Фрагмент для ознакомления
2
1.Теоретические и дидактические особенности преподавания модуля «Растениеводство»……………………………………………………………….5
1.1. Содержание, место и планируемые результаты изучения образовательного модуля «Растениеводство» ………………………………..5
1.2 Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного модуля «Растениеводство»………………..11
1.3. Разработка программы образовательного модуля «Растениеводство»……………………………………………………………..16
2. Проектирование кабинета для образовательного модуля «Растениеводство»……………………………………………………………..24
2.1 Обоснование использования и выбор оборудования для кабинета…………………………………………………………………………24
2.2. Разработка плана кабинета по образовательному модулю «Растениеводство»……………………………………………………………..26
2.3 Требования к оснастке кабинета «Технологии» в рамках образовательного модуля «Растениеводство»………………………………..28
2.4 Охрана труда и техника безопасности в учебном кабинете……….47
3. Экономические обоснования внедрения материально-технического и методического обеспечения образовательного модуля «Растениеводство»...49
3.1 Формирования школьного бюджета………………………………49
3.2 Расходы на школу……………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………….65
Список литературы………………………………………………………66
Введение
Растениеводство как вид производственной и научной деятельности включает в себя несколько направлений: полеводство, луговодство, овощеводство, плодоводство и другие частные отрасли, связанные с выращиванием растений.
Растениеводство как научная дисциплина может рассматриваться не только в высших и средних специальных заведениях, в которых готовят будущих агрономов, но так же эту науку можно преподавать в школе. Тем самым прививая к ученикам любовь к труду, любовь к земле. Посредство тех знаний, которые ученики 5-8 классов смогут получить на уроке, они узнают, каким образом формируются растения, что такое урожайность и кормовая база, чем отличается рожь от пшеницы и что общего между арбузом и малиной. В процессе обучения дети узнают, как возделываются овощные, зерновые и декоративные культуры.
К особенностям растениеводства как отрасли сельскохозяйственного производства относятся его сезонность. Соответственно, дети изучают науку не только когда тепло, но и в зимнее время. Дети открывают для себя такое интересное биофизическое явление как стратификацию, учатся работать в теплице.
Актуальность нашей работы заключена в образовательном процессе, который есть неотъемлемая часть нашей жизни. И вместе с тем, важным элементом социальной сферы государства.
Кроме социальных задач образовательный модуль «Растениеводство». Наряду с чисто социальными задачами решает и экономические задачи. Впоследствии вчерашние ученики могут легко себя найти в сельскохозяйственной деятельности как специалисты, что способствует формированию трудового потенциала общества.
Цель работы: Изучить способы и методы преподавания образовательного модуля «Растениеводство». Для достижения этой цели необходимо было найти решения трем задачам:
1. Дать теоретическое обоснование образовательному модулю «Растениеводство».
2. Изучить каким образом должен работать рабочий кабинет по модулю «Растениеводство».
3. Обосновать с точки зрения экономики существование образовательного модуля «Растениеводство».
Объект исследования: Основы сельскохозяйственного производства.
Предмет исследования: Дидактическое и экономическое обоснование материально-технического и методического обеспечения технологии сельского хозяйства в образовательном модуле «Растениеводство».
Структура работы:
• Введение.
• Первая глава Теоретические и дидактические особенности преподавания модуля «Растениеводство», состоящую из трех параграфов.
• Вторая глава Проектирование кабинета для образовательного модуля «Растениеводство», состоящую из четырех параграфов.
• Третья глава Экономическое обоснование внедрения материально-технического и методического обеспечения образовательного модуля «Растениеводство», состоящую из трех параграфов.
• Заключение.
• Список литературы.
1.Теоретические и дидактические особенности преподавания модуля «Растениеводство»
1.1. Содержание, место и планируемые результаты изучения образовательного модуля «Растениеводство»
Своеобразной особенностью образовательного модуля «Растениеводство» является не только изучения мира растений, что небезуспешно происходит на уроках «Ботаники», но изучения методов ухода и выращивания культурных растений, в первую очередь растений сельскохозяйственного значения.
Главная цель, которую преследует этот модуль, заключена в повседневном крестьянском, или если хотите фермерском труде. Целью педагога преподающий этот образовательный модуль помочь детям получить знаний по растениеводству, основам культуры труда, представлений о различных видах сельскохозяйственных культур. Это образовательный процесс основан на включении школьников в разнообразные виды трудовой деятельности по выращиванию растений. В рамках производственного обучения необходимо достичь определенных целей, а именно:
Воспитательная цель:
• формирование культуры поведения и нравственности через уважения к своему и чужому труду на земле;
• формирование патриотизм через любовь к своей земле;
• формирование у юных граждан потребность положительного воздействия на природу.
• воспитывать культуру труда.
Основные направления образовательного модуля:
• участие в разработке и последующей реализации проектов по благоустройству школьной территории;
• Обучение самостоятельному подбору растений в зависимости от их переназначения и времени вегетации.
• Научно-исследовательская деятельность, которая заключена в наблюдении за ростом и развитием растений. Проведение биологических и экологических опытов.
• Изучение различных методов защиты растений от болезней, сорняков и вредителей.
• Изучить, как изготовляются гербарии.
• Изучить методы выращивания лекарственных растений и целебные свойства.
Главное, что следует учитывать при организации этого образовательного модуля это то, что он должен базироваться на исследовательской деятельности школьников в области растениеводства.
Формы и методы освоения программы модуля.
• Занятия со школьниками проводится как в индивидуальном порядке, так и в групповом.
• Разбор ситуационных проблем, практическое применение теоретических знаний является главным методом преподавания это дисциплины. На практике школьники лучше воспринимают учебный материал. Ситуационный разбор технологических проблем способен развить у детей способность мыслить самостоятельно и принимать нужное решение;
• Как было уже отмечено проводятся теоретические занятия.
• Выполнение опытно-исследовательской работы по агротехнике растениеводства.
Методы обучения в образовательном модуле «Растениеводство»:
монологический,
диалогический,
алгоритмический,
показательный,
эвристический,
объяснительно-иллюстративный,
• практический,
• метод проектов.
Методы преподавания:
• объяснительный,
• информационно-сообщающий,
• иллюстративный.
Методы учения:
• репродуктивный,
• исполнительный,
• поисковый,
• проблемный.
Методы воспитания:
• убеждения,
• упражнения,
• личный пример.
Рассмотрим технологию обучения
В преподавании модуля используются личностно-деятельностные технологии. Под этим следует понимать исследования частного случая, технология дидактических задач. Современный образовательный процесс строится на ситуациях, которые требуют поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между учителем и учениками. Поэтому здесь применимы технология интерактивного обучения, технология позиционного обучения и учебная дискуссия.
Формы контроля:
• Для того чтобы понять на сколько хорошо была освоена та или иная темы следует применять промежуточную форму контроля. Для этого могут подойти информационные сообщения и реферативные работы школьников.
• Итоговая проверка знаний может проводиться в рамках защиты проекта школьником, либо обсуждение результатов выполнения опытов.
Рассмотрим, какие компетенции формируются в ходе освоения программы модуля.
Учебно-познавательные:
• Школьник должен научиться самостоятельно, определять последовательность работ.
• Юный агроном должен быть критичен к своей работе, соответственно в образовательном модуле детей учат самостоятельно оценивать свою работу.
• Уметь выявлять причинно-следственные связи;
• Творчески решать практические задачи.
Коммуникативные:
• Вести диалог, выступать публично;
• Участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
• Уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, формулировать выводы.
Общекультурные:
• соблюдать нравственно-этические нормы поведения;
• соблюдать правила по технике безопасности при выполнении практических работ.
Информационные:
• уметь конспектировать, осуществлять пометки, выписки, составлять тезисы;
• описывать полученные результаты, делать выводы.
Прогнозируемые результаты
• формирование первоначальных трудовых навыков;
• создание вокруг школы цветника;
• благоустройство школьной территории;
• развитие у школьников интереса к многообразию растительного мира;
• укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Тематическое планирование
Программа образовательного модуля «Растениеводство» предполагает в себе разнообразные наборы содержания и формы подготовки школьников второго уровня обучения к труду. Модульный принцип построения занятий обеспечивает интеграцию различных видов деятельности, которые важны для достижения школьниками целей обучения. Ниже будут предложены два модуля каждый из, которых это независимая программа обучения. Оба этих модуля строятся на технологический процессе обработки учебного материала. Эти материала объединены смысловым и логическим единством и в итоге направлены на достижение комплексов дидактической цели.
Вот сами модули:
• Модуль «Цветоводство» (5-6 классы);
• Модуль «Овощеводство» (7-8 классы).
В таблице №1 будет указана программа образовательного модуля «Растениеводства», расписанная по темам, по теоретическим и практическим часам на примерах предметов «Цветоводство» и «Овощеводство».
Табл. 1 – Обобщенная программа образовательного модуля «Растениеводство» рассчитанная на 4 года обучения для школьников 5- 8 классов
Первый модуль обучение «Цветоводство» для 5-6 классов
Первый год обучения
Тема занятий Количество занятий Количество часов
Вводное занятие «Биологические основы цветоводства»
3 20
Строение цветочно-декоративных растений
3 12
Сбор и хранение семян
3 16
Размножение декоративных растений
3 20
Резервное время - 2
Второй год обучения
Вводное занятие «Уход за комнатными цветами»
3 10
Вредители и болезни комнатных растений 3 10
Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт
3 10
Выращивание рассады цветочных растений 3 16
Высадка рассады цветочных культур 3 16
Резервное время - 2
Второй модуль обучение «Овощеводство» для 7-8 классов
Третий год обучения
Вводное занятие «Классификация и происхождение овощных растений»
3 24
Семена и посадочный материал. Рассадный метод в овощеводстве
3 28
Продолжение таблицы №1
Морфологические и биологические особенности овощных культур
3 28
Резервное время - 2
Четвертый год обучения
Вводное занятие «Технология выращивания основных овощных культур»
3 40
Сорные растения 3 12
Вредители и болезни овощных культур
3 16
Резервное время - 2
1.2 Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного модуля «Растениеводство».
Для полноценного преподавания модульных курсов по предмету «Растениеводство» является грамотное формирование учебно-методического и материально-технического обеспечения. Такое обеспечение позволяет регулировать учебный процесс, сделать учебный процесс познавательным и способствовать развитию коммуникативных способностей детей.
Рассмотрим каждый пункт в отдельности:
Цель регулятивной функции заключена в обеспечении школьникам организацию их учебной деятельности:
• Целеполагание. Школьник совместно с учителем ставит перед собой конкретную задачу, соотнося уже полученные знания со знаниями, которые предстоит получить.
• Планирование. Для достижения цели необходимо решить ряд задач. Значит необходимо спланировать последовательность действий.
• Прогнозирование. Предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик;
• Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• Коррекция. Внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
• Оценка. Выделение и осознание школьниками того, что уже усвоено, и того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
• Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствия.
Познавательная функция:
• Школьники должны уметь выстраивать логической цепочки, уметь рассуждать, анализировать.
• Школьник должен уметь искать и находить нужную информацию самостоятельно. Выделять из огромного инфопотока самое нужное. Выполнять такой поиск ребенок должен уметь как с помощью современных средств поиска информации, так и с помощью устаревших средств (учебники, книги, справочники, энциклопедии, журналы, отдельные статьи и главы).
• Осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные функции:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: офиц.текст. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц.текст. – М.: Экзамен, 2016.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: офиц.текст. – М.: Экзамен, 2016.
4. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г., № 249 // Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 29.03.2016.
5. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий. - СПб., 2003.220 с.
6. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. М.: 2003.416 с.
7. Беляков С.А. Финансирование системы образования / Беляков С.А.– М.:МАКС Пресс, 2016.
8. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования / Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. // Педагогика. – 2016. - № 1
9. Боткин О.И. Методология бюджетирования муниципальных
10. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н. Новгород, 1991.340 с.
11. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / Годин А.М., Подпорина И.В. – М., 2014.
12. Гуртов В.А., Сигова С.В. О финансировании образования / Гуртов В.А., Сигова С.В. // Финансы. – 2015. - № 8.
13. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий. - М. 1997.210 с.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М; 1996.288 с.
15. Долгополов В.В. Генштальт - подход / Частная школа. №1 1995. С.22-24.
16. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука, Тюмень, 1900.208 с.
17. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М.: 1989.470 с.
18. Кравченко Л.В. Финансовое обеспечение учреждений системы образования // Проблемы и перспективы развития бизнеса на предприятии и в регионе: сборник научных трудов: вып.1, ч.1. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014.
19. Ковжасарова М.Р., Нурахметов Н.Н., Аульбекова Г.Ю. Технологизация учебного процесса: казахстанский опыт. Алматы, 2005.224 с.
20. Коджаспирова Г.М., Петров В.К. Технические средства обучения методика их использования. М., 2001.245 с.