Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что численность подростков, имеющих задержку психического развития, постоянно растет – как в России, так и во всем мире. Это связано с рядом неблагоприятных социальных и экономических факторов, которые негативно влияют на институт материнства и детства, недостаточно эффективно защищаемый государством и Конституцией.
Задержка психического развития не начинается в подростковом возрасте, ее обнаруживают значительно раньше. Однако многие родители и педагоги стараются не замечать отклонений у школьника, списывая их на дурной характер, переходный возраст, плохое окружение, отсутствие учебной мотивации.
Однако зачастую становится уже поздно. Подросток с ЗПР, который учится в условиях инклюзивного образования, не может нормально адаптироваться к существующим рамкам, учащимся с нормой психического развития.
Степень изученности проблемы. Проблемой становления коммуникативной компетентности у подростков с ЗПР занимался ряд исследователей, которые в большинстве своем давали оценку трудности решения данной проблемы и не предлагали собственных путей ее решения. Однако есть ученые, которые сформировали собственные программы развития коммуникативной компетенции, на основе которых была составлена программа психологического сопровождения становления коммуникативной компетенции у подростков с ЗПР в данной дипломной работе.
Цель исследования – провести анализ психологического сопровождения становления коммуникативной компетентности подростков с задержкой психического развития в инклюзивной школе.
Объект исследования – коммуникативная компетентность подростков с задержкой психического развития.
Предмет исследования – психологическое сопровождение становления коммуникативной компетентности подростков с задержкой психического развития в инклюзивной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие коммуникативной компетентности и становление коммуникативной компетентности у подростков в психолого-педагогической литературе.
2. Дать общую характеристику подростков с задержкой психического развития.
3. Проанализировать специфику психологического сопровождения становления коммуникативной компетентности подростков с задержкой психического развития в инклюзивной школе.
4. Провести эмпирическое исследование развития коммуникативной компетентности у подростков с задержкой психического развития.
5. Сформировать принципы работы с родителями по профилактике нарушений коммуникативной компетентности подростков с задержкой психического развития.
6. Раскрыть содержание направлений психологического сопровождения становления коммуникативной компетентности подростков с задержкой психического развития в инклюзивной школе в виде специально разработанной программы.
Теоретическую основу исследования составили работы Е. Л. Инденбаум и И.А. Коневой.
База исследования: МБОУ СОШ г. Иркутска № 7: 24 учащихся 7 класса, 12 из которых имеют нормальное психическое развитие, а 12 – задержку психического развития.
Гипотеза исследования: для организации эффективного психологического сопровождения становления коммуникативной компетентности подростков с задержкой психического развития в инклюзивной школе необходимо разработать специальную программу, основанную как на индивидуальной, так и на групповой работе, а также принципы профилактической работы с родителями подростков с ЗПР, которые связаны с привлечением их к совместной деятельности по повышению уровня развития коммуникативной компетентности подростков с ЗПР.
Методы исследования:
I. Теоретические: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, обобщение, классификация, моделирование.
2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, проектирование, экспертная оценка, социометрия, проективные методы.
3. Методы математической статистики: вычисление среднего арифметического, дисперсии, стандартного отклонения и непараметрического t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением комплексного анализа научной литературы по проблеме организации психологического сопровождения становления коммуникативной компетентности у подростков с ЗПР. Собранные теоретические данные можно использовать в дальнейших научных разработках в этом направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы психологического сопровождения становления коммуникативной компетентности у подростков с ЗПР, а также принципов профилактической работы с родителями по предотвращению дальнейшей социальной дезадаптации данной категории подростков в условиях инклюзивной образовательной среды и повышению их коммуникативной компетентности. Данные разработки можно использовать на практике в общеобразовательных учреждениях, где обучаются подростки, имеющие ЗПР.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и источников и двух приложений, содержащих протоколы исследования подростков с нормальным психическим развитием и ЗПР.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятие коммуникативной компетентности и становление коммуникативной компетентности у подростков в психолого–педагогической литературе
Коммуникативная компетентность в научной литературе характеризуется как комплексное образование, являющееся характеристикой личности, которое включает в себя следующие компоненты [2]:
– коммуникативные умения и способности;
– личностные свойства, являющиеся основной для конструктивного общения;
– психологические знания, связанные с коммуникацией;
– эмоциональные состояния, которые всегда сопровождают любую коммуникацию.
Изучение коммуникативной компетентности проводится в различных направлениях, в частности [46]:
– в педагогике – для определения уровня адаптации субъекта коммуникации в определенной социально-педагогической среде;
– в теории профессионального становления – для выявления основных проблем в формировании личности профессионала, которые связаны с его недостаточными коммуникативными способностями;
– в комплексе концепций модернизации педагогического процесса – для разработки форм и методов повышения коммуникативной компетентности у учащихся на разных образовательных уровнях.
В контексте теории коммуникативной компетентности под этим термином понимается способность человека к применению собственного социального опыта для конструирования процесса общения с другим субъектом.
Исследователи в рамках данной теории выделяют следующие основные признаки коммуникативной компетентности личности [24]:
– поведение субъекта характеризуется соответствием коммуникативной ситуации;
– все элементы коммуникации полностью соответствуют специфики отношений конкретных субъектов;
– формирование конструктивного коммуникативного контакта на основе теоретических и практических знаний и навыков в данной сфере;
– понимание необходимости избирать правильные элементы коммуникации, которые будут соответствовать цели коммуникации в каждом конкретном случае;
– навык поддержания желаемых отношений с другим субъектом;
– способность рационально контролировать эмоциональные состояния в процессе коммуникативного акта.
Также под коммуникативной компетентностью понимается комплекс ресурсов личности, которые имеют внутренний характер и необходимы для построения конкретных коммуникативных ситуаций, которые намеренно или спонтанно возникают в сфере межличностного общения [48].
Каждый индивид, который является субъектом коммуникации, должен осуществлять постоянный контроль собственного поведения и эмоционального состояния в процессе любого коммуникативного акта. Именно это является основой коммуникативной компетентности личности.
Эффективность коммуникации зависит от целого ряда факторов, наличие которых зависит от уровня коммуникативной компетентности всех субъектов конкретного взаимодействия. В частности, это [31]:
– способность к объективной оценке коммуникативной ситуации всеми ее субъектами;
– навык эффективного конструирования коммуникативной ситуации;
– способность субъектов общения к рациональному преобразованию коммуникации в соответствии со своими целями;
– понимание субъектами межличностного взаимодействия принципов и знаков, важных для построения грамотной эффективной коммуникации.
Кроме того, в структуру коммуникативной компетентности личности входят такие элементы как [22]:
1) возможность субъектов легко адаптироваться к коммуникативной ситуации;
2) свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения;
3) наличие эмпатии, которая позволяет понимать и «слышать» субъекта, имеющего другие взгляды, ценности и личностные особенности.
Также можно говорить еще о двух основных компонентах коммуникативной компетентности, которые определяют эффективность коммуникации и способность индивида ее организовывать и реализовывать. Так, каждому индивиду необходимы речеведческие знания, которые помогают выбирать средства общения в каждой конкретной коммуникативной ситуации [39].
Речетворческие умения позволяют субъекту межличностных отношений грамотно и доходчиво строить свою часть коммуникации, не доставляя неприятностей и забот другим субъектам [16].
Также в научной литературе подчеркивается особая роль коммуникативной компетентности в формировании отношений с самим собой и миром. Как считают исследователи, коммуникативная компетентность должна рассматриваться как идейно-нравственная категория, регулирующая всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как синтезу обоих миров [50].
Коммуникативная компетентность не может существовать отдельно. Она является лишь значимым элементом всей системы компетенций личности, которая носит психологический характер.
Также нужно отметить, что одним из компонентов коммуникативной компетентности личности является конфликтная компетентность, которая понимается как способность личности конструктивно выстраивать свое поведение в ситуации межличностного конфликта [34].
Как считают исследователи, высокий уровень конфликтной компетентности предполагает возможность психотехнического действия в достаточно широком диапазоне с учетом изменения условий и самих действующих сторон [14].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативная компетентность является важной специфической чертой личности и позволяет субъекту межличностного общения (индивиду) гармонично существовать в социальной реальности, иметь собственную социальную роль и статус, обеспечивать конструктивное межличностное взаимодействие, преследуя определенные цели.
1.2 Общая характеристика подростков с задержкой психического развития
Подростки с задержкой психического развития – это дети подросткового возраста, которые в силу ряда причин, не могут соответствовать психическим нормам своего возраста, что приводит к ряду психолого-педагогических проблем, которые довольно сложно решить в контексте инклюзивной образовательной среды.
У подростков с задержкой психического развития могут быть недостаточно развиты различные психические функции и процессы, что приводит к отставанию в учебном процессе и нарушениям различных социальных способностей личности [20].
Зачастую бывает так, что у подростков с различной степенью ЗПР существует ряд психических расстройств, которые хоть и не выражены в тяжелой степени, но осложняют гармоничную жизнедеятельность подростка и накладывают негативный отпечаток на его личность. Именно эти расстройства наряду со сниженными психическими функциями не позволяют подростку с ЗПР успешно учиться и формировать нормальные межличностные связи, основанные на эффективной коммуникации [37].
Задержка психического развития не является умственной отсталостью, которая в отличие от ЗПР, является необратимым явлением. ЗПР может полностью компенсироваться в определенный возрастной период и не характеризуется как недостаточность психических функций. Здесь речь идет о том, что эти функции замедлены в связи с рядом внутренних и внешних причин [46].
Задержка психического развития в научной литературе иначе называется «психический инфантилизм», однако в подростковом возрасте ЗПР является уже большей проблемой, нежели в младшем школьном, поскольку к снижению способности к обучению здесь добавляется
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Аганезова, С.М., Полякова, М.И. Коммуникативная компетентность в подростковом возрасте / С.М. Аганезова, М.И. Полякова // Вопросы психологии и педагогики. Сборник статей. – Челябинск: Статут, 2020. – 378 с.
2. Алямовская, В.Г., Васильева, Е.Н., Дмитриева, Е.Е. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция: учебное пособие для вузов по направлению «Педагогика» : доп. УМО вузов РФ / В.Г. Алямовская, Е.Н. Васильева, Е.Е. Дмитриева и др. ; под ред. У. В. Ульенковой. – СПб : Питер, 2007. – 304 с
3. Бабкина, Н.В. Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации / Н.В. Бабкина // Альманах. – 2018. – № 34.
4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1.
5. Бабкина, Н.В. Ракурсы понимания категории психологического сопровождения в системе общего и специального образования / Н.В. Бабкина // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7. № 4. – С. 1–18.
6. Башмакова, С.Б., Цветкова, Н.В. Самоотношение подростков с задержкой психического развития / С.Б. Башмакова, Н.В. Цветкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 813–817.
7. Веселова, Т.С., Кудрявцев, В.А. Социальные установки и ценностные ориентиры у подростков с нормативным и задержанным темпом психического развития / Т.С. Веселова, В.А. Кудрявцев // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16552 (дата обращения: 18.05.2022).
8. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 154 с.
9. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М. : Педагогика, 1984. – 256 с.
10. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход: монография / Под ред. У.В. Ульяненковой. – Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2009. – 252 с.
11. Инденбаум, Е.Л. К чему приводит стихийная инклюзия / Е.Л. Инденбаум // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 4. – С. 33–38.
12. Инденбаум, Е.Л. Характеристики коммуникативной компетентности подростков с разными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного и специального образования / Е.Л. Инденбаум // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – C. 42–49.
13. Карпушкина, Н.В., Конева, И.А. Психологическое особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению / Н.В. Карпушкина, И.А. Конева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 659–672.
14. Конева, И.А. К проблеме инклюзивного обучения подростков с задержкой психического развития / И.А. Конева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 11. – С. 66–68.
15. Конева, И.А. Особенности образа «Я» младших подростков с задержкой психического развития : дис. … канд. психол. наук / И.А. Конева. – Н. Новгород, 2002. – 186 с.
16. Конева, И.А., Карпушкина, Н.В. Особенности личностных новообразований подростков с задержкой психического развития / И.А. Конева, Н.В. Карпушкина // Киберленинка. Научный портал. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnyh-novoobrazovaniy-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya/viewer (дата обращения: 15.05.2022).
17. Конева, И.А., Кондратьева, Н.П. Интегрированное и дифференцированное обучение подростков с задержкой психического развития и их личностное развитие / И.А. Конева, Н.П. Кондратьева // Вестник Минского университета. – 2016. – № 3. – С. 61–68.
18. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР / И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 3–13.
19. Куимова, Н.Н. Адаптивность младших подростков с задержкой психического развития: монография / Н.Н. Куимова. – М.: Эксмо, 2014. – 172 c.
20. Лапоногова, А.С. Формирование навыков межличностного взаимодействия у младших подростков в условиях общеобразовательной школы средствами артпедагогики / А.С. Лапоногова // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Пермь: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2015. – С. 150–153.
21. Лебединская, К.С., Райская, М.М., Грибанова, Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. – М.: Педагогика, 1988. – 168 с.
22. Лебединский, В.В., Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 197 с.
23. Лунёва, О.В. Концепция социального интеллекта личности / О.В. Лунёва // Знание. Понимание. Умение. – М., 2012. – № 2. – С. 46–51.
24. Лунёва, О.В. Социальный интеллект и социальная адаптация. Что общего? / О.В. Лунёва // Прикладная юридическая психология. – Рязань, 2016. – № 2. – С. 21–32.
25. Максимова, Е.Ю. Задержка психического развития у детей и подростков как фактор девиантного поведения: социально-психологические и философски-педагогические аспекты / Е.Ю. Максимова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. № 4А. – С. 90–101.
26. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 5. – С. 6–11.
27. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М., 1993. – 198 с.
28. Мозжалова, Ю.В. Формирование навыков социального взаимодействия у подростков с глубокими нарушениями интеллекта / Ю.В. Мозжалова // Личностно-ориентированный подход в лечебной и специальной педагогике. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2004. – С. 143–146.
29. Назаренко, М.М., Полянских, Н.Н. Развитие социального интеллекта у подростков с задержкой психического развития / М.М. Назаренко, Н.Н. Полянских // Психология, социология и педагогика. Научный электронный журнал. – 2017. – № 3. – URL: https://psychology.snauka.ru/2017/03/7848 (дата обращения: 18.05.2022).
30. Недбаева, С.В., Недбаев, Д.Н., Ткаченко, В.В. Коммуникативная компетентность: содержание и структура / С.В. Недбаева, Д.Н. Недбаев, В.В. Ткаченко // Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19. № 12. – URl: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-soderzhanie-i-struktura/viewer (дата обращения: 19.05.2022).
31. Огарева, Е.Н. Психопатология детского возраста / Е.Н. Огарева. – Тверь: Паритет, 2017. – 498 с.
32. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
33. Петровская, Л.А. Развитие компетентности общения как одно из направлений социально-психологической помощи. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Л.А. Петровская. – СПб.: Питер, 2011. – 489 с.
34. Плаксина, Н.А. Межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции / Н.А Плаксина // Проблемы реализации моделей инклюзивного дошкольного образования Материалы научно-практической конференции. – М: Московский государственный областной гуманитарный институт, 2013. – С. 212–216.
35. Пономаренко, Л.П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Л.П. Пономаренко. – Одесса: Астра-Принт, 1999. – 237 с.
36. Попова, Л.А. Влияние детско-родительских отношений на уровень адаптированности подростков в межличностных отношениях / Л.А. Попова // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Краснодар: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере», 2012. – С. 300–303.
37. Психология детей с задержкой психического развития : изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / Сост. О. В. Защиринская. – СПб : Речь, 2003. – 432 с.
38. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С.Г. Рыбакова. – СПб : Речь, 2007. – 144 с.
39. Рубина, О.В. Психокоррекция детей и подростков с ЗПР / О.В. Рубина. – М.: Дело, 2018. – 460 с.
40. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: в 2 т. / Г.Е. Сухарева. – М.: Медицина, 1965.
41. Талипова, О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития: дис. …канд. психол. наук. / О.А. Талипова. – Н. Новгород, 2007. – 198 с.
42. Усанова, О.И Дети с проблемами психического развития / О.И. Усанова. – М.: НПЦ Коррекция, 1995. – 208 с.
43. Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. – СПб., 2006. – 400 с.
44. Филиппова, Н.В., Барыльник, Ю.Б., Исмайлова, А.С. Современный взгляд на задержку психического развития / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, А.С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10 (ч. 2). – С. 259–262.
45. Фирсова, Ю.С. Психологическое сопровождение подростков с ЗПР / Ю.С. Фирсова. – Воронеж: Призма, 2019. – 360 с.
46. Шельдешева, Т.П. Особенности межличностных конфликтов младших подростков, обусловленные их личностными характеристиками / Т.П. Шельдешева // Пути научно-технического и экономического развития в современных условиях: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. Сер. «Научный вестник». – Приморское: Северокавказское издательство МИЛ, 2015. – С. 30–34.
47. Шешукова, Н.Н. К вопросу об организации психологической работы по оптимизации межличностных отношений младших подростков с задержкой психического развития со сверстниками / Н.Н. Шешукова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С. 334–336.
48. Шешукова, Н.Н. Особенности межличностных отношений со сверстниками младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях: автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Н.Н. Шешукова. – Н.Новгород, 2009. – 26 с.
49. Элементы общей психопатологии для педагогов и психологов / Под ред. А.Н. Алёхина. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012. – 123 c.
50. Юркшат, К.Ф. Программа психологической коррекции, направленной на оптимизацию системы межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / К.Ф. Юркшат // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2014. – № 1. –С. 111–118.
51. Яковлева, С.М. Подростки с ЗПР / С.М. Яковлева. – Сургут: Смена, 2021. – 244 с.