- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Социально-культурная деятельность как средство формирования культуры общения детей в условиях дополнительного образования.
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Социально-культурная деятельность (СКД)
99 страниц
33 источника
Добавлена 28.06.2023 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности как средства формирования культуры общения детей в условиях дополнительного образования
1.1 Теоретические основы социально-культурной деятельности
как средства формирования культуры общения детей
1.2 Специфика социально-культурной деятельности в условиях дополнительного образования
Глава 2. Разработка социально-культурного проекта по формированию культуры общения детей в условиях дополнительного образования
2.1 Особенности формирования культуры общения детей в условиях дополнительного образования на базе ООЦ «Кристалл»
2.2 Организация и реализация социально-культурного проекта «Шаг навстречу» по формированию культуры общения детей в условиях дополнительного образования
Заключение
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Стремительные перемены в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих общественных проблем требуют поиска новых, адекватных современной действительности механизмов социокультурного становления личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно, а через малые группы, членом которых ребенок является, через общение с людьми, которые окружают ребенка в этих группах. Это - члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Одним из существенных ресурсов оптимизации социально-культурной адаптации детей является социально-культурная деятельность, обладающая способностью стимулировать процессы социализации и самореализации личности. Это достигается за счет реализации креативно-образовательного потенциала культурной деятельности, синтеза учебного и внеучебного времени, когда деятельность образовательной системы, выполняющей, преимущественно, функции социализации, функционально и содержательно дополняется культурно-досуговой деятельностью, более успешно обеспечивающей инкультурацию и самореализацию личности.
Социально-культурная деятельность - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, которая создает внешние и внутренние условия для усвоения социокультурного опыта человечества и развития личности.
Объект исследования: социально-культурная деятельность как средство формирование культуры общения детей.
Предмет исследования: особенности формирования культуры общения детей в условиях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности
Цель исследования: выявить особенности формирования культуры общения детей в условиях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности, разработать на их основе социально-культурный проект «Шаг навстречу».
Гипотеза исследования. Формирование культуры общения детей в условиях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности будет более эффективным, если применять комплексный подход.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-культурной деятельности как средство формирование культуры общения детей.
2. Выявить специфику формирования культуры общения детей в условиях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности.
3. Проанализировать особенности формирования культуры общения детей в условиях
4. Разработать социально-культурный проект «Шаг навстречу».
5. Предложить комплекс игр в рамках социально-культурной деятельности для развития навыков коммуникации.
Методы исследования: 1) теоретические (анализ педагогической литературы); 2) диагностические (методика диагностики уровня сформированности культуры общения у старших дошкольников (автор М.А. Ковальчук) и методика исследования развития диалогической речи детей (автор О.А. Бизикова); 3) психолого-педагогический эксперимент; 4) методы количественной и качественной обработки данных.
Структура исследования включает введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель, определены основные задачи, обозначены объект и предмет дипломной работы, на основе которых выдвинута гипотеза.
Первая глава содержит теоретические основы формирования культуры общения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре и состоит из трех параграфов. В первом из них рассмотрено понятие культуры общения и дана его характеристика. Во втором параграфе характеризуется технология формирования культуры общения в старшем дошкольном возрасте. Третий параграф посвящен рассмотрению сюжетно-ролевых игр как средства формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава содержит описание опытно-экспериментальной работы по формированию культуры общения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Глава состоит из трех параграфов. В первом из них представлены результаты выявления уровня сформированности культуры речи старших дошкольников.
Второй параграф содержит описание реализации комплекса сюжетно-ролевых игр по формированию культуры общения старших дошкольников. Третий параграф посвящен оценке эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию культуры общения.
В заключении представлены основные выводы, сделанные в ходе проведенного исследования.
В список использованной литературы включены __ источников.
В приложении содержится материалы диагностических методик по изучению уровня сформированности культуры общения детей старшего дошкольного возраста, а также комплекс сюжетно-ролевых игр, посредством которых осуществлялось формирование культуры общения детей.
Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
как средства формирования культуры общения детей
в условиях дополнительного образования
1.1 Теоретические основы социально-культурной деятельности
как средства формирования культуры общения детей
Осмысление понятия «социально-культурная деятельность» возможно только на соединении таких фундаментальных наук, как философия, социология, социокультурная антропология, история, педагогика, психология, юриспруденция и др. Активность, как форма проявления сущностных сил человека, основа человеческого существования, характеристика определенного типа отношения к миру, определяет социальную активность индивида.
В свою очередь, социальная активность выражается через активность и характеризуется ею, хотя она также включает в себя предшествующий процесс – осознание необходимости действия, формирование соответствующего отношения, выбор оптимального поведения. Сама деятельность становится проявлением деятельности, придавая ей предметную направленность, последовательность этапов и управление процессом ее протекания.
Социально-культурная деятельность, как социально ориентированная деятельность человека по выявлению, сохранению, распространению, освоению и трансляции культурных ценностей, аккумулированных конкретным обществом, народностью, личностью, передается, в основном, на внешкольную и внеурочную сферу личности, или, как ее еще называют, досуг.
Поскольку эта деятельность осуществляется в свободное время, носит добровольный характер, характеризуется свободой выбора и инициативой отдельного человека или группы (социальной, профессиональной, рекреационной и т.д.), она характеризуется глубокой личностной направленностью, индивидуальностью, определяемой биологическими и социальными потребностями человека, и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями. Социально-культурная деятельность является самостоятельной подсистемой социализации личности, социального воспитания, образования и развития человека. Социализация, как процесс усвоения человеком социального опыта, включения его в систему социальных отношений, требует целенаправленных усилий общества и его социальных институтов по формированию этой личности, ее развитию и совершенствованию.
Процесс социализации определяется конкретным обществом, временем, культурно-исторической ситуацией и представляет собой своеобразное включение человека в определенное общество, усвоение и воспроизведение социального опыта этого общества, принятие требований, норм и принципов общественных отношений.
Социокультурное развитие личности реализуется в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в соответствии с поставленными целями и задачами.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования основан на задачах приобщения детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства, в нем отражена важность формирования у дошкольников элементарных представлений о культурных традициях, о многообразии культур разных народов, в результате чего социально-культурное развитие детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет педагогов на увеличение доли коллективной деятельности детей в образовательном процессе детского сада, обозначает задачи по развитию общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формированию у дошкольников готовности к совместной деятельности, уважения и чувства принадлежности к коллективу. детское сообщество.
Образовательный стандарт включает коммуникативно-личностный компонент, направленный на приобретение дошкольниками опыта конструктивного общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Социокультурное развитие означает процесс вхождения индивида в культуру, принятие и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм, присущих определенному обществу, а также творческую переоценку опыта через формирование собственной модели поведения в этом обществе.
Дошкольники узнают, что существуют социокультурные нормы и ценности, присущие определенному обществу, позволяющие им отличать одну культуру от другой, понимать самобытность и уникальность культурно-исторического общества. В связи с этим особенно важно воспитывать у детей уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к семейным и культурным традициям.
Вопросам социокультурного развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и других. Особенности социально-культурного развития детей в различные возрастные периоды рассматривали такие ученые, как Н.Я. Большунова, О.В. Федоскина, К.И. Чижова и др.; специфику социального развития ребенка в контексте культуры – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и т.д. Идеи социокультурного развития в дошкольном образовании были освещены в работах М.И. Богомоловой, Л.М. Захарова, С.В. Кахнович, И.Ф. Клименко, С.А. Козлова и др. Проблемами проектирования социокультурной среды занимались А.Г. Гогоберидзе, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.
Проблема социально-культурного развития детей дошкольного возраста требует дальнейшего осмысления и заключается в отсутствии или недостаточной сформированности социокультурных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Попытка понять суть понятия «социализация», определить предмет и условие оптимальной социализации личности, предпринятая известными российскими исследователями Б.А.Титовым и Б.С. Ерасовым, позволила разработать технологию ее реализации в условиях свободной деятельности в процессе инкультурации личности в детстве и юности.
Более того, детство и юность – это не какие-то подготовительные этапы к постижению культуры. С раннего возраста ребенок является не только объектом, но и субъектом функционирования культуры. Эффективность этого процесса во многом зависит от того, насколько хорошо он педагогически целенаправленно организован, правильно управляется, методически продуман.
Чрезвычайно трудно провести грань между культурной и социальной деятельностью человека, потому что каждая культурная деятельность имеет социальный аспект, и наоборот. Взаимосвязь понятий, неразрывное единство, взаимодополняемость и схожесть результатов позволяют говорить об особой направленности субъекта социально-культурной деятельности – потребление, развитие, развитие, создание культурных ценностей ради и во имя других людей, следующих поколений, общества, нации, общества.
Иными словами, социально-культурная деятельность – это процесс создания условий для мотивированного выбора субъекта деятельности человека в зависимости от его интересов и потребностей, деятельности, способствующей усвоению, сохранению, развитию и распространению духовных и культурных ценностей.
Ученые Московской школы прикладных культурологических исследований, функционирующей в основном при Московском государственном университете культуры и искусств (А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов и др.) приняли следующие принципы:
• приоритет общечеловеческих интересов над классовыми интересами в процессе овладения духовно-нравственными ценностями;
• всеобщее массовое культурное творчество, самоорганизация, самоутверждение личности как доминирующая черта;
• гуманизация содержания и всего образовательного процесса, их всестороннее подчинение интересам, потребностям и установкам личности;
• диалектическое единство и преемственность культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;
• совместное управление общественно-государственной социально-культурной деятельностью, обеспечивающее децентрализацию и суверенитет региональной политики в социально-культурной сфере [15].
Современные требования к социально-культурным учреждениям определяют следующие функции социально-культурной деятельности как формы социальной практики, обеспечения реализации образовательных целей и задач, систем восприятия и создания культуры:
• адаптивный – вовлечение человека в систему социальных коммуникаций, освоение человеком основ культуры, нужных ему для адаптации в обществе, получение навыка к саморегуляции (культура поведения, необходимые моральные качества, культура речи, быта и другие социально начальные качества);
• развивающий – прогрессивное позитивное изменение психических качеств человека, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, эстетическое и духовное развитие человека в течение всей жизни как логичный процесс социализации и индивидуализации личности;
• образовательный – непрерывного получения новых знаний, навыков и умений, повышение уровня образования человека, приобретение навыка самообразования, дополнение и углубление знаний, полученных в официальных учебных заведениях, обеспечивающих развитие культурных ценностей;
• культуроориентированный – последовательное приобщение индивида к миру культуры (гоминизация, инкультурация), осознание его глобальной всеобъемлющей природы, смысла и способов обеспечения, культуры повседневной жизни, труда, отдыха, внедрение эстетических принципов во все виды и формы человеческой деятельности. жизнь;
• культуротворчество – вовлечение индивида в процесс создания культурных ценностей, в различные виды художественного, технического, прикладного и социального творчества, общественную деятельность человека для реализации социальных проектов и культуротворческих инициатив;
• охрана культуры – овладение методами сохранения природной и культурной среды, ценностей мировой и национальной культуры, образцов и явлений национальной устоявшейся культуры, обеспечение гармонии в системе человек-природа;
• рекреационно-оздоровительный – формирование праздничной и обрядовой культуры, организация развлекательно-оздоровительного досуга с целью восстановления энергии, потраченной на профессиональную деятельность, психологической разрядки человека;
• коммуникативный – создание условий для реализации потребностей личности в полноценном содержательном общении, в соответствии с интересами и потребностями человека с целью овладения культурными ценностями, формирования деловых и межличностных отношений, диалога культур, положительного восприятия людьми друг друга.
Социокультурная среда – это сфера осуществления культурных функций, направленных на духовное становление и социальную адаптацию личности. Воспитательное влияние культурно-досуговых мероприятий состоит в гармонизации интересов личности и общества. Культурно-досуговая деятельность – это одновременно и результат, и процесс, она составляет человеческую целостность и так же является итогом совокупных с ней взаимодействий.
Сегодня главной задачей учреждений культуры является приобщение к культуре всех категорий населения посредством принятия участия в разных видах творческой деятельности, проявление одаренных личностей, оказание им конкретной поддержки; разработку условий для коллективного творчества детей, молодежи и взрослых.
Можно подчеркнуть главные положения, определяющие суть и вид социально-культурной деятельности:
1) культурно-исторический опыт духовного развития общества как одного из источников развития подрастающего поколения;
2) средства и методы социально-культурной деятельности должны учитывать возможность свободного выбора индивидом путей своей самореализации и базироваться на сотрудничестве и сотворчестве;
3) равные возможности, позволяющие индивиду находить и реализовывать потребности в духовном контакте и при межличностном общении с другими людьми [24].
Рассмотрим средства культурно-досуговой деятельности, которые способствуют развитию коммуникативных навыков детей. Теоретические основы формирования навыков личностного общения рассмотрены в работах российских и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушек и другие.Сегодня особое значение приобретает формирование у детей навыков позитивного взаимодействия с окружающими как залога их успешного развития.
Согласно взглядам российских психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), общение выступает одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности, и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и самооценку через посредничество других людей. Раскрытию особенностей детского общения посвящены работы отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Б.С. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Детский возраст определяется авторами как важный этап в социализации и развитии способностей к общению.
Проблемам формирования коммуникативных навыков у детей уделено несколько исследований, в том числе работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой, и т.д. Авторы применяют коммуникативные игры, беседы и игровые задания в виде основных средств формирования коммуникативных способностей детей.
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из главных человеческих потребностей. Общение – это важное условие и основной способ человеческой жизни. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек сможет понять себя, определить свое место в мире.
Коммуникация - это этап обоюдного обмена информацией между участниками приобщении. Она охватывает передачу и получение знаний, мнений, чувств. Многогранным средством общения является речь, посредством которой не только распространяется информация, но и участники совместной деятельности влияют друг на друга [21].
Общение играет огромную роль в развитии ребенка, в его становлении как личности. Способность к конструктивному общению является одним из критериев социальной зрелости и ключом к личному успеху. Проблема общения детей со своими одногодками и взрослыми людьми занимает одно из главных мест в педагогике. Анализ теории и практики развития коммуникативных способностей детей указывает на ее существенные недостатки.
Не достаточно внимания уделяется деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков детей с учетом их индивидуальных показателей развития (наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии и др.), возможностям таких практико-ориентированных средств формирования возможностей приобретения коммуникативных навыков [6].
Коммуникация как субъект-субъектное взаимодействие представляет собой сложное социальное явление, которое рассматривается на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях уже более ста лет и до сих пор остается недостаточно изученным феноменом.
Теоретический анализ литературы показывает, что понятия «коммуникация» и «общение» тесно связаны, но содержание последнего гораздо шире. Вся совокупность социальных отношений общества, независимо от их масштаба (микро- или макросреда), может рассматриваться как одно из проявлений и результатов общения между людьми. Принимая во внимание, что термин «коммуникация» означает общение между людьми, отражающее уровень их осведомленности в какой-либо области.
В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» истолковывается как сообщение, общение. В толковом словаре русского языка общение ассоциируется со словами «общность», «община». Это значение этого понятия также может служить главным критерием реального общения человека с другими людьми. Если существует общий контекст, совместное поле, то это означает, что человек общается.
Необходимым условием, указывающим на наличие реального общения, является способность идентифицировать себя, уметь идентифицировать себя с партнером по общению, уметь занимать иное мнение, т.е. в общении должен постоянно присутствовать диалог. В психологии общение рассматривается как особая деятельность (Т.В. Драгунова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.) В основе такого подхода лежит теория деятельности, отраженная в работах П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и др.
Согласно этому направлению предметом общения является взаимодействие или отношения общающихся (двух или нескольких). Общение обязательно должно быть с другим человеком. И он выступает как субъект, как личность, наделенная своей активностью и своим восприятием других людей. Направленность на активность другого и на его отношение является главной особенностью общения.
Следовательно, общение – это всегда взаимная, взаимная активность, предполагающая встречную ориентацию партнеров. Отметим, общение – это не простое внимание к другому человеку или выражение своего отношения к нему, оно всегда имеет свое собственное содержание. Это и совместная деятельность, направленная на достижение результатов, и тема для разговоров, или обмен мнениями о каком-то событии, или простои обычная улыбка в ответ. Важно, чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение [16].
Общение – это сложный многоплановый процесс налаживания и развития контактов между людьми, связанный с потребностями в совместной работе и содержащий обмен информацией, выработку единой стратегии сотрудничества, восприятие и понимание другого человека.
Из этого определения можно сделать вывод, что коммуникация проявляется с трех сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [10].
Коммуникативная сторона общения выражается через действия индивида, сознательно направленные на их смысловое восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен опытом.
Интерактивная сторона общения – это взаимодействие (и воздействие) людей между собой в ходе межличностных отношений, межличностного взаимодействия в совместной деятельности.
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, различных социальных сообществ), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга (взаимное восприятие).
Общение в детстве играет особенно важную роль, являясь одним из главных условий успешного личностного развития ребенка. Начиная активную жизнь в обществе, ребенок сталкивается со многими трудностями. Они связаны не только с недостатком знаний об этом мире, но и с необходимостью иметь навык проживания среди себе подобных, то есть чувствовать себя комфортно среди людей, развиваться, изменяться к лучшему. А для этого необходимо понимать, как люди общаются друг с другом, что для них является ценным, или в чем их обвиняют.
На этапе этого сложного познания ребенок становится личностью с собственным мировоззрением, своими ответами на действия других и со своим собственным поведением, со своим пониманием добра и зла. У детей общение, как правило, тесно переплетается с игрой, изучением предметов, рисованием и само по себе может рассматриваться как особый вид деятельности.
Для ребенка его общение с другими людьми является не только источником различных переживаний, но и главным условием формирования его личности, его человеческого развития. Общение в развитии ребенка имеет решающее значение, так как оно обогащает содержание сознания ребенка, способствует приобретению ребенком новых знаний и навыков (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темпы его развития замедляются 1.
Необходимость в общении не бывает врожденной. Она появляется в течение жизни и функционирует, формируется в практике взаимодействия с окружающими людьми. В течение детства наблюдается динамика в развитии общения: от младшего к старшему возрастает интенсивность общения, его избирательность, становится больше круг общения, активность, а главное, возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. Он приобретает чувство собственного достоинства и устремляется к тому, чтобы его уважали. Успех способа общения во многом определяется тем, как изначально формируются коммуникативные навыки, сначала в детском коллективе, затем в группе сверстников [9].
К главным коммуникативным навыкам детей относятся: способность воспринимать и понимать; правильная реакция на речь окружающих; умение соблюдать порядок в разговоре с другими людьми; способность удовлетворять ряд потребностей (социальных, эмоциональных и материальных); способность объяснять; умение более правильно выражать свои мысли с помощью грамматики оформления предложений: использование падежных окончаний, построение предложных конструкций и т.д.; способность четко произносить различные звуки; умение начинать и поддерживать разговор, при этом ожидая ответа собеседника и отвечать на его слова. Эта способность состоит из вышеупомянутых навыков слушать, понимать, отвечать и следовать порядку [22].
Разный уровень коммуникативных навыков современных детей - научно обоснованная реальность, учет которой открывает принципиально новый подход к пониманию и проектированию социокультурных процессов.
В развитии коммуникативных навыков большое значение имеет культурно-досуговая деятельность.
Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в то же время она тесно связана с другими видами деятельности; бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической
Обобщая многочисленные определения понятия досуга, формулируются общие положения культурно-досуговой деятельности.
Досуг - это сфера нерегламентированного поведения людей, но в понятие «досуг» вкладывается и иное содержание: это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д. 15.
Культурный досуг является не только средством борьбы с негативными поступками людей, но он способен сформировать в обществе достойную культурно-досуговую среду. Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме того, даёт субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
На современном этапе общественно-досуговая сфера должна представлять личности иные возможности для культурного досуга. Её основное отличие - высокий уровень культурно-технической оснащённости, использование современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.
Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения.
Социально-культурная деятельность представляет собой систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой и идеологией. Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, этапы.
Отождествляя освоение мира с культурно-досуговой деятельностью, можно говорить о культурных ценностях, которые создаются, сохраняются и распространяются в процессе освоения мира. Они используются субъектом для дальнейшего познания и преобразования мира и его самого. При этом процесс создания, сохранения и опосредованного распространения духовных ценностей можно целенаправленно регулировать. Их критическое осмысление, отбор и освоение в процессе деятельности приводят к формированию культурного слоя, который, в свою очередь, выступает как совокупность норм и ценностей, выработанных народом, которые осваиваются, закрепляются, развиваются и используются в зависимости от конкретных задач.
Социально-культурная деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды культурно-досуговой деятельности упорядочиваются, приобретая определённое значение для человека и общества 20.
Рассмотрим средства социально-культурной деятельности, способствующие развитию коммуникативных навыков детей.
В работах Ю.А. Стрельцова выделены возможные содержательные виды межличностной коммуникации детей в досуге:
• коммуникации в процессе отдыха и развлечений;
• коммуникации в ходе потребления духовных ценностей;
• коммуникации на основе созидания духовных ценностей;
• коммуникации, связанные с деятельностью по распространению духовных ценностей 26.
По признаку организации Ю.А. Стрельцов выделяет два самостоятельных вида социально-культурной детской коммуникации. Первый из них возникает и функционирует в рамках стихийно образующихся диффузных групп и собой представляет наиболее распространенную форму повседневного свободного контактирования. Второй вид общения - это межличностное взаимодействие и взаимосвязи, развивающиеся внутри стабильных досуговых объединений. Здесь контакты отличаются большей устойчивостью, регулярностью, организованностью.
Субъекты общения связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью. Взаимоотношения в данном случае строятся более осознанно. Поскольку дети хорошо знают друг друга и находятся в рамках общности со своими дополнительными нормами поведения, уменьшается действие случайных факторов. Не будет преувеличением сказать, что этот вид досуговых контактов обладает особенно мощным социокультурным потенциалом.
В процессе досугового общения велик удельный вес диалогических форм речи детей. Характерная черта их - чередование высказываний одного ребёнка с высказываниями другого. Вступление в разговор происходит или в порядке естественной смены высказываний (выслушал-отвечай), или в порядке прерывания, когда собеседник начинает говорить, не дослушав партнера до конца.
Общение здесь базируется на единстве прямой и обратной связи, т.е. предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первичной информации. Обязательное условие нормально развивающегося диалога - взаимовнимание. Собеседники-дети должны слушать друг друга, при этом подготовка к очередному высказыванию происходит параллельно с восприятием. В бытовом диалоге нет возможности делать слишком большие паузы для обдумывания. Разговор идет здесь практически без перерывов.
В непосредственном общении слово всегда дополняется зрительным восприятием. Мимика и пантомимика наглядно отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме этого, зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику 26.
Живое слово в процессе общения опирается на переживаемые детьми чувства и эмоции. Для выражения их ребёнок прибегает к использованию целого ряда дополнительных сигналов, из совокупности которых складывается эмоциональный компонент общения.
Поскольку досуговое общение в конечном счете представляет своеобразную систему взаимных воздействий, его итоговый результат следует искать в тех изменениях, которые происходят в облике контактирующих детей.
Все многообразие форм коммуникации детей в условиях социально-культурной деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
• по содержанию (познавательные, развлекательные);
• по времени (кратковременные, периодические, систематические);
• по характеру (пассивные, активные);
• по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Выделяются следующие формы работы с детьми, направленные на формирование у них коммуникативных навыков:
– Работа в студиях и кружках КДУ, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии - журналистские, телевизионные).
– Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы.
– Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов).
– Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, детские балы).
– Камерные формы работы - литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные.
– Диспут - клубы, ток-шоу, брифинги, нравственные конференции, коммунарские сборы.
– Экскурсионная работа - ознакомление детей с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы.
– Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах.
– Концерты и фестивали, конкурсы, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка детских спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.
– Игровая деятельность.
Во всех видах названной деятельности происходит процесс развития коммуникативных навыков детей.
Актуальность и целесообразность проведения работы с детьми в области коммуникации обусловлена в первую очередь их возрастными особенностями. Например, в младшем подростковом возрасте наиболее важным становится общение. Многие подростки с особой остротой переживают свое начинающееся взросление: не могут разобраться в своих чувствах, желаниях, не умеют строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки.
Развитие навыков общения и социальной адаптации выражается:
• в знании прав личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими;
• в обучении умению сотрудничать;
• в снижении уровня конфликтности;
• в умении принимать самого себя и других людей, осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
• в умении осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков;
• в понимании необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность;
• в формировании потребности самоизменения и личностном росте.
Формирование культуры общения является одной из важнейших задач дошкольной педагогики. Дошкольная интегративная среда является моделью общества. Успех человека в обществе зависит, в том числе, от уровня его культуры общения, которая особенно важна для социализации, поскольку оказывает существенное влияние на эффективность осуществления любой деятельности в обществе.
В числе приоритетных направлений образования и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях дошкольного образования названа культура общения, выступающая в качестве важнейшей части социально-коммуникативного развития, направленного на усвоение ценностей и норм, принятых в обществе, развитие способности взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми, становление целенаправленности, самостоятельности и саморегуляции собственных действий, формирование социального интеллекта и эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к совместной деятельности, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Культура общения является личностным качеством, включающим потребность в общении с другими, ориентировку на эмоционально положительное отношение в его процессе, владение вербальными и невербальными способам общения, способность приходить к согласию и договоренности в процессе общения.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является социокультурное развитие подрастающего поколения. Проблемам социокультурного развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, и др., в работах которых освещаются проблемы социализации, привития детям культурных норм и правил поведения. Согласно А.В. Петровскому, социальное развитие представлено следующими компонентами - адаптацией, индивидуализацией и интеграцией [3].
По мнению Н.Я. Большуновой, Т.В. Соколовой, О.В. Федоскиной социокультурное развитие заключается в умении индивида сопоставлять и 8 соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами, которые представлены системой установок и стилей общения, ритуалами, праздниками, чтением и инсценировками народного фольклора, игровыми тренингами, играми, тематическими проектами, выставками [23].
Согласно Н.Я. Большуновой, социокультурное развитие означает процесс формирования у детей дошкольного возраста системы ценностей, представленных знаниями о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т.д. В ходе социокультурного развития дети приобретают социальный опыт, знания, умения и навыки, социальные нормы и опыт взаимодействия с окружающими.
В рамках дошкольного образования у детей формируется опыт социального взаимодействия с социумом, партнерство в разных социокультурных условиях, с опорой на культурные ценности своего и других народов [4].
О.В. Федоскина отмечает, что развитие человека в социокультурном направлении обеспечивается в результате вхождения в контекст современной культуры, в ходе усвоения ценностей культуры и общества, социальных норм и традиций [8].
В этом процессе реализуется построение жизненной траектории, самоопределения, приобретение опыта. Понятие социокультурное развитие служит более конкретизированным определением процесса социализации с выделением общественной и индивидуальной культуры в качестве ведущих факторов личностного развития.
Социокультурное развитие напрямую детерминировано воспроизводством общественных норм и правил, способов деятельности, обеспечивающих непрерывность функционирования социума, воспроизводства культуры общества.
Л.М. Захарова, Ю.В. Пурскалова отмечают, что социокультурное развитие основано на воспроизводстве социальных норм и правил, что обеспечивает сохранение национальных традиций, являющихся, в свою очередь, источником развития социокультурной коммуникации [8].
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социокультурного развития - перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, взаимоотношений с окружающими. Л.Ф. Фатихова и И.С. Чуканова считают, что у детей дошкольного возраста отсутствует субъективное отношение к социокультурным ценностям, и тем более отсутствует их осмысленное понимание и оценка. В соответствии с этим полностью не сформировано и отношение к детскому коллективу, и система общественных ценностей [4].
Помимо развития чувств и воли, дети дошкольного возраста начинают осознанно воспринимать свое место в социуме. По мнению Л.И. Божович, формирование самосознания в дошкольный период представлено наличием знаний о себе и месте, которое занимает ребенок в своем окружении; наличием умения взглянуть на себя со стороны и оценить собственные поступки [2].
В старшем дошкольном возрасте, по мнению Н.И. Непомнящей, происходит формирование новообразований личности, овладение новыми видами деятельности, становление ценностных установок, развитие коммуникативных навыков, развивается способность оценивать себя в рамках социокультурных норм и правил.
Социокультурные нормы включены в сознание индивида посредством процессов воспитания и образования, как следование определенным нравственным законам. Социальные нормы - это правила поведения, образцы, стандарты деятельности, и их выполнение является обязательным для любого члена социальной группы.
Социокультурная действительность неоднородна по содержанию, и отражает общечеловеческие, региональные, национальные, личностные ценности и смыслы, познание; принятие и переживание которых возможно уже в период дошкольного детства.
В современных социокультурных условиях необходимо формировать готовность у подрастающего поколения к многоплановому взаимодействию и партнерству, для чего необходимо знать культурные традиции своего и других народов. Становление базовых личностных характеристик в дошкольном детстве делает актуальной проблему социокультурного развития детей.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.
3. Бодалев, А. А. Психология межличностного общения. Рязань: РГПУ, 2004. 219 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
5. Бурменская, Г., Запорожец, А., Эльконин, Д., Выготский, Л. С., и др. [Текст]: Хрестоматия по детской психологии / Г. Бурменская, А. Запорожец. – М.: МПСИ, 2014. – 656 с.
6. Виноградова, Н. Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Виноградова // Молодой ученый. – 2017. – № 9. – С. 312-314.
7. Гостар, А. И. Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. И. Гостар // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 916-918.
8. Дети и проблемы толерантности. Сборник научно-методических материалов / Отв. ред. Т. З. Адамьянц. - М., ИС РАН, 2003. – С. 31.
9. Зайцева, О. Ю. Внедрение проектной деятельности в ДОО. Трудно и интересно [Текст] / О. Ю. Зайцева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 10. – С. 6-26.
10. Захарова, Л. М., Пурскалова, Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Текст] / Л. М. Пурскалова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12.
11. Защиринская, О. В. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. Психолог для подростка./ статья [Текст]. Режим доступа: https://olympic-stamps.ru/eto-interesno/formirovanie-lichnosti-rebenka-v-obshchenii-2.html (дата обращения 27.04.2022)
12. Иващенко, В. Обучение детей диалогическому общению. Международный образовательный портал «Маам.ру». 2020. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-obuchenie-detei-dialogicheskomu-obscheniyu.html (дата обращения 26.04.2022)
13. Катриченко, В. М. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [Текст] / В. М. Катриченко, И. А. Бойчук // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 68-72.
14. Кахнович, С. В. Музейная педагогика как средство социокультурного развития детей дошкольного возраста [Текст] / С. В. Кахнович // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология» – 2012. – № 1. – С. 28 – 35.
15. Кахнович, С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста [Текст] / С. В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69-74.
16. Кемерова, Т. А. Теория социально-культурной деятельности. /учебное пособие// Издательство Уральского университета. УрФУ Екатеринбург. 2019
17. Киселева, Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социокультурной деятельности. М., 1995.
18. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
19. Князева, О. А., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. А. Князева, М. Д. Маханева. – С.-Пб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012. – 304с.
20. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2008. 208 с.
21. Ковальчук, М.А. Диагностика уровня сформированности культуры общения у старших дошкольников: [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/detskiysad/razvitie-rechi/2019/03/25/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-kulturyobshcheniya-u (дата обращения: 18.05.2022)
22. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 416 с.
23. Колесниченко, А. А. Государственно-правовые символы России [Текст] / А. А. Колесниченко // История и современность философия права. – 2011. – № 3. – С. 44-47.
24. Крысанова, О. А. Методология психологических исследований: учеб. пособие / О. А. Крысанова; Федер. агентство по образованию. Самара: Изд-во Самарский университет, 2006. 312 с.
25. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998.
26. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 2003.
27. Лорсанукаева, О. Н. Общение как важное условие развития личности ребенка. Сайт «Инфоурок», статья [Текст]. 2016. Режим доступа: https://infourok.ru/stalya-obschenie-kak-vazhnoe-uslovie-razvitiya-lichnosti-rebenka-1449302.html (дата обращения: 27.04.2022)
28. Никулина, А. Н. Психолого-педагогические условия развития социальных навыков детей старшего дошкольного возраста. статья [Текст]/ ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». 2019. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018011204 (дата обращения: 26.04.2022)
29. Пережогина, И. В., Лутченко, Л. К., Дейс, О. Ю. Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО [Текст] / И. В. Пережогина, Л. К. Лутченко, О. Ю. Дейс // Наука, техника и образование. – 2015. – № 10 (16). – С. 200-204.
30. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: Пособие для соц. педагогов и рук. учреждений образования / В. Н. Наумчик, Я. Д. Григорович, Н. В. Самерсова и др.; Под общ. ред. В. Н. Наумчика. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 143 с.
31. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т. Г. Киселёвой, Ю. А. Стрельцова, Б. Г. Мосалёва. - М.: МГИК, 2000.
32. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю. Н. Стрельцов. - М., 2002.
33. Флиер А. Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академ. проект, 2000. С. 75, 80.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней