Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Важнейшим показателем развития детского организма является физическое состояние ребенка. Оно отражает уровень его здоровья и обеспечивает потенциальные возможности совершенствования как физических, так и психических способностей. Для развития физических способностей наиболее благоприятным является школьный возраст. Современные люди, особенно те, кто проживает в крупных мегаполисах сегодня, сталкиваются с комплексной проблемой, включающей в себя переутомление и низкую работоспособность. Если недавно мы наблюдали эти жалобы у пожилых людей в силу своего возраста, то сегодня на усталость жалуются школьники, так как учебная нагрузка возрастает с каждым днём. К тому же человек испытывает постоянный стресс из-за постоянного информационного потока. В погоне за деньгами люди испытывают переутомление и как следствие снижение работоспособности. Мало кто задумывается о том, что последствия могут привести к серьёзным заболеваниям, ведь человеческие ресурсы, как и любые ресурсы, могут закончиться. [14: 2005, с.123]
Изучение особенностей повышения общей физической работоспособности старших школьников актуальная проблема физической культуры. Проблематика человеческого здоровья, поддержания высокой физической активности, сохранения биологического и психологического здоровья на высоком уровне имеет в современном обществе еще более высокую актуальность. Всемирная организация здравоохранения в последние годы актуализирует понятие современных оздоровительных систем и их влияние на формирование здорового общества. [14: 2005, с.125]
Результаты исследования, проведенного в Норвегии, показывают, что учащиеся, которые занимались различными видами спорта и самоорганизованной двигательной активностью вне школы на еженедельной основе в течение тринадцати лет, испытывали большую удовлетворенность базовыми потребностями в физкультуре, а также имели большую глобальную самооценку по сравнению с не занимающимися спортом, кроме физкультуры как обязательного школьного предмета, который охватывает всех детей и подростков. Это исследование показывает, что подростки, которые не участвуют в двигательной активности вне школы, испытывают значительно более низкий уровень самостоятельности, компетентности в физкультуре, у этих подростков может быть меньше возможностей для развития глобальной самооценки [4: 2016, с. 56].
Наибольшую актуальность обрела проблема совершенствования физического развития учеников общеобразовательной школы, что является следствием обнаруживающимся в последние годы проявленным несоответствием между степенью их физического развития и постоянно повышающимися требованиями к ней, которые предъявляются со стороны общества (Доронин А.М., Титулов Р.В.,). Применительно к учащимся старших классов такое несовпадение обусловливается значимостью подготовки обучающихся к сдаче нормативов ГТО. При этом также значимой стороной такого несовпадения, которое усугубляющим образом воздействует на положение дел, представляет собой снижение мотивации обучающихся указанной возрастной группы к физической культуре в качестве школьной дисциплины. [31, 2007: с. 117].
Теоретический аспект проблемы определен тем, что развитие силовых способностей представляет собой один из основополагающих векторов в структуре физической подготовки школьников, который обеспечивает возможность продуктивного решения педагогических задач, что обусловлены многообразием двигательной деятельности. В научной литературе превалирующая часть исследований охватывает проблемы молодежи начиная со студенческого возраста (Быков, 2016), (Быков, Зинурова, Чипышев, Коломиец, Леконцев, 2018), (Кочетов, 2012), (Мотылянская, 1969) как сенситивному в отношении повышения общей физической работоспособности. С учетом этого, старший школьный возраст, охватывающий 10-11 классы, является сенситивным для повышения общей физической работоспособности и в научных работах рассмотрен в недостаточной степени.
Теорией и методикой спортивной тренировки, физического воспитания, оздоровительного и адаптивного характера физической культуры определяются первостепенные векторы фундаментальных, теоретических и прикладных изысканий, ориентирующих на научное обоснование методологических подходов, методов, средств, способов управления и организации, нормативных требований, а также ориентированности следующих элементов системы физической культуры: спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладная оздоровительная и адаптивная физическая культура. В контексте конкретного шага в процессе исследования разрабатывается специфическая система методов. При осуществлении выбора методики необходимо учитывать определенные факторы, и, в первую очередь, целевой, предметный компоненты и задачи исследования [43: 2011, с. 126].
В методическом аспекте на сегодняшний день остается не разработанным вопрос повышения общего уровня физической работоспособности у обучающихся как целенаправленного педагогического процесса, для которого характерна относительная самостоятельность и определенная последовательность действий. Внедрение отдельных аспектов повышения общей физической работоспособности переменным методом в структуру занятий по физической культуре до сих пор полностью не изучено [39, 2016: с. 580].
Объект исследования – учащиеся старших классов.
Предмет исследования – повышение общей физической работоспособности у учащихся старших классов.
Цель работы состоит в исследовании особенностей повышения общей физической работоспособности переменным методом у учащихся старших классов общеобразовательной школы
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психофизиологические и морфофункциональные особенности учащихся старших классов.
2. Выявить особенности использования переменного метода на уроках физической культуры с учащимися старших классов.
3. Проанализировать применение переменного метода для повышения общей физической работоспособности у учащихся старших классов.
4. Рассмотреть формы контроля и методики тестирования в определении физической работоспособности у школьников старших классов.
5. Разработать методику повышения общей физической работоспособности переменным методом у учащихся старших классов общеобразовательной школы и провести ее последующий анализ.
Гипотеза: повышения общей физической работоспособности переменным методом у учащихся старших классов будет более эффективным при условии последовательного применения экспериментальной методики повышения общей физической работоспособности переменным методом у учащихся старших классов если соблюдаются следующие условия:
- возрастные особенности учащихся старших классов;
- применять экспериментальную методику повышения общей физической работоспособности переменным методом у учащихся старших классов.
Теоретическая значимость выбранной темы заключается в том, что сформулированные выводы, основные результаты и методические рекомендации целесообразно применять в практике преподавания физической культуры в рамках повышения общей физической работоспособности переменным методом у учащихся старших классов.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут применяться для избирательного планирования объема средств и методов повышения общей физической работоспособности переменным методом у учащихся старших классов.
Методы исследования:
– методы теоретического уровня: анализ научно-методической литературы по различным аспектам развития выносливости; педагогические наблюдения, анализ и обобщение практического опыта повышения общей физической работоспособности; сравнительный анализ, обобщение, синтез, интерпретация, проектирование;
– методы эмпирического уровня: планируемые и естественные эксперименты, направленные на изучение общей физической работоспособности у учащихся старших классов. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики.
Структура и объем работы. Работа содержит ведение, три главы, выводы, список используемых источников.
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРЕМЕННЫМ МЕТОДОМ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Влияние общеразвивающих упражнений на физическую и другие виды работоспособности
Возраст индивида – это автономный период человеческого развития, который отличается своеобразием. Возрастные периоды развития человека обозначаются на базе особенностей онтогенеза, специфических параметров социальных процессов или культурных представлений. Если говорить о подростковом возрасте, то он представляет собой преимущественно онтогенетического выделения возраст, т.к. его особенности связаны с начальным этапом полового созревания (пубертатом). Это обусловило тот факт, что к подростковому периоду относится период от 11-12 до 15-17 лет. С учетом этого, в подростковом возрасте, в связи его значимости и двойственности, ученые выделили его отдельные этапы. Отметим, что младший подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 13 лет; средний – от 13 до 15 лет; старший – от 15 до 17 лет. В соответствии с этим, младший подростковый возраст подразумевает так называемую докритическую стадию, средний подростковый – критическая стадия, старший подростковый – посткритическая стадия развития [28, c.184].
Подростковый возраст считается одним из переломных периодов в процессе биологического созревания организма, что научно объясняется многофакторным развитием процесса полового созревания, морфологическим и физиологическим переустройством организма.
В качестве основных физических особенностей подростка рассматриваются:
1. ускорение роста, которое приводит к непродолжительной потере координации, неуклюжести, нескладности, неумению владеть своим телом;
2. росту мышечной массы и мышечной силы с учетом низкой способности к длительным физическим нагрузкам и концентрации, быстрой утомляемости, что становится причиной для строгого дозирования нагрузки;
3. диспропорция сердечно-сосудистой системы, которая обусловлена тем, что рост параметров сердечной мышцы реализуется более быстрыми темпами, чем рост соответствующих сосудов, что становится причиной ряда функциональных патологий: учащенному сердцебиению, повышению артериального давления, головным болям, головокружению, высокой утомляемости, потемнению в глазах при внезапных движениях и пр.;
4. перестройка эндокринной и нервной систем, в связи с чем рост секреции половых и иных внутренних желез повергает к доминированию процессов возбуждения над процессами торможения, что становится причиной раздражительности, вспыльчивости, неуравновешенности подростков.
Половое созревание и бурное физическое развитие являются значимыми факторами, которые предопределяют психологические особенности подростков.
Как нам кажется, одна из первостепенных проблем физического воспитания, которые требуют инновационных подходов, - это развитие силовых способностей старшеклассника. Возрастной период 15-17 лет представляет собой благоприятный период с целью развития силовых способностей, а сила становится определяющим индикатором результативности и эффективности двигательной деятельности индивидуума.
Возрастной период 15-17 лет представляет собой начальную стадию физической зрелости и в то же время, это этап окончания полового развития. Под этим возрастом подразумевается период, охватывающий границы 15 и 17 лет. Ранняя юность называется «третьим миром», который существует между временными отрезками детства и взрослости. В контексте данного периода вырастающий подросток встает у порога подлинной взрослой жизни [7, c.122].
Ранняя юность (15-17 лет) представляет период завершения полового созревания, одновременно это начальная ступень физической зрелости.
Для возраста 15-17 лет характерна готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие способствует формированию навыков и умений в трудовой и спортивной деятельности, обеспечивает широкими возможностями для определения дальнейшей судьбы, профессии. Вместе с этим физическое развитие может сильно влиять на развитие определенных качеств человека. Так, понимание потенциала собственной физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у молодежи высокой самооценки, уверенности в своих силах, способности радоваться жизни и т. д., в то время как обратная ситуация, понимание своей физической слабости становится причиной развития у них замкнутости, неверия в свои силы, пессимизма [7, c.179].
Ребята в старшем школьном возрасте претерпевают серьезные морфофункциональные трансформации, апогеем чего становится физическая и половая зрелость. В 15-17 лет к таким изменениям относятся: стремительный рост, развитие половых органов и проявление вторичных половых признаков [26, c.29].
Изменения, которые происходят с телом, тянут следом существенные изменения Я-концепции, подростками одновременно испытывается интерес, восхищение и тревога по поводу изменений, ощущаемых их телом. Как правило, подростки склонны сравнивать свое тело с культурным эталоном. Рано созревающие юноши обретают определенное преимущество в сопоставлении с поздно взрослеющими, а для юных представительниц женского пола раннее созревание носит как положительные, так и отрицательные моменты.
В контексте российской возрастной периодизации в качестве главной теории рассматривается теория Л.С. Выготского. Исходя из содержания его теории, процесс развития заключается в присвоении индивидом социально-исторического опыта в следствие взаимодействия с окружающей средой и обществом [15, c.34].
Доминирующими критериями выделения того или иного возраста целесообразно рассматривать следующие критерии:
1. социальную ситуацию развития;
2. ведущий тип деятельности;
3. основные новообразования определенного возраста [6, c.10].
Для подросткового возраста в соответствии с социальной ситуацией развития присуще:
1. смещение сферы влияния с семейного круга на круг ровесников;
2. основным типом деятельности для подростка является общение;
3. а яркими новообразованиями возраста следует расценивать чувство взрослости, тяготение к самоопределению, вырабатывание Я-концепции.
Между возрастными периодами индивидуум испытывает возрастные кризисы под влиянием перехода из одного возрастного этапа в другой [17, c.42].
Подростковый кризис предполагает следующие показатели:
1. негативизм, т.е. устойчивую негативную установку по отношению к окружающему миру;
2. стремление к анализу и рефлексии;
3. подростковая депрессия, выражающаяся в безразличном отношении к окружающему миру, чувства пустоты, одиночества, непонятности.
С учетом обозначенных позиций, кризис подросткового возраста реализуется согласно двум диаметрально разным моделям:
1. модель «кризис независимости» выражается посредством развитого негативизма, упрямства, грубости, бунтарства, стремления делать все по-своему, противоборству с авторитетами, ревностной позиции к личному пространству;
2. модель «кризис зависимости» отражается на базе чрезмерного послушания, возврата к детским формам поведения, зависимости от взрослых, несамостоятельности, инфантильности суждений, подчинению мнению большинства [18, c.189].
Подростковый кризис предполагает три главные фазы:
1. первая фаза – предкритическая (негативная); для данного периода характерно то, что в сознании молодого человека разрушаются стереотипные установки. Родители, как правило, не придают значения и не понимают, что происходит с их чадом, что становится причиной частых семейных разногласий;
2. вторая фаза – кульминационная точка кризиса; именно в этапе апогея кризисного состояния формируются директивы на девиантные формы поведения, бунт, протест и пр.;
3. третья фаза – посткритическая; данный этап предполагает формирование новых типов отношений со ровесниками, с семьей и с обществом.
Познавательное развитие подростка динамично и последовательно формируется. Таким образом, происходит развитие целенаправленности, избирательности, содержательности и планомерности восприятия. Прослеживается рост интенсивности, концентрации, распределения и целенаправленности внимания. Усиливается избирательность и объем памяти, ее абстрактность. Мышление находится на заключительной стадии своего формирования и в своем развитии становится тождественным мышлению взрослого, зрелого индивидуума. Происходит становление навыка абстрактного мышления, дедуктивной мысли, логических высказываний [17, c.20].
Развитию личности подростка, в свою очередь, присуще своеобразие. Например, подросток оценивает себя не с позиции младшего школьника, исходя из своих дел и поступков, а в большей степени, исходя из отношения к себе с позиции сверстников. Ввиду чего, самооценку подростка обусловливает его признание среди его круга общения, а не те или иные беспристрастные показатели.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Апаньева, Л.В. Физиология человека / Л.В. Ананьева, В.И. Бартельс, М.В. Великая. - М.: МГОПУ, 2006. – 173 с.
2. Аулик, И. Б. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979.
3. Афоньшин, В. Е. Индивидуализация физической нагрузки / В. Е. Афоньшин, М. М. Полевщиков // Современные проблемы науки и образования. 2016. -№2. С. 240-244.
4. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
5. Болдин, А.П. Основы научных исследований: учебник для вузов / А. П. Болдин, В. А. Максимов. - М.: Академия, 2012. - 336 с.
6. Бондарева, Э. А. Генетические детерминанты скоростно-силовой работоспособности у скалолазов высокой квалификации / Э. А. Бондарева // Экстремальная деятельность человека. Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2015. Вып. 1 (34). С. 11-13.
7. Боуш, Г.Д. Методология научных исследований (в курсовых и выпускных квалификационных работах) [Электронный ресурс]: учебник / Г.Д. Боуш, В.И. Разумов. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 210 с. — Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/991912
8. Быков, Е.В. Психофизиологические и физиологические аспекты адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов: монография. / Г.Д. Боуш Челябинск: Министерство образования и науки РФ, Южно-Уральский гос. ун-т. 2010 – 158 с.
9. Быков, Е.В. Совершенствование методов контроля за тренировочным процессом на основе современных информационных технологий (Firstbeat) \ Быков Е.В., Коломиец О.И. \\Теория и практика физической культуры. 2016. – 5. – С. 59-61.
10. Быков, Е.В., Построение тренировочного процесса на основе совершенствования методов контроля функционального состояния и учета генетических факторов / Быков Е.В., Зинурова Н.Г., Чипышев А.В., Коломиец О.И., Леконцев Е.В. Челябинск. 2018 – 130 с.
11. Верхошанский, Ю. А. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2005. 331 с.
12. Волков, В.Г. Методы и устройства для оценки функционального состояния и уровня работоспособности человека - оператора./ Волков В.Г., Машкова В.М.- М.; Наука, 2005. – 206 с.
13. Выготский Л. С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. С. 336–491
14. Гандельсман, А. Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 188 с.
15. Горелов, Н. А. Методология научных исследований [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов, О. Н. Кораблева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 365 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/450489
16. Дегтярев, Н. П. Исследование факторной структуры скоростных выносливостей боксеров в специальных заданиях.: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М., 1969. – 22 с.
17. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований [Электронный ресурс]: учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 274 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/453548
18. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: «Академия», 2009. – 264 с.
19. Зимкин, Н. В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте [Текст] / Н. В. Зимкин М.: Физкультура и спорт, 2002. 214 с.
20. Ипполитова, Н. В. Виды и формы организации исследовательской деятельности студентов педвуза / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. — 2015, —№25.— С. 42-50.
21. Клочко, Л. И. Основные физические качества спортсменов, которые занимаются бегом на марафонскую дистанцию [Текст] / Л. И. Клочко // Педагогика и психология. 2009. С. 15-19
22. Кочетов, А.Г. Методы статистической обработки медицинских данных: методические рекомендации для ординаторов и аспирантов медицинских учебных заведений, научных работников \ Кочетов А.Г., Лянг О.В., Масенко В.П., Жиров И.В., Наконечников C.Н., Терещенко С.Н. М.: РКНПК. – 2012 – С. 42.
23. Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) [Электронный ресурс]: учеб, пособие / В. В. Кукушкина. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 265 с. (Высшее образование: Магистратура). — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php? bookinfo=405095
24. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М.: Сов. спорт, 2004. С. 122-134.
25. Ломан, В. Г. Бег, прыжки, метания [Текст]/ В. Г. Ломан М., Физкультура и спорт, 2004. 122 с.
26. Лях, В. И., Зданевич A. A. Комплексная программа физического воспитания. 1–11 классы. М.: Изд-во «Просвещение», 2011.
27. Магомедов, P. M. Индивидуализация учебного процесса и соуправление физическим воспитанием в общеобразовательной школе / P. M. Магомедов, Р. З. Османов // Физическая культура, спорт и здоровье. 2014. -№23. -С. 41-45.
28. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. М.: Физкультура и спорт, 2007. Т. 1. 304 с., Т. 2. 256 с.
29. Мезинов, В.Н. Научно-исследовательская работа студентов педагогических специальностей [Электронный ресурс]: учеб.-метод, пособие к курсу по выбору / В. Н. Мезинов. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. — 103 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page= book&id=271879
30. Мокий, М.С. Методология научных исследований : учебник для магистратуры / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокий. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 255 с.
31. Мотылянская, Р. Е. Выносливость у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 223 с.
Слабых групп мышц
Новиков, А.М. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М. : Либроком, 2010. – 280 c. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82773
32. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
33. Рабазанов, С. И. К вопросу о педагогических особенностях физического воспитания и индивидуализации физической нагрузки / С. И. Рабазанов, С. В. Булатецкий // Центральный научный вестник. 2017. № 7(24). С. 29-30.
34. Раджапов, У. Р. Формы организации работы по физической культуре и спорту / У. Р. Раджапов, А. Т. Ибрагимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 580-582. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35721/ (дата обращения: 08.06.2023).
35. Селуянов, В. Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта [Текст] / В. Н. Селуянов, Е. Б. Мякинченко. М.: ТВТ Дивизион, 2017. 360 с.
36. Симонов, С. Н., Частихин, А. А., Гулин, А. В., Апокин, В. В. Многомерный непараметрический анализ морфологических факторов возрастной динамики двигательных способностей школьников // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 83-85.
37. Солодков, А.С. Работоспособность спортсменов: ее критерии и способы коррекции / А.С. Солодков, В.А. Бухарин, Д.С. Мельников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (25). - С. 74-79.
38. Тесты физической подготовленности (Методология и практика) [Текст]: метод, указания для проведения учебных занятий и самостоятельной тренировки студентов ННГАСУ / Нижегор. гос. архитектур.- строит, ун-т; сост. Ф.Л. Доленко, С.А. Овчинников— Н.Новгород: ННГАСУ, 2011. - 18с
39. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта \ Холодов, Ж.К., Кузнецов B.C.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.
40. Холодков, Ж. К., Кузнецов В. С. Теория методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
41. Фролова, С. С. Проблематика разработки комплексных программ по физической культуре для общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 58-60.
42. Черкесов, Р. М. Инновационные методы развития выносливости [Текст] / Р. М Черкесов // Историческая и социально образовательная мысль. 2016 C. 209 211.
43. Шаратских, А. Ю., Богатова, И. И. Особенности специальной физической подготовки спортсменов-скалолазов на тренировочном этапе (углубленной специализации) // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156). С. 283-289.
44. Якимов, А. М. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта [Текст] / А. М. Якимов, А. С. Ревзон // Библиотечка тренера, 2018. 110 с.