Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основная цель иностранного языка как области знаний заключается в том, чтобы школьники осваивали навыки общения на иностранном языке. Вронская И.В. определяет монологическую речь как вид речевой деятельности, результатом которой является монологическое высказывание в меньшей или большей степени разворачивания.
Согласно стандарту государственного образования, профессиональными результатами освоения базовой программы на иностранном языке являются приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме, то есть формирование коммуникативной компетенции, при условии умения и готовности к общению на иностранном языке, в нашем случае английском.
В русской методологии преподавание иностранного языка в средней школе считается важным этапом формирования универсальных навыков и навыков общения на иностранном языке. В средней школе закладываются основы общения на иностранном языке.
Актуальность изучения проблемы преподавания монологического языка заключается прежде всего в том, что процесс изучения монологического языка как элемента общения сложен не только на уровне пар, но и на уровне групп. Несмотря на входящих исследование процесса формирования монологических способностей специалистами как Пассов Е.И., Рогова Г.В., Зимняя И.А. и др., разработки новых методов преподавания иностранных языков с помощью визуальных материалов сегодня является обязательный аспект обучения иностранным языкам. Согласно государственному стандарту образования, учителя начальной школы должны использовать множество инновационных технологий для повышения эффективности обучения. Таким образом, использование инклюзивных классов в преподавании английского языка способствует формированию такой коммуникативной среды в классе, которая поощряет детей к устной речи.
Цель исследования – изучить и проанализировать формирование навыков и умений монологического высказывания в средней школе как основа обучения иноязычной коммуникативной компетенции.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы формирования навыков и умений монологического высказывания в средней школе как основе обучения иноязычной коммуникативной компетенции;
2) систематизировать приемы и методы обучения монологической речи в средней школе как основе обучения иноязычной коммуникативной компетенции.
Объект исследования – монологическая речь.
Предмет исследования – формирование навыков и умений монологического высказывания в средней школе.
Структура работы: введение, две главы, заключение и библиографический список.
1 Теоретические основы формирования навыков и умений монологического высказывания в средней школе как основа обучения иноязычной коммуникативной компетенции
1.1 Сущность понятия «монологическая речь» в теории и практике методики обучения иностранному языку
Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью .
Монолог - это речь человека, например, рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога, монолог произвольный, требует волевых усилий, а иногда и значительной подготовительной работы. Монолог - явление многогранное и сложное. По словам М. Р. Львова, монологическая речь - это тип речи, который (в отличие от диалогической речи) не связан ни по содержанию, ни по структуре с речью собеседника. Согласно И. А. Зимняя - это монолог большая или меньшая часть диалога, которая всегда предполагает присутствие собеседника. Монологическое высказывание - это особый и сложный навык, который должен быть специально сформирован. Эффективное развитие устных монологических языковых навыков требует четкого понимания их содержания на лингвистическом (языковом) уровне с учетом целей и задач рассматриваемого уровня подготовки. Единицы обучения монологическому высказыванию включают предложение, блок избыточной фразы и текст. На начальном этапе монологическая форма общения включает в себя способность описывать человека, объект, явление. Расскажите, что вы прочитали, услышали; сделайте сообщение на эту тему и т. д. Языковой единице каждого уровня присущи трудности в освоении: для уровня слов и фраз это морфологические трудности (хотя и иного плана), для уровня фраз — синтаксические, для уровней суперфразической единицы и текста — логико-синтаксические.
Алексеева М.М. и Яшина В.И. предлагают следующее определение монологической речи: "Последовательное, логически последовательное высказывание, которое длится относительно долго и не рассчитано на немедленную реакцию слушателей". Мишечкина Н.А. подчеркивает, что монолог - это устное повествование или подробное высказывание на определенную тему. В свою очередь, И. Л. Колесникова и О.А. Долгина считают, что это необходимо, целесообразности и возможности монолог как речевые формы лица подчеркнуть. Пассов Е.И. и С.Ф. Шатилов склоняется к философскому подтексту определения монологической речи и выражает ее как формулировку, связное и непрерывное представление мыслей человеком через речевую систему речи. Применительно к педагогической науке Мыльцева М.В. утверждает, что монолог рассматривается в форме дискурса, в котором значение говорящего приписывается человеку, поскольку динамика языковой деятельности включается в социальный контекст. Как показывает анализ методической и теоретической литературы, характеристики устного монолога или монолога определяются следующими характеристиками:
1. Целеустремленность, потому что у говорящего есть коммуникативная задача, направленная на собеседника.
2. Подключение, характеризующееся специальными голосовыми средствами.
3. Непрерывность, что означает осмысленность сказанного.
Вопрос об особенностях монологической речи не будет полным без учета уровней образования монологической речи. В условиях изучения иностранного языка в школе можно указать различные уровни формирования навыка монологической речи. Например, репродуктивный уровень не требует от ученика независимости и креативности в выборе средств и определении содержания высказывания. Следующий этап включает в себя использование изученного языкового материала в новой ситуации. Продуктивный уровень включает в себя самостоятельный отбор единиц, творческий элемент в формировании высказывания. Подводя итог, одним из возможных определений монологической речи может быть определение Назаровой А.В., поскольку оно охватывает все аспекты и признаки монологической речи.
Существуют различные точки зрения на понятие и сущность монологического высказывания и монологической речи среди лингвистов и ученых-психологов. Так, известный ученый Л.В. Щерба отмечал, что монолог является «искусственной формой», так как «подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» . Однако, следует отметить, что доля участников диалога различна. Реплика говорящего всегда различается, так как может быть развернутым высказыванием, в связи с этим различные авторы педагоги-психологи предлагают понятие «монологический диалог» или же монолог в диалоге.
Рисунок 1 – Типы монологической речи
Речевые умения учащихся на уроках иностранного языка формируются на базе речевых навыков (лексических, грамматических, слухо-произносительных), поэтому обучение речевым навыкам не является самоцелью, это лишь средство для достижения главной цели, а именно – развитие у учащихся речевых умений аудирования, говорения, чтения и письма. Речевые навыки – необходимые компоненты речевых умений, а владение речевыми умениями предполагает владение в той или иной степени совершенства языковым материалом (лексика, грамматика, фонетика), то есть речевыми навыками . Совершенствование речевых навыков осуществляется в процессе использования этих видов речевой деятельности. Постепенно исчезают грубые ошибки, а незначительные коммуникации не мешают. Монолог наряду с диалогом является одним из видов устной речевой деятельности. Проблему применения монолога для развития речевой активности рассматривают такие ученые как В.Г. Костомаров, Г.Д. Томахина, И.Л. Бим, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов и другие
Монологическая речь является коммуникативной - это мотивированное, связное, логически построенное высказывание человека, представляющее собой определенное содержание, реализуемое средствами иностранного языка в соответствии с его нормами и условиями общения и человеческого общения от одного человека (говорящего) к другому человеку (слушателю) или группе людей.
Основной целью обучения монологическому языку является формирование навыков формулировать свои мысли вербально, коммуникативно мотивированными, логически последовательными и последовательными, достаточно полными и правильными в лингвистическом плане. Другими словами, целью говорения является формирование таких речевых навыков, которые позволят школьнику использовать их в неквалифицированной языковой практике на уровне общепринятого бытового общения. В языковом курсе изучение монолога может быть использовано в рамках развития языка практически на любую тему. На средней и старшей ступенях занятий учащиеся готовят языковые и лексические презентации, которые имеют тематику конкретной страны или связаны с их хобби. При подготовке таких выступлений у детей есть возможность проявить свою лингвистическую активность, умение пользоваться программами, проявить весь свой разговорный потенциал. Все это делает процесс обучения более привлекательным и осмысленным.
1.2 Формирование навыков и умений монологического высказывания в средней школе
Для выполнения дидактических задач обучения разговорному языку военных профессионалов разного профиля учитывается ряд необходимых элементов, общих для всех обучаемых и потому обязательных.
1. Условие задачи, включающее в себя два обязательных компонента:
а) информацию о состоянии знаний, навыков и умений школьников к моменту начала обучения в школе;
б) степень владения ими приемами учебного труда как комплексом определенных действий;
в) специфика содержания учебной информации, в основе которой обязательно присутствует достаточно большой объем конкретной специальной технической, научной и гуманитарной информации, специфической для данной школы;
г) необходимый уровень квалификации преподавателя, способного обеспечить формирование мотивации к качественному изучению иностранного языка вне зависимости от начального уровня владения им.
2. Требования. Заданные конечной целью обучения, требования представляют собой перечень требований, что в реальной практике означает возможность демонстрации в любых заданных условиях владения подготовленной (или спонтанно организованной) монологической речью в ситуациях официального общения в пределах программных требований.
3. Система возможных методов, способов и приемов. Достаточно широкий диапазон выбора преподавателем возможных форм и методов проведения занятий, которые он считает максимально рациональными применительно к конкретной теме и конкретным целям занятия.
4. Правила решения педагогической задачи. При условии индивидуального подхода к обучаемым преподаватель способен представить процесс преобразования начального состояния обучаемого или группы обучаемых иностранному языку, и, в частности, иноязычному говорению в развитии до заданного конечного, определенного компетентностными требованиями.
Творческий подход к выбору конкретных методик обучения говорению обусловлен не только спецификой уровней владения иностранным языком и содержанием конкретных тем тематического плана, что является, безусловно, обязательным. Не менее существенным представляется организация всей учебной работе на основе определенной системы коммуникативных отношений. Это не просто благоприятный климат общения-обучения в условиях психологически спокойного, а значит, комфортного восприятия обучаемыми предлагаемого материала. Это, прежде всего, правильный выбор преподавателем конкретной методической тактики, как средства и способа, и основной идеи обучения. Именно правильная методическая тактика гарантируют рост мотивации к обучению говорению.
Школьники не довольствуются простой возможностью в устной речи выстроить простое предложение за счет выбранной правильной последовательности иностранных слов. Сформированная мотивация к более свободному общению в сложных ситуациях, умению «вписаться» в прочтение и обсуждение технических инженерных документов в среде технически подготовленных специалистов, стимулирует желание обучающихся максимально эффективно вписаться в разнообразные предлагаемые преподавателями тактики обучения иностранному языку, и говорению, в частности .
Обучение речевой деятельности включает в себя решение преподавателем двух типов задач в одном блоке и независимо от конкретных частных тематических задач. Они подразделяются на учебно-воспитательные, или собственно методические и функциональные, как языковые и лингвистические операционно-структурные. По сути – это системный подход, организованный и спланированный как общий процесс при поэтапном поурочном и тематическом планировании на разных ступенях обучения со своими особенностями и конкретными задачами. Когда мы говорим конкретно о методике обучения монологической речи, мы имеем ввиду способ включения в эту схему уже доказавших свою эффективность в ходе работы со школьниками конкретных методик по обучению основным видам речевой деятельности, которые присутствуют постоянно, на каждом занятии, при изучении каждой конкретной темы.
Невозможно представить грамотную, эмоционально и стилистически красивую монологическую речь без первичного и постоянно повторяющегося тренинга по формированию слухо-произносительных навыков, грамматических навыков, лексических навыков, обучения аудированию, чтению, письму, диалогической речи. По своему сущностному предназначению и выражению монологическая речь является демонстрацией, проявлением и результативным выражением всех упомянутых действий при обучении иностранному языку как главная цель с запрограммированным и ожидаемым высоким результатом . Отбор методических приемов для обучения монологической речи (далее искусству публичного выступления, матрицам командирской речи, речи докладчика на конференции, выпускника, защищающего квалификационную работу на иностранном языке) происходит по принципу построения системы заданий-задач по формированию узкоконкретных методических умений применительно к обучению именно монологической речи.
Обучение монологическим высказываниям предполагает использование учителями различных вспомогательных средств, предназначенных для того, чтобы помочь создать речевое высказывание путем создания ассоциаций с жизненным и языковым опытом ученика. В современной методологической литературе описано множество различных опор (словесных и образных, смысловых и семантических и т. д.).). В.Б. Царькова приводит в качестве примеров следующую классификацию носителей :
1) значимый (контролируйте содержание высказывания):
а) вербальный: текст, микротекст, схема, логическая и синтаксическая схемы; б) визуальный: кино, кинопленка, изображение, рисунок, фотография;
2) семантика (контролируйте смысл высказывания):
а) вербальный: слова как семантические вехи, слоган, афоризм, поговорка, подпись;
б) образно: диаграмма, диаграмма, таблица, цифры, даты, символы, плакат, карикатура.
Каждая из этих опор носит специфический характер и имеет свою силу, которая используется при обучении монологическому языку. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития обучающихся, является монолог. И если во время организованной образовательной деятельности ученик получает знания, то во время монолога он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Анализ перечисленных проблем позволяет
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – Москва: Просвещение, 2010. – 41 с.
2. Абдуллаева, Э. Ш. Индивидуализированный обучающий видеоблог как средство овладения школьниками монологической речью / Э. Ш. Абдуллаева // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании. Проблемы обеспечения цифрового суверенитета государства : материалы XII Международной научно-практической конференции школьников, аспирантов и молодых ученых, Москва, 26–28 ноября 2020 года. – Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2021. – С. 212-218. – EDN SKGTTM.
3. Азаренкова, М. И. Структурная организация монологической речи при обучении иностранному языку / М. И. Азаренкова, И. Л. Жданова // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе : сборник материалов VII Всероссийской научно-методической конференции, Санкт-Петербург, Петергоф, 21 мая 2021 года. – Санкт-Петербург Петергоф: Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений), 2021. – С. 108-115.
4. Апальков, В.Г. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 10-11 классы М.: Просвещение 2010, - с. 12
5. Афанасьева, О.В., Михеева И.В., Дули Дж., Эванс В. М. Английский в фокусе - М.:Просвещение, 2014 11класс
6. Афанасьева, О.В., Михеева И.В., Дули Дж., Эванс В. М. Английский в фокусе - М.: Просвещение, 2014 10класс
7. Бахарева, Ю. В. Развитие речевой активности учащихся при обучении монологической речи на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе / Ю. В. Бахарева, Н. Н. Французова // Вестник научного общества школьников, аспирантов и молодых ученых. – 2021. – № 2. – С. 21-25. – EDN CBXUQL.
8. Бондарко, Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи / Л. В. Бондарко. ̶Львов : Изд-во ЛГУ, 1981. ̶199 с.
9. Быкова, Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. М. Английский в фокусе - М.: Просвещение, 2014 9 класс
10. Быкова, Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. М. Английский в фокусе - М.: Просвещение, 2014 8 класс
11. Быкова, Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. М. Английский в фокусе - М.: Просвещение, 2014 7 класс
12. Быкова, Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. М. Английский в фокусе - М.: Просвещение, 2014 6 класс
13. Быкова, Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. М. Английский в фокусе - М.: Просвещение, 2014 5 класс
14. Ваулина, Ю., Подоляко О.Е., Дули Дж., Эванс В. Английский в фокусе - М.: Просвещение, 2011 4 класс
15. Ваулина, Ю., Подоляко О.Е., Дули Дж., Эванс В. Английский в фокусе - М.: Просвещение, 2011 3 класс
16. Ваулина, Ю., Подоляко О.Е., Дули Дж., Эванс В. Английский в фокусе - М.: Просвещение, 2011 2 класс
17. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебновоспитательной деятельности. // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – №4. – С. 78 - 83.
18. Иванова, М. Э. Межкультурный подход в обучении иностранным языкам / М. Э. Иванова // Вестник московского государственного университета, 2015. – № 4. – С. 52-57.
19. Костюченко, М.В., Трутнев А.Ю. Интернет-ресурсы при изучении английского языка // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 1. – С. 181-185.
20. Краснощекова, Г.А. Теория и практика языкового образования школьников технических вузов: монография. – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – 72 с
21. Кронгауз, М. А. Словарь языка интернета.ru. М.: АСТ-Пресс Книга, 2016. 288 с.
22. Кузнецова, Л. Ю. Формирование навыков монологической речи на основе использования опор на уроках английского языка на примере УМК “Spotlight” / Л. Ю. Кузнецова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – 2021. – № 14.
23. Ниматулаев, Ш. М., Ниматулаев, М. М. Перспективы использования интернеттехнологий и ИКТ в изучении иностранного языка: cб. конференций НИЦ Социосфера. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. 2012. № 8. С. 131–133
24. Павлова, Е. С. Лексическо-грамматические особенности франкофонных блогов // Наука в мегаполисе (Science in a megapolis). М.: Московский городской педагогический университет, 2019. №7 (15). С. 54–56.
25. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): Методическое пособие для русистов / Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова. – Санкт-Петербург: Златоуст, 2007. – 200 с.
26. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе 2-е издание М.- 1988 - с. 96, с. 173
27. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М. , Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе М.: Просвещение, 1991 - с. 126-129
28. Смирнов, И.Б. Формирование основ культурно-страноведческой компетенции учащихся старших классов средней школы. – СПб.: Лен. Гос. Обл.ун-т. им. А.С. Пушкина, 2002. – 198 с.
29. Солопова, Е. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера в процессе обучения: дис. … канд. пед. наук. – Елец, 2008. – 215 с
30. Строкань В.И. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S8. – 0,4 п. л
31. Сысоев, П. В. Основные направления информатизации языкового образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Философские науки. 2010. № 4. С. 101–102.
32. Тамбиева, С. И. Классификация интернет-ресурсов, применяемых при изучении иностранного языка // Образование. Наука. Инновации: южное измерение. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2015. № 5. С. 247–253.
33. Усманов С.А. Анализ возможностей Интернет-ресурсов для повышения эффективности образовательного процесса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». № 4, Том 14, 2017– 468 c.
34. Cambridge Advanced Learner’s Dictionary. Cambridge: Cambridge ELT, 2013. 1844 p.
35. Kanellopoulou C., Giannakoulopoulos A. Internet-Assisted Language Teaching: The Internet as a Tool for Personalised Language Exploration. Creative Education, 12, 2021 - 625-646.
36. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников через системнодеятельностный подход [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/081/32127.php