Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что важнейшей стратегией российского общества является реформирование системы образования, которое подразумевает доступность полноценного и качественного образования для всех категорий граждан, включая лиц с легкими интеллектуальными нарушениями. Важной целью обучения и воспитания детей с легкими интеллектуальными нарушениями является успешная социализация в обществе.
В связи с этим социальная перцепция, как процесс восприятия и понимания другого человека, для детей с легкими интеллектуальными нарушениями является важным условием успешной социализации и интеграции в общество.
В исследованиях подчеркиваются сложности протекания данного процесса у детей с легкими интеллектуальными нарушениями: нарушение связи с миром; ограничение в мобильности; бедность контакта со сверстниками, взрослыми; недоступность многих культурных ценностей; сложившееся отторжение этой категории лиц в общественном сознании.
Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы.
Во-вторых, чувства умственно отсталых детей часто бывают, неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. Однако специфика процесса развития социально-перцептивных возможностей мало изучена (М.Г. Агавелян, Ю.Т. Матасов, И.М. Сайсанова, О.В. Защиринская.).
Несформированность навыков общения, отсутствие умения адекватно распознавать намерения коммуникативного партнера и правильно выстраивать линию поведения являются главной причиной дезадаптации младших школьников с проблемами в развитии в социальной среде. (О.К. Агавелян).
Вместе с тем, следует предполагать, что могут быть выявлены индивидуальные различия в сформированности социально-перцептивных возможностей, что потребует дифференцированной работы по формированию обозначенных способностей. Все вышеизложенное определило актуальность нашего исследования.
Цель исследования – изучить состояние социально-перцептивных возможностей у младших школьников с легкими интеллектуальными нарушениями и разработать дифференцированные рекомендации по сопровождению становления социальной перцепции у младших школьников с легкой умственной отсталостью, относимых к разным психологическим типам.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме развития социальной перцепции у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
2. На основе определения качества социально-перцептивных возможностей младших школьников с легкой умственной отсталостью, рассмотреть возможные пути психокоррекционного воздействия в ходе сопровождения.
3. Предложить варианты рекомендаций по организации сопровождения становления социальной перцепции у младших школьников с легкой умственной отсталостью, относимых к разным психологическим типам.
Объект исследования: социально-перцептивные возможности младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: сопровождение становления социальной перцепции у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: варианты рекомендаций по организации сопровождения становления социальной перцепции у младших школьников с легкой умственной отсталостью будут зависеть от сформированности предпосылок, заключающихся в разных возможностях распознавания эмоциональной экспрессии лиц, а также от принадлежности ребенка к определенному психологическому типу.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Экспериментально-психологический метод.
3. Психодиагностический метод.
4. Метод экспертных педагогических оценок.
5. Метод качественно – количественной обработки данных.
Методики:
1. Методика изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой).
2. Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия (И. И. Мамайчук).
3. Определение психологического типа ребенка (Тест Векслера, предполагающий определение вербального интеллектуального показателя, Пиктограмма (А.Р. Лурия, модификация А.Л. Венгера), опросник поведенческих нарушений (экспертная оценка педагогами), опросник для определения УСПД (экспертная оценка педагогами)).
База и организация исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Жигаловская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.Г. Малкова. Было обследовано 15 детей с легкой умственной отсталостью, обучающихся в 3–4 классах.
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть полезны педагогам-психологам, работающим с младшими школьниками с легкими интеллектуальными нарушениями, для эффективной организации психолого-педагогического сопровождения, оказания помощи в формировании социально-перецептивных возможностей у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Понятие социальной перцепции и социально-перцептивных возможностей школьников в психолого-педагогической литературе
Общение является чрезвычайно важным процессом, который необходим для развития и существования личности. В процессе общения формируются те социально-психологические условия, которые оказывают позитивное или негативное влияние на формирования личностных качеств ребенка, а также вырабатывают его собственный коммуникативный стиль, применяемый человеком на протяжении всей дальнейшей жизни .
Каждый человек обладает определенным набором социально-коммуникативных характеристик, который встраивается в его когнитивную и поведенческую модель, характеризует его внешний имидж и отношения с другими людьми.
Общение как социально-психологический процесс может рассматриваться с двух основных точек зрения :
– как условие для передачи информации от коммуникатора к реципиенту;
– как определенная среда для понимания одного человека другим в соответствии с их личностными качествами и социально-психологическими особенностями.
В соответствии с этим, все люди могут быть разделены на две большие типологические группы :
– индивиды, которые инициируют общение, прежде всего, для получения важной для себя информации;
– индивиды, которым общение необходимо для обмена эмоциями, налаживания взаимопонимания с партнером по коммуникации.
Индивид, который вступает в процесс общения, использует различные средства для его реализации, при этом рассчитывает на то, что его партнер по коммуникации будет активно участвовать в этом процессе, что приведет к формированию взаимопонимания, налаживанию конструктивного коммуникативного контакта .
При этом каждый коммуникативный акт предполагает то обстоятельство, что оба коммуниканта имеют друг о друге устоявшееся представление как о самостоятельной социальной единице, имеющей сформированную личность и уникальные характеристики. Только в этом случае можно говорить о наличии взаимопонимания и конструктивном общении между людьми.
Способность человека воспринимать других членов общества (отдельных индивидов или социальных групп), а также самого себя, а также их понимать и оценивать, в научной литературе обозначается как социальная перцепция .
Данный термин был введен в научный оборот в 1947 году, в процессе формирования новой концепции восприятия, которым занимался Дж. Брунер, причем изначально под данным термином понималось несколько иное явление. Так, исследователь в качестве социальной перцепции выделял те категории восприятия, которые связаны с социумом. Однако несколько позднее появилось актуальное на сегодняшний день определение .
Множество исследователей по-разному рассматривали понятие социальной перцепции. В Таблице 1.1 представлены подходы различных ученых к данному понятию.
Таблица 1.1
Научные подходы к понятию социальной перцепции
№ п/п Исследователь(и) Научный подход
1 Ч. Кули Понимал социальную перцепцию как некое «зеркальное Я», т.е. человек воспринимает самого себя так, как его видят окружающие люди.
2 Дж.Г. Мид Считал, что личность формируется только в процессе взаимодействия, индивид воспринимает себя через призму общения.
3 Л. Росс и Р. Нисберт Полагал, что важное значение для социальной перцепции играют не только личностные характеристики, но и ситуация общения, в которую индивид попадает и через которую воспринимает себя и других.
Продолжение Таблицы 1.1
4 А.А. Реан и Я.Л. Коломенский Указывали на то, что в основе социальной перцепции лежат различные социальные стереотипы, которые в совокупности формируют социальную установку личности, посредством которой она воспринимает других и себя.
5 Ф. Хайдер Рассматривал в качестве основы социальной перцепции личности казуальную атрибуцию, т.е. важность внешних и внутренних причин для трактовки поведения других.
6 Э. Джоунз и К. Дэвис Считали, что каждый человек оценивает других через особенности собственного поведения.
7 Г. Келли Отмечал наличие «схем причинности», которые возникают у каждого человека и применяются для оценки поведения других людей.
Окончание Таблицы 1.1
8 А.А. Бодалев Выражал мнение о том, что социальная перцепция не может дать правильной оценки мотивов и характеристик поведения других людей, поскольку для этого нужны те коммуникативные связи, которые человек практически никогда не строит с окружающими.
Как уже было сказано ранее, социальная перцепция направлена на восприятие не только другого человека, но и целой группы людей, а также самого себя. В соответствии с этим утверждением, исследователи выделяют такие виды социальной перцепции как :
– межличностная социальная перцепция;
– межгрупповая социальная перцепция;
– самоперцепция.
Любой акт социальной перцепции четко структурирован. В структуре любой социальной перцепции выделяется три основных компонента :
– субъект социальной перцепции (т.е. индивид, который воспринимает себя или других);
– объект социальной перцепции (т.е. тот, кого воспринимают);
– процесс социальной перцепции (т.е. комплекс действия и размышлений по восприятию себя и других).
Социальная перцепция может осуществляться на двух уровнях :
– физический уровень: внешние особенности воспринимаемого субъекта, его физические данные;
– социальный уровень:
а) внешние социальные характеристики (например, поверхностные социальные роли и особенности поведения);
б) внутренние социальные характеристики (мотивационная структура личности субъекта, его установки, направленность, причины возникновения той или иной поведенческой модели) .
По мнению А.А. Реана и Я.Л. Коломенского, существует 6 категорий стереотипов социальной перцепции, которые определяют ее направленность и характер. К ним относятся такие как :
– этнонациональный: восприятие других людей через национальные характеристики мышления;
– экспрессивно-эстетический: эмоциональное восприятие людей посредством оценки их личности и действий (положительной и отрицательной);
– антропологический: восприятие людей через их внешние данные;
– вербально-поведенческий: восприятие окружающих согласно их поведенческой модели и высказываниям;
– социально-ролевой: наделение окружающих определенными чертами в зависимости от их конкретной социальной роли в данный момент;
– социально-статусный: наделение окружающих определенными чертами в зависимости от их социального статуса в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Арсентьева, С.И. Специфика адекватности перцептивных образов / С.И. Арсентьева // NovaInfo. – 2017. – № 58. – С. 311–314. – URL: https://novainfo.ru/article/10989 (дата обращения: 30.04.2022).
2. Бажукова, О.А. Абдуллаева, М.С., Магомедова, П.П. Клинико-психологические особенности формирования межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников / О.А. Бажукова, М.С. Абдуллаева, П.П. Магомедова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12. № 3. – С. 15–20.
3. Байнасарова, Е.Н., Пичугина, В.В., Пономаренко, С.Т. Современные подходы к изучению механизмов социальной перцепции как основы для формирования стилей межличностной коммуникации: теория и практика / Е.Н. Байнасарова, В.В.– Пичугина, С.Т. Пономаренко // Сборник статей Казанского государственного университета. Вып. 4. Психология и педагогика. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2021. – С. 44–56.
4. Бахтина, С.Э. Психологические особенности умственно отсталых школьников / С.Э. Бахтина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2014. – URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/11/04/psikhologicheskie-osobennosti-umstvenno-otstalykh-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2022).
5. Безменов, И.В. Взаимосвязь социальной перцепции с когнитивными стилями студентов ВУЗов: дисс. на соиск. уч. ст. к. психолог. н. / И.В. Безменов. – М.: Российский государственный социальный университет, 2007. – 168 с.
6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1982. – 200 с.
7. Габова, Ю.М. Общение как социальная перцепция / Ю.М. Габова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2018/08/12/obshchenie-kak-sotsialnaya-pertseptsiya (дата обращения: 02.05.2022).
8. Джоунз, Э., Дэвис, К. Теория соответствующих предположений / Э. Джоунз, К. Дэвис / Пер. с англ. – М.: Паритет, 1994. – 276 с.
9. Инденбаум, Е.Л. Сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии: проблемные аспекты / Е.Л. Инденбаум // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 37–52.
10. Инденбаум, Е.Л. Коробейников, И.А. Дети с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников. – М.: Просвещение, 2019. – 47 с.
11. Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции / Г. Келли // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под общ. ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1984. – С. 127–137.
12. Коростелева, М.С. Методика изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста / М.С. Коростелева // Мультиурок. – 2021. – URL: https://multiurok.ru/files/metodika-izucheniia-sposobnosti-k-raspoznavaniiu-e.html (дата обращения: 24.05.2022).
13. Ксенофонтова, К.А., Бирюкова, М.И., Филатов, Н.С. Возрастные особенности социальной перцепции и их проявления в поведении детей и подростков / К.А. Ксенофонтова, М.И. Бирюкова, Н.С. Филатов // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2022. – С. 39–50.
14. Куликова, Н.С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием / Н.С. Куликова // Киберленинка. Научный портал. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov-s-intellektualnym-nedorazvitiem/viewer (дата обращения: 04.05.2022).
15. Кули, Ч. Социальная самость / Ч. Кули. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 16 с.
16. Ларюхина, Н.Г. Условия развития и особенности формирования социальной перцепции / Н.Г. Ларюхина // Материалы VIII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум – 2016». – 2016. – URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021142 (дата обращения: 02.05.2022).
17. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук // Психоанализ, психология, педагогика. – 2015. – URL: https://www.psyoffice.ru/page,81,3326-mamajjchuk-i.-i.-psikhokorrekcionnye-tekhnologii.html (дата обращения: 20.05.2022).
18. Мардасова, Е.В., Хлебников, Д.А., Воробьева, С.И. Специальное воспитание и обучение младших школьников с умственной отсталостью / Е.В. Мардасова, Д.А. Хлебников, С.И. Воробьева // Вестник Омского государственного университета. – 2019. – № 6. – С. 99–119.
19. Методика «Пиктограмма» (опосредованное запоминание) // Поиск. – 2020. – URL: https://poisk-ru.ru/s12730t11.html (дата обращения: 24.05.2022).
20. Мид, Дж.Г. Интернализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1994. – С. 224–227.
21. Ондар, А.Д. Социальная перцепция в психолого-педагогических исследованиях / А.Д. Ондар // NovaInfo. – 2021. – № 127. – С. 53–54. – URL: https://novainfo.ru/article/18729 (дата обращения: 01.05.2022).
22. Панферов, В.Н., Микляева, А.В., Безгодова, С.А. Психический процесс в социальной перцепции / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, С.А. Безгодова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – № 21(2). – С. 403–413.
23. Перцептивная сторона общения: понятие, особенности, функции, механизмы // Академия продаж. – 2020. – URL: https://academy-of-capital.ru/blog/pertseptivnaya-storona-obshcheniya/ (дата обращения: 01.05.2022).
24. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно-отсталых школьников: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.Г. Петрова, И.В, Белякова – М.: Академия, 2002. – 160 с.
25. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский. – М.: АПН СССР, 1962. – 312 с.
26. Психология социальной перцепции // Мир психологии. Информационный портал. – 2022. – URL: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/969-2010-11-19-13-06-42.html (дата обращения: 01.05.2022).
27. Реан, А.А., Коломенский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломенский. – СПб.: Изд. «Питер», 1999. – 416 с.
28. Росс, Л., Нисберт, Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисберт. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 429 с.
29. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
30. Старшова, М. Учительский опросник для выявления детей с нарушениями поведения / М. Старшова // Pandia. – 2019. – URL: https://pandia.ru/text/79/326/25500.php (дата обращения: 24.05.2022).
31. Тест Векслера. Описание методики // Psihologn.org. – 2019. – URL: http://psihologn.org/index.php/psihologamm/373 (дата обращения: 21.05.2022).
32. Титоренко, Е.Н., Хватова, Б.Ю., Иллиарионова, Г.С. Социальное восприятие и перцептивные особенности общения / Е.Н. Титоренко, Б.Ю. Хватова, Г.С. Илларионова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – № 3. – С. 60–75.
33. Фомиченко, А.С. Особенности социальной перцепции / А.С. Фомиченко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 2(202). – С. 17–20.
34. Хайдер, Ф. Психология межличностных отношений /Ф. Хайдер / Пер. с австр. – М.: Наука, 1958. – 370 с.
35. Шалаева, Н.Ю. О структуре социально-перцептивного механизма / Н.Ю. Шалаева // Вестник Самарского государственного университета. – 2012. – № 2/1(93). – С. 167–170.
36. Яблочкина, Г.А. Психологические особенности детей с ОВЗ / Г.А. Яблочкина // Дефектология Проф. – 2021. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/psixologicheskie_osobennosti_detej_s_ovz/ (дата образования: 02.05.2022).