизации учащихся 3- 4-ых классов // Начальная школа.- 2007- №4- С. 73-78.
69. Уроки рисования./ Под ред. Смирновой Р.А., Миклушевской И.В. - М.: Астрель: ACT, 2001. - 224с.
70. Фомина Н.Н. Дмитриева А.А и др. Изобразительное искусство и художественный труд. - М: Глобус, 2002. - 289с.
71. Фролова Н.А. Приемы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // Начальная школа.- 2006 - №2-С. 50-54.
72. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Мн.: Нар.асвета, 1975. - 208с.
73. Цукерман Г.А. Учебное сообщество - пути и способы развития познавательной активности // Начальная школа. - 2003 - № 46- С.68-72.
74. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -208с.
75. Шамова Т.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Глобус, 1997.-310 с.
76. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: Педагогика, 1999. - 215с.
77. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа. - 2007- №2- С. 18-24.
78. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979. -160с.
79. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 1988. -145с.
80. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971.-156с.
81. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. - М.: Знание, 1989. - 397с.
82. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979.-144с.