Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящих условиях хозяйствования конкурентоспособность предприятий является главным фактором, обеспечивающим их выживание на рынке и достижение высоких экономических результатов.
Организация производственных, энергетических и информационных систем на предприятии является фактором определения степени его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия можно определить как его способность стабильно в течение продолжительного времени производить и реализовывать продукцию, пользующуюся по своим качественным характеристикам (включая ценовую составляющую) устойчивым спросом потребителей (индивидуальных и коллективных) в изменяющихся рыночных условиях.
Актуальность данной темы заключается в том, что стремление предприятий к достижению поставленной цели своей деятельности базируется на способности получать и удерживать конкурентное преимущество, способности быть замеченным потребителем среди аналогичных предприятий. При этом конкурентное преимущество фирмы основываются в итоге на более высоком по сравнению с конкурентами, уровне эффективности (технологическая и(или) рыночная) функционирования, которая характеризует факт достижения целей разных уровней общества. Поэтому каждое предприятие стремится непосредственно влиять на свою конкурентоспособность.
Предметом работы является конкурентоспособность предприятий.
Целью работы выступает комплексный анализ понятия конкурентоспособности предприятия и его конкурентных преимуществ, влияющих на результативность деятельности компании.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать характеристику понятия конкурентоспособности,
выявить основные факторы конкурентоспособности предприятия,
изучить конкурентную стратегию предприятия ООО «Альфа-М»
дать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия.
Работа состоит из трех основных частей, в которых анализируются теоретические основы понятия конкурентоспособности предприятия, проводится анализ конкурентной стратегии на примере ООО «Альфа-М» и даются рекомендации для ее повышения в будущем.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области изучения факторов конкурентоспособности предприятия, официальные данные компании ООО «Альфа-М», аналитические порталы и ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью компании
1.1.Понятие и сущность конкурентоспособности
Понятие конкурентоспособности многогранно, многоаспектно. Есть много различные качественные определения конкурентоспособности, но нет приемлемого точного определения это понятие может быть сделано, поскольку в различных конкретных конкурентных экономических взаимодействиях, различные преимущества конкурирующих предприятий, корпораций, регионов, государств и личности играют ведущую роль.
На уровне качественного анализа деятельности предприятия конкурентоспособность, понятия «конкурентоспособность», «конкурентный статус» и используются «конкурентные преимущества». Традиционно конкурентоспособность предприятия определяется как комплексная характеристика характеризующие его способность успешно конкурировать на рынке и получать экономическую преимущества по сравнению с конкурентами.
Групповые, интегральные и обобщенные показатели используются для оценку этого признака. Конкурентный статус предприятия, по И. Ансоффу, является признаком конкурентное положение предприятия на рынке по сравнению с другими конкурентами. Конкурентный статус определяет положение предприятия в отрасли, регионе или международные рынки.
Под конкурентными преимуществами понимаются внутренние и внешние факторы, которые позволяют предприятие для повышения своей конкурентоспособности. Разнообразие измеримых с точки зрения количества или качества характеристик каждого предприятия и производимых продуктов и услуг очень велик. Для каждого такого признака на уровне экспертизы здравого смысла можно определить, является ли рост этой функции оказывает положительное или отрицательное влияние на конкурентоспособность предприятия. Только в сравнение с конкурентами позволяет оценить конкурентоспособность.
Рисунок 1 – Уровни конкурентоспособности предприятия
Комплексный подход можно рассматривать как вариант методологии оценки конкурентоспособности, в соответствии с которым:
- конкурентоспособность анализируется в рамках группы предприятий (агентов), работающих в определенный сегмент мирового рынка;
- учитывается многообразие измеримых характеристик предприятия и в пределах рассматриваемая группа, набор предприятий по Парето, в котором не доминирует по всем признакам какой-либо один член группы, формируется;
- перечень утвержденных экспертами обобщающих критериев конкурентоспособности, определяющих конкурентоспособность как функция значений рассматриваемых признаков есть сформировался;
- в множестве нарисованных точек Парето подмножество предприятий, лидирующих по значению единицы или более обобщающих критериев.
Предприятия этого подмножества считаются самый конкурентоспособный; лидеры по ряду критериев оцениваются как наиболее конкурентоспособные.
В других подходах набор измеряемых признаков сужается (выделяется подмножество из него остальное отбрасывается), факторизуется (группы признаков складываются в одну) и/или как суженные, так и факторизованные.
Финансовые, экономические, маркетинговые используются подходы к оценке конкурентоспособности.
Один из ключевых показателей - используемая конкурентоспособность – доля предприятия на рынке аналогичной продукции. В подходе, предложенном Е.П. Голубков (1999), 16 факторов эффективности деятельности предприятия используются для оценки его конкурентоспособности: имидж, концепция и качества, других факторов конкурентоспособности продукции и услуг и эффективности маркетинговая деятельность относительно продуктов и услуг, уровень диверсификации бизнеса, общая доля рынка основных видов бизнеса, мощность научно-исследовательского комплекса, производство пропускная способность и др.
В подходе, предложенном Ламбином (1992), конкурентоспособность оценивается экспертно-аналитически по 5-балльной шкале по шести критериям (показателям): относительная доля рынка; особенности товара; расходы; скорость внедрения технологий; каналы сбыта; изображение.
Метод оценки конкурентоспособности организация на базе «4П» связана со сравнительным анализом организации и конкурирующих предприятий с учетом следующих факторов: продукт, цена, продвижение и место. Другие подходы используют SWOT-анализ сильных и слабые стороны предприятий. Также используются следующие методы: рейтинговые оценки конкурентоспособности предприятия, установление иерархии компаний на основе сравнение своих достижений в финансовой и других областях; оценки конкурентоспособность предприятия на основе комплексного изучения внутренней среда предприятия; предложен матричный метод оценки конкурентоспособности Boston Consulting Group (используется для оценки конкурентоспособности товаров, определенных компании и отрасли матрицы «рост – доля»; теория эффективных конкуренция, согласно которой наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где работают из всех отделов и служб организована наилучшим образом.
Рисунок 2 – Факторы конкурентоспособности предприятия
Различная «конкурентоспособность» используется для визуализации результатов сравнения активности конкурентов. радиальные оси этих полигонов конкурентоспособности, доли предприятия относительно лидеру по этому показателю.
На основе обобщающего анализа подходов, используемых для оценки конкурентоспособности предприятий (корпораций) предлагается следующее: - факторизовать (агрегировать) многообразие измеримых характеристик предприятия в спрашивайте так, чтобы в агрегированном виде ни один из этих признаков не терялся. Не упрощать изложенную выше схему комплексного подхода к оценка конкурентоспособности (проведение набора точек Парето в группе конкурирующих рассматриваемых предприятий, формируя перечень обобщающих критериев, выделяя лидеров по обобщающим критериям в вычерченном множестве точек Парето). Использовать при оценке конкурентоспособности как значения агрегированных характеристик, измеренных или оцененные в настоящее время, и прогнозируемые значения тех же признаков в будущем, в определенный экспертно определенный период времени. Использовать имитационные модели производственно-хозяйственной деятельности конкурирующих предприятий на основе оперативного игрового сценарного моделирования для оценки прогнозируемой значения агрегированных признаков.
Методология сценарного моделирования оперативной игры сложилась как обобщающая. В то же время разработки школы теории игр с неантагонистическими интересы Ю.Б. Гермейера активно использовались (Germeyer, 1976; Germeyer & Vatel, 1974). Данная методика была апробирована на ряде задач как микро-, так и макроэкономический характер (Кононенко, Шевченко, 2004, 2013; Ерешко, Шевченко, 2014).
Таким образом, на основе изложенного подхода предлагается разработать программный комплекс, позволяющий проведение оценки конкурентоспособности ключевых предприятий и корпораций, производя продукцию и услуги в различных сегментах мирового рынка, в сравнение с зарубежными конкурентами.
1.2.Методы анализа конкурентоспособности предприятия
Предлагаемый подход к оценке конкурентоспособности предполагает использование целостных и сопряженные модели производственно-хозяйственной деятельности конкурирующих предприятий в рамках рассмотрение имитационного моделирования и оценка перспектив развития этих предприятий.
В качестве инструмента для рисования таких моделей мы намерены использовать методология сценарного моделирования оперативной игры на основе теории операционной игр, учитывающих различные оперативные игровые взаимодействия (Кононенко, Шевченко, 2004, 2013; Ерешко и Шевченко, 2014; Ерешко, Кокуйцева, 2017).
Динамика оперативного игрового взаимодействия представляет собой изменение во времени:
-Обороты и остатки на основных счетах игроков в результате операций, связанных с операции;
- Информация, доступная игрокам;
- Договорные обязательства игроков;
- Выбор, который делают игроки во время различных операций;
- Реализованы значения неопределенных факторов;
- Значения векторов управления операциями, определяемые выбором игрока и реализации неопределенных факторов.
Каждая операция связана с определенным набором транзакций, применение которых изменяет обороты и сальдо основных счетов и, возможно, параметры сами операции. Сделки делятся на классические, обобщенные и оператор. Классические транзакции тратят одну и ту же сумму по дебету одного счета и в кредит другого (что может быть как положительным, так и отрицательным). Обобщенные операции затрагивают несколько счетов, внося свою сумму по дебету или кредиту каждого из них. Транзакции оператора изменяют параметры транзакций и операций по мере предназначены. Суммы в описании транзакций задаются не как конкретные значения, а в виде функций из вектора управления операциями, в котором они включены. Вектор, значение которого в данный момент определяется конкретной игровой процедурой, представлена в описании операции. Вот почему каждая операция является классической статическая игра.
При описании операционной игры определяется следующее:
- Набор базовых аккаунтов игроков (N – количество игроков);
- Набор транзакций, эффект каждой из которых при применении зависит от вектора управления (функция сумм операций зависит от значений компонент этого вектора), значение которого определяется выбором игроков и внедрение соответствующих неопределенностей в текущую операцию;
- Совокупность рассматриваемых операций.
Операция операционной игры относится к совокупности: - Подмножество игроков LPR????⊆????, участвующих в процессе принятия решений; - Подмножество множества игровых транзакций, которые реализуются в процессе работы; - детерминированная функция (алгоритм) свертки операции, определяющая отношение между значением единой векторной переменной в момент времени и изменениями в обороты и баланс счета, совместный выбор ЛПР???? игроков, входящих в этот операции и реализации неопределенных факторов, связанных с этой операцией, предшествующих к моменту совершения операции и значение самого момента.
Это определение оперативных игровых операций по существу «соответствует научному «строгость» формального определения «факта экономической жизни», под которым понимается факт, представленный в одной точке (такте) дискретного времени, в котором наблюдается рассматриваемый процесс и зафиксировано, «простейший факт хозяйственной жизни» (передача одним игроком другому определенную сумму, признание материальных ценностей, простое производственное действие и т. д.) в производственно-хозяйственная практика и учет.
Однако в то же время, поскольку в оперативном игровом имитационном моделировании время такта может составлять час, сутки, месяц, а также год, в виде операции операционной игры, «экономической операций», время выполнения которых укладывается в один такт дискретного времени игры модель, может быть представлена. В действительности экономическая операция представляет собой последовательность экономической жизни. факты, связанные с одним целостным действием.
При моделировании хозяйственной операции в виде действующую игровую операцию в совокупность транзакций последней, все транзакции всех Должны быть включены факты экономической жизни, из которых состоит эта экономическая операция. Набор из операционных игровых операций лиц, принимающих решения, должны включать всех участников экономическую операцию, принятие решений о том, чем управлять (объемы, цены, интересы и др.) выполняется моделируемая хозяйственная операция. Функция складывания должны моделировать гармонизацию управления операциями теми, кто присутствует в набор лиц, принимающих решения, в форме игрового взаимодействия.
Нарративное оформление операционной игровой операции достаточно гибко и емко, чтобы естественно и адекватно представляют широкий спектр реальных производственных и экономических операции: биржевые (купля-продажа товаров, услуг, трудовых услуг), производство, инновационная модернизация, кредит, инвестиции, налог, потребитель, обучение, медицинские, экологические, социальные, демографические, деструктивные операции, а также операции по выполнению услуг НИОКР. При этом наборы транзакций операции, имитирующей реальную экономическую операцию, естественно состоят из тех операции, которые имеют место в бухгалтерском учете данной хозяйственной операции. В определении типа функций
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский Кодекс РФ (глава 4)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
2. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2018. — 272 с.
3. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2016. - 256 c.
4. Башкатова Ю.И. Управленческие решения/ учебник для студентов экономических специальностей. – М: Инфра-М, 2018. – 271 с.
5. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2019. – 495 с.
6. Васильева Л.С. Финансовый анализ/ Л.С. Васильева. – М.: КноРус, 2017. – 804 с.
7. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 688 с.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 162 с.
9. Гутова А.Б. Управление денежными потоками: теоретические аспекты// Финансовый менеджмент. - 2019. –№4. - С.50-87
10. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c.
11. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2018. – 626 с.
12. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление/ В.Г. Елиферов. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 386 с.
13. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ С.В. Еврмасов. - М.: Юрайт, 2018. - 621 с.
14. Забелина, О.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / О.В. Забелина, Г.Л. Толкаченко. - М.: Экзамен, 2017. - 224 с.
15. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие/ Л.А. Зудина. – М.: Инфра-М, 2018. - 546 с.
16. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
17. Кибанов, А. Я. Основы управления предприятием: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 447 с.
18. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2019. – 576 с.
19. Лапуста М.Г. Финансы предприятий/ М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 585 с.
20. Ларионова И.К. Стратегическое управление/ И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2017. – 274 с.
21. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2016. - №8(144). – С.56 – 67.
22. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности/ Е.И. Нечаев. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 266 с.
23. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2018. – 371 с.
24. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 375 с.
25. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях/ Л.А. Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 352 с.
26. Репин В. В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ В.В. Репин. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 419 с.
27. Рофе И.А. Экономика труда/ И.А. Рофе. – М.: Кнорус, 2019. – 224 с.
28. Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2019. - 320 c.
29. Сергеев И.В. Экономика предприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebnik.biz
30. Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 367 c.
31. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2016. - 350 с.
32. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 275 с.
33. Черногорский С.А. Основы финансового анализа/ С.А. Черногорский. - М.: Герда, 2016. - 176 с.
34. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2017. – 367 с.
35. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности/ В.Г. Шипунов. - М.: Инфра-М, 2016. - 504 с.
36. Шуляк П.Н. Финансы предприятия/П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и К, 2017. – 502 с.
37. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 425 c.
38. институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.refa.de/home
39. все об организации труда в компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jobgrade.ru/
40. библиотека по менеджменту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru
41. управление предприятием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consulting.1c.ru
42. институт управления бизнесом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://investobserver.info
43. экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institutiones.com/
44. сообщество HR менеджеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/
45. журнал «Финансовый директор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fd.ru/
46. финансы и кредит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru
47. финансовый менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finman.ru
48. «Бизнес – аналитика» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.
49. статьи по бизнес – аналитике [электронный ресурс].– режим доступа: http://kmsoft.ru/LD/C002/102/4151289274.html,свободный.
50. «Бизнес - аналитик» [электронный ресурс].– режим доступа: http://consulting.ru/283mgmt4.,свободный.