Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях хозяйствования ни одно предприятие не может функционировать и производить продукцию без осуществления закупок товарно-материальных ресурсов.
Актуальность темы заключается в том, что совершенствование информационно-документационной сферы закупок и эффективное построение закупочной деятельности - одно из основных условий успеха в работе предприятий.
Объектом исследования является закупочная деятельность ИП Ладыгин.
Предметом работы выступает система информационно-документационного обеспечения организации закупок материальных ресурсов на предприятии.
Целью настоящей работы выступает разработка мероприятий по совершенствованию системы информационно-документационного обеспечения закупочной деятельностью торговой организации. Цель реализуется на основе комплексного анализа системы документационного обеспечения организации закупок на предприятии.
В связи с поставленной целью ставится ряд следующих задач:
раскрыть понятие и сущность информационно-документационного обеспечения торговли и закупок;
исследовать задачи закупочной деятельности предприятия;
рассмотреть главные этапы осуществления информационно-документационного обеспечения торговли и закупок;
описать структуру и функции отдела закупок;
дать характеристику закупочной деятельности на примере конкретного предприятия;
выявить основные проблемы информационно-документационного обеспечения торговли и закупок компании и предложить мероприятия по их устранению.
Работа состоит из трех основных глав.
В первой главе рассматриваются теоретические основы и сущность информационно-документационного обеспечения торговли и закупок.
Во второй главе анализируется закупочная и торговая деятельность конкретного предприятия.
В третьей выявляются основные проблемы и предложение мероприятий по совершенствованию информационно-документационного обеспечения торговли и закупок.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области закупочной деятельности предприятий, управленческие порталы и ресурсы сети Интернет, внутренняя документация ИП Ладыгин.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОРГОВЛИ И ЗАКУПОК В КОМПАНИИ
1.1.Понятие и сущность информационно-документационного обеспечения торговли
Современная торговля представляет собой процесс обмена товаров на денежный эквивалент, который является основным элементом рыночных отношений в целом [4, c.31]. Так, торговля предполагает процесс перехода товаров от одного лица к другому, имеющий целью реализовать товар с целью получения прибыли. Розничная торговля также является важнейшей отраслью экономики, имеющей собственную инфраструктуру, иерархическую организацию, региональную распространенность, разделение функций, и которая направлена на реализацию посреднической функции между сферами производства товаров и благ до их конкретного потребления.
Предприятия торговли завершают процессы кругооборота средств, которые были вложены в произведенные предметы потребления, а также происходит превращение товарной стоимости в денежную стоимость, создание экономической основы для возобновления производства различных товаров и стартовых возможностей для начала нового цикла производства. Торговля является источником поступления денежных средств, что влияет на формирование основ финансовой стабильности всего государства [8, c.165].
Таким образом, торговля – это хозяйственная деятельность предприятий по обороту и купле-продаже различных товаров. Она является особой формой товарного обращения, которое осуществляется посредством денежных средств, и связанное с актом купли-продажи благ и совокупностью специфических хозяйственных операций, направленных на обслуживание данного процесса обмена [5, c.22].
Следует отметить, что коммерческая деятельность торговых предприятий в отличие от оптовых предприятий имеет свои характеристики. Так, торговые предприятия продают продукцию непосредственно населению, физическим лицам, что связано с применением специфических инструментов и методов розничных продаж, что окончательно завершает процесс обращения товара от изготовителя продукции до его потребителя.
Осуществление процесса продажи товаров населению предполагает наличие специально оборудованного торгового помещения у розничного предприятия, приспособленного для обслуживания покупателей, а также для подбора и формирования торговых ассортиментов и возможностей их оперативного изменения в соответствии с меняющимся спросом населения. Процесс продажи также предполагает практику постоянного маркетингового изучения спроса покупателей на рынке, умения продавать товар конкретному человеку [10, c.76].
Развитие торговли связано с созданием специальных служб по исследованию и прогнозированию потребительского спроса, формированию товарного ассортимента, по анализу подходящих форм и методов розничной торговли при содействии государственных и муниципальных органов власти для контроля реализации продукции, для разработки новых видов товаров [11, c.265].
Правильный процесс организации коммерческой деятельности в рамках торговли способствует увеличению товарооборота, удовлетворению спроса населения на товар и получению коммерческой прибыли розничными предприятиями.
От успешной организации и функционирования сферы торговли во многом зависит успешность развития всего народнохозяйственного комплекса страны, сбалансированность ее внутреннего рынка, удовлетворенность растущих потребностей общества. Поэтому важной задачей в организации розничной торговли является стремление точного соблюдения сроков поставок товаров и услуг, соблюдения всех пунктов договорных обязательств по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.
Основная роль торговли в сфере товарного обращения связана с её активным участием в обеспечении устойчивости реализации товаров их потребителям. Предприятие розничной торговли контролирует полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, следя за постоянным наличием в продаже поставляемых организацией товаров, участвует также и в рекламных мероприятиях, организует перепродажу излишков закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос [14, c.176].
Таким образом, процесс организации розничной торговли в сфере товарного обращения заключается в организации купли - продаже товаров и услуг, их складировании и хранении, доведении товаров до потребителей и обеспечение сопутствующих информационных и маркетинговых услуг. На макроуровне розничная торговля призвана формировать совокупный спрос и предложение, стабилизировать уровни цен на товары и услуги.
Важным моментом в управлении торговлей является информационно-документационное обеспечение.
Организация информационно-документационного обеспечения, как составная часть организации работы с документами, в свою очередь, связана с вопросами организации движения и учета документов на предприятии. Для организации хранения этих документов на предприятии ведется архивное дело. Непосредственное использование подготовленных документов, применение различного рода документации, связывает понятие делопроизводства с понятием документационного обеспечения торговли [13, c.154].
Служба документационного обеспечения торговли на предприятии является его структурным подразделением, которое выполняет и реализует функции по документационному обеспечению торговой деятельности, а работники данной службы являются ответственными за организацию документооборота на предприятии [15, c.65].
Руководитель предприятия, как правило, берет на себя ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с официальными документами в структурных подразделениях компании [16, c.58]. Так, эффективная деятельность предприятий обеспечивается организацией системы связеймежду различной управленческой документацией. Непосредственное осуществление работы по делопроизводству осуществляется должностными лицами предприятия, на которых возложена ответственность за ведение делопроизводства, учет и обеспечение сохранности документов. Общая схема приведена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Ответственные лица за ведение делопроизводства [18, c.126]
Таким образом, ответственные лица на предприятии решают следующие задачи [19, c.122]:
создание и последующее оформление официальных документов в соответствии с определенными стандартами,
создание всех необходимых условий для обеспечения движения и циркуляции документов на предприятии (в том числе, организация регистрации документов, обеспечение контроля за движением документов и сроками их исполнения),
создание необходимых условий для обеспечения эффективного поиска нужных документов (классификация документов по определенным номенклатурам дел предприятия),
создание надежных условий для хранения документов.
Ключевые задачи приведены на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Основные задачи, выполняемые документированной информацией [21]
Существует три основных формы организации информационно-документационного обеспечения торговли: централизованная, децентрализованная и смешанная формы [23, c.154].
Централизованная форма организации подразумевает, что все операции по обработке документов сосредоточиваются в руках единого для всего учреждения центра – канцелярия [24, c.187].
Децентрализованная форма подразумевает рассредоточение делопроизводственных операций между различными структурными подразделениями предприятия, каждый из которых выполняет определенный набор делопроизводственных функций [26, c.80].
При смешанной форме все операции по делопроизводству выполняются как централизованно (например, организация приема, регистрации, контроля, размножения документов), так и децентрализовано (что касается организации справочно-информационного обслуживания подразделений компании, хранения документов и формирования дел) [27, c.179].
Форму организации делопроизводства предприятие выбирает с учетом своего размера, объема существующего документооборота, определенного состава его структурных подразделений. Так, для небольших предприятий, где документирование торговли осуществляется непосредственно в подразделениях компании, которые могут находиться в различных районах, обычно характерен выбор централизованной формы организации документооборота. В больших организациях, наоборот, используется смешанная форма организации делопроизводства.
Однако именно централизация делопроизводственных процессов в компании обеспечивает [12]:
снижение стоимости делопроизводственных операций;
улучшение организации труда делопроизводственного персонала, внедрение его нормирования;
специализацию и взаимозаменяемость работников делопроизводства;
использование прогрессивных и производительных технических средств;
единство организационного руководства компании.
Так, крупные компании должны стремиться к целесообразной централизации различных функций делопроизводства, которые затрагивают моменты приема и отправки документов, регистрации и контроля их исполнения, стенографирования и печатания документов, их размножения, методического руководства делопроизводством [17].
Способы документирования — это действия, с помощью которых различная информация фиксируется на носителях. Например, это могут быть записи от руки, машинопись или ввод данных с клавиатуры компьютеров.
Системы документирования представляют собой методы и средства фиксации информации. К ним относят [20, c.100]:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ,
2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. – Таганрог: ТРТУ, 2019. – 121 с.
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2018. — 272 с.
4. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2018. – 495 с.
5. Бузукова Е. Закупки и поставщики. – СПб.: Питер, 2018. – 416 с.
6. Гермацкий А.В. Закупочная логистика [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/660779/
7. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2019. – 626 с.
8. Дрожжин А.И. Логистика. – М.: Инфра-М, 2019. – 581 с.
9. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2017. – 386 с.
10. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая организация. – М.: Экономика, 2017. – 139 с.
11. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2018. – 576 с.
12. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
13. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 437 с.
14. Литке Х. Д. Управление проектами./ Под ред. Х.Д. Литке, Илонка Кунов. – М.: Омега-Л, 2018. – 337 с.
15. Логистика. Интегрированная цепь поставок/Д.Бауэрсокс, Д.Клосс – М.: Кнорус, 2019. – 227 с.
16. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2018. - №8(144). – с.56 – 67.
17. Модель зрелости закупок. Анализ функции закупок в российских компаниях/Х.Полиньски. Режим доступа: https://home.kpmg.com/
18. Мировые стандарты складской логистики/Э.Фразелли – М.: Инфра-М, 2018. – 336 с.
19. Миротина Л.Б. Эффективность логистического управления. – М.: Экзамен, 2019. – 448 с.
20. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2017. – 266 с.
21. Николашин В.М. Основы логистики. – М.: Инфра-М, 2019. – 361 с.
22. Оптимизация управления закупками и снабжением [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logists.by/library/view/optimizaciy-upravleniya-zakupkami
23. Покупки для бизнеса. Что такое снабжение/К.Баррат, М.Уайтхед – М.: Инфра-М, 2018. – 269 с.
24. Роберт Э. Эффективное снабжение. – М.: Инфра-М, 2018. – 403 с.
25. Руководство по закупкам/Н.Димитри, Г.Пига,Дж.Спаньоло – М.: Инфра-М, 2019. – 104 с.
26. Семененко А.И. Основы логистики. – М.: Инфра-М, 2018. – 418 с.
27. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2018. – 343 с.
28. Скоробогатова Т.Н. Логистика. – М.: Дашков и К, 2017. – 472 с.
29. Служба закупок на предприятии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/logistika-1/50.htm
30. Степанов В.И. Материально-техническое снабжение. – М.: Академия, 2018. – 192 с.
31. Стратегическое управление цепочками поставок/П.Кузинс, Р.Ламминг, Б.Лоусон, Б.Сквир – М.: Инфра-М, 2018. – 302 с.
32. Управление закупками и поставками/ М.Линдерс, Ф.Джонсон, А.Флинн, Г.Фирон – М.: Дашков и К, 2019. – 504 с.
33. Яркова А.А. Организация закупочной деятельности// Актуальные проблемы. - №9. – 2017. – 212 с.
34. Все о логистике [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistics.ru/
35. Информационный портал о логистике [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistic.ru/
36. Теория и практика логистики [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistics-gr.com/
37. Журнал «Логистика» [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistika-prim.ru/
38. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа :http://institutiones.com/,свободный.
39. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fa/,свободный.
40. «Бизнес – аналитика» [электронный ресурс].–режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.