Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
На сегодняшний день социальное сиротство остается одной из самых актуальных и сложных мировых социальных проблем, гуманистические идеи для решения которой заложены в Международной Конвенции ООН о правах ребенка. Обеспечение детского благополучия является важнейшей задачей социальной политики любого государства.
В российском обществе наблюдается процесс трансформации, закономерно сопровождающийся изменением важнейших социальных институтов, в том числе, института социальной защиты детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На протяжении последних десятилетий проблема социального сиротства все чаще оказывается в центре политического и общественного внимания. [22]
Социально–экономические и политические трансформации, произошедшие в России в конце XX века, привели к значительным изменениям уровня жизни населения, критически ограничили способности семьи как важнейшего социального института обеспечивать полноценное воспитание и содержание детей, способствовали маргинализации значительных слоев населения.
В настоящее время структура детских домов в нашей стране меняется. В частности, в детских домах стараются организовывать группы семейного типа, т.е. разновозрастные группы с малым количеством детей и с постоянными воспитателями. Однако главной целью является развитие семейного устройства детей-сирот. На государственном уровне в нашей стране признано (постановление Правительства РФ №481 от 24.05.2014), что проживание детей в учреждениях может быть только временным, потому что для полноценного развития и успешной последующей жизни каждому ребенку необходима семья. Тем не менее, на данном этапе остается достаточное количество детей в детских домах.
С одной стороны, это связано с большой численностью сирот и с недостаточным количеством специалистов и действительно профессиональных организаций, которые грамотно работали бы с детьми в учреждениях; с потенциальными кандидатами в принимающие семьи; с кровными семьями детей на предмет профилактики изъятий или воссоединения детей с родственниками.
Во-вторых, более сложно идет дело с устройством в семьи детей подросткового возраста, а также детей с особенностями здоровья и развития. Кроме того, нельзя забывать о существовании детей, временно помещенных в учреждение по заявлению родителей. Основной проблемой в этой ситуации становится тот факт, что юридически такие дети не являются сиротами и не могут быть взяты в семью другими людьми, но при этом они переживают все те же трудности, что и дети-сироты. [22]
В данном случае не хватает развитой системы работы с кровными семьями этих детей (с целью возвращения детей в свои семьи), а также подготовки профессиональных семей, в которые возможно было бы размещение детей на время работы с их кровными родственниками.
Социальные проблемы сиротства, вопросы социальной защиты детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются в рамках широкой проблематики социальных институтов и трансформаций, в контексте общих задач социальной политики и социальной защиты населения, социологического анализа теории и практики социальной работы.
Большой вклад в разработку проблем социальной защиты сирот внесли отечественные исследователи М.А. Галагузова, А.Б. Дзугаева, В.Н. Лыков, М.А. Журавлева, Ж.К. Тощенко, Ю.П. Аверин.
В настоящее время особую актуальность получили проблемы социальной интеграции и стратификации, рассматривающиеся в тесной связи с изменением социальной политики и социальной защиты в современных российских реалиях.
Данные проблемы отражены в исследованиях Т.Г. Шанина, Н.И. Гриценко, А.Н. Криворучко, Т.И. Заславской, Л.Г. Манцуровой.
Объектом исследования является социальное сиротство.
Предметом исследования – проблема социального сиротства в современной России.
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в дипломной работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь проблемы социального сиротства в современной России при изучении психологии на современном этапе.
Необходим всесторонний, комплексный подход к разработке профилактических мер по проблеме социального сиротства с опорой на принципы координации и кооперации социальной работы, что должно обеспечить более успешную реализацию целей государственной социальной политики.
Целью работы является формирование проблемы социального сиротства в современной России.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
дать всестороннюю характеристику феномена социального сиротства (демографическую, социологическую, статистическую, экономическую, психологическую характеристики);
рассмотреть проблемы интеграции детей-сирот в общество;
обобщить и проанализировать причины социального сиротства и способов его профилактики сиротства в современной России;
охарактеризовать направления совершенствования государственной политики Камчатского Края по решению проблем сиротства;
разработать практические рекомендации по формированию и совершенствования института профилактики социального сиротства и социальной защиты детей без попечения родителей.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Дипломная работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам проблемы социального сиротства в современной России в психологии.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрено формирование проблем социального сиротства в современной России в психологии на современном этапе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, трех глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из трех глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Социальное сиротство: сущность явления и причины
На сегодняшний день проблема сиротства – один из актуальнейших социальных вопросов современной действительности России. Это связано с тем, что при процессе развития постиндустриального и одновременного гуманистического общества число детей - сирот не уменьшается, а непрерывно растет.
Данная проблема берет свое начало из далекого прошлого, когда во времена войн и голодовок, эпидемий, стихийных бедствий и ряда других стихийных бедствий родители погибали, вследствие чего дети становились сиротами. Сегодня ситуация отличается не процентным соотшеннием детей сирот, а причинами, которые приводят к сиротству.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сиротство рассматривается как «состояние сироты, одиночество»
Тюгашев Е. А. выделяет следующие пять видов сиротства:
1. «Собственно сироты»: дети, чьи родители рано умерли.
2. «Лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав
3. «Отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав
4. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании.
5. Домашние сироты: родителей «полный комплект», но им не до ребенка, живущего с ними. Родители и дети, в лучшем случае, чужие друг другу, а в худшем – находятся в антагонистических отношениях.
Наиболее четко определение терминов «дети – сироты» и «дети оставшиеся без попечения родителей» давно в федеральном законодательстве.[51]
Длительное время к сиротам относились дети, потерявшее родителей вследствие смерти. Однако в XX века социально – экономические и нравственные процессы в обществе многих стран обусловили появление социального сиротства, которое выражается в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям.
Такое явление, как сиротство, было, есть и будет. Острая социальная проблема современной России заключается в том, что процент социального сиротства с каждым годом возрастает.
Количество детей - сирот и детей, по каким – либо причинам, оставшимся без попечения родителей, в стране в настоящее время вызывает сильную озабоченность государства. Количество таких детей изменяется в разные эпохи и зависит в первую очередь от экономической ,социальной, политической обстановки в обществе в целом.
Проблема сиротства является одной из наиболее острых социально – психологических проблем любого общества. Как правило, это проблема наиболее остро стоит в периоды развития социума, связанные с нарушением сложившихся в ранее экономических, социальных, политических связей, при изменении ценностей, общностей в социуме.[50]
В России XX века не один раз возникала подобная ситуация: в начале века вследствие революции возросло количество детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей, после этого после Великой Отечественной Войны в нашей стране наблюдалось катастрофическое количество сирот, в конце XX века еще сильно потрясение для общества – развал советского союза, смена политической системы. И, как следствие, вновь возросшее количество детей и сирот, оставшихся без попечения родителей. На данный момент число сирот меньше, чем 20 лет назад, но и тем ни менее, наше общество до их пор сталкивается с последствиями серьезного перелома в обществе.
1.2 Проблемы интеграции детей-сирот в общество
Концептуальное понятие «социальная исключенность» стало широко использоваться в экспертном сообществе после принятия Организацией Объединенных Наций в 1995 году Копенгагенской декларации о социальном развитии.
Как правило, под социальной исключенностью понимают неспособность индивида или группы лиц участвовать в социальной, культурной и экономической жизни общества в сфере гражданских прав, рынка труда, общественных и частных служб и социальных сетей. До недавнего времени интерпретация проблемы социального сиротства в значительной степени сводилась к сокращению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Это объясняется резким повышением в России числа выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последнее десятилетие XX века, а также большим общественным резонансом, возникшим вокруг проблемы после того как в 2006 году Президент Российской Федерации В.В. Путин сформулировал необходимость ее решения. [18]
Для выполнения поставленной задачи началось коренное изменение всей системы защиты этой группы детей – деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их устройство в замещающую семью стали безусловными приоритетами современной социальной политики в сфере детства.
По мере решения этой задачи и проявления положительных тенденций в семейном устройстве детей-сирот все более явные контуры обретала проблема социализации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот. Нельзя утверждать, что негативные моменты воспитания детей в интернатных учреждениях ранее оставались незамеченными. Напротив, курс на деинституционализацию детей и семейные формы воспитания исходил из признания негативных последствий пребывания ребенка в детском доме или интернате. Однако фокус общественного внимания, специалистов был направлен, прежде всего, на сокращение числа детейсирот в интернатных учреждениях.
Проблема социальной исключенности воспитанников интернатных учреждений обретает самостоятельность только в последние годы и осознается как важный и неотъемлемый компонент сокращения социального сиротства. Обычно о социальной исключенности говорят применительно к выпускникам интернатных учреждений, когда последствия воспитания и взросления детей в интернатных учреждениях становятся очевидными. Между тем, процесс исключенности ребенка-сироты протекает на всех этапах социализации его личности. Как правило, он начинается до помещения ребенка в интернатное учреждение. Семейное неблагополучие, являющееся основной причиной социального сиротства, вместе с тем представляет первичную среду для формирования социальной исключенности.[18]
Исследователями установлено, что «неблагополучные» семьи характеризует ряд неблагоприятных факторов: социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия либо полное их отсутствие); медикосоциальные (инвалидность либо хронические заболевания детей, родителей или других членов семьи, вредные условия работы родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами); социально-демографические (неполная или многодетная семья, семья с несовершеннолетними родителями); социально-психологические (деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, между родителями и детьми, педагогическая несостоятельность родителей, проявления жестокости, деформированные ценностные ориентации); аморальный и паразитический образ жизни, алкоголизм и наркомания. Эти факторы в реальности действуют не поодиночке, а скорее в совокупности. [34,c.34]
Все факторы, характеризующие семейное неблагополучие, как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях, снижают социальный ресурс семьи, в том числе и ребенка. Будущее детей сильно зависит от социального
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые источники:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990г. №1559– 1// Сборник международных договоров СССР. – Выпуск XLVI. – 1993.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 по сост. на 21 июля 2014 № 11–ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
3. Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 № 404 «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 13. – Ст. 1254.
4. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53 (ч. 2). – Ст. 7860.
5. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [Электронный ресурс] // http://www.cоnsultаnt.ru/ (дата обращения: 13.03.2018 г.).
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223–ФЗ: по сост. на ред. от 30 декабря 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81–ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. –1995. – № 21. – Ст. 1929.
8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159– ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст. 3802.
10.Федеральный закон от 24 июня 1999 № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
11.Федеральный закон от 16 апреля 2001 № 44–ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 17. – Ст. 1643.
12.Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166–ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
13.Федеральный закон от 24 апреля 2008 № 48–ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – №17. – Ст. 1755.
14.Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 21. – Ст. 2581.
15.Постановление Правительства Российская Федерация от 31 декабря 2010 № 1234 «О порядке предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей–сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 2. – Ст. 395.
16.«Детство без жестокости и насилия» государственной программы Камчатского края «Социальная поддержка граждан в Камчатском крае на 2014–2018 гг.»
II. Монографии
17.Алексеева Л.С. Институционализация социального патроната семей в условиях современной России: Автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2007.
18.Васильев А.Ю. Социальное сиротство как явление современного российского общества. – Автореф. дисс. … канд. соц. наук. – Уфа, 2007
19.Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот. – М., 2012.
20.Каунова С.Н. Государственная семейная политика как условие устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России: Дис. … канд. полит. наук. – Краснодар, 2010.
21.Козлов В.А. Семейная политика в Российской Федерации: уровни ответственности, реализации и финансирования: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. – М., 2011.
III. Периодические издания:
22.Абельбейсов В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №9.
23.Антипова, Е.И. Инновационные технологии профилактики социального сиротства // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – №12–2.– С.20–26.
24.Базарова, Е.Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – №5. – С.116–119.
25.Бармина, Т.В., Толкачева Е.В. // Деинституционализация социального сиротства: социальные и психологические аспекты Власть и управление на Востоке России. – 2016. –№3.– С 18–26
26.Горева О.М., Осипова Л.Б., Сербина Е.А. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18234 (дата обращения: 04.05.2022).
27.Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф. Дементьева // СОЦИС. — 2008. — №5. — С. 102-109.
28.Дмитриева, А.С. Правое регулирование социальной поддержки детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Юридические науки: проблемы и перспективы. – Казань: Бук,2015. – С. 81–84.
29.Дубина, О.И., Степанова, В.А., Сатарова, Л.А. Социально–педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей // Труды СГА. – 2014. – №12. – С. 18–25
30.Егорова, М.С. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. № 5. – С. 302–304
31.Жарова, О.Н. Социально–правовая защита детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 745–447
32.Зернова, О.Г. Правовые аспекты социального сиротства // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2015. – Т.25, Вып.6. – С.105–107
33.Исхакова, Э.М. Дети, оставшиеся без попечения родителей: понятие и правовой статус // Семейное и жилищное право. – 2013. – № 6. – С. 34–37.
34.Кожевникова, Е.И. Социальное сиротство в современной России: состояние и детерминанты // Вестник РУДН. Серия Социология. – 2013. – № 2. – С. 41–50.
35.Мещерякова Н.Н. Аномия в сложном обществе // Вестник МГИ-МО. – 2014. – №2 (35).
36.Павлюкова, О.В. Механизм построения социальной политики в современной России // Интернет–журнал Науковедение. – 2014. – №3 (22). – С.11
37.Семенова, Г.В. Профилактика социального сиротства как аспект духовно– нравственного воспитания // Грани познания / Волгоград.гос.соц–пед.ун–т. – 2014. – №2(29). – С.55–58.
38.Семья, Г.В. Психологические аспекты политики деинституционализации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России: востребованность научных идей В.С.Мухиной // Развитие личности. – 2015. –№ 3. – С. 138–157
39.Сорокина, Т.М., Сорокоумова, С.Н., Шамова, Н.А. Социальное сиротство. Исторические аспекты // Вестник Мининского университета. – 2016. – №1–1 (13). – С. 15.
40.Хамбалова, А.Ф. Социальное сиротство как социально–педагогическая проблема // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 379–381
41. Шеметова Т. Социальный патронат семьи: помощь родителям и детям // Беспризорник. – 2013. – №2. – С. 43-45.
IV. Литература
42.Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 663 с.
43.Бессчетнова, О. В. Проблема сиротства в современном Российском обществе: институциональные аспекты. – СПб., 2014. – 400 с.
44.Бурджалов, Ф.Э. Современная социальная политика. – М.: Юнити, 2013. – 184 с
45.Волгин, Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2014. – 362 c
46.Социальное сопровождение семей с детьми / Гордеева М.В., Холостова Е.И., Волжина О.И., Кононова Л.И. и др. / Информационно-методический сборник. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.
47.Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. — М.: Изд.–торг.корпорация «Дашков и К», 2016.—1032 с
48.Рошаль Л. М. Оказание социальной помощи детям. Дети в чрезвычайных ситуациях. - М., 2003 г.
V. Электронные ресурсы
49.Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» - центр по профилактике семейного неблагополучия [Электронный ресурс]. - URL: http://prichal.ulsim.ru/rehabilitation/ (дата обращения: 04.05.2022).
50.Петрова А.В. ПРОБЛЕМА СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР) // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 1. – С. 97-100; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2357 (дата обращения: 04.05.2022г.).
51.Пинегина, С.В. Дети - сироты, как объект социально - психологической работы / С.В. Пинегина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 04.05.2022г.).
52.В России сокращается число детей–сирот // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 04.05.2022г.).
53.Доля детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/ (дата обращения: 04.05.2022г.).
54.Количество детей–сирот в России уже насчитывает 650 тысяч // Россия онлайн–новости России [Электронный ресурс] // http://www.russiаоn.ru/45366/ (дата обращения: 04.05.2022г.).
55.Материалы круглого стола на тему «Законодательство об усыновлении: практика и пути его совершенствования» / Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет» [Электронный ресурс] // www.r–kоmitеt.ru/zаkоn/usynоvl_kr–stоl.html/ (дата обращения: 04.05.2022г.).
56.Темп роста (снижения) численности детей, оставшихся без попечения родителей // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/ (дата обращения: 04.05.2022г.)