Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Ведущие социологические теории молодёжи
Еще с древних времен феномен молодого поколения и присущие ему проблемы внимательно изучались философами. Феномен молодежи, молодого поколения рассматривался философами еще на заре зарождения первичных обществ.
И в восточной культуре, а конкретно в Древнем Китае, и в западной культуре (в Древней Греции) мыслители в своих трудах делали попытки осветить такие вопросы, как долг подрастающего перед государством, родителями, богами и простыми людьми. Размышляли они также о сохранении и передачи традиций из поколения в поколение. Эти размышления найдены в трудах Конфуция, Сократа, Аристотеля и Платона [1;2;3;4;5]. Как отмечается исследователями: «В характеристике систем воспитания, существовавших в указанный период, как на Западе, так и на Востоке и призванных формировать «зрелого мужа» из «несмышлёного ребёнка» (к примеру, – «Пайдейя» в Древней Греции), понятия «молодое поколение» или «юношество» ещё не встречаются, тем не менее, речь идёт о возрастной категории, соответствующей им» [6, с.7].
В эпоху Средневековья многообразие проявления образа жизни молодых людей рассматривали А. Августин и П. Абеляр [8].
В эпоху Возрождения на вопросы формирования подрастающего поколения и процесс его вхождения в мир взрослых освещали Т. Мор и Т. Кампанелла [9;10].
Эпоха Просвещения славится своими мыслителями – Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, У.В.Ф. Гегель, И. Кант. Благодаря их трудам, продолжающим идеи Платона, Аристотеля и Конфуция, тема подрастающего поколения звучит с новой силой. В широкий обиход входят такие понятия, как «юность», «молодое поколение».
XIX век ознаменован появлением таких фундаментальных мыслителей, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Феномен молодого поколения рассматривается ими под иным углом. Теориям К. Маркса и Ф. Энгельса присущи разнообразие идей, концептуальность и научное изложение фактов.
Научная концепция К. Маркса и Ф. Энгельса подразумевает оценку поколения молодых людей в контексте социально-классовой структуры. По их мнению, такая структура характерна для любого общества. Понятие «подрастающее поколение» появляется именно в XIX веке в их трудах.
Этот термин, прежде всего, имел отношение к пролетариату [20, с. 438]. Но К. Маркс и Ф. Энгельс оговаривали, что, в принципе, представители всех классов могут быть отнесены к «подрастающему поколению». Ведь оно взрастает в любой общественной среде, и всегда имеет место быть взаимосвязь и преемственность поколений. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что молодежь, с одной стороны, принадлежит к своей культуре и унаследует ее, но, с другой стороны, меняет старые жизненные порядки, внося свои новшества посредством вложения труда [21, с. 165; 22, с. 198].
В начале XX века термины «молодежь» и «молодость» начинают употребляться широко и повсеместно - как в научных изданиях, так и в разговорной речи. Под этими терминами понимается определенный возрастной период жизнедеятельности индивида. Второй смысл данных терминов – самостоятельная социально-демографическая группа, обладающая свойственными ей признаками (возраст, социальный статус и т.п.).
Поскольку феномен молодого поколения стал привлекать к себе все больше внимания в научных кругах, молодежная проблематика начала становится дифференцированной – разные исследователи начали рассматривать феномен молодежи с разных сторон, изучая разные аспекты и объясняя их с разных точек зрения.
К примеру, оригинальная концепция молодежи принадлежит английскому социологу и философу Карлу Манхейму: «Он считал, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются)» [23, с.2].
В изучение феномена молодежи снес свой вклад и американский психолог Стэнли Холл: «Г. Стэнли Холл в 1906 г. определял юность как «период бунта» («бури и натиска»), наполненный стрессами и конфликтами, доминантами поведения в который являются нестабильность, энтузиазм, смятение. Период юности, по мнению ученого, представляет собой кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности» [30, с.1].
Немецкий и американский культуролог, социолог и философ Герберт Маркузе также исследовал молодое поколение. Объектом внимания в его исследованиях явились процессы отчуждения, обособленности молодого поколения. Он пытался выявить и объяснить причины, побуждающие молодежь к отчуждению. И пришел к выводу о разнообразии как причин, так и форм отчуждения молодежи [24].
Немецкий социолог Фридрих Тенбрук делал попытки дифференцирования проблем, связанных с процессом развития молодежи [25, с. 181].
Немецкий философ, психолог и педагог Эдуард Шпрангер акцентировал свое исследовательское внимание на важность воспитания молодых людей. Также он считал актуальным вопросы проведения грамотной политики в отношении молодых людей [27].
Исследователь молодежной среды П. Сак обращал свое исследовательское внимание на субъектно-объектные отношения, которые складываются между молодежью и обществом в целом. Он развивал идеи о «созревании» подрастающего поколения в социальном, духовном и умственном плане [26].
Немецко-американский психолог и психоаналитик Эрик Эриксон является автором теории психосоциального развития человека. Он разделял всю человеческую жизнь на восемь последовательных этапов. Этап юности (пятый этап развития из восьми, обозначенных Э. Эриксоном) он считал важнейшим этапом в жизни человека. В понимании Э. Эриксона, именно на этапе юности происходит установление идентичности, и появляются планы на дальнейшее будущее. В своих работах Э. Эриксон также обращал внимание на то, как сильно влияет совокупность социокультурных факторов на духовную деятельность молодого человека [28, с. 572-573].
Рождением социологии молодежи как самостоятельной отрасли социологии можно считать 60-е годы XX века. Это время ознаменовалось так называемыми «молодежными революциями», не имеющими в истории своих аналогов по масштабности: «Массовые волнения 60-х гг. ХХ в., по мнению многих историков, социологов и политологов, являются важным событием не только истории ХХ в., но и всей истории человечества. Тектонические социальные сдвиги, начавшиеся в конце 60-х гг. ХХ в., все еще продолжают оказывать влияние на ход мировой истории» [30, с.1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4 [Текст] / А.И. Антонов, В.М. Медиков. – М.: МГУ, 1996. – 303 с.
2. Древнекитайская философия [Текст] // Собрание текстов в 2 т. Т. 1 – М: Мысль, 1972. – 363с.
3. Платон. Апология Сократа. [Текст] / Платон // Платон. Сочинения в 3 т. Т. 3. Ч. 1. – М.: Мысль, 1968. – 623 с.
4. Платон. Государство [Текст] / Платон // Платон. Сочинения в 3 т. Т. 3. Ч. 1. – М.: Мысль, 1971. – 645 с.
5. Ясперс К. Истоки истории и ее роль [Текст] / К. Ясперс // Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Республика, 1994. – 361 с.
6. Лупандин, В.Н. Социология молодёжи [Текст] : учебное пособие / В. Н. Лупандин ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т - учебно-научно-производственный комплекс". - Орел : Госун-т - УНПК, 2011. - 235 с.
7. Маликова Е.В. Современные концептуальные теории молодежи // Приволжский научный вестник. 2015. №5-2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptualnye-teorii-molodezhi (дата обращения: 18.05.2022).
8. Абеляр П. Исповедь [Текст] / П. Абеляр // Августин Аврелий. История моих бедствий. – М.: Республика, 1993. – 335с.
9. Кампанелла Т. Город Солнца [Текст] / Т. Кампанелла. – М.: Мысль, 1978. – 184с.
10. Мор Т. Утопический роман XVI – XVII вв.; пер. с лат. И комментарии Ю.М. Каган. – М.: - Наука, 1978. – 408с.
11. Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Совет. энциклопедия, 1974. Т. 16. 872 с.
12. Волков Ю.Г. Социология молодежи: учебное пособие / Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 576с.
13. Лисовский, В.Т. Социология молодёжи: учебник [Текст] / В. Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУ, 1996. – 460 с.
14. Социология молодежи. Энциклопедический словарь [Текст] / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008. – 608 с.
15. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. 2-е, электрон. изд. М.: ЦСПиМ, 2010. 290 с.
16. Волков, Ю.Г. Социология молодёжи: учебное пособие [Текст] / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков и [др.] / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
17. Лисовский, В.Т. Социология молодёжи: учебник [Текст] / В. Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУ, 1996. – 460 с.
18. Лабунская, Л. Н. Гуманитарный аспект феномена социального наследования / Л. Н. Лабунская // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2006. – № 2. – С. 21-25. – EDN OPHCGP.
19. Зубок Ю. А. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи в обществе риска // Безопасность Евразии. 2003. № 3. С. 130–139.
20. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения в 30 т. Т. 1 [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1954. – 698 с.
21. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения в 30 т. Т. 2 [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Госполитиздат, 1955. – 559 с.
22. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения в 30 т. Т. 16 [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Госполитиздат, 1960. – 840 с.
23. Степанищенко Ольга Викторовна Исследование молодежи как особой социальной группы в социально-гуманитарных науках // Научный журнал КубГАУ. 2011. №73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-molodezhi-kak-osoboy-sotsialnoy-gruppy-v-sotsialno-gumanitarnyh-naukah (дата обращения: 16.05.2022).
24. Маркузе, Г. Одномерный человек [Текст] / Г. Маркузе – М.: Госполитиздат, 1994. – 651 с.
25. Tenbruck F. Jugend und Gesellschaft. Freiburg, 1965. S. 181.
26. Sak P. Socialni vyvoi mladeze. Praha, 1985.
27. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста [Текст] / Э. Шпрангер. – М.: Мысль, 1995
28. Эриксон, Э. Детство и общество. [Текст] / Э. Эриксон. – СПб.: Балашиха АСТ, 1996. – 589 с.
29. Омельченко, Е.Л. Молодёжь: открытый вопрос [Текст] / Е.Л. Омельченко. – Ульяновск: Симбирская книга, 2004. – 184 с.
30. Новиков Максим Алексеевич Молодежные бунты 60-х гг. Хх В. И становление государственной молодежной политики // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. №32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnye-bunty-60-h-gg-hh-v-i-stanovlenie-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki (дата обращения: 25.05.2022).