- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности тревожности у российских и китайских студентов
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология личности
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Особенности тревожности у российских и китайских студентов "?96 страниц
65 источников
Добавлена 25.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические особенности проблемы тревожности в психологии 8
§1. Подходы ученых к понятию тревожности 8
§2. Виды, уровни, этапы развития тревожности 17
§3. Факторы влияющие на воздействие тревожности личности 25
Выводы 49
Глава2. Эмпирическое изучение тревожности у китайских и российских студентов 50
§1. Обоснование методик изучения тревожности у китайских и российских студентов 50
§2. Анализ результатов по использованным методикам 54
§3. Сравнительный анализ тревожности у китайских и российских студентов 63
Выводы 66
Заключение 68
Литература. 70
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность .Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.
Переживание тревоги влечет за собой чувство изоляции и одиночества, некоторые люди включают в паттерн тревоги и эмоцию печали.
Важно помнить, что в состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, мысли и поведение.
Тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Данное понятие рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно. В стрессовых ситуациях, к которым без сомнения относится ситуация сдачи экзаменов (в особенности в период первой сессии), негативные психологические состояния у студентов наблюдаются задолго до начала самих экзаменов и постепенно прогрессируют, достигая максимума к моменту получения экзаменационного билета [11].
По мнению исследователей, тревожности соответствуют такие личностные проявления, как беспокойство, напряженность, чувство страха перед предстоящими экзаменами, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности [4].
Многие исследователи сходятся во мнении, что тревожность является необходимым условием развития личности. Однако, психологов (В.М. Астапов, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и др.) беспокоит высокий уровень тревожности, который отрицательно влияет на адаптацию личности (в частности студента-первокурсника), ведет к негативным личностным изменениям, вызывает различные психосоматические нарушения [25], и как следствие дезадаптацию в образовательном пространстве вуза. Ситуацию усугубляет тот факт, что динамические тенденции развития современного общества наряду с позитивными эффектами актуализировали и ряд проблем, связанных с адаптивными возможностями субъекта. Дополнительные сложности к процессу адаптации студентов добавляют информационная плотность современного образования, повышенный ритм жизни, насыщенность коммуникативных взаимодействий. Именно этим определяется актуальность исследований тревожности студентов.
Степень разработанности проблемы. Изучением тревожности занимались многие известные психологи. Такие как Карэн Хорни (связь между зависимостью от значимых других и враждебным отношением к ним), А. Прихожан (тревожность рассматривал состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения). Анализ литературы показывает, что проблема тревожности наиболее обстоятельно изучена в контексте спортивной и учебной деятельности, изучение тревожности в студенческие годы тоже находит свое отражение в работах психологов (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодапев, Н.В.Вязовец, Г.Ш.Габдреева, М.А.Иванова, М.П.Мороз, М.-И.Педаяс, Н.М.Пейсахов В.П.Трусов и другие). Проблема тревожности исследования достаточно разработана в отечественной и зарубежной литературе, при этом известно, что представители различных народов по-разному реагируют на те, или иные обстоятельства жизни, в силу своих различий в поведении, типу темперамента, складу характера. Этнопсихологи Х. Штейнталь и М. Лазарус пытались доказать, что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы, получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т.п.
Из такого умозаключения вытекает то, что все явления социальной жизни человека представляют собой некий народный дух, то есть основной задачей психологией народов становится познание психологической сущности духа народа, познание законов, по которым протекает духовная деятельность [5]. В нашем исследовании мы попытались определить, насколько велика разница в преобладании тех или иных психологических особенностей, в частности тревожности, у различных этнических групп в переживании своего диагноза.
Образ жизни, культура, менталитет и т.д. откладывают свой отпечаток не только на личностные особенности, но и как следствие, на особенности эмоционального реагирования на различные заболевания, внутреннюю картину болезни, на используемые механизмы психологической защиты и смысложизненные ориентации. Зная, чем отличаются представители различных этносов, психолог уже заранее сможет предугадать свои следующие шаги в работе с ними.
Проблема исследования заключается в том, что необходимость изучения возникновения и развития тревожности у личности, недостаточно изучена в плане выявления особенностей её возникновения представителей разных стран (Китая и России)
Тема исследования вытекает из сути проблемы : каковы особенности тревожности у российских и китайских студентов?
Цель. Теоретически обосновать и эмпирически рассмотреть особенности тревожности у российских и китайских студентов.
Объект нашего исследования: тревожность как психологическая категория.
Предмет: особенности проявления тревожности у российских и китайских студентов.
Гипотеза: эффективность изучения тревожности будет зависеть:
- от выявления особенностей проявления тревожности у российских и китайских студентов, прежде всего, от выявления видов,
- уровней, этапов развития, факторов, влияющих на воздействие тревожности у студентов указанных стран.
Задачи:
1) теоретически обосновать понятия и признаки тревожности
2) рассмотреть на основе анализа литературы виды , уровни , этапы развития тревожности и факторы , влияющие на воздействие тревожности у студентов этих стран.
3) Эмпирически проверить уровни (посмотреть по методикам , что можно добавить) и факторы у этих стран
Теоретическая база исследования.
- принципы психологической науки: принцип детерминизма, системности, принцип комплексного подхода к рассматриваемым явлениям (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.А.Ганзен, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин и другие);
- теории эмоций и психических состояний, изложенные в трудах Л.М.Аболина, Б.А.Вяткина, В.А.Ганзена, А.О.Прохорова, Ю.Е.Сосновиковой, а также концептуальные идеи, связанные с изучением тревожности, освещенные в работах В.М.Астапова, Г.Ш.Габдреевой, А.М.Прихожан, Ю.Л.Ханина, Дж. Тейлор, Ч.Д.Спилбергера;
В исследовании использовались следующие методы:
Теоретические:
- общенаучные методы теоретического анализа (обобщение, абстрагирование, систематизация и др.);
Практические:
- специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, анкетирование, тестовые опросники.
Методики :
1. шкала тревожности Кондаша
2. Определение уровня тревожности (спилберг и ханин)
3. Л.М.Костина . Методы диагностики тревожности
4. Шкала проявлений тревоги Тейлор TMAS
База исследования : …… 35 русских и 35 китайских студентов
Новизна исследования состоит в том, что выявлены особенности тревожности у российских и китайских студентов в зависимости от уровней развития и фактор воздействия на личность
Глава 1. Теоретические особенности проблемы тревожности в психологии
§1. Подходы ученых к понятию тревожности
Словарное определение тревоги в психологии – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Более расширено тревогу можно определить как экзистенциональный страх, одну из благотворных сил, дающих возможность человеку перейти из повседневного бытия в экзистенциональный план, в мир свободной воли. [8, с. 20]
Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность, в отличии от тревоги — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. [11, с. 75]
A.M. Прихожан опубликовала исследование, которое мы можем считать основополагающим в изучении тревожности в России – « Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика». Исследователь говорит о том, что «проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Это психологическое явление оценивается: «как центральная проблема современной цивилизации»».
Аверин В.А. в своих исследованиях отмечают то, что тревожность - «многозначный психологический термин, который описывает как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека». [1, с. 75]
В работах последнего десятилетия эти идеи вновь стали актуальны. Ученые изучают травмы, которые могли быть получены младенцем в утробе матери. С. Гроф считает, что травма рождения, которая могла остаться в памяти, оказывает воздействие на психику и может стать причиной всех видов психологических расстройств, так как тревога сопровождает весь процесс родов.
Возвращаясь к Фрейду, следует назвать его определение видов и форм тревожности. «Он выделял три ее основных вида:
1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью;
2) невротическую, вызванную опасностью неизвестной и неопределенной;
3) моральную, определяемую им как «тревожность совести».».
Проблема тревожности нашла свое отражение в неофрейдизме, в работах Г.С.Салливана, К.Хорни и Э.Фромма. К. Хорни изучала неудовлетворенные потребности в межличностной надежности. Ученый считал, что главная цель человека – самореализация. А тревога – основная преграда на пути к ней. [52, 59]
Тревожность - состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом возникновения тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. (Прихожан А.М.) [39, с. 75]
В целом тревожность - субъективное проявление неблагополучия личности.
Тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. (Немов Р.С., 1998). [37, с. 112]
Тревожность - как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера. [17, с. 18]
Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями или с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера. (Р.С.Немов,1998) [37, с. 67]
Тревожность- это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности и угрозы, чаще всего связанным с собственной личностью. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя еще пол века назад это различие было неочевидным. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии (Прихожан А.М [39, с. 76) и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства.
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдается состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности .
В условиях нашего современного темпа жизни мы часто оказываемся в состоянии беспокойства: не успеваю доделать отчет до конца недели – начальница будет негодовать, не успеваю подкопить денег на отпуск – останусь на все лето в городе и совсем не отдохну, у ребенка опять насморк – вдруг что-нибудь хроническое, набрала два килограмма – муж разлюбит. Привела в пример я достаточно иронические ситуации, но не сомневаюсь, что и с ними много кто сталкивался. [29, с. 143]
С ощущением тревоги мы встречаемся чуть ли не ежедневно, т.к. под тревогой подразумевается беспокойное состояние, которое может возникать у человека в ситуациях, которые могут представлять для него какого-либо рода физическую или психологическую угрозу.
Тревога есть тревога, наша жизнь невозможна без нее, так как все мы существа эмоциональные и ответственны за свою деятельность и близких людей. При этом мы должны так же легко прощаться с данными ощущениями, как и встречаться с ними. Сдал отчет и успокоился, муж сказал, что «любит такой, какая ты есть» и успокоилась, накопил денег на отпуск и успокоился.
Неоспорим тот факт, что тревога есть нашим мотиватором. Всем известный Фрейд утверждал, что неприятное состояние тревоги есть полезным адаптивным механизмом, который подталкивает человека к защитному поведению для преодоления опасности. Таким образом, картина такова: мы боимся негодования начальника => делаем свою работу как можно быстрее и качественнее. Одни плюсы у этой тревоги, не так ли? Таким образом, тревога как таковая, не является чем-то опасным и разрушительным для психики (подчеркну, что речь идет именно об описанной мной выше тревоге, т.е. о ситуативной). Не тревожиться вовсе мы не можем, так как все мы сдаем экзамены, болеем, получаем ответственные задания на работе и т.д.
Разобравшись с тревогой, мы можем перейти к более глубокому понятию, а именно к тревожности. Данное понятие объясняется в современной науке как индивидуальная психологическая особенность, т.е. мы можем уже рассматривать такое понятие, как тревожный человек. Такие люди склонны переживать сильную тревогу по довольно незначительным причинам. Переживания, возникающие независимо от конкретной ситуации, не являются адекватными. [17, с. 283]
Следует обращать на них внимание, заметив их у себя или у близких людей. Как вычислить тревожность: на протяжении длительного времени или с высокой частотой у человека присутствует: дрожь\тремор, забывание слов, запинки в речи, ускоренное сердцебиение, желание уйти\убежать, головная боль, тяжелое дыхание, головокружение, частое мочеиспускание, диарея, проблемы с восприятием информации, усиленное потоотделение, мышечная зажатость, повышенная плаксивость, ощущение напряженности, повышенная раздражительность, опустошенность, постоянное беспокойство, чрезмерное переживание за будущее и т.д. [33]
Тревожность как личностное качество легко заметить со стороны, так как оно является устойчивым качеством. Такой уровень тревоги является дезадаптивной реакцией, которая приводит к дезорганизации поведения и деятельности.
Соответственно, в связи с тем, что тревожность есть качеством устойчивым, то такая дезорганизация поведения наблюдается практически постоянно, что, конечно, мешает полноценно жить. [5, с. 241-250]
Тревожное расстройство есть показателем неблагополучного прогресса личностного развития, оно имеет природную основу и появляется в результате влияния каких-либо негативных личностных, психологических и, конечно, социальных факторов. Важно подчеркнуть, что тревожность может быть вестником невроза, или уже его симптомом. Поэтому, следует искать пути избавления от данного расстройства, то есть обращаться за помощью к специалистам. За последние два десятилетия произошел значительный прогресс в методах лечения тревожных расстройств, благодаря которым лечение в данном направлении становится все более успешным и разнообразным, например, когнитивно-поведенческая психотерапия является одним из лучших методов в работе с тревожными расстройствами. [32]
Таким образом, от повседневной тревоги совсем спрятаться мы не можем, что нам на самом деле и не нужно; была бы наша жизнь совсем безтревожной, не видели бы мы ее в таких натуральных ярких красках, так как всем известно, что есть у нас такая проблема, как нежелание ценить то, что у нас есть. Но уметь отличить обычную тревогу от тревожного расстройства очень важно. Своевременное обращение за помощью может уберечь нас или наших близких от неврозов или нежелательных психологических последствий.
Эйфория, фрустрация, бодрость, депрессия, счастье – это все психические состояния человека. Каждое из них характеризует индивида в определенный момент жизнедеятельности и оказывает огромное влияние на ее продуктивность.
Если быть точнее, то на успешность человека влияет целая цепочка проявлений его внутренней активности – психические процессы, состояния и свойства.
Состояния в этой триаде играют промежуточную роль. Процессы психики – эмоции, воображение, внимание – в каких-то ситуациях могут перетекать в статические состояния. А те – тревога, зависть, страх – при частом повторении преображаются в устойчивые свойства индивида.
Тревожность, по мнению Анны Михайловны Прихожан, известнейшего исследователя тревоги и тревожности — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. А.М. Прихожан рассматривает тревожность как эмоционально-личностное образование, имеющее когнитивный (мышление, память, восприятие), эмоциональный и операциональный (поведение) аспекты. Тревожность характеризуется чувством тревоги, находящимся в одном ряду предвосхищающих эмоций, таких, как страх и надежда. Различают эмоциональное состояние тревожности и тревожность – эмоциональную устойчивую черту, индивидуальную особенность, проявляющуюся как склонность к интенсивным и частым переживаниям состояния тревоги. [39, с. 109]
Ощущается тревожность напряжением, озабоченностью, беспокойством, нервозностью и переживается как неопределенность, беспомощность, бессилие, незащищенность, одиночество, грозящая неудача, невозможность принятия решения и т.п. Тревожность сопровождается усилением частоты сердечных сокращений, увеличением циркуляции крови, повышением артериального давления, увеличением общей возбудимости, снижением порогов чувствительности, приобретением негативной эмоциональной окраски нейтральными ранее стимулами. [23, с. 235]
Тревожность как личностная черта подразделяется на тревожность специфическую (как пример: тестовая или межличностная) и генерализованная (общая) меняющая свои объекты с изменением их значимости для человека.
Следует различать тревогу и страх. Согласно одному подходу страх – реакция на реальную, конкретную опасность, тревога – чувство, вызванное смутной, неопределенной безобъектной угрозой, преимущественно воображаемого характера. В другом подходе страх и тревожность различаются как переживания угроз витального и социального характера соответственно. Есть третий подход, в котором страх – фундаментальная эмоция, а тревога – производная от страха, комбинированная с другими базовыми эмоциями.
Источниками устойчивой тревоги, по мнению А.М. Прихожан, могут служить не только внешняя длительная стрессовая ситуация и внутренний психологический или физиологический источник, но и сочетание внешнего и внутреннего источника стресса с его субъективной оценкой. Состояние страха – тревоги может быть рассмотрено как "психологический эквивалент любого конфликта". Конфликт в этом случае определяется как противоречие между оценкой человеком ситуацией как угрожающей и отсутствием средств, чтобы ее преодолеть (избежать). [39, с. 167]
Иногда тревожность рассматривается как результат внутреннего конфликта. Первым такому подходу следовал З. Фрейд. Он видел внутренний конфликт как противоречие между психическими структурами невротического характера, одной стороной которого является бессознательное. В бессознательное вытесняются либидозные (огрубляя, сексуальные) инстинкты. Тревожность вызывает связанный с защитой вытеснения аффект (сильную эмоциональную реакцию). [52, с. 175]
В отечественной психологии тревожность как проявление внутреннего конфликта рассматривал В.Н. Мясищев [36, с. 187]. Для него внутренний конфликт представлял собой особое
Фрагмент для ознакомления 3
2. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток / Т.П. Авдулова. – М.: ИЦ Академия, 2008. – 128 с. ISBN:978-5-7695-3750-9.
3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е изд. [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2008. – 380 с. ISBN 5-8016-0034-5.
4. Алякринский,Б.С. Общение и его проблемы / Б.С. Алякринский. – М.: ИНФРА–М, 2002. – 198 с. ISBN отсутствует.
5. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1968. – 339 с. ISBN 978-5-49807-869-4.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. шк. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 375 с. ISBN 978-5-7567-0274-3.
7. Байярд, Р.Т., Байярд, Д. Р. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд, Д. Р. Байярд. – М.: Просвещение, 1991. – 456 с.ISBN отсутствует.
8. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
9. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 169 с. ISBN отсутствует.
10. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара, 1995.
11. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 2002. – 320 с. SBN 5-89502-343-6, 5-89395-417-3.
12. Бодалев, А.А. Общение и формирование личности школьника: Опыт. Эксперимент. Исследование, НИИ общей и педагогической психологии НИИВШ / А.А. Бодалев. – М.: Наука, 1993. – 364 с. ISBN отсутствует.
13. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – С.Пб..: Питер, 2008 . – 400 с. ISBN 978-5-91180-846-4.
14. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с. ISBN 5-03-001902-2,
15. Вирджиния, Н.К. Прикладная психология: учебник / Н.К. Вирджиния; пер. с англ. Н. Малыгина, В. Рохмистров. – СПб.: Питер, 2000. – 558с. ISBN 2-87009-357-8.
16. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии // Собр. соч.: в 6т / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2004. – Т. 4. – С. 243–385. ISBN отсутствует.
17. Галяутдинова, С.И. Методика изучения личности ребенка / С.И. Галяутдинова. – Уфа: Восточный университет, 1998. – 164 с. ISBN отсутствует.
18. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б. Гипенрейтер. –М.: АСТ,Астрель,2011 г. – 240 с. ISBN 978-5-271-15458-4, 5-271-15458-0, 978-5-17-040867-2.
19. Годфруа, Ж. Что такое психология. Учеб. изд.: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – Т. 1. – 376 с. ISBN 5-03-001901-4, 5-03-001900-6, 2-87009-357-8.
20. Грецов, А. Трениг общения для подростков/ А. Грецов. – С.Пб: Питер, 2009. – 160с. ISBN 5-469-00448-1.
21. Добрович, Л.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / Л.Б. Добрович. – М.: Просвещение ,1987. – 208 с. ISBN отсутствует.
22. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособ. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, – 318 с. ISBN 978-5-4237-0073-7
23. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге/ Е. В.Емельянова. – С.Пб.:Речь, 2008. – 336. ISBN: 5-9268-0668-2.
24. Жутикова, Н.В. Учителю о практике психологической помощи / Н.В. Жутикова. – М.: Просвещение, 1988 . – 176 с. ISBN отсутствует.
25. Захаров, А. И. Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям) / А.И. Захаров. – СПб.: Респекс, 1995. – 192 с. ISBN отсутствует.
26. Зюзько, М.В. Психологические консультации для начинающего учителя / М.В. Зюзько. – М.: Просвещение, 1995. – 207 с. ISBN отсутствует.
27. Кан–Калик, В.А. Грамматика общения / В.А. Кан–Калик. – М.: Роспедагенство, 1995. – 213 с. ISBN 5-86825-005-2.
28. Кан-Калик, В.А. Тренинг профессионально – педагогического общения / В.А. Кан–Калик .– М.: Просвещение, 1990, – 210 с. ISBN отсутствует.
29. Кан-Калик, В.А.. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан–Калик. – М.: Просвещение,1987. – 190 с. ISBN 1091849.
30. Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 1986. – 80 с. ISBN отсутствует.
31. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с. ISBN отсутствует.
32. Крутецкий, В.А., Лукин, Н.С. Очерки психологии старшего школьника / В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин. – М.: Учпедгиз, 1963. – 196 с. ISBN отсутствует.
33. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. - С. 476-510.
34. Куликов Л.В. Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения - 97». Вып.3. Ч.1.М.Ю.Долина
35. Ле Шан, Э. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума/ Э. Ле Шан. М.: Издательство:Прайм-Еврознак, 2008. – 448с. ISBN 978-5-93878-256-3; 2008 г. ISBN отсутствует.
36. Левашова, С.А.С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг/ С.А. Левашова. – М.: Академия Развития,Академия Холдинг, 2006. – 160 с. ISBN 5-9285-0255-9,5-7797-0472-4.
37. Ломов, Б.Ф. Психологическое исследование общения / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1996. – 384 с. ISBN 5-89395-009-7.
38. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010. – 593 с. ISBN 978-5-272-00062-0.
39. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможность ее снижения у детей. //Журнал «Психологическая наука и образование», №2, 1998. ISBN отсутствует.
40. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие / О воспитании старшеклассников А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с. ISBN 5-93134-141-2.
41. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Издательство:МПСИ, МОДЭК, 2011. – 400 с. ISBN 978-5-89502-790-5, 978-5-89395-697-9.
42. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2005. – 688 с. ISBN 5-691-00232-5, 5-691-00233-3, 5-691-01133-2.
43. Опыт и тенденции развития семейного образования сельских детей и подростков: сб. науч. ст. / ред.-сост. М. М. Плоткин. – М.: ИСП РАО, 2009. – 9 п.л. ISBN отсутствует.
44. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально–Психологический тренинг Текст / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. – 216 с. ISBN отсутствует.
45. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Воронеж, 2000. – 312 с. ISBN 5-89502-089-5, 5-89395-174-3.
46. Прутченков, А.С. Тренинг коммуникативных умений: Метод, разраб. Занятий / А.С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1993. – 47 с. ISBN отсутствует.
47. Рабочая книга школьного психолога. Текст / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. – М.: Прсвещение, 1991. – 303 с. ISBN 5-87977-033-8.
48. Рахимов, А.З. Нравственная психология / А.З. Рахимов. – Уфа: Наука, образование, культура, 1995. – 202 с. ISBN отсутствует.
49. Рахимов, А.З. Словарь – справочник по нравологии Текст \ А.З. Рахимов. – Уфа: Творчество, 1999. – 299 с. ISBN отсутствует.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с. ISBN 5-314-00016-8.
51. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с. ISBN отсутствует.
52. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с. ISBN 5-318-00252-8.
53. Сафин, В.Ф. К проблеме профессионального самоопределения личностии её активности / В.Ф. Сафин. – Уфа: БГПИ,1985. – 107 с. ISBN отсутствует.
54. Сорокина, А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков / А.И. Сорокина. – Уфа: Восточный университет , 1996. – 130 с. ISBN отсутствует.
55. Сороколетова, Е. Н. Семья как фактор формирования самооценки подростка / Е. Н. Сороколетова // Семья: проблемы, традиции, новации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. З. М. Магомедовой. – М. Academa, 2008.– С.301-304. ISBN отсутствует.
56. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2011. – 288 с.ISBN 978-5-7695-7747-5.
57. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогические проблемы современного подростка: метод. пособие / Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 2,5 п.л. ISBN 5-89502-348-7, 5-89395-418-1.
58. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фильдштейн. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 512 с. ISBN: 5-89395-002-X.
59. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 608 с. ISBN 978-5-17-048635-9
60. Фридман, Л.М., Волков К.Н.Психологическая наука — учителю / Л.М. Фридман, К.Н. Волков . – М.: Просвещение, – 224 с.
61. Фридман, Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с. ISBN отсутствует.
62. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016. — 186 с.
63. Хрипкова, А.Г. Мир детства: подросток / А.Г. Хрипкова. – М.: Педагогика, 1982. – 432 с. ISBN: 5-7155-0052-4.
64. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с. ISBN отсутствует.
65. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – М.: Медицина, 1990. – 192 с. ISBN: 5-225-01588-3.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней