Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что каждый год во всем мире и, в част-ности, в Российской Федерации, увеличивается процент людей, имеющих особенности физического развития, причем многие из них имеют эти осо-бенности с рождения или с раннего детства.
Такая отрицательная динамика связана с изменением социально-экономических и экологических условий жизни людей на планете, посто-янными политическими конфликтами. Все эти факторы негативно влияют на уровень рождаемости здоровых детей и здоровье общества в целом.
Современная медицина не всегда способна справиться со сложными формами особенностей физического развития человека, а потому многие из них остаются инвалидами на всю жизнь, что значительно снижает каче-ство и уровень их жизни в обществе, вызывает необходимость получения социальной помощи в различных направлениях.
Так, например, в 2021 году в Российской Федерации на 9,4% в срав-нении с 2020 годом увеличилось число детей с ограниченными возможно-стями здоровья, что говорит о том, что через несколько лет все эти дети станут взрослыми и составят целый пласт совершеннолетних инвалидов без достаточной социальной поддержки государства и общества .
В Российской Федерации существует серьезная проблема социально-го обеспечения и обслуживания таких граждан, которая заключается не только в низком уровне материального обеспечения, но и в отсутствии единой, законодательно закрепленной концепции организации их трудо-вой деятельности и досуга.
Цель исследования: разработать проект организации досуга людей с особенностями физического развития на базе ГБСУ «АО Ширшинский психоневрологический» интернат.
В ходе исследования необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть медико-социальные аспекты изучения проблем людей с особенностями физического развития.
2. Выявить проблемы и технологии в организации досуга людей с особенностями физического развития.
3. Проанализировать программы и формы организации досуга для людей с особенностями физического развития в ГБСУ АО «Ширшинский психоневрологический интернат» на основе использования средств соци-ально-культурной деятельности.
4. Проанализировать удовлетворенность людей с особенностями фи-зического развития, проживающих в ГБСУ АО «Ширшинский психонев-рологический интернат», организацией досуга средствами социально-культурной деятельности.
5. Разработать проект «Творческий Калейдоскоп» для организации досуговой деятельности людей с особенностями физического развития в ГБСУ АО «Ширшинский Психоневрологический интернат» на основе ис-пользования средств социально-культурной деятельности.
Объект исследования: досуг людей с особенностью физического развития.
Предмет исследования: люди с особенностями физического разви-тия в процессе досуговой деятельности.
Степень исследованности проблемы: Исследованием данной про-блемы занимались такие авторы как: А.В. Абраменко, И.С. Борисова, М.В. Воронова, Л.А. Галямова, С.И. Демиденко, И.Т. Елисеева, Т.А. Ирбисова, А.А. Коноваленко, М.В. Соколов, Т.А. Терещенко, В.А. Филимонова, Д.А. Яковлев и многие другие.
Проблема исследования: существует достаточное количество тех-нологий организации досуга для лиц с особенностями физического разви-тия, однако они не могут удовлетворить все актуальные потребности этой категории граждан, в частности, духовных потребностей и стремления к самовыражению и социальной принадлежности.
Основы социально-культурного проектирования для данной про-блемы нашли свое отражение в трудах Г.М.Бирженюка, А.П.Маркова.
Методы исследования обобщение, социально-культурное проекти-рование, анализ документов.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование может представлять интерес для работников социально-культурной сферы при организации досуга людей с особенностями физи-ческого развития.
База исследования: ГБСУ АО «Ширшинский психоневрологиче-ский интернат», Архангельская область, Приморский район, поселок Ширшинский.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка источников литературы и приложе-ния.
Глава 1. Теоретические аспекты организации досуга людей с особенностями физического развития средствами социально-культурной деятельности
1.1. Медико-социальные аспекты изучения проблем людей с осо-бенностями физического развития
Под физическим развитием в научной литературе понимается есте-ственный биологический процесс становления и функционирования раз-личных систем организма, динамика морфологических особенностей и адаптационных возможностей человека в течение всей жизни .
Физическое развитие человека обусловлено рядом факторов, кото-рые представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Факторы физического развития человека
Наличие генетической предрасположенности является основопола-гающим фактором для физического развития человека. К сожалению, на сегодняшний день все больше рождается детей с серьезными наследствен-ными заболеваниями, а также нарушениями здоровья, связанными с осо-бенностями эмбрионального развития, которые обусловлены не только неправильным образом жизни матери в период вынашивания ребенка, но и спецификой ее организма, который создает неблагоприятные условия для формирования новой жизни .
Так, например, зачастую бывает так, что ребенок рождается с нару-шением функций одного из сенсорных анализаторов, что делает его инва-лидом в самом раннем возрасте. Также часто встречаются дети и взрослые с врожденным нарушением опорно-двигательного аппарата, которое мо-жет иметь как неврологическую (ДЦП), так и функциональную (дисплазия) или травматическую природу (неправильное положение плода в эмбрио-нальный период) .
Каждый человек в течение своей жизни испытывает ряд физиологи-ческих стрессов, прежде всего, боль, которая может вызывать различные нарушения физического развития. Кроме того, каждая болезнь или травма также негативно влияет на развитие физических показателей, потому счи-тается принципиально важным для человека постоянно отслеживать их со-стояние путем проведения регулярной медицинской диагностики (диспан-серизация) и самооценки собственного функционального состояния .
На уровень физического развития оказывает прямое влияние образ жизни человека, режим сна и отдыха, грамотное соотношение трудовой деятельности и досуга и т.д., употребление алкоголя, наркотиков, курение. При несоблюдении основных правил образа жизни физическое развитие человека может быть нарушено.
Основой жизни человека является питание, которое должно соответ-ствовать потребностям организма и быть рациональным, рассчитанным на определенный соматический тип человека. Нарушение принципов и режи-ма питания в большинстве случаев ведет к нарушениям физического раз-вития, в частности, к неправильному обмену веществ, нехватке важных микроэлементов, которые могут вызвать различные заболевания и особен-ности физического развития .
Также важна для физического развития человека и физическая нагрузка, которая также должна планироваться и рассчитываться в соот-ветствии с соматотипом человека и оказывать позитивное влияние на все органы и функциональные системы. Важно не только организовывать здо-ровые физические упражнения, но и не перегружать организм, особенно при наличии различных особенностей физического развития .
Для нормального физического развития человека в течение несколь-ких поколений важны позитивные социально-экономические факторы, ко-торые связаны с возможностью правильно организовывать свою жизнь, хорошо питаться, отдыхать достаточное количество времени. Люди с низ-ким социальным и материальным положением страдают от нарушений фи-зического развития, связанных с недостатком ресурсов и возможностей для сохранения своего здоровья в связи с отсутствием необходимого фи-нансового обеспечения .
Наконец, понятно, что каждый человек периодически переживает различные заболевания в своей жизни (простуда, травма, отравление и т.д.). Редко можно встретить человека, который никогда не болел. Однако многие люди игнорируют предписания врача и превращают легкое острое заболевание в тяжелое хроническое, не проходя должное лечение. Ведь известен тот факт, что последствия некоторых заболеваний могут быть го-раздо тяжелее, чем само течение болезни. Неправильное, несвоевременное лечение или его отсутствие в принципе зачастую приводит к различным хроническим последствиям, нарушениям физического развития человека и инвалидности .
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном обществе существует большое количество предпосылок для формирования особен-ностей физического развития, которые и становятся причиной инвалидно-сти.
На данный момент можно выделить три основные категории людей с особенностями физического развития, которые представлены на рисунке 1.2 .
Рисунок 1.2. – Категории людей с особенностями физического развития
Из рисунка 1.2 видно, что нарушения зрения и слуха могут быть как частичными, так и полными, что зависит от природы заболевания, вызы-вавшего нарушения зрения и слуха, а также особенностей медицинской и социальной реабилитации таких людей.
Нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть двух ти-пов :
– неврологические, когда происходит сбой работы опорно-двигательного аппарата из-за проблем, возникающих в нервной системе (например, ДЦП, рассеянный склероз), однако такие нарушения часто со-четаются с проблемами в когнитивной сфере;
– функциональные, связанные с врожденными дефектами, послед-ствиями заболеваний или травмами.
В связи с нарушениями физического развития люди получают опре-деленный статус в обществе, который характеризуется как инвалидность. Под инвалидностью в научной литературе понимается комплекс наруше-ния функций, связанных с наличием хронического заболевания, наличие которого не позволяет человеку выступать в качестве активного социаль-ного субъекта, участвовать в общественной жизни, выполнять трудовые и иные функции, которые характеризуют члена общества как полноценно-го .
Инвалидность может выступать в качестве как постоянной, так и временной характеристики, также она может быть врожденной и приобре-тенной. В соответствии с этим показателями, определяется статус инвалида в обществе и можно охарактеризовать существующие у него социальные, экономические и психологические проблемы .
В научной литературе приведены данные по динамике инвалидности в Российской Федерации за 2013–2020 годы, которые представлены на ри-сунке 1.3 .
Рисунок 1.3. – Динамика инвалидности в Российской Федерации за 2013–2020 годы, тыс. чел.
Несмотря на то, что на рисунке 1.3 представлена положительная ди-намика инвалидности в Российской Федерации (от 13082 тыс. чел. – в 2013 году до 11875 тыс. чел. – в 2020 году), нельзя говорить о том, что умень-шение количества инвалидов связано с положительными факторами, например, с их полным излечением и возвращением к нормальному обра-зу жизни.
Скорее всего, часть инвалидов, которые жили в России 2013 году, были в преклонном возрасте, и скончались от старости, различных забо-леваний или вируса COVID-19, а получение инвалидности на сегодняшний день является серьезной проблемой для людей с хроническими заболева-ниями, поэтому новых инвалидов за этот период зарегистрировано до-вольно мало .
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Абакумова, И.А., Заврагина, М.И., Остапенко, В.А. Режим пи-тания как условие сохранения здоровья человека: результаты эксперимен-тальных исследований / И.А. Абакумова, М.И. Заврагина, В.А. Остапенко // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 2. Медицина и социальное развитие. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2022. – С. 78–84.
2. Абраменко, А.В. Культурно-досуговые программы для инва-лидов и трудности их реализации в российской системе социального обес-печения / А.В. Абраменко // Проблемы социального обеспечения в России и за рубежом. – 2020. – № 5. – С. 90–108.
3. Базарова, О.Л. О практике деятельности психоневрологическо-го интерната / О.Л. Базарова // Социальное обслуживание. – 2012. – №10. – С. 40–45.
4. Борисова, И.С., Ратникова, Ж.В. Принципы формирования и функционирования досуговой инфраструктуры для лиц с особенностями физического развития в России и зарубежных странах / И.С. Борисова, Ж.В. Ратникова // Вестник Рязанского государственного университета. – 2022. – № 2. – С. 40–52.
5. Вишникина, Н.Г. Из опыта работы с клиентами психоневроло-гического интерната / Н.Г. Вишникина // Работник социальной службы. – 2013. – №8. – С. 30–38.
6. Воронова, М.В. Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями здоровья / М.В. Воронова // Киберленин-ка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-dosuga-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/viewer (Дата обращения: 12.03.2022).
7. Галямова, Л.А., Мариненко, М.А., Фроловская, Я.М. Адапта-ция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социально-культурной сфере: теория и практика / Л.А. Галямова, М.А. Мариненко, Я.М. Фроловская // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2020. – № 8. – С. 54–63.
8. Гараданова, Ж.Р. Методы психосоциальной реабилитации в психиатрических учреждениях на современном этапе организации психи-атрической помощи / Ж.Р. Гараданова // Исследования и практика в меди-цине. – 2015. – № 4. – С. 137–142.
9. ГБСУ АО «Ширшинский психоневрологический интернат». Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://shpndi.ru/ (Дата обра-щения: 10.03.2022)
10. Глазырина, С.В. Физическое развитие человека / С.В. Глазы-рина. – Томск: Атмосфера, 2015. – 350 с.
11. Демиденко, С.И., Пряникова, Р.А., Федорова, Ю.В. Медико-социальные проблемы инвалидности в современной России: обзор науч-ных исследований / С.И. Демиденко, Р.А. Пряникова, Ю.В. Федорова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуаль-ные проблемы современного общества: российский и зарубежный опыт». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 33–45.
12. Долина, Л.Н. Реабилитация инвалидов в условиях психоневро-логического интерната / Л.Н. Долина // Работник социальной службы. – 2012. – №5. – С. 23–30.
13. Елисеева, А.В., Протопопова, И.М. Специальная международ-ная премия «Филантроп»: основные аспекты организации и реализации, история и современное состояние / А.В. Елисеева, И.М. Протопопова // Социальные технологии. – 2022. – № 2. – С. 139–154.
14. Зозуля, О.М. Практика социального обслуживания клиентов психоневрологического интерната / О.М. Зозуля // Работник социальной службы. – 2013. – № 10. – С. 14–20.
15. Ирбисова, Т.А., Филимонова, Ю.В., Хвостовская, С.М. Осо-бенности социальной и трудовой реабилитации лиц с ограниченными воз-можностями здоровья в России: методологический аспект // Сборник ста-тей Пермского государственного университета. Вып. 4. Социальная рабо-та. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2021. – С. 104–120.
16. Капитонова, Е.С., Хромовицкий, А.В., Султанова, П.А. Разра-ботка и реализация программ организации досуга инвалидов в современ-ном мире: российский и зарубежный опыт / Е.С. Капитонова, А.В. Хромо-вицкий, П.А. Султанова // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 1. Медицина и социальное развитие. – Кемерово: Из-дательство Кемеровского государственного университета, 2022. – С. 85–100.
17. Коноваленко, А.А., Пирогова, В.А., Полежаева, М.И. Пробле-мы реализации досуговых программ для инвалидов в современной системе социальной помощи гражданам с ограниченными возможностями здоро-вья / А.А. Коноваленко, В.А. Пирогова, М.И. Полежаева // Вестник Астра-ханского государственного университета. – 2019. – № 10. – С. 50–63.
18. Коротенко, Н.Ф. Социальная адаптация инвалидов средствами социокультурной деятельности в условиях психоневрологического интер-ната / Н.Ф. Коротенко // Социология социальной сферы. – 2012. – №7. – С. 88–100.
19. Кудлачев, И.С., Титоренко, В.В., Храмова, С.А. Здоровье населения как показатель социально-экономического развития общества: основные направления исследования / И.С. Кудлачев, В.В. Титоренко, С.А. Храмова // Материалы научно-практической конференции «Совре-менное общество: проблемы и перспективы развития». – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2018. – С. 135–148.
20. Кузинова, А.М., Золина, О.Т. Человек как часть природы / А.М. Кузинова, О.Т. Золина. – Вологда: Светоч, 2019. – 290 с.
21. Ланская, И. Врачи объяснили, почему в России резко выросло число «особенных детей» / И. Ланская // ОСН Медиа. – 2021. – [Электрон-ный ресурс] https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/vrachi-obyasnili-pochemu-v-rf-rezko-vyroslo-chislo-osobennyh-detej/ (Дата обращения: 12.03.2022).
22. Мокрухина, И.Т., Вяземская, А.В. Инвалидность как медико-социальная проблема: классификация и особенности течения заболеваний, вызывающих инвалидность / И.Т. Мокрухина, А.В. Вяземская // Вестник Красноярского государственного университета. – 2020. – № 5. – С. 100–112.
23. Наговицына, Е.П., Филоненко, Я.В., Георгиенко, С.И. Пробле-ма классификации генетически обусловленных факторов нарушения физи-ческого развития человека: теоретический анализ / Е.П. Наговицына, Я.В. Филоненко, С.И. Георгиенко // Сборник статей Тюменского государствен-ного университета. Вып. 8. – Тюмень: Издательство Тюменского государ-ственного университета, 2018. – С. 56–69.
24. Равикович, О.С., Холодкова, А.П., Фишер, Т.А. Социальные и экономические проблемы инвалидности в Российской Федерации: норма-тивно-правовое регулирование и реализация программ оказания помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья // Сборник статей Вол-гоградского государственного университета. Вып. 3. Социальная работа. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2021. – С. 73–89.
25. Соколов, М.В. Досуг инвалидов: социальные и культурные ас-пекты. 2-е изд. / М.В. Соколов. – Р.-н.-д: Издательство Ростовского госу-дарственного университета. 2019. – 220 с.
26. Сосновская, Е.Н., Огонян, А.Д., Железнова, И.В. Технологии организации досуга лиц с особенностями физического развития: научно-практический обзор / Е.Н. Сосновская, А.Д. Огонян, И.В. Железнова // Вестник социально-культурной деятельности. – 2020. – № 16 (378). – С. 58–70.
27. Терещенко, Т.А., Николаева, С.В., Винникова, Н.М. Организа-ция мероприятий в контексте культурно-досуговой деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и методология / Т.А. Те-рещенко, С.В. Николаева, Н.М. Винникова // Сборник статей Ижевского государственного университета. Вып. 7. Социально-культурная деятель-ность. – Ижевск: Издательство Ижевского государственного университета, 2021. – С. 30–43.
28. Удалова, М.И., Воронихина, И.С. Категории лиц с ограничен-ными возможностями здоровья в российских классификациях: обзор науч-ных исследований / М.И. Удалова, И.С. Воронихина // Вестник социальной работы. – 2020. – № 11. – С. 99–108.
29. Филимонова, В.А. Теория и практика социально-культурной деятельности / В.А. Филимонова. – Петрозаводск: Перспектива, 2018. – 450 с.
30. Хорошевская, Т.П., Ваганова, А.И. Социальные, экономиче-ские и психологические детерминанты формирования проблем создания и реализации досуговых программ для инвалидов в Российской Федерации / Т.П. Хорошевская, А.И. Ваганова // Материалы международной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность в Рос-сийской Федерации: проблемы и перспективы». – Барнаул: Барнаульский государственный университет, 2021. – С. 66–79.
31. Цуканов, С.М. Физическая культура как форма повышения функциональности организма человека в современном мире / С.М. Цука-нов // Вестник физической культуры и спорта. – 2019. – № 3. – С. 10–15.
32. Чекмарева, С.И., Бритвин, А.М., Соколовская, А.Ю. Нрав-ственные проблемы инвалидов в современном обществе / С.И. Чекмарева, А.М. Бритвин, А.Ю. Соколовская // Материалы научно-практической кон-ференции «Современное состояние социальной сферы в Российской Феде-рации». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2019. – С. 28–39.
33. Ширшинский психоневрологический интернат. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://vk.com/club153404311 (Дата обращения: 10.03.2022).
34. Юргель, О.В., Терехина, С.В., Оганезова, И.С. Основные под-ходы к изучению функциональных нарушений организма человека: иссле-дование основных факторов и причин нарушений здоровья / О.В. Юргель, С.В. Терехина, И.С. Оганезова // Материалы международной научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы современного общества». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2021. – С. 40–54.
35. Яковлев, Д.А., Хворостова, И.Т., Табурская, М.В. Творчество и культурное развитие как значимые потребности лиц, имеющих ограни-ченные возможности здоровья: современные аспекты исследования / Д.А. Яковлев, И.Т. Хворостова, М.В. Табурская // Вестник Балтийского феде-рального университета им. И. Канта. – 2021. – № 12. – С. 47–60.