Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы состоит в том, что взгляд на перспективы применения полиграфов в оперативно-розыскной деятельности являются неоднозначными как в череде специалистов указанной отрасли, так и в череде обывателей, и будет колебаться от доверия до полнейшего отрицания и не принятия такого устройства в виде доказательства по уголовному делу.
Так, многие появляющиеся критические претензии и замечания в адрес полиграфологов, а также к методикам устройства их деятельности, порой не неосновательные и необоснованные.
В результате недостаточной профессиональной компетентности, полиграфологи порой допускают ошибки, чаще всего у которых системный вид. Такие ошибки порой связаны с отсутствием у полиграфологов принадлежности к конкретной сфере знания, допустим, психологии, праву, медицине и так далее. Если не существует точно установленных ориентаций и принадлежностей в сфере определенных сфер знаний, это приводит к закономерному пробелу в соответствующем направлении в сфере знаний и терминологическому разногласию во время составления полиграфологами заключений по итогу проведенных исследований.
Много публикаций посвятили анализу уголовных процессуальных, а также криминологических характеристик, а помимо этого методикам в области раскрытия преступлений при помощи полиграфных устройств, но это не лишает прав для обращения к дискуссионным вопросам о использовании полиграфов во время проведения различных следственных действий.
Такие технические устройства при помощи регистрации происходящих физиологических процессов в организме исследуемых лиц во время осуществления опроса помогают устанавливать правду либо ложь в отношении чего-то, допустим, событий.
По открытым данным ЭКЦ МВД России, психофизиологические лаборатории есть в ЭКЦ МВД России и 29 экспертно-криминалистических подразделениях территориальных органов МВД России.
С 2018 года в России проведено свыше трех тысяч психофизиологических экспертных исследований. Информация о применении полиграфа при раскрытии и расследовании преступлений аккумулируется в Центре статистической информации ГИАЦ МВД России и содержится в форме «1-НТП», где имеются сведения о проведенных психофизиологических экспертизах и исследованиях. В части психофизиологических экспертиз статистические данные ведутся с 2018 года.
При этом в указанной форме содержатся сведения: во-первых, о количестве зарегистрированных психофизиологических экспертиз, в том числе результативных; во-вторых, о количестве проведенных психофизиологических исследований по письменным заданиям руководителей оперативных подразделений с отметкой количества психофизиологических исследований, которые способствовали выявлению и раскрытию преступлений.
Специалистами осуществляются проверки на полиграфе в отношении лиц по уголовным делам, возбужденным по признакам преступлений различной степени тяжести (отмечено свыше 30 статей Уголовного кодекса РФ)), а именно: против личности (ст. 105, 111, 112, 115, 131, 132 УК РФ); в сфере экономики (ст. 158, 159, 161-163, 166, 184, 186); против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 205, 216, 228, 228.1, 264); против государственной власти (ст. 286, 290, 327, 330) и иные.
Научная разработанность. На данный момент времени существует довольно много научных работ различных авторов-правоведов, которыми исследуется тема применения полиграфа. Например, такие как: Б.Т. Базылева, А.Б. Венгерова, Ю.Ю. Ветютнева, Н.М. Колосова, Д.А. Липинского, В. Лукьянова, Н. Борисова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко и некоторые другие, но при этом эта тематика не получает большого распространения в российской юриспруденции, на основании этого тема нуждается в дополнительном рассмотрении.
Объектом исследования являются правоотношения, которые возникают во время использования полиграфа.
Предметом исследования является нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие правила использования полиграфа, судебно-следственная практика, а так же доктринальные мнения ученых по рассматриваемым вопросам.
Целью данной работы является комплексный анализ актуальных вопросов и проблем использования полиграфа на современном этапе, на этой основе производится разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства в области особенностей применения полиграфа.
Реализация указанной цели обусловила решение в процессе исследования следующих задач:
1. Рассмотреть понятие оперативно-розыскной деятельности.
2. Изучить понятие и использование полиграфа при раскрытии преступлений.
3. Проанализировать порядок использования результатов применения полиграфа.
4. Раскрыть современные возможности полиграфа.
5. Выявить проблемы использования полиграфа.
6. Представить перспективы использования полиграфа.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ , Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ , а также международные правовые акты, которые позволили раскрыть поставленную цель работы.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. В процессе исследования также применялись частно-научные методы: сравнительно-правовой, системно-структурный, логический, конкретно-социологический, исторический, статистические методы с приемами анализа и синтеза, описания и так далее.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности и полиграфологии
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
Зачастую, лица совершившие преступления, пытаются сокрыть факт и следы своего правонарушения. В связи с чем, собрать и найти доказательства в раскрытии преступления, используя только уголовно-процессуальные меры, не всегда возможно. Поэтому в структуру органов дознания входят подразделения, которые наделены полномочием осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ОРД).
Термин «оперативно-розыскная деятельность» был установлен в научное обращение в 50-е гг. XX века. С данного периода времени это понятие динамично применяется не только в нормативно-правовых актах, но и в научной литературе, впоследствии чего стало общепринятым в рассматриваемой сфере.
Суть оперативно-розыскной деятельности заключается в следующем:
- ОРД проявляется в качестве разновидности правоохранной функции государства. ОРД социально обусловлена и ориентирована на реализацию общественно значимых задач. Осуществление оперативно-розыскной деятельности, как вида правоохранительной деятельности допустимо только при наделении государством определенных органов данной функцией. Отсюда следует, что ОРД представляет собой государственно-правовую формой борьбы с преступностью;
- оперативно-розыскная деятельность наделяется специфичными правоотношениями. Так, оперативно-розыскные отношения имеют особый состав участников.
Субъекты ОРД наделяются особыми правами и обязанностями. Они имеют определенный правовой статус, выражающийся в способности применения специальных средств и методов, для использования их в борьбе с преступностью;
- ОРД включает в себя разведывательно-поисковый характер и осуществляется гласными и негласными методами. Это означает, что субъект ОРД в зависимости от ситуации лично устанавливает, совокупность гласных и негласных мероприятий, которые он выберет для решения поставленных задач.
Тут имеется ввиду, что гласный характер мероприятия значит, что лицо, его проводящее, не утаивает ни от объекта мероприятия, ни от окружающих свою причастность к субъектам ОРД и цель проводимого мероприятия. В свою очередь негласные мероприятия имеют следующие характерные черты: от объекта мероприятия скрываются или зашифровываются проводимые в отношении его действия; от окружающих лиц либо скрывается, либо зашифровывается цель мероприятия и субъект, его осуществляющий; в отдельных ситуациях мероприятие проводится в тайне от окружающих, хотя от объекта мероприятия его цель может не скрываться и не зашифровываться.
- как вид правоохранительной деятельности ОРД урегулирована на уровне специального федерального закона.
Организация оперативно-розыскной деятельности представляет собой трудоемкий процесс, эффективная реализация которого отражается на положительно оцениваемых результатах работы правоохранительных органов России.
К основным нормативным правовым актам оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов относят:
Конституцию РФ ;
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" ;
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" ;
Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» ;
Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» ;
Федеральный закон от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ;
Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 №491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 №725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2000 №592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» .
В настоящее время в свете проводимой в стране реформы правоохранительных органов в целях совершенствования системы управления деятельностью правоохранительных органов Российской Федерации, модернизации их структурного построения и кадрового обеспечения, а также оптимизации численности в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 24.12.2009 №1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» , от 18.02.2010 №208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» , от 01.03.2011 №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» , от 01.03.2011 №250 «Вопросы организации полиции т.д. – органы внутренних дел приведены в соответствие с современным построением федеральных органов исполнительной власти и законодательством.
В статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144- ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» раскрывается содержание правового определения ОРД. ОРД понимается как вид деятельности, осуществляемой публично и тайно действующими подразделениями государственных органов, уполномоченными федеральным законом, в рамках своих полномочий посредством оперативных исследований, направленных на защиту жизни, здоровья, прав и свободы человека и гражданина, имущества и безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В статье 2 Закона об ОРД, законодатель характеризует задачи оперативно-розыскной деятельности, среди которых выделяет:
1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
3. добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
4. установление имущества, подлежащего конфискации.
Указанные в законе задачи образуют единую систему, в которой все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и определяют, в свою очередь, внутреннюю организацию ОРД.
Н.В. Румянцев отмечает, что со значительной долей уверенности можно утверждать, что из перечисленных задач, стоящих перед оперативными подразделениями правоохранительных органов согласно ст. 2 Закона об ОРД, именно предупреждение (профилактика) преступлений вызывает наибольшее количество вопросов в части обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Отметим так же конституционное основание ОРД. Путем использования некоторых видов оперативно-розыскных мероприятий, ОРД ограничивает конституционные права граждан. Подтверждается это тем, что, на проведение оперативно-розыскной деятельности в отдельных случаях требуется разрешение суда.
Оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия происходят в различных правовых режимах и наделены самостоятельными правовыми основами законодательства об оперативно-розыскной деятельности и УПК РФ.
В результате оперативно-розыскных мероприятий оперативный сотрудник приобретает некоторые сведения о признаках преступления, в том числе о способе, мотивах и целях его совершения, а также о лицах, причастных к нему. Познание объективной реальности присуще всей деятельности оперативного персонала органов внутренних дел.
Знания об обстоятельствах совершения преступления, полученные оперативным работником посредством осуществления оперативно‐розыскных мероприятий и зафиксированные в соответствующих документах (объяснениях, актах, протоколах, рапортах, меморандумах, справках и др.), используются, прежде всего, для предупреждения, пресечения, своевременного и полного раскрытия преступления.
Проблемы доказывания в уголовном процессе всегда являются центральными и попадают в круг внимания и ученых и практиков, деятельность которых связана с уголовным процессом. Институт уголовно-процессуального доказывания, несомненно, имеет огромную важность и значимость для уголовного судопроизводства и, безусловно, должен соответствовать требованиям объективной реальности, а также отвечать всем задачам современного уголовного процесса.
Процесс доказывания является центральной частью в любом уголовном деле. В условиях современной реальности, на протяжении последних нескольких лет в уголовном процессе в активно используются сведения, полученные при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе, осуществляется их преобразование в доказательства, на основании которых устанавливаются или опровергаются имеющие значение для дела обстоятельства.
В современном уголовном процессе Уголовно-процессуальный кодекс РФ не запрещает использовать в процессе доказывания результаты ОРД, если
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
4. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2291.
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
8. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020.
9. Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4595.
10. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
11. Указ Президента РФ от 24.12.2009 N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6536.
12. Указ Президента РФ от 18.02.2010 N 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.02.2010, N 8, ст. 839.
13. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.03.2011, N 10, ст. 1334.
14. Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 N 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 31.05.1993, N 22, ст. 2032.
15. Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2005, N 50, ст. 5311.
16. Постановление Правительства РФ от 12.08.2000 N 592 "О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 21.08.2000, N 34, ст. 3473.
17. Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544) // "Российская газета", N 282, 13.12.2013.
18. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 07.02.2018 № 41-АПУ18-1.
19. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 16.01.2018 № 58-АПУ17-21.
20. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 11.01.2018 № 44-АПУ17-23СП.
21. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 31.08.2017 № 203-АПУ17-21.
22. Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2018 г. по делу № 2-168/18.
23. Архив Ленинского районного суда г. Новосибирска. Уголовное дело № 1-143/2018.
24. Архив Киренского районного суда Иркутской области. Уголовное дело № 1-56/2018.
25. Архив Ангарского городского суда Иркутской области. Уголовное дело № 1-522/2018.
26. Архив Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга. Уголовное дело № 1-189/2018.
27. Архив Балаковского районного суда Саратовской области. Уголовное дело № 1-237/2018.
28. Архив Правобережного районного суда г. Липецка. Уголовное дело № 1-25/2018.
29. Архив Омского районного суда Омской области. Уголовное дело № 1-17/2018.
30. Аверьянова Т. В., Майлис Н. П., Холодный Ю. И. Психофизиологическая экспертиза с применением полиграфа: хаос и его причины // Уголовный процесс. - 2018. - № 10. - С. 70-79.
31. Айдинов В.С., Белых-Силаев Д.В. Тактика проведения психофизиологической экспертизы с применением полиграфа в отношении лиц с акцентуациями характера // Юридическая психология. 2018. № 1. С. 23 – 29.
32. Белых-Силаев Д.В., Комиссарова Я.В. О проведении исследований с применением полиграфа в России (результаты анкетирования полиграфологов в 2003-2016 гг.) // Юридическая психология. 2017. № 1. С. 3 – 11.
33. Белых-Силаев Д.В. Психологические аспекты взаимодействия следователя с оперативными кадрами // Процессуальные и организационно-правовые особенности взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими ОРД: проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 13 декабря 2018 года). М.: МАСК, 2018. С. 21 – 30.
34. Буфетова М.Ш., Хосоев А.В. Актуальные проблемы проведения исследований с использованием полиграфа // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистическиечтения. 2017. С. 52-58.
35. Васюков, В. Ф. К вопросу о доказательственном значении заключения психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа в уголовном судопроизводстве // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2018. – №2. – С. 240-243.
36. Ерошенко Н. В. проблемы применения полиграфных устройств в оперативно-разыскной деятельности и уголовном судопроизводстве // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2018. - № 2. - С. 15-19.
37. Жигалов Н. Ю., Глухова М. А. О значении исследования судом присяжных заседателей результатов психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2018. - № 4 (87). - С. 89-95.
38. Зотов Д.В. О недопустимости доказательств, сформированных на основе психофизиологических исследований на полиграфе // Законность. - 2018. - № 10. - С. 50-55.
39. Комиссарова Я. В. Обоснованность методик экспертиз с применением полиграфа // Уголовный процесс. - 2018. - № 7. - С. 74-82.
40. Корчагин А. А. К вопросу об использовании специальных познаний в ходе судебного следствия по уголовным делам об убийствах // Изв. Алт. гос. ун-та. - 2018. - № 2-2 (86). - С. 48-50.
41. Латыпов В. С. Психофизиологическое исследование с применением полиграфа как непроцессуальная форма использования специальных знаний // Адвокат. - 2017. - № 3. С. 91.
42. Машовец А.О. К вопросу о допустимости применения полиграфа для получения показаний в судебном следствии // Общество и право. 2018. №1(51). С. 182-186.
43. Микелова Т.А. Значение данных, полученных с использованием полиграфа, в раскрытии и расследовании преступлений // Вестник современных исследований. 2018. № 12.6 (27). С.243.
44. Обзор кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за второе полугодие 2017 года // СПС КонсультантПлюс.
45. Подшибякин А. С., Холодный Ю. И. Оценка качества исследований и экспертиз с применением полиграфа // Уголовный процесс. - 2018. - № 4. - С. 60-66.
46. Смолькова И. В. Нетрадиционные методы расследования преступлений и доказывание // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2017. - № 5. - С. 30-34.
47. Середнев, В.А. Полиграфные проверки в уголовном судопроизводстве: аргументы «Против» // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2018. – №4. – С. 221-230.
48. Свободный Ф.К., Белых-Силаев Д.В. Эффективность полиграфа в расследовании преступлений: мнение следователей // Юридическая психология. 2019. № 3. С. 35 – 39.
49. Халиков А. Н. Соотношение криминалистических и процессуальных задач при проведении специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа // Рос. следователь. - 2016. - № 4. - С. 12-16.
50. Шейфер С. А. Следственные действия - правомерны ли новые трактовки? // Lex russica. - 2018. - № 10. - С. 115-127