Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В командных игровых видах спорта соревновательный процесс представляет собой постоянный переход от нападения к обороне и обратно. Этот процесс имеет циклическую структуру и повторяется с определенной частотой и периодичностью. Овладение мячом или шайбой подразумевает под собой начало проведения атакующих действий, которые имеют свои особенности в зависимости от вида спортивной деятельности. Если смотреть на результативность в командных игровых видах спорта, то она складывается из основных атакующих процессов, каждый из которых имеет свою специфику и вносит свой вклад в соревновательный результат.
Из вышесказанного следует, что анализ методики постановки бросков и ударов во флорболе и исследование их влияния на общую результативность является весьма важным, так данные позволяют по-новому взглянуть на тренировочный процесс и вносить необходимые коррективы.
Флорбол – это молодой, набирающий популярность игровой вид спорта. Основная цель во флорболе – забить большее количество голов в ворота соперника, чем это сделала команда соперника. Достигается он за счет выполнения различных видов финальных атакующих действий – бросков и ударов. При этом, как правило, побеждает в игре та команда, которая выполняет не только большее количество бросков, но и делает это более качественно.
В отличие от удара по мячу, бросок позволяет поднять мяч при ударе поворотам, что делает его гораздо более угрожающей альтернативой удару. Бросок- это многоуровневая координационная задача, включающая обе верхние конечности в замкнутой цепи. Цель броска состоит в том, чтобы послать мяча в цель как можно точнее и быстрее.
Основываясь на предпочтении последовательности в движениях броска, можно предположить, что флорболисты следуют принципу кинетической связи и принимают проксимально-дистальную последовательность в броске мяча. Однако, бросок выполняется двумя руками в замкнутом цикле и с расширенным контактом между клюшкой и мячом, в следствие чего, обычная проксимально-дистальная последовательность может быть не полностью выполнена.
Гипотеза исследование - мы полагаем, что начальное обучение игре в флорбол целесообразно осуществлять с учетом обоснованной последовательности обучения базовым элементам техники во флорболе способствующей положительному переносу умений и навыком.
Объект исследования – техническая подготовка юных флорболистов8-9 лет.
Предмет исследования – Методика обучение базовым элементам техники владения клюшкой и мячом.
Цель исследования – разработать методику постановки бросков и ударов во флорболе у игроков 8-9 лет.
Задачи исследования:
1. Провести научно-методический обзор литературы по технической подготовки юных флорболистов
2. Разработать методику постановки бросков и ударов во флорболе и проверить ее эффективность.
3. Провести формирование педагогического эксперимента
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Обзор научно-методической литературы по теме исследования
1.1. Флорбол как командный игровой вид спорта
Флорбол очень молод, и соответственно очень интересен учащимся своей актуальностью - новизной. Динамичная и увлекательная игра, которая развивает мышление, двигательные умения и навыки.
Вопрос о том, где именно зародился флорбол, широко обсуждается. Канада, Швеция и США утверждают, что были изобретателями этого вида спорта. В то время как первая современная игра во флорбол состоялась в Гетеборге, Швеция, в 1968 году, Канада и США играли в очень похожую версию еще в 1950-х годах. В Канаде его называли просто «хоккей с мячом», а в Америке — «хоккей с мячом», по имени производителя клюшек Cosom.
Флорбол — универсальный командный вид спорта, разработанный в 1970-х годах в Швеции, в который играют на катке с пятью полевыми игроками и вратарем в каждой команде. Во флорбол играют пластиковыми клюшками и легким мячом, а также вратарем без клюшки. Флорбол имеет сходство с хоккеем, и его главная цель — забить больше голов, чем команда соперника. Для Специальной Олимпиады игра немного отличается от «обычной» формы флорбола. Матчи проводятся 3 на 3 с вратарями на меньшей площадке размером 20 м в длину и 12 м в ширину. Эта форма флорбола была разработана для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями и будет показательным видом спорта на Всемирных зимних играх Специальной Олимпиады 2013 года в Корее.
Как и в хоккее, здесь две команды, и на площадке может быть от 3 до 5 полевых игроков и вратарь с каждой стороны. У команд есть возможность убрать вратаря и добавить еще одного нападающего в любое время, если они пожелают, если с каждой стороны на площадке находится не более 6 игроков. Выбивание ворот — это наступательная стратегия, которая на самом деле используется только тогда, когда этой команде нужно забить, чтобы сравнять счет.
Игра интенсивная, в ней много бега и действий, и командам разрешено менять игроков, когда они захотят. Игроки меняются между скамейкой запасных и площадкой на протяжении всей игры, давая игрокам возможность отдохнуть, если они получат травму.
Обычная игра во флорбол состоит из трех периодов по 20 минут каждый. Однако в течение каждого периода игра будет время от времени останавливаться из-за пенальти, тайм-аутов, забитых голов или выхода мяча за пределы поля. После окончания периода делается 10-минутный перерыв, и команды меняются на другом конце площадки. Командам разрешается только один тайм-аут продолжительностью 30 секунд, и есть два судьи, которые следят за соблюдением правил.
Флорболисту необходимо эффективно двигаться, сохранять ловкость и координационную выносливость на протяжении всего игрового времени матча. Передвижения человека, прибавьте к этому еще и действия с клюшкой, контроль за мячом, реакцию на постоянные изменение игровой ситуации на поле, силовые контакты с соперником, замены игроков, да плюс к тому постоянные старты и остановки, смены направлений движения – и вы поймете, насколько уникальна игра флорбол. Чтобы играть в эту игру, предъявляющую жесткие требования к спортсменам, необходима специальная и весьма разнообразная физическая подготовка .
Флорбол способствует выработке тактики командной игры. Игра развивает не только физическую координацию, но и «психокоординацию» - активное и моментальное вовлечение в игровой процесс помогает развивать критическое мышление индивида, то качество, которое необходимо для человеческого организма в жизнедеятельности социума.
Игровая деятельность как флорбол является эффективным компонентом для построения «гармонизирующей коммуникации» между школьниками. Получение опыта владения «гармонизирующей коммуникации» в раннем возрасте, дает спектр преимуществ в дальнейшем эволюционном развитии индивида, так и общества в целом. Игра может выступать в виде «мостика» построения взаимоотношений человечества. Взаимоотношения между людьми основываются на доверительных и искренних началах. Уважение играет значимую роль в межличностной коммуникации на каждом этапе развития и становления личности. Данная игра развивает умение чувствовать и владеть своим телом. Можно утверждать, что флорбол как гармоничная спортивная игра дает преимущественные возможности содействию воспитанию здоровых, гармонично-развитых учащихся, что положительно влияет на их социализацию и физическую двигательную активность.
1.2. Психофизиологические особенности спортсменов 8-9 лет
Физическое развитие - это закономерный процесс, в ходе которого происходят изменения как морфологических, так и функциональных особенностей организма/
Переломным этапом в развитии ребенка является возраст семи лет. В этом возрасте интенсивные и неравномерные темпы роста тела ребенка, которые были характерны для предыдущих лет, активно замедляются и увеличение роста и веса ребенка становится более пропорциональным. Среди морфологических параметров, которые определяют физическое развитие, основными являются:
1) продольные размеры тела (длинна тела, длинна верхних и нижних конечностей);
2) масса мышечной ткани;
3) широтные размеры (обхват грудной клетки, грудной поперечный размер и переднезадний диаметр, ширина плеч, тазовый диаметр) .
Важнейшим обстоятельством жизни младшего школьника является переход из детского сада в школу. В возрасте 7-9 лет происходит быстрое биологическое развитие организма ребенка; гармоническое развитие мускулатуры тела, укрепление всех органов и систем (косной и мышечной системы, вегетативной и центральной нервной системы).
Из–за такой физиологической перестройки от организма ребенка требуется больше напряжения для мобилизации всех резервов. В этот периоду младших школьников происходит повышение подвижности нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость и повышенную эмоциональную возбудимость, в тоже время высокая пластичность нервной системы в этом возрасте способствует более быстрому овладению двигательных навыков .
По сравнению с дошкольниками, у детей младшего школьного возраста наблюдается значительное развитие лобных долей головного мозга, благодаря чему создается основа для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, которые являются основополагающими для развития целенаправленного произвольного поведения. Также у детей 7-9 лет наблюдаются особенности в организации движения, это связанно с тем, что мышечное развитие и способы управлениями идут не синхронно .
Развитие мелких мышц отстает от развития крупных мышц . Также у младших школьников не достаточна, развита способность концентрации внимания на изучаемое явлении. Сосредоточенное и напряженное внимание быстро приводит к повышенной утомляемости и нервно - психической ранимости. Проявление выражается в том, что работоспособность младших школьников резко падает уже после 25-35минут после начала урока. В группе продленного дня младшие школьники тоже могут испытывать утомление и могут быть утомлены от повышенного насыщения уроков и мероприятий .
В возрасте 7-9 лет относительно равномерно происходит развитие опорно-двигательного аппарата, но различна интенсивность его роста. Так, например, длинна тела ребенка в этот период увеличивается в большей мере, нежели масса его тела .
У детей в возрасте 7-9 лет достаточно подвижные суставы, скелет отличается большим количеством хрящевой ткани, легко растягивающимся связочным аппаратом. Все это создает отличные условия для развития гибкости, выполнения упражнений с большой амплитудой, что очень полезно отражается при занятиях хоккеем с шайбой. Позвоночный столб сохраняет хорошую подвижность до 8-9 лет. Мышцы спины очень слабые и не всегда способны длительно поддерживать тело в правильном положение, что обычно приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник, когда он находится в статическом положении.
Кости скелета, а в особенности позвоночник, отличаются большой податливостью внешних воздействий, очень хрупкие. Из-за этого осанка детей этого возраста представляется весьма не устойчивой, у них запросто может возникнуть асимметричное (неравномерное) положение тела.
Необходимо все время заботится о правильной позе, осанке, походке детей и не допускать получение травм костей скелета, которые распространены в хоккее .
Так при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц туловища, что в дальнейшем приводит к образованию «мышечного корсета» и искривления позвоночника не будет. Специалистами доказано, что возраст 7-9 лет наиболее благоприятен для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
Высокая двигательная активность – является единственной потребностью детей в возрасте 7-9 лет. Под двигательной активностью принято считать количество двигательных действий, которые выполняет человек в повседневной жизни. Мальчики проявляют двигательную активность в большей степени нежели девочки, поэтому девочки больше мальчиков нуждаются в организованных формах физического воспитания. В зимний период времени двигательная активность детей падает на 30-50%,чем в осенний и весенний периоды.
Исходя из этого, необходимо обеспечить детям, больший объем суточной двигательной активности, учитывая состояние их здоровья, а также физические и возрастные особенности. После учебных занятий детям рекомендуют не менее 1,5-2,0 часов проводить на улице играя в подвижные игры, или заниматься в спортивных секциях .
В возрасте 7-9 лет развитие физических способностей очень благоприятно влияет на их организм .
В этом возрасте основными являются задачи развития и совершенствования естественных двигательных действий, таких как:
• бег;
• ходьба;
• прыжки;
• лазанье;
• метание;
• плаванье.
Чем меньше возраст, тем больше внимания нужно уделять у креплениюмышц стоп, спины и формированию правильной осанки.
Различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста в физическом развитии незначительны. По росту, весу, быстроте и силе девочки несколько уступают мальчикам 7-9 лет. Но, уже в 10 лет эти показатели начинают выравниваться, и девочки начинают приближаться к мальчикам по спортивным результатам. В перспективе много летней подготовки приходится признать и существенные различия. В 11-13 лет у девочек обычно вместе с бурным физическим развитием наблюдается активный рост спортивных результатов. Для того, чтобы эти результатыбыли устойчивыми, необходимо уже с 9-10 лет заложить надежные основыкак технической, так и физической подготовки. В связи с этим углубленную спортивную работу с девочками надо начинать на 1-2 года раньше, чем с мальчиками.
1.3. Классификация основных технических действий во флорболе
Флорбол, как и другие командные спортивные игры, характеризуется наличием техники, которая имеет свои особенности и характеристики. Средством ведения игры во флорболе являются разнообразные технические приемы. Возможность достижения высоких спортивных результатов во многом определяется тем, насколько уверенно, полно и надежно владеют флорболисты всем многообразием этих приемов, насколько эффективно применяют их в постоянно меняющихся условиях игровой деятельности .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании [Текст] / В.В. Белинович. – М.: Физкультура и спорт, 2000
2. Билич, Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека [Текст] / Г.Л. Билич. - М.: Эксмо, 2016
3. Быков А.В. Исследование техники бросков и ударов во флорболе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 19 (45): Аспирантские тетради: Научный журнал. – СПб., 2007. – С. 332 – 335
4. Быков А.В. Методические особенности начального обучения во флорболе: дис. канд. пед. наук / А.В. Быков. – СПб., 2007
5. Быков А.В., Базовые элементы техники игры во флорбол // Быков А.В., Макковеева К.Н., Дитятева Е.Л., Щеголева М.Е. Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 2 (18). - С. 714-717
6. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т. А. Родионова. – М.: Академия, 2005
7. Граевская, Н.Д. Чувство скорости и скорость двигательной реакции [Текст] / Н.Д. Граевская. – М.: Медицина, 1978
8. Железняк, Ю.Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2001
9. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: учебник для педагогических вузов [Текст] / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин. – М.:СпортАкадемияПресс, 2001
10. Зациорский В. М. Биомеханика двигательного аппарата человека [Текст] / В. М. Зациорского Учебное пособие. – Москва, 1981
11. Карандеев А.И., Играйте в флорбол! / Карандеев А.И. Физическая культура в школе. - 2009. - № 4. - С. 32-37
12. Лейтес, Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей [Текст] / Н.С. Лейтес. – М.: Общая психология, 1970
13. Макковеева К.Н., Дитятева Е.Л., Щеголева М.Е. Базовые элементы техники игры во флорбол Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 2 (18). - С. 714-717
14. Максимов А.Н., Развитие координации у детей с ОВЗ элементами игры флорбол / Максимов А.Н., Плаксина Е.К. В сборнике: Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Сборник статей по материалам VIII-ой международной научно-практической конференции. Составитель Е.В. Иванов. 2016. С. 169-174
15. Методика оценки контроля технико-тактических действий хоккеистов высокой квалификации / В.П. Савин, В.С. Львов, Н.Н. Урюпин, Л.В. Вайсфельд // Хоккей : ежегодник. 1986 / сост. В.М. Колузганов. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – С. 46-49
16. Попов, А.Л. Спортивная психология [Текст] / А.Л. Попов. – М.: Флинта, 2000
17. Савин В.П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
18. Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников [Текст] / Г.П. Сальникова. – М.: Просвещение, 1998
19. Титовец С.В., Флорбол как средство физической подготовки студентов / Титовец С.В. В сборнике: XVII ЦАРСКОСЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ Материалы международной научной конференции. Под общей редакцией В. Н. Скворцова. - 2013. - С. 411-412
20. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст] / Н.И. Федюкович. – Ростов-на-Дону, 2013
21. Фурманов, И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. – М.: Минск, 1996
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ж.К. Холодов. – М.: Академия, 2000
23. Якушин Б.В. Классификация // Большая Советская Энциклопедия. Третье изд. – М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1973. – Том 12.