Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные учащиеся мало читают художественную литературу, в связи с чем, их словарный запас очень беден, что очень плохо влияет на учебную деятельность. От уровня развития речи ребенка зависит овладение учебными знаниями и умениями. Имея богатый активный словарь, младший школьник активно социализируется в современном обществе, сможет ответить на многие вопросы школьной программы, давать развернутые ответы на поставленные вопросы, а далее, в среднем звене школы, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения, последовательно и логично выражать в устной речи свои мысли, пересказывать содержание учебного материала, дословно воспроизводить произведения школьного курса литературы и устного народного творчества.
Формирование связной речи ребенка начинается еще в детском саду, только оно проходит в игровой форме. Как известно, именно в начальной школе происходит смена деятельности: от игровой – к учебной. Перемена видов деятельности дается младшим школьникам тяжело, им не хватает игровой деятельности на уроках в школе, поэтому адаптация учащихся первых классов может затянуться.
Опыт последних лет показывает, что уровень развитости речи школьников является довольно низким. Учащиеся не могут связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в письменной и устной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи, испытывают трудности в создании собственных текстов, что не отвечает задачам современного обучения.
Сегодня в теоретической и практической школьной педагогике остро стоит вопрос о необходимости создания специализированных психолого-педагогических условий для качественного развития связной речи у детей младшего школьного возраста. Несмотря на разнообразие методов и форм работы по развитию связной речи у младших школьников, данная проблема все еще остается актуальной.
В этой связи необходимо отметить роль уроков литературного чтения, которые способствуют развитию речи младших школьников и, как следствие, всестороннему формированию личности ребенка. Литературное чтение предполагает развитие устной и письменной речи младших школьников, обогащение словарного запаса, обучения связной и грамматически последовательной речи, формирование культуры речи. Способствует формированию личности на основе национального воспитания, духовно-культурных ценностей родного языка и традиции народа. Позволяет раскрыть богатство человек с его внутренней душой, воспитывать нравственность, развивать язык и воображение. В целом, через урок литературного чтения закладываются предпосылки культуры письма и речи.
Кроме того, совершенствование у обучающихся навыков пересказа напрямую связано со становлением и развитием ряда не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций и во многом определяет общую эффективность обучения ребенка, его образовательную успешность. Следовательно, поиск эффективных подходов к обучению приемам и технологиям пересказа текста представляет собой актуальную методическую проблему.
Цель исследования: выявить эффективность обучения пересказыванию в литературном развитии младших школьников.
Объект исследования: литературное развитие как процесс общего развития младших школьников
Предмет исследования: процесс литературного развития детей младшего школьного возраста посредством пересказывания.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие литературное развитие младших школьников и его значение;
• Определить содержание литературного развития младших школьников;
• Изучить методику обучения младших школьников пересказыванию;
• Провести анализ программы и учебников литературного чтения с точки зрения изучаемой проблемы;
• Выявить содержание работы по развитию повествовательной связной речи средствами пересказа на уроках литературного чтения;
• Разработать и реализовать серию уроков литературного развития по обучению пересказыванию;
• Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: анализ научной литературы, опытно-практическая работа.
Этапы исследования:
1 этап — анализ научных публикаций и основных компетенций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, проведение констатирующего этапа исследования, анализ результатов.
2 этап — разработка комплекса упражнений, направленных на развитие речи младших школьников с помощью пересказа.
3 этап — проведение контрольного этапа исследования, анализ результатов, подведение итогов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЯ
1.1. Литературное развитие младших школьников и его значение
Термин «литературное образование» или «литературное развитие» возник сравнительно недавно. Еще в 1997 году литературное чтение в школе называлось просто чтением. Основной задачей учителя на уроке чтения была задача научить ребенка читать, но так как произошли изменения в системе образования, цель основных предметов начальной школы изменилось. Сейчас в задачи учителей начальных классов входит и обучение и развитие. Одна из ключевых целей является литературное развитие. Литературное развитие детей на сегодня является залогом успешной жизни ребенка, данный факт подтверждается многочисленными исследованиями, что и обуславливает актуальность проблемы литературного развития детей .
На сегодняшний день проблема литературного образования рассматривается с точки зрения различных наук. Например, задачи развития навыка чтения рассматривает библиотековедении, а психология изучает сущность чтения как деятельности, педагогика разрабатывает способы обучения чтению. Мнение ученых, работающих в каждой сфере, расходятся от констатации глубокого кризиса культуры чтения до утверждения новой модели чтения в информационном обществе. Дисциплины образования изучаемые в школе имеют общий специальный признак всех предметов, для которого характерны способы достижения цели. Поэтому проблема литературного развития детей, в частности, и образование детей, в целом, неотделимы. Если целью образования является культурное развитие личности, то целью литературного образования является развитие литературных навыков как составляющих качества личности ребёнка и его культурного образования .
На сегодняшний день литературное образование в методике обучения понимается как возрастной учебный процесс. Он состоит из трёх компонентов, они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Компоненты литературного развития
Литературное образование повышает качество восприятия, способствует формированию критичности, самооценки, способности к анализу прочитанного материала. Оно представляет собой возрастной процесс, в ходе которого происходит развитие кругозора, накопление опыта читателя. Помимо этого, это и учебный процесс, где характер обучения отражается в ходе развития ребенка и деятельности учителя .
Проблем литературного образования рассматривалось в трудах многочисленных ученых. Молдавская Н.Д. придерживалась мысли, что результатом процесса литературного развития является отражение способностей ребенка представлять художественно-словесный образ .
Маранцман В.Г. изучал процесс литературного образования детей с точки зрения психоэмоциональных сдвигов . По его мнению, оно воплощает в реальность опыт психического развития с небольшим запозданием. Это выражается в том, что сдвиги в литературном образовании распространены на многие аспекты читательского восприятия и ярко проявляются в эмоциональной сфере, когда наступает следующая ступень литературного развития ребенка. Неравномерное литературное образование и развитие эмоциональной сферы связано с формированием понимания ребенком культуры, расширением горизонтов видения, развитием воображения и отзывчивости на произведение слова .
С психологической точки зрения литературное образование является критерием творческой деятельности, ведь представленный ребенком образ является оригинальным и новым, что проявляет сходные по характеру черты с творчеством. Задатки творчества есть во всех людях, но их необходимо раскрыть и развивать. Такое возможно только в деятельности. Следовательно, литературно-творческие способности развиваются, выявляются, раскрываются в литературно-творческой деятельности.
Во время урока литературы главной деятельностью школьника является процесс чтения и осмысление прочитанного, что в свою очередь тоже является творчеством Чтение литературы способствуют появлению новых выдумок ребенка, далее образуется авторство, Восприятие читателя содержит внутренний процесс постижения искусства, так называемую «сторону для себя» и способность проявить это в материальном результате. Поэтому формирование литературного навыка в рамках предмета литературного чтения ориентирована на творческий процесс, а значит и необходимо методика которая позволит направить развитие творческих способностей ребёнка через литературное развитие .
Способности в литературе появляются вследствие развития мозговых свойств в процессе организации деятельности и приобретения навыков необходимых в творчестве. Следовательно, врождённые природой задатки дадут результат при усиленной работе в процессе творческой деятельности. Углубленный литературное развития можно заметить в желании получить новые впечатления, в увлечении чтением и сочинении .
Специфика литературной деятельности является ключевым аспектам проблемы развития литературных способностей.
Основу читательской деятельности составляет способность человека эмоционально реагировать на словесные образы, на средства языка и литературы. Прочитанный материал требует обобщение литературных образов. Поэтому, выделим компоненты литературной деятельности:
1. Эмоциональная отзывчивость на художественное слово формируется у ребенка с рождения, и успех читательской деятельности состоит в речевом развитии семьи.
2. Способность конкретизировать словесный образ (этот аспект связан с воображением).
3. Способность обобщить словесный образ (имеет взаимосвязь с мышлением).
Данный компоненты литературной деятельности формируются в зависимости от окружения, в котором растет ребенок (Быстрова). Вот почему, работая с детьми, учитель видит существенные расхождения в их развитии. Если ребенок не заинтересован в эмоциональном проявлении, то речь для него только выполняет функцию передачи информации.
Таким образом, решение проблемы развития литературных способностей начинается с систематической работы. В процессе изменения устоев системы образования произошли изменения и в развитии детей. В результате этого проблема литературного образования стала неразделимой с общими проблемами образования. Литературное развитие представляет собой широкую многокомпонентную структуру, связанную с развитием творческих, духовных, культурных ценностей. С младшего школьного возраста работа с художественным текстом прививает в ребенке интерес к чтению, стимулирует творческую активность, развивает наблюдательность, умение сравнивать объекты, выстраивать ассоциации между предметами, активизирует эмоциональный фон, открывает возможности слова как строительного материала художественного мира. Основная сущность литературного образования на сегодняшний день состоит в качестве восприятия ребенком литературных произведений и степени формирования читательских и эстетический умений.
1.2. Содержание литературного развития младших школьников
Литературное чтение – это начальная ступень единого и непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Целью предмета является овладение правильным, выразительным и быстрым чтением, воспитание читателя как читателя, воспринимающего текст, развитие художественно-творческих и познавательных способностей, формирование эстетического вкуса и интереса к искусству слова, совершенствование всех видов речевой деятельности, воспитание национальной и общечеловеческой ценности и духовно-нравственного воспитания.
М.П. Воюшина, Л.А. Ефросинина, Н.Н. Светловская, М.И. Оморокова уделяли особое внимание обучению сознательному чтению младших школьников. Н.Н. Светловская внесла большой вклад в исследование проблем обучения чтению, создав свою концепцию формирования типа правильной читательской деятельности у детей младшего школьного возраста. Она создала такую модель самостоятельной читательской деятельности, которая подразумевает, что итогом обучения чтению станет создание «квалифицированного», «развитого», «грамотного», «образованного» читателя. Квалифицированный читатель, по мнению Н.Н. Светловской, будет обладать всеми читательскими умениями и может самостоятельно поставить цель чтения, выбрать книгу, понять ее значение .
Известный педагог, психолог и детский писатель В. А. Левин предлагает соблюдать следующие методические рекомендации при обучении детей чтению:
• ребенок принимает участие в совместном чтении по собственной воле и получает от этого эстетическую радость, удовольствие;
• выбор произведения для чтения ребенок осуществляет самостоятельно, а не по перечню «обязательной» литературы, данной для всех;
• ребенок имеет возможность оставаться с книгой один на один, самостоятельно возвращаясь к прочитанному произведению, автору, жанру, перечитывать полностью или же выборочно .
Р.Н. Бунеев исследует чтение как сложный и длительный процесс формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста .
На начальном этапе обучения чтению младших школьников, по мнению методистов, решаются такие задачи:
1. Составление читательских и речевых умений во взаимосвязи; формирование литературоведческих знаний.
2. Обучение приемам анализа художественного произведения и приемам работы с текстом.
3. Развитие фантазии, впечатлений.
4. Расширение читательского кругозора, знакомство с лучшими произведениями художественной и научно-познавательной литературы, адресованной младшим школьникам.
5. Совершенствование навыков чтения (беглости, правильности, осознанности, выразительности).
6. Формирований библиографических умений .
Если обобщить высказывания и требования методистов, то в основе обучения чтению младших школьников лежит развитие интереса к чтению, обучение эстетическому восприятию произведения, развитие читательских умений высказывать собственные эмоции и переживания, формирование основ читательской компетентности.
В методической литературе термин «читательские умения» употребляется в разных смыслах.
С одной стороны, в широком смысле, под читательскими умениями понимаются все умения, связанные с литературно-учебной работой младшего школьника, как на уроках чтения, так и других уроках и занятиях по внеурочной деятельности. Это восприятие, анализ и оценка любого текста, в том числе и художественного, речевые, а ещё библиографические умения. С другой стороны, в узком значении, это умения, которые необходимы для восприятия и осознания художественного произведения .
Единого определения понятия «умения» в педагогике нет. Ребенок не может стать сразу же читателем, с первых уроков. Читательские умения
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абалкова И.К., Игибаева А.К. Развитие языковой культуры посредством интерактивного метода. Усть-Каменогорск: ВКГУ им. С. Аманжолова, 2004. 141 с.
2. Андрюхова Л. Л. Уроки развития речи: методика и практика преподавания. Ростов н /Д. : Феникс, 2003. 320 с.
3. Белинский В. Г. О детских книгах. Собр. соч. М., 2008. Т. 3. 224 с.
4. Бессчастная, Е.И. Научение учению [Текст] / Е.И. Бессчастная // Начальная школа. – 2001. – № 8. – 66–68 с.
5. Богданова, О.Ю., Методика преподавания литературы [Текст]: учеб. Для студентов педвузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Р. Чертов – М.: Академия, 1999. – 400 с.
6. Бондаренко, А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников / А.А. Бондаренко, М.Л. Каленчук. – М.: Просвещение, 2014. – 218 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2001. – 256 с.
8. Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения [Текст] / Е. А. Бугрименко, Ц. А. Цукерман // Народный университет Педагогический факультет. – М. : Знание, 2017
9. Бунеев, Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – №4/14. С. 50-55
10. Васильева, М.С., Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст] / М.С. Васильева, М.И. Оморокова , Н.Н. Светловская – М.: Педагогика, 1977. – 215 с.
11. Вахтеров В. П. О новой педагогике. М. : Карапуз, 2008. 224 с.
12. Вижанкова, Т. М. Развитие устной монологической речи [Текст] / Т.М. Вижанкова // Начальная школа. – 1991. – №2. – 35 с.
13. Воюшина, М.П. Анализ художественного произведения [Текст] / М.П. Воюшина //Начальная школа. –1989. – №5. – 16–20 с.
14. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]/ Л.С.Выготский. –М.: Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с.
15. Выготский, Л.С., Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2014. – 311 с.
16. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы [Текст] / В.В. Голубков. – М.: Учпедгиз, 1962. – 495 с.
17. Горецкий В. Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М. : Академия, 379 с.
18. Грабчикова, Е.С. Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения русскому языку [Текст] /Е.С. Грабчикова. – М.: НИО, 1998. –168 с.
19. Гужва, Ф.К. Основы развития речи [Текст]: методическое пособие для учителя /Ф.К. Гужва. – Киев: Рад. шк., 1989. – 156 с.
20. Добромыслов В. А. Изложения и сочинения в школе. М. : Просвещение, 1960. 134 с.
21. Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие: учебное пособие. – Челябинск, 1999
22. Кудина Г. Н., Новлянская 3. Н. Литература как предмет эстетического цикла: Программа развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). М., 1997.
23. Кулакова Н.С., Мартынова О.В. Формы применения современных технологий в образовательном процессе / Образование. Наука. Карьера. Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. – Курск: ЗАО Университетская книга, 2018. – С. 78-82.
24. Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка. М. : Просвещение, 1980. 205 с.
25. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1980. – 210 с.
26. Левин В. А. Начальное литературное образование // Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа. М., 1999.
27. Лушина, Е.А. Литературное образование младших школьников [Текст]/ Е.А. Лушина. – Кострома. –2003. – 288 с.
28. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2015. – 438 с.
29. Маранцман, В.Г. Читательское восприятие и художественная мысль автора в школьном анализе литературного произведения // Восприятие учащимися литературного произведения, и методика школьного анализа [Текст]: пособие для учителей / В.Г. Маранцман. – М.: Просвещение, 1981. – 185 с.
30. Методика обучения литературе в начальной школе [Текст]: учеб. Для студентов вузов / М.П.Воюшина, С.А.Кислинская, Е.В.Лебедева, И.Р.Николаева ; под ред. М.П.Воюшиной. –М.: Академия, 2010. – 288 с.
31. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия практикум: Учебное пособие для студентов вузов[Текст] / Б.А. Ланин. – 3-е изд. – М.: Эксмо, 2007
32. Милованова Л.А. Формы формирования читательского интереса у младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университете. – 2018. - № 10. – С. 124-129.
33. Молдавская, Н. Д. Литературное развитие младших школьников в процессе обучения : теоретические вопросы : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 1974.
34. Налимова Т.А. Актуальные вопросы развития речи младших школьников / Налимова Т.А. – Казань, Изд-во «Бук», 2017. – 120 с.
35. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001
36. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; Редкол.: М. М. Безруких и др. М. : Большая Российская Энциклопедия, 2003. 765 с.
37. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
38. Самыкина, С. В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3 классов [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека elibrary.ru. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796037
39. Светловская Н. Н., Пиче-Оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика : учеб. пособие для студ. пед. вузов. М. : Академия, 2017. 286 с.
40. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. М. : Академия, 2000. 33 с.
41. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе: учебник для пед. ин-тов / А.В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с.
42. Ушинский К. Д. Мышление и речь. М. : Просвещение, 1974. 10 с.
43. Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения. Т.2. – М.: Учпедгиз, 2004. – с. 235
44. Фомина И.В, Щербакова И.В. Развитие устной речи. Учитель, 2009
45. Шхапацева М. Х. Развитие связной русской речи учащихся: пособие для учителей V-XI кл.общеобраз. шк. Республики Адыгея. Майкоп, 1995. 134 с.