Фрагмент для ознакомления
2
Этап младшего школьного возраста – своеобразный этап развития ребенка. В нем проходит развитие высших психических функций и личности в целом. Происходит это в рамках ведущей учебной деятельности, которая сменяет игровую. В школе дети начинают изучать русский язык, литературу, историю и географию - предметы, которые формируют у ребенка национальную идентичность. География при этом представляет сложность для изучения маленькими учениками из-за большого количества новых названий и терминов. При этом у младших школьников все еще сильна зависимость от игровой активности, которая в школьном процессе почти полностью заменяется на учебную. В связи с этим работа, цель которой -исследование интерактивных игровых технологий в развитии географических знаний младших школьников, является актуальной.
Объектом исследования в работе являются интерактивные игровые технологии, а предметом - географические знания младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что интерактивные игровые технологии помогают в развитии географических знаний младших школьников.
Для достижения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- определить психолого-физиологические особенности младших школьников;
- провести обзор интерактивных игровых технологий;
- определить роль игровых технологий в обучении младших школьников
- провести анализ сложностей в усвоении географических знаний;
- разработать интерактивный сайт для урока географии 3 класс;
- сформировать методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках географии в младших классах.
Материалами исследования послужили работы таких исследователей вопросов теории игр, как М.Ф. Стронин, И.А. Аникеева Н.П., Степанова Е.Л., Соловова Е.П., Пидаксистый П.И., Гальсова Н.Д. и др.
Методами исследования послужили общенаучные методы: наблюдения, описания, обобщения, анализа и синтеза.
Апробация и внедрение результатов исследования были реализованы на базе вебсайта .
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть применены в дальнейших теоретических разработках, посвященных вопросам применения игровых технологий в школьной программе.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в практике разработки и применения интерактивных игр в рамках изучения основ географии младшими школьниками.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Роль игровых технологий в обучении младших школьников
1.1 Психолого-физиологические особенности младших школьников
Проанализируем психолого-физиологические процессы, происходящие в жизни детей в период начальной школы.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе и главной деятельностью, является учебная.
При поступлении ребенка в школу образовательному учреждению необходимо решить такие задачи как: выявить уровень готовности учащегося к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения.
Кроме того, по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения
Для решения образовательных данных задач необходимо изучать психологические особенности современных школьников.
Всякий возрастной этап характеризуется особенным положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей деятельностью для данного этапа развития.
Приход ребенка на начальную ступень образования целиком меняет характер его жизни. С первых дней обучения возникает противоречие между постоянно растущими требованиями, предъявляющимися к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и имеющимся у него уровнем развития. Данное противоречие – движущая сила развития у младшего школьника. В процессе увеличения требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.
Этап младшего школьного возраста – своеобразный этап развития ребенка. В нем проходит развитие высших психических функций и личности в целом. Происходит это в рамках ведущей учебной деятельности, которая сменяет игровую. Включение ребенка в учебную деятельность означает начало перестройки всех психических процессов и функций .
Психическое развитие ребенка достигает высокого уровня к началу младшего школьного возраста.
Ребенок 6-7 лет хорошо ориентируется в окружающем мире и немало знает о нем, легко запоминает информацию разнообразного содержания, так как все его психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение и речь преодолели длительный путь развития .
Познавательные процессы в совокупности представляют сложную систему и обеспечивают многообразные виды деятельности ребенка. Каждый из них связан со всеми остальными. Данная связь изменяется на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.
С началом планомерного школьного обучения мышление выходит на первое место среди прочих психических функций, которые под его влиянием приобретают осознанный и произвольный характер.
У младшего школьника мышление находится на переходном этапе развития. Совершается переключение от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. Этот переход связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Данное содержание мышления у младших школьников задается содержанием ведущей учебной деятельности.
На протяжении всего обучения в начальной школе у учащихся постепенно формируется словесно-логическое, понятийное мышление. Сначала преобладает наглядно-образное мышление.
В начале младшего школьного возраста мышление ребенка имеет особенную характеристику из-за отсутствия систематических знаний, недостаточного развития понятий оно оказывается в плену у восприятия. Ребенок находится в зависимости от того, что видит. Ж. Пиаже, изучавший стадии развития детского мышления, установил, что мышление ребенка 6-7 лет характеризуется двумя основными особенностями (рис.1.).
При этом отметим, что феномен центрации определяет неспособность ребенка учесть точку зрения других людей; его собственный взгляд на мир представляется ему единственно верным (детский эгоцентризм).
Данные детские особенности мышления показывают классические опыты Ж. Пиаже с использованием задач на сохранение.
По мнению Ж. Пиаже дети, не справляющиеся с задачами на сохранение, находятся на дооперациональной стадии мышления. Правильное решение этих задач свидетельствует о том, что мышление ребенка соответствует стадии конкретных операций.
Именно этот тип мышления характерен для детей младшего школьного возраста. Главная характеристика этой стадии – способность использовать логические правила и принципы применительно к конкретному, наглядному материалу.
Рисунок 1 Особенности мышления младшего школьника по Ж. Пиаже.
На этой стадии дети способны осуществлять операции, обратные выполненным, т. е. владеют принципом сохранения .
Освоение принципа сохранения происходит в возрасте 6-7 лет. Некоторые дети усваивают его раньше, некоторые позже. Особую роль играет опыт практических действий ребенка и специальное развивающее обучение, предполагающее использование различных мерок и вспомогательных средств для оценки величин.
Нынешние психологические исследования доказывают, что феномены Пиаже, свидетельствующие о несформированности умственных операций, проходят к 8 годам. Но, некоторые из них могут сохраняться до 10-11 лет .
В процессе усвоения учебной деятельности и основ научных знаний, учащийся понемногу знакомится с системой научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. На основе этого у детей формируется база понятийного или теоретического мышления. Данное мышление дает возможность решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В процессе обучения дети усваивают приемы мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений.
Говоря о памяти ребенка, следует отметить, что память младшего школьника сознательно регулируема и опосредствована.
Обязательными условиями развития памяти являются интерес ребенка к урокам и высокая познавательная мотивация, что должно отражаться в соответствующих заданиях на уроках, что будет продемонстрировано в текущем исследовании.
Развитие памяти у учащихся определено усвоением разных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала при изучении различных учебных дисциплин.
В высшую психическую функцию осознанную, опосредствованную и произвольную память младшего школьника трансформируют: опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания .
Однако на практике не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания. Без особой целевой работы приемы запоминания складываются неосознаваемо и нередко оказываются непродуктивными.
Многократное повторение – универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.
В начальной школе именно многократное повторение помогает учащимся справляться с учебной нагрузкой. Однако зачастую данный способ остается у них единственным на протяжении всего периода обучения, что связано с недостаточной сформированностью логической памяти и недостаточным знанием приемов смыслового запоминания .
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для обучения коллективистским отношениям. Воспитанию коллективизма может помочь содействие ребенка во общественных, коллективных процессах. Непосредственно тут ребёнок обретает главный умение коллективной социальной работы. Взаимоотношения среди подростками I-II классов как правило формируются преподавателями, какие образуют общественную работа ребенка, распределяют социальные задания. Ко III-IV классам около детей возникает необходимость занять конкретное место из числа товарищей также в соответствии с этим совершается развитие детского коллектива как требование и средства воспитания.
Отличительными признаками стиля детского коллектива А. С. Макаренко считал: во-первых, мажор — постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; во-вторых, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; в-третьих, дружеское единение его членов; в-четвертых, ощущение защищенности (А. С. Макаренко считал, что ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого); в-пятых, активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию; и наконец, привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах, как для детского коллектива, так и для коллектива педагогов.
1.2 Интерактивные игровые технологии
Игровые интерактивные технологии - это технологии, построенные на групповом взаимодействии с опорой на личный практический опыт участников. Опыт, полученный студентами в игровом взаимодействии, может оказаться даже более продуктивным по сравнению с приобретенным в профессиональной деятельности.
Говоря о современных игровых технологиях, следует отметить, что они являются частью информационно-коммуникационных технологий, которые подразумевают определенные правила использования, особенно применительно к малышам.
Так, на сегодняшний день 5-6 летним детям рекомендуют проводить за экраном монитора не более 1 часа в день, детям 10-12 лет следует отдохнуть от компьютера после двух часов . Следовательно, младшие школьники должны проводить у компьютера не более 1,5 часа подряд.
Отметим, что ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) относится к технологиям, которые обеспечивают доступ к информации через телекоммуникацию. Он похож на информационные технологии (ИТ), но фокусируется в основном на коммуникационных технологиях, которые включают в себя Интернет, беспроводные сети, мобильные телефоны и другие средства связи.
За последние несколько десятилетий информационные и коммуникационные технологии предоставили обществу широкий спектр новых коммуникационных возможностей. Например, люди могут общаться в режиме реального времени с другими людьми в разных странах, используя такие технологии, как обмен мгновенными сообщениями, передача голоса по IP (VoIP) и видеоконференции. Социальные сети, такие как Facebook, позволяют пользователям со всего мира оставаться на связи и общаться на регулярной основе.
Рисунок 2 Функции компьютерных технологий в образовательном процессе
Современные информационные и коммуникационные технологии создали «глобальное сообщество», в котором люди могут общаться с другими людьми по всему миру, как если бы они жили по соседству. По этой причине ИКТ часто изучают в контексте того, как современные коммуникационные технологии влияют на общество.
Трудно переоценить роль ИКТ и в образовнии. По данным исследований в памяти остается 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. My website [Электронный ресурс] https://tadjevasuray.wixsite.com/my-site
2. Эльконин Д. Б. Психология игры. URL: http://www.pseudology.org/Psyhology/Psyhologiya_Igry2.pdf
3. Дубровина И.В., Е.Е.Данилова, Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений/Под ред. Дубровиной И.В. – М: Издательский центр «Академия», 1995. – 464 с.
4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка URL http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_rech-myshlenie-rebenka_1994/go,22;fs,0/
5. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебное пособие / А. К. Болотова. – М. : ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 с.
6. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. - М.: Педагогика, 1991. - 224 с
7. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр / В. Букатов. – М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2017. – 144 с.
8. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. M.: Прогресс – Традиция, 1997.- 416с.
9. Azar B. Sh. Fun with grammar. New York. 2000.
10. Папахина Р.Р. Игровая деятельность в процессе обучения английскому языку, Актуальные направления научных исследований: от теории к практике, Изд.: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары), 2016г., №3, стр. 54-55.
11. Abbott G., D. McKeating, J. Greenwood, and P. Wingard. 1981. The teaching of English as an international language. A practical guide. London.
12. Madtest [Электронный ресурс] https://madtest.ru
13. Kahoot [Электронный ресурс] https://kahoot.com
14. Factile [Электронный ресурс] https://www.playfactile.c
15. Flippity [Электронный ресурс] https://flippity.net
16. ProProfs [Эдектронный ресурс] https://www.proprofs.com
17. Polycent [Электронный ресурс] https://polycent.ru/blog/skolko-rebenku-mozhno-sidet-za-kompyuterom/#:~:text=%D0%9D%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%205%2D6,%D0%B4%D0%BE%203%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C
18. Клычникова А.Ф. Методические особенности использования технологии проектной деятельности на уроках географии // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2019. - № 5(28). - С. 68-72
19. Шимлина (Рябцева) И.В. Анализ возможностей географического образования в профессиональном самоопределении учащихся современной школы // Наука и школа. - 2017. - № 2. - С. 76-82.
20. Хизбуллина Р.З. Якимов М.С., Адельмурзина И.Ф., Проведение полевых исследований с учащимися для изучения природно-территориальных комплексов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2019. - Т. 21, № 64. - С. 43-48.
21. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31980
22. Мурзаев Э.В. Топонимика популярная. М., Знание, 1973, 64 с
23. Крылова О. В. Интересный урок географии. – М. : Просвещение, 1989.
24. Леонович, О. А. Топонимы США. – М., Высш.шк., 2004.
25. Беленькая, В. Д. Топонимы в составе лексической системы языка. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1969.
26. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 144 с.
27. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] https://fgos.ru/
28. Андреева М. В. Рабочая программа (Топонимика Москвы и лингвистическое краеведение) [Электронный ресурс] https://en.calameo.com/books/0052913261a0ab4298ade
29. Щеулина Г.Л. «О диалектной речи и топонимике в коммуникативно-прагматическом и историко-этимологическом аспектах изучения». – Липецк, 2006. – 313 с
30. Подольская, Н.В. О развитии отечественной топонимической терминологии / Н.В. Подольская // Развитие методов топоним. исследований : сборник / отв. ред. Е.М. Поспелов. – М., 1970. – С. 46–53.
31. Поспелов, Е.М. Из истории отечественной топонимики: Развитие топонимических идей в России в XVIII XIX вв. / Е.М. Поспелов // Изв. АН СССР, Сер. геогр. – 1977. – № 3. – С. 93–104.
32. Melissa [Электронный ресурс] https://www.melissa.com/
33. Инфо- урок Северные страны [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/04/08/skandinavskie-strany