Фрагмент для ознакомления
2
Принципы и структура обучающего эксперимента
Исходя из результатов констатирующего эксперимента и целей исследовательской работы, нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения и логопедической помощи «Песочная фантазия» предназначенная для детей дошкольного возраста, имеющих диагноз ОНР.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогащать ее жизненный опыт яркими художественными впечатлениями - необходимы знания и умения. Чем больше собственный опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства поощрять ребенка к музыке, театру, литературе, рисованию. В возрасте 3-6 лет – дошкольный, в этом возрасте происходит бурный психический и физический развитие ребенка, формируются основы ее личности.
« Песочная анимация » - очень интересный вид работы для детей. Это не просто развлечение, игра, умение. воспроизводить окружающий мир. Рисование песком способствует гармоничном развития ребенка и формированию таких базовых качеств как личность, самостоятельность и креативность.
Занятия по программе «Песочные фантазии» способствует развития мелкой моторики, и как следствие - развития речи и умственных способностей. Создание рисунков пальцами на песке полезны: у детей развивается гибкость и чувствительность пальцев, их координация. Детские пальчики становятся больше сильными, умелыми, ловкими. Кроме этого, рисование песком способствует развития памяти, внимания, сосредоточенности.
Занятия с песком улучшают эмоциональное состояние детей :
гиперактивных - песок уравновешивает, скованных – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – усмиряет. Песочная анимация разрешает превратить игру ребенка в увлекательный процесс, открыть собственные возможности. Занятие дарят незабываемые минуты полета фантазии и воображения и раскрывают творческий потенциал ребенка.
Дошкольный возраст является самым благоприятным и эффективным периодом развития и формирования речи у детей. Основой формой коррекционного обучения выступают занятия с логопедом.
Цель программы: формирование ВПФ у детей с ОНР на основе средств песочной анимации.
Задачи программы:
1. Осуществление сенсорного развития (развитие восприятие : цвета, формы, величины);
2. Формирование навыков языкового высказывания );
3. Развитие мышления, внимания, памяти, воображения;
4. Развитие мелкой моторики;
5. Эстетическое воспитание, развитие эмоциональной сферы, развитие творческих способностей, социальное развитие ( навыки общение).
Сроки реализации программы: с января по конец апреля. Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с тематическим планированием учителем-логопедом. Длительность одного логопедического занятия составляла 15-20 минут.
Для достижения цели программы необходимо выполнение следующих условий:
достаточная квалификация педагогов;
высокий уровень владения коррекционными методами и приёмами логопедической работы, в том числе и инновационными;
совместная работа всех специалистов учреждения.
Программа предполагает следующие виды форм работы:
1. индивидуальная
2. подгрупповая
Принципы построения занятий кружка « Песочные фантазии »
На занятиях учитываются все стороны развития ребенка : интеллектуальное, физическое, эмоциональное и социальное.
Занятия проводятся в игровой форме с учетом психофизиологических особенностей дошкольного возраста.
Для предупреждения интеллектуальной и физической утомляемости в ходе занятий происходит частая смена видов деятельности.
Активно используются музыкально-двигательные упражнения.
Занятия кружка направленные на:
сенсорный развитие ( развитие восприятие: цвета, формы, величины );
развитие речь ( формирование навыков языкового высказывания );
развитие мышления, внимания, памяти, воображения;
развитие мелкой моторики;
эстетическое воспитание;
развитие эмоциональной сферы;
развитие творческих способностей;
социальный развитие ( навыки общение ).
Методы обучения : игровые, словесные, наглядные, практические.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическое решение задачи. Во время занятий звучит музыка, являющаяся своеобразным фоном, который создает творческую атмосферу. Дети решают творческие задачи как индивидуально, так и коллективно. При коллективном исполнении работы значительно ускоряется процесс создание образа, дети учатся правильно распределять задача, что способствует формированию коммуникативных навыков, умению договариваться. На занятиях используются психологические упражнения, развивающие игры, игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры.
Приемы рисование песком :