Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В России ежегодно увеличивается численность мигрантов. Поэтому присутствует острая надобность в устройстве их на работу, снабжении их жильем, а также оказании помощи в социальной, экономической и культурной адаптации. Миграция обладает позитивным зарядом как собственно и каждый социальный процесс, но только лишь в случае ее подконтрольности. Общественные отношения, которые при этом появляются, нуждаются в закреплении в нормах права, а также регулировании.
Миграция как юридическое явление подразумевает под собой передвижение лиц, которое сопровождается изменением их правового положения. В связи с этим, согласно законодательству Российской Федерации мигрантом признается лицо, которое поменяло место жительства либо пребывания: вынужденный переселенец, вынужденно перемещенное лицо, иностранец, а также лицо, не имеющее гражданство. Совокупность прав и обязанностей, назначаемая такими категориями мигрантов, не содержит этнический компонент, который регулируется нормами другого законодательства. Таким образом, предмет регулирования миграционного права составляют отношения, которые появляются между органами государственной власти и мигрантами касаемо осуществления их правового статуса при въезде в страну, пребывании или проживании в ее границах и при выезде из этой страны.
Актуальность темы исследования заключается в следующем: установление правового положения иностранцев в Российской Федерации – одна из самых главных проблем, которая не в полной мере урегулирована действующим законодательством России.
Надобность изучения вопросов конституционного правового статуса иностранцев, находящихся на административной территории Российской Федерации, определена кардинальными изменениями в национальной нормативной правовой базе и социальной обстановке в российском государстве в целом, а также в конкретных его субъектах. Такие изменения оказали значительное воздействие на функционирование целого механизма исполнения и реализации прав, свобод и обязанностей лицами, которые не имеют гражданства нашей страны.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», введенный в действие 1 ноября 2002 года, внес большое разнообразие новизны в объем правоспособности иностранцев в отличии от нормативных актов Союза ССР, которые продолжали свое действие на всей территории Российской Федерации даже после принятия Конституции РФ в 1993 году на всенародном голосовании, вплоть до ноября 2002 года. Но, к сожалению, совсем не все значимые проблемы, стоявшие перед иностранцами, были сняты и решены этим законом и другими подзаконными нормативно-правовыми актами, которые были приняты в его исполнение.
Результаты данного научного анализа позволяют преодолеть пробел в области теоретического обоснования и обеспечения этого института права. Изучение, а также рассмотрение вопросов правового положения иностранцев в России приобретает еще более значительную актуальность в связи с тем, что оно непосредственно касается права и законных интересов граждан России, а также воздействует на обстановку в социуме российского государства или в его отдельном субъекте. Это говорит о том, что отсутствие действенной и современной законодательной базы отношений между иностранцами и гражданами России может перейти в значительную угрозу правам и свободам всех граждан не зависимо от их принадлежности к государству.
Тем самым, изучение настоящего российского законодательства, регламентирующего конкретный институт права, а также разработка основных подходов к исследованию процессов улучшения юрисдикционной защиты интересов личности от всяких безосновательных действий со стороны российского государства в лице его органов и их должностных лиц обнаруживается очень своевременным.
Целью работы является исследование социального обеспечения иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие частные задачи:
- дать понятие социального обеспечения;
- рассмотреть понятие иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев как субъектов социального обеспечения;
- выделить критерии признания лица беженцем и вынужденным переселенцем;
- обозначить обязательное пенсионное обеспечение;
- рассмотреть обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и социальных рисков;
- рассмотреть право на жилище беженцев и вынужденных переселенцев.
Объектом исследования работы является общественные отношения, связанные с социальным обеспечением иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Предметом работы является действующее российское законодательство, регулирующее социальное обеспечение иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, а также работы ученых-юристов по рассматриваемой теме.
Структура дипломного исследования состоит из введения, двух глав подразделяющихся на параграфы, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие социального обеспечения
Право любого члена общества иметь социальное обеспечение, установлено в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) , а также в ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и гарантируется в нашей стране каждому.
Право каждого на социальное обеспечение, зафиксированное ст. 39 Конституции РФ, отдельные ученые-правоведы не причисляют к числу конституционных прав, указывая, что конституционный принцип, на основании которого Конституция РФ имеет непосредственное действие, а права и свободы человека выступают непосредственно действующими (ч. 1 ст. 15 и ст. 18), к этому праву не может быть применен, а следовательно в ч. 1 ст. 39 речь идет только о программной части Конституции РФ, которая обязана выступать ориентиром для законодателя . Несомненно, положение ст. 39 о том, что каждому дается гарантия на социальное обеспечение, не говорит о том, что тем самым гражданин наделяется определенным набором данных ему субъективных прав (к примеру, на получение пенсии в конкретном размере либо с определенного возраста, установленных социальных услуг).
Современное отечественное законодательство не устанавливает официального определения термину «социальное обеспечение», хотя и много раз применяет его в отдельных правовых актах. В правовой литературе можно найти разные определения «социальное обеспечение» . К примеру, ученые в сфере права социального обеспечения М. Захаров, Э. Тучкова, В. Галаганов, представляют его как один из способов распределения части валового внутреннего продукта среди нуждающихся в социальной защите .
Также можно увидеть и такое определение, как «социальное обеспечение - система общественных отношений, складывающихся между гражданами и властными органами по поводу предоставления пенсий, пособий и других видов обеспечения .
Представленные понятия включают в себя сущностные признаки такого явления, как социальное обеспечение и представляют его специфические особенности. Наиболее значимые из них, это: социальное обеспечение реализуется государством посредством целевых, специальных фондов, а также фондов обязательного социального страхования. Оно нацелено на выравнивание финансовых доходов граждан, поддержание их полноценного социального статуса в закрепленных законодательством случаях: утраты либо снижения доходов, старости, инвалидности, временной нетрудоспособности, потери кормильца и прочее .
Следовательно, под социальным обеспечением необходимо подразумевать систему формируемых государством юридических, экономических, а также организационных мер, нацеленных на компенсацию либо уменьшение последствий ухудшения материального и (либо) социального положения работающих граждан, а в случаях, которые отмечены отечественным законодательством, - других категорий граждан из-за возникновения обстоятельств, которые признаются нашим государством социально важными. К подобным обстоятельствам, к примеру, можно отнести такие, как: достижение установленного законодательством пенсионного возраста, возникновение инвалидности, утеря кормильца, заболевание, травмы, несчастные случаи на производстве либо разнообразные профессиональные заболевания, а также беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и иные события, которые закреплены законодательством РФ в области социального обеспечения.
Социальное обеспечение выступает одной из форм социальной защиты населения, гарантии которой установлены в Конституции РФ (ч. 2 ст. 7). Социальное обеспечение осуществляет гарантии в следующих видах: в виде денежных выплат (пенсий, пособий, материальной помощи); натуральных поступлений (продуктов питания, лекарственных препаратов и прочее); безвозмездных и льготных услуг (обслуживание на дому, размещение в специализированном жилом фонде; льготы на проезд в транспорте, оплату жилья, санаторно-курортное лечение и т.п.) и прочее .
Таким образом, выделяется две организационно-правовые формы социального обеспечения. Первая касается исключительно работающего населения, помимо отдельных его категорий из числа служащих, вторая - всех других граждан из числа занятого населения, а также тех, кто не выполнял трудовую деятельность (социальное обеспечение не как работника, а как члена общества независимо от участия в трудовой деятельности).
В нынешний период времени социальное обеспечение граждан существенно трансформировалось. В первую очередь подобное касается всей системы, как управления, так и финансирования . Тут модификации спровоцированы принципиально иным подходом законодателя к проблемам разделения полномочий в области социальной защиты между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации .
За последнее время было принято огромное количество нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению граждан. Так, например, Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ , а также Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ .
Рассматривая нынешнее законодательство в сфере социального обеспечения, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, базируясь на анализе работы судов, указал ряд имеющихся на сегодняшний день проблем юридического регламентирования общественных отношений . Так, он отметил: нестабильность современного законодательства; отступление в отдельных нормативных правовых актах принципов правового равенства (когда однородные по своей природе отношения не регулируются одинаково); большое количество федерального регламентирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ; тенденцию к широкому увлечению запретами; «крутые повороты» законодательства при осуществлении юридических реформ без какой-либо начальной адаптации граждан к новейшим правилам; возникновение все новых пробелов в самом законодательстве при замене одних законов другими, в связи с тем что не принимаются во внимание межотраслевые связи законодательных актов между собой; проведение правотворческой деятельности без полного анализа итогов правоприменительной деятельности в отношении ранее существующего законодательства.
Так, нестабильность законодательства, которое регулирует социально-обеспечительные отношения, делает акцент на том обстоятельстве, что за период одиннадцатилетнего действия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ в него каждый год (кроме 2006 - 2008 гг.) многоразово вносились разнообразные изменения. Кроме того, таким же образом обстоит дело и с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , в который на протяжении его двадцатилетнего действия было внесено более пятидесяти изменений, которые касались реабилитации инвалидов, оказания им необходимой медицинской помощи, образования инвалидов и иных вопросов. В период регламентирования социально-обеспечительных отношений Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в него также ежегодно вносились изменения. Список таких примеров может быть продолжен .
В настоящее время требуется социально-финансовая проработка нововведений, просторный учет взглядов специалистов-практиков в законодательстве РФ, в том числе федеральном. Новые законы должны быть в формате наукоемкости, кодифицированности, стабильности, легкодоступности в понимании, которые реализуют стремления жителей России на достойную степень пенсионного обеспечения в согласовании с международными стандартами, которые гарантируют право на жизнь.
Кроме того, мы считаем, что в данном случае также отсутствует системность, скоординированность решения вопросов в предоставленной области. Обновленные НПА ориентированы на поднятие социальной защиты граждан, предусматривают поднятие уровня пособий, пенсий, но одновременно с этим законодательство также остается трудным для осмысливания и применения.
Было бы значимым прочерчивание законной, научной экспертизы планов источников права на соотношение их всеобщим основам, целям, концепции установленной задачи, это дозволит законодателю избежать взаимоисключающих положений и обеспечить неконфликтные взаимоотношения в части правового регулирования.
При анализе регионального нормотворчества прослеживается стремление расширения возможностей субъектов РФ в части правового регулирования взаимоотношений в сфере социального обеспечения. Концептуально изменяется позиция в гарантированности главных социальных прав людей, сущность которой содержится в отказе страны от гарантированности всему населению РФ конкретного общественного стандарта данных прав.
1.2 Понятие иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев как субъектов социального обеспечения
Прекращение существования СССР способствовало тому, что существенное число лиц русскоязычного населения вдруг оказались жителями зарубежных стран, что способствовало массовой миграции. В феврале 1993 г. вступил в силу Федеральные законы «О беженцах» , который определяет порядок обращения и рассмотрения ходатайств, правомочия беженцев.
Беженец – это лицо, которое не выступает гражданином нашей страны и которое опасается стать жертвой необоснованных преследований по какой либо причине и не может воспользоваться защитой своего государства; либо, не имея конкретного гражданства и пребывая вне государства своего прежнего местожительства в процессе подобных событий, не может либо не хочет вернуться в нее из-за подобных опасений.
Таким образом, отечественное законодательство под беженцем понимает лицо, которое:
- не выступает гражданином РФ;
- пребывает вне государства своей гражданской принадлежности;
- не может воспользоваться защитой данного государства либо не хочет пользоваться подобной защитой из-за аргументированных опасений выступить жертвой преследований по определенному признаку.
Вынужденный переселенец - как правило, гражданин Российской Федерации, по схожим основаниям, кроме гражданства, который покинул место жительства на территории зарубежного государства и прибывший на территорию Российской Федерации либо вынужденный переместиться в границах России из одного субъекта Российской Федерации в иной.
К этой категории лиц можно причислить и иностранных граждан либо лиц без гражданства, которые постоянно проживают на законных основаниях на территории нашей страны и изменившие место жительства в границах территории Российской Федерации по отмеченным основаниям.
Следовательно, вынужденным переселенцем при наличии отмеченных выше случаев можно признать:
1) гражданина Российской Федерации, который вынужден покинуть место жительства на территории зарубежной страны и прибывший на территорию нашего государства;
2) гражданина Российской Федерации, который вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта страны и прибывший на территорию иного субъекта Российской Федерации;
3) иностранца, лица без гражданства, которые постоянно проживают на законных основаниях на территории России и вынуждены изменить свое постоянное место жительства в границах территории нашего государства;
4) гражданина бывшего СССР, который постоянно проживает на территории республики, входившей в состав СССР, приобретший статус беженца в РФ и потерявший данный статус из-за приобретения гражданства
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 04.05.2022.
3. Конвенция № 117 Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» (Женева, 22 июня 1962 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=6052;dst=0;rnd=189271.5753078095149249;SRDSMODE=QSP_GENERAL;SEARCHPLUS=%EE%E1%20%EE%F1%ED%EE%E2%ED%FB%F5%20%F6%E5%EB%FF%F5%20%E8%20%ED%EE%F0%EC%E0%F5%20%F1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%EE%E9%20%EF%EE%EB%E8%F2%E8%EA%E8;EXCL=PBUN%2CQSBO%2CKRBO%2CPKBO;SRD=true;ts=11622983891892718435810855589807 (сайт СПС КонсультантПлюс) (дата обращения: 04.05.2022).
4. Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств (Заключена в г. Кишиневе 14.11.2008) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.04.2022.
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Заключено в г. Москве 31.08.2007) // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 5. - С. 49 - 53.
6. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 25.03.1993. - № 12. - Ст. 425.
7. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. - 22.05.1995. - № 21. - Ст. 1929.
8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - № 234. - 02.12.1995.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1(ч.1). - Ст. 1.
12. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3032.
13. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.
14. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2010. - № 49. - Ст. 6422.
15. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
17. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
18. Федеральный закон от 19.12.2016 № 419-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Собрание законодательства РФ. - 26.12.2016. - № 52 (Часть V). - Ст. 7468.
19. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ. - 25.12.1995. - № 52. - Ст. 5110.
20. Постановление Правительства РФ от 08.10.2013 № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 14.10.2013. - № 41. - Ст. 5204.
21. Письмо УФНС России по г. Москве от 10.11.2006 № 21-18/668 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 04.05.2022.
22. Письмо Минтруда России от 18.12.2015 № 17-3/В-620 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 04.05.2022.
23. Письмо Минтруда России от 09.02.2016 № 17-3/В-48 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 04.05.2022.
24. Письмо Минтруда России от 21.06.2016 № 17-3/В-258 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 04.05.2022.
25. Приказ МВД России от 14.11.2017 № 853 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2017 № 49188) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 22.04.2022.
Научная и учебная литература
26. Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.04.2022.
27. Антипьева Н.В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 21 - 26.
28. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2019. 304 с.
29. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2018. 144 с.
30. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2004.
31. Гусев А.Ю. Значение мониторинга правоприменения для совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Российский судья. 2016. № 2. С. 47 - 49.
32. Ждан А. Споры о размере пенсии: подходы судебной практики // Жилищное право. 2018. № 10. С. 91 - 101.
33. Жеребцов А.Н., Шуршалова Е.С. Комментарий к Федеральному закону от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 01.06.2021.
34. Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система // Журнал российского права. 2015. № 7. С. 5.
35. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2001.
36. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах // Российская газета. 2014. 18 декабря.
37. Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.04.2022.
38. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003.
39. Крашенинников П.В. Жилищное право. 12-е изд., перераб. и доп. Москва: Статут, 2020. 432 с.
40. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 1998.
41. Миролюбова О.Г. Реализация принципа равенства участников жилищных отношений в правоотношении общей собственности на жилое помещение // Социально-юридическая тетрадь. 2014. № 4. С. 72.
42. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К.А. Экштайна// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 23.04.2022).
43. Серебрякова Е.А., Ситникова Е.Г. Трудовой договор с иностранцем: от заключения до прекращения. - М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 17. 176 с.
44. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 403.
45. Торгашин И.М. Право на жилище и понятие «достойный жизненный уровень» // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 139.
46. Шарин В.И. О понятии «социальное обеспечение» // Электронный ресурс: URL: http://id.atiso.ru/node/76, дата обращения 22.04.2022.