Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждая организация создается с целью получения доходов (экономическая выгода). Для получения более больших объемов дохода фирма выбирает определенный вид деятельности, который может обеспечить стабильные и высокие уровни прибыли предприятия. Однако при этом любая экономическая деятельность связана с наличием расходов. Поэтому важной задачей экономической службы предприятий является оптимизация доходов и расходов компании.
Анализ полученных предприятием убытков по результатам определенного периода основывается на структуре показателей доходов. Это дает возможности для дальнейшего планирования расходов и стабилизации доходов предприятий.
Как доход, так и убыток образуется не только в результате реализации основной деятельности, но существует ряд факторов, оказывающих влияние на конечные экономические результаты конкретной фирмы по другим видам ее деятельности. Именно для этого данные позиции отражаются на специальных счетах субсчетах в бухгалтерском, управленческом и налоговом учетах.
Однако современные тенденции развития рынков, связанные с финансовой нестабильностью и ростом конкурентной борьбы, оказывают достаточно сильное влияние на осуществление выбора методов повышения общей доходности деятельности современных компаний. В качестве своих конкурентных преимуществ многие организации осуществляют стратегии фокусирования на издержках, требующих необходимости применения принципиально нового подхода к управлению затратами.
Управление затратами выступает средством достижения высоких экономических результатов деятельности предприятия, проводящего политику учета и контроля затрат, их калькулирования и бюджетирования, т.е. всех процессов, осуществляющихся во взаимосвязи с основными целями функционирования компании.
Основное содержательное наполнение этапов анализа затрат организации напрямую связано с проведением бухгалтерского учета затрат. Применение системы учета затрат методами директ-костинг (метод бухгалтерского калькулирования) не дает полноценной информации, необходимой для всестороннего анализа затрат организации. Поэтому для проведения анализа безубыточности деятельности в организациях, использующих такую систему учета затрат, эффективнее формировать информационную базу о затратах в соответствии с системой стандарт-костинг (метод калькуляции с использованием нормативных затрат).
Актуальность данной темы заключается в том, что большинство крупных предприятий ставят перед собой политику по оптимизации своих доходов и учету затрат и калькулированию себестоимости выпускаемой продукции на первое место в условиях современной экономики. Основные элементы этой политики широко используются сегодня в отечественных компаниях, которые уже достаточно ориентированы на достижение конечных результатов по минимизации своих затрат в рамках непростых условий реализации своей хозяйственной деятельности. Анализ себестоимости выпускаемой продукции, реализуемых предприятием работ или услуг имеет важное для менеджмента значение. Его проведение позволит руководству определить тенденции изменений показателей расходов, выполнения планов по издержкам, определять влияние различных переменных на рост расходов и дать грамотную оценку эффективности функционирования всего предприятия, использующего свои производственные возможности и устанавливающего резерв по снижению себестоимости товаров.
Объект работы - система управления затратами в современных организациях.
Предметом данной работы является анализ расходов в гостинице Астория.
Главной целью работы является комплексный анализ системы управления расходами в компании с целью стабилизации финансового состояния и повышения рентабельности деятельности гостиницы Астория.
В связи с этой целью ставится ряд следующих задач:
определить сущность и понятие расходов организации,
выделить основные методы определения управления затратами,
проанализировать нормативно-правовую базу управления расходами,
анализ структуры и динамики затрат в гостинице Астория,
разработка направлений по управлению затратами в компании.
Работа состоит из трех основных частей. Первая часть исследует теоретические основы и сущность затрат современных предприятий, систему их определения и эффективного управления. Вторая глава касается вопросов анализа расходов в гостинице Астория. В третьей главе предлагаются меры по минимизации расходов.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области учета и анализа расходов в организациях (Кузьмина М.С., Савицкая Г.В., Покропивный С.Ф., Сухинина В.В.), материалы компании и бухгалтерская отчетность гостиницы, управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты управления расходами современных организаций
1.1.Понятие и основные виды расходов
В современных экономических условиях, вся деятельность организаций связана с расходами, которые постоянно растут. Они связаны с обеспечением текущей деятельности фирмы, с ее стратегическими планами развития.
Производство любого предприятия связано с затратами на сырье, электроэнергию, рабочую силу, оборудование, землю и так далее. Без использования необходимых ресурсов невозможно создавать новые продукты. Поэтому оплата всех видов сырья, материалов, рабочей силы и услуг необходима для производства определенного вида товаров.
Расходы организации в целом представляют собой сокращение экономических выгод компании из-за выбытия каких-либо активов. В качестве активов выступают показатели денежных средств или иного имущества. Расходы организации связаны также с возникновением обязательств, приводящих к уменьшению капитала предприятий.
Рис.1.Классификация расходов предприятия [21]
Поэтому в условиях рыночных отношений важную роль играет снижение издержек производства. Основной целью любой промышленной и коммерческой организации является максимизация получаемой прибыли, которая представляет собой разность между полученными денежными средствами за реализацию продукции или услуг и затратами на производство и реализацию этих благ. Таким образом, расходы предприятий оказывают непосредственное влияние на эффективность формирования прибыли. Чем меньше будет себестоимость продукции компании, тем более конкурентоспособным будет предприятие, которое получит больший экономический эффект от продажи своей продукции.
Одна из наиболее актуальных проблем большинства российских предприятий - необоснованный и неконтролируемый рост затрат. Для решения этой проблемы компаниям необходима четкая программа по управлению затратами.
Любая деятельность предприятий подразумевает необходимость минимальных вложений при соблюдении максимальной отдачи. Стремясь к сокращению затрат, руководитель более эффективно организует технологические процессы в своей компании. А для максимизации прибыли будут оцениваться все внешние воздействия.
Издержки предприятия Карл Маркс связывал с производственными издержками и издержками обращения. К первым относятся затраты, которые направлены на закупку сырья и материалов, выплату зарплаты работникам, амортизацию. Издержки же обращения связаны с реализацией продукции.
Современные аналитики рассматривают расходы, которые зависят от объемов выпускаемой продукции и которые непосредственно не зависят. К независящим расходам относятся постоянные издержки на арендную плату, проценты по займам, расходы на оборудование, содержание охраны. Это расходы, возникающие независимо от работы предприятий, выпуска продукцию. Переменные издержки наоборот зависят от объемов выпуска продукции. Это расходы, связанные с обеспечением материалов, сырья, энергии, зарплаты и так далее.
Расходы предприятия представляют собой убытки, образующиеся в связи с осуществлением основной деятельности организаций (Рис.2). Как правило, они связаны с уменьшением или оттоком активов. Расходы предприятия отражаются в отчетном документе об финансовых результатах в соответствии. В бухгалтерской отчетности соотносится размер доходов и бухгалтерских затрат на их получение.
Рассматривая основные виды расходов, в совокупности переменные и постоянные формируют валовые издержки.
Зарубежные авторы рассматривают категорию расходов как стоимостную оценку потребления товаров и услуг. Например, американский специалист по бухучету Р. Энтони считает, что расходы – это издержки, относящиеся к текущему отчетному периоду [19]. Издержки увеличивают активы предприятия, если способны приносить доходы в будущем. В противном случае это они связаны с сокращением нераспределенной прибыли текущего периода.
Другой американский специалист по бухучету Б. Нидлз, считает, что расходы – это затраты, связанные с производством товаров и оказанием услуг, которые возникли в процессе получения дохода.
По мнению немецкого экономиста Г. Шмалена расходы объединяют платежи и кредиторскую задолженность предприятий [10].
А.Д. Шеремет указывает на то, что затраты отражают использование ресурсов, которое соотносится с конкретной задачей компании. Например, производство продуктов, оказание услуги.
С.А. Николаева определяет расходы как стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организаций материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Расходы – это всегда оттоки экономической выгоды в течение отчетного периода, это уменьшение или использование активов, увеличение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала.
Н.П. Кондраков также понимает под расходами ресурсы, использованные на конкретные цели [6]:
1) расходы определяются использованными ресурсами (материальные, трудовые, финансовые);
2) использованные ресурсы должны быть представлены в денежном выражении;
3) расходы должны обязательно соотноситься с конкретными целями и задачами предприятия.
По мнению Федоровича Т. В. расходы рассматриваются как затраты по ресурсам, потребленным в процессе получения доходов. То есть, к расходам относятся средства, которые были использованы с целью получения доходов в будущем.
Расходы приводят к уменьшению денежных средств предприятий и увеличению его долговых обязательств. Обычно это затраты на ресурсное обеспечение производства, приобретение материалов, оборудования, оплату труда, ремонт оборудования, выплату процентов, аренду, уплату налогов.
По мнению Бутриной Ю. В. расходы полностью переносят свою стоимость на реализованную продукцию. Они отражаются при расчетах прибыли предприятий в отчете о финансовых результатах.
Таким образом, можно констатировать, что взгляды многих исследователей на природу расходов довольно схожи.
Изучив различные взгляды и подходы современных авторов, можно констатировать, что расходы — затраты, участвующие в формировании прибыли за определенный период, увеличивающие кредиторскую задолженность и размер платежей организаций.
Также стоит отметить, что согласно п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового кодекса РФ «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком». Расходы в налоговом учете классифицируются в зависимости от их характера и направлений деятельности налогоплательщика: расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Таким образом, подводя итоги анализа различных методических подходов к понятию расходов, отметим, что расходы — затраты, которые участвуют в формировании прибыли определенного периода, увеличивающие кредиторскую задолженность и различные платежи организации.
Определение расходов в ПБУ 10/99 практически полностью соответствует определению того же термина в МСФО: расходы представляют собой тенденцию уменьшения экономической выгоды предприятия в течение отчетного периода, которое происходит в формах оттоков или истощений его активов или роста обязательств, что непосредственно ведет к снижению показателя капитала, не связанного с его распределением между участниками общества.
Анализ себестоимости выпускаемой продукции, реализуемых предприятием работ или услуг имеет важное для менеджмента значение. Его проведение позволит руководству определить тенденции изменений показателей расходов, выполнения планов по издержкам, определять влияние различных переменных на рост расходов и дать грамотную оценку эффективности функционирования всего предприятия, использующего свои производственные возможности и устанавливающего резерв по снижению себестоимости товаров.
К основным задачам анализа себестоимости продукции предприятия относятся [11, с.54]:
определение, или оценка размера существующих затрат по производству конкретных продуктов, услуг.
управление величиной стоимости продукции, на основе получения точной информации о себестоимости продукции и на базе использования этих данных в целях принятия решения по вопросу определения цены товара, состава продукции, технологий производства.
анализ затрат, исследование различных бухгалтерских данных, получение информации для осуществления управленческих решений и планов по контролю издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаренкова Г.М. Финансы предприятия. – М.:Юнити-Дана, 2017.. Доступ через http://uchebnikionline.com
2. Асаул А.Н. Управление затратами в строительстве. – СПб.: СПбГАСУ, 2017. – 299 с.
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2017. — 272 с.
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2017. – 656 с.
5. Гаврилова А.Н. Финансы организации. – М.: Мнорус, 2016. – 608 с.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 162 с.
7. Гутова А.Б. Управление денежными потоками: теоретические аспекты// Финансовый менеджмент, №4, 2019. – с.50-87
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансовая статистика, 2017. – 359 с.
9. Колесова А.В. Методический инструментарий анализа затрат по процессам// Вопросы экономики и права. - №7 – 2020. – с.105-111.
10. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: Дашков и К, 2018. – 382 с.
11. Котенева Е.Н. Управление затратами предприятия. – М.: Инфра-М, 2018. – 404 с.
12. Кузьмина М.С. Управление затратами предприятия. – М.: Кнорус, 2016. – 320 с.
13. Кулакова О.А. Анализ затрат как эффективный метод управления предприятием// Социально-экономические процессы и явления. - №2. – 2019. – с.71-74.
14. Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2015. – 274 с.
15. Лукачанова Е.А. ABC- и XYZ-анализ при формировании резервов снижения затрат несостоятельной организации// Экономические науки. - №7. – 2017. – с.135-138.
16. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2016. – 318 с.
17. Поддерьогин А.М. Финансы предприятия. Доступ через http://lybs.ru/index-11155.htm
18. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. Доступ через http://mmlib.net/knigi/ekonomika/kniga-27/
19. Ровенских В.А. Бухгалтерская отчетность. – М.: Дашков и К, 2017. – 562 с.
20. Сергеев И.В. Экономика предприятий. Доступ через http://uchebnik.biz
21. Симанович В.М. Особенности определения затрат в локальных сметах. – М.: Дашков и К, 2018. – 385 с.
22. Серебренников Г.Г. Управление затратами на предприятии. – Тамбов: ТГУ, 2019. – 80 с.
23. Сухинина В.В. Анализ затрат и принятие управленческих решений. – Самара, 2016. – 92 с.
24. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Т.У. Турманидзе . - М.: РДЛ, 2019. - 159 с.
25. Уткина С.А. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/130746/Utkina_-_Rashody_organizacii__buhgalterskiii_i_nalogovyii_uchet.html
26. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: Дашков и К, 2017. – 712 с.
27. http://institutiones.com – экономический портал
28. http://www.economicportal.ru – статьи по экономике
29. http://fd.ru/ - журнал «Финансовый директор»
30. http://www.finman.ru – финансовый менеджмент