Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой частью культуры страны является народное и декоративно-прикладное искусство. Декоративное искусство тесно связано с духовной культурой жизни народа. Любая национальная культура имеет народную основу. И, как правило, когда в обществе происходят социальные изменения, приводящие к разрушению стабильности, естественной защитой от них является реакция самосохранения, заключающаяся в возврате к прошлому. Такой механизм возвращения к образцам прошлого опыта существовал всегда, его принято называть традицией.
Глобализация культурного пространства, которая активно насаждается современному человеку в качестве удобного и беззаботного использования медиа ресурсов, в конечном итоге не только не развивает творческий потенциал человека, но и способствует накоплению негативного, безответственного отношения к происходящим вокруг событиям. Находясь на позициях безучастного наблюдателя и потребителя материальных благ, человек привыкает к комфортному существованию, и тем самым дискредитирует себя как личность, способную нести ответственность не только за собственную судьбу, но и за судьбу своих близких. Как верно заметил поэт Кайсын Кулиев: «Легко полюбить всё человечество – соседа полюбить сумей». Если полюбить соседа сложно, то можно хотя бы интересоваться тем позитивным началом, которое есть в каждом человеке: его культурным наследием и теми традициями, которые несёт в себе история его рода, его семьи.
Сегодня наблюдается большой интерес к возрождению народных традиций и ремесел.
Федеральный государственный стандарт одной из главных целей образования определяет «формирование российской идентичности». Поэтому задача сохранять и передавать историю развития региональных народных промыслов является актуальной для воспитания подрастающего поколения. Дети должны знать истоки своей культуры, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира закладываются основы духовности личности. В связи с этим декоративно-прикладная деятельность является одним из ведущих, но недостаточно оцененных средств развития ребенка. Народное искусство обогащает мировоззрение людей.
Декоративная роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей. Так же внутреннее убранство расписной уральской избы – это особо радостный мир, который наполнен своей особой красотой.
Урало-Сибирская роспись как увлекательное творческое занятие со своими секретами, приемами обладает неувядаемым очарованием для художников не только, как способ создания легких и изящных декоративных произведений, но и как возможность реализовать самые смелые и оригинальные проекты. Народное творчество учит человека видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, развивает нравственные ориентиры.
Урало-Сибирская роспись является региональным компонентом для народов из северных и поморских городов – Вологды, Тотьмы, Каргополя, Сольвычегодска, Холмогор.
В этой работе мы постараемся проанализировать, те факторы, которые оказывали влияние на формирование художественных приёмов и методов Урало-Сибирской росписи. А так же рассмотрим современные и актуальные на сегодняшний день способы продвижения и популяризации этого удивительного жанра на площадках современного дизайн-пространства.
Начнём с небольшого исторического экскурса.
1 ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОСПИСИ В ИНТЕРЬЕРЕ
1.1 Декоративно-прикладное искусство (от лат. Deco «украшаю») – широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Сложившиеся на территории Русского княжества еще в средние века центры ремесленного производства развивались, обогащались новыми художественными традициями и приемами работы. Торговые связи с сопредельными территориями росли, возрастал спрос на товары искусных мастеров и на внутреннем рынке, и по этим причинам такие города и села как Торжок, Калязин, Тверь, Городец, Гжель. Хохлома, Палех, Федоскино, Жостово, Тула, Вологда, Елец и другие стали крупными центрами ремесленного производства.
В сельской местности, где долгое время господствовало натуральное хозяйство, также процветали домашние виды ремесел.
Развитие промышленности и другие объективные причины социально-экономического и политического характера резко сократили некогда цветущее городское ремесло, применение в нем ручного труда уменьшилось, высочайший художественный уровень стал снижаться.
Тем не менее, центры художественного ремесла во многих областях и краях на территории России сохранились и по сей день. Некоторые из нынешних ремесленных производств традиционны, другие - реконструированы, третьи - воплощают в себе авторскую работу и исконно народную традицию.
Художественная роспись— это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, которое корнями уходит в далекое прошлое, а живет и процветает в настоящем. Издавна украшение различных деревянных или глиняных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок, тарелок или кувшинов.
В период с XVII по XVIII век художественная роспись в России уже трансформируется в промысел, создающий товары для рынка. Ею начинают заниматься не отдельные мастера, а отдельные местности, деревни.
В XIX веке происходит артельная организация искусства росписи.
Художественные росписи бывают нескольких видов и различаются по принадлежности к определенному региону, а также по стилю. Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным. Каждая разновидность росписи содержит "фирменные" признаки, которые придают изделию дополнительную привлекательность.
В истории русского народного декоративного искусства Городецкая роспись занимает особое место. (Приложение 4)
С XVIII в. крупное торгово-ремесленное село Городец и окрестные селения славились многочисленными старинными художественными промыслами, прежде всего резьбой (архитектурные детали - наличники окон, карнизы, пряничные доски, сундуки) и росписью по дереву - так называемая городецкая роспись . Городецкая живопись своими корнями уходит вглубь веков. Сохранению традиционной городецкой живописи много содействовали старообрядцы, появившиеся в этих краях в XVII cтолетии. Они хранили старую иконопись, собирали и переписывали древние книги с цветными заставкакми и миниатюрами. Широкое распространение промысла началось с середины XIX в. Сначала расписывали различных размеров ларцы и подставки (донца) для прядильных гребней .
Городецкая роспись отличается не только по характеру живописи, но и по тематике. Темы Городца совсем другие: это жизнь города, а точнее — мещанского населения. Застолье мало чем напоминает, к примеру, пермогорское чаепитие, где у самовара сидит парочка или муж с женой и «папаня». В городецком застолье подчеркивается торжественность встречи; обстановка дана с обилием бытовых подробностей. Парочки на городецких росписях явно позируют: это некий живописный вариант городских фотографий.
Ассортимент расписных изделий постоянно расширялся. Расписывали прялки, лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, детские стульчики, игрушки , шкатулки, разделочные доски. Излюбленным героем росписи был “городецкий конь”.
Обязательная часть композиции городецкой росписи - пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, ромашки, колокольчики и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье.
рис. 1 Городецкая роспись
Мезенская роспись (или Палащельская)– один из наиболее древних русских художественных промыслов. (Приложение 5)
Родиной мезенской росписи считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенской росписью народные художники украшали большинство предметов быта, а так же она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности, ни традиционных элементов цветочного и травного орнамента. Прежде всего, мезенская роспись — это свой самобытный орнамент. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением того, что чаще стали применяться кисти.
рис. 2 Мезенская роспись
Пермогорская роспись, возникшая еще в 18 веке , является одним из самых простых, но в то же время красивейших видов народного творчества. (Приложение 6)
Возникла на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30- х годов ХХ века. А с конца 60 - х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры".
Пермогорье - это группа деревень Красноборского района Архангельской области, более или менее близких к Северной Двине. Деревни Помазкино, Грединская, Черепаново, объединенные общим названием Мокрая Евдома, и являлись центром пермогорской росписи.
Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построение композиции, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Сперва наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.
Пермогорская роспись - графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть "золота". Трилистник - основной растительный мотив пермогорской росписи - образ цветка, проклюнувшегося зерна. Цветок бывает нескольких видов: симметричный и несимметричный. Сердцевинка цветка может состоять из большой капельки желтого и зеленого цветка и из кустика тех же цветков. Основные мотивы росписи – сюжетные сценки из повседневной жизни – чаепитие, посиделки, катание, выезд, гуляние. Почти все расписные сюжеты были связаны со сценами крестьянской жизни.
рис. 3 Пермогорская роспись
Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов XX в. на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.
Токарные изделия мастеров этого промысла обычно делят на два типа: первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки).
В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент - это цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьям. В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря. Никаких шаблонов на полховмайданском промысле не существует.
Роспись наносят свободно, в отработанной последовательности. Деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора , а уже потом рисунок заполняется цветом .
рис. 4 Полхов-майданская роспись
Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов.
Хохлома - такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века, во времена бурного расцвета иконописного искусства. Столица промысла - город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода.
Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки. Нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке. Доходила посуда и до Москвы. В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. Ассортимент производства вырос многократно. Кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. Особенно ценились на Западе так называемые братины - огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки.
Основные цвета хохломы - это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светлозеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием. Тематическое содержание рисунка – ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.