Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется современными условиями развития и укрепления органов местного самоуправления, деятельность которых, в большей мере, направлена на реализацию не только муниципальных право-вых отношений, но и на стабилизацию, укрепление контролирующей системы развития муниципальной службы как института, который способствует обще-ственно-правовым и публичным отношениям.
Проблема исследования. В условиях продолжающихся администра-тивных реформ возрастает значимость институтов муниципальной службы, от слаженной деятельности которых во многом зависит успех преобразований, проводимых в стране. Институт муниципальной службы является важным фактором в общей структуре взаимодействия между государством и обще-ством. С одной стороны, этот институт является проводником направлений деятельности федеральных и региональных органов власти в различных сфе-рах социально–экономического развития в муниципальных образованиях: национальные проекты, федеральные и региональные программы. Социально–экономическое развитие муниципальных образований во многом обусловлено наличием у них достаточной ресурсной базы.
С другой стороны, институт местного самоуправления предоставляет населению возможность реализации своих прав и потребностей в экономиче-ской, социальной и культурной сферах жизни местного сообщества. Это поз-воляет говорить о местном самоуправлении как механизме, с помощью кото-рого осуществляется трансляция основных направлений социально–экономической политики, проводимой федеральными и региональными орга-нами государственной власти в муниципальных образованиях, обеспечивая устойчивость и адаптивность общественной системы в целом.
Степень изученности темы. Тематика проблем муниципальной служ-бы рассматривается различными учеными и правоведами. В частности, вопро-сы повышения уровня профессионализма среди муниципальных служащих изучались в работах Грищук В.А.; Колесниченко Е.А.; Кярова М.А.; Тишкина Т.М.; Трунцевский Ю.В.; Фролова Е.В. Безусловно, количество проведенных исследований среди проблем муниципальной службы велико, однако, практи-ка свидетельствует о том, что ряд вопросов остается без ответов. Особенно, что касается эффективности осуществления муниципальной службы на уровне субъектов Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы: на основе изучения становление и развитие института муниципальной службы в Российской Фе-дерации разработать рекомендации по совершенствованию функционирова-ния института муниципальной службы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
рассмотреть понятие муниципальной службы;
проанализировать механизмы формирования муниципальной службы;
выявить способы функционирования муниципальной службы;
изучить зарубежный опыт организации муниципальной службы
рассмотреть начальный этап становления и современное состоя-ние института муниципальной службы в России;
разработать рекомендации по совершенствованию функциониро-вания института муниципальной службы РФ.
Объектом исследования выступила муниципальная служба в Россий-ской Федерации.
Предметом исследования порядок организации и особенности функ-ционирования института муниципальной службы в Российской Федерации.
Методологической основой работы стали общенаучные методы, такие как анализ, сравнительный метод. Среди массива эмпирических методов исследования в работе был использован метод анализа документов, а также нормативно-правовых актов.
Теоретической основой работы стали нормативно-правовые акты и другие официальные документы, материалы периодической печати, статисти-ческие данные, монографические исследования, учебная и специальная лите-ратура.
Практическая значимость обусловлена целесообразностью примене-ния предложенных технологии управления муниципальной службой на прак-тике.
Результаты. По итогам написания настоящей работы, были достигнуты следующие результаты:
рассмотрено понятие муниципальной службы;
проанализированы механизмы формирования муниципальной службы;
выявлены способы функционирования муниципальной службы;
рассмотрен начальный этап становления института муниципаль-ной службы в России;
разработаны рекомендации по совершенствованию функциониро-вания института муниципальной службы РФ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, СПОСОБЫ ФУНКЦИОНИРОВА-НИЯ
1.1 Понятие муниципальной службы
Современное общество немалое внимание уделяет действующей и су-ществующей муниципальной службе. Причина тому – служение обществу, то есть на муниципальную службу возложена передовая функция обеспечения прочной связи между муниципалитетом и населением.
Сущность самой муниципальной службы и заключается в том, чтобы, более слажено, и целесообразно развиваться согласно изменениям и преобра-зованиям в обществе . Как свидетельствует современная практика, уровень развития муниципальной службы требует значительного реформирования.
Институт муниципальной службы – это система правовых норм, кото-рая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы муниципальной службы, статуса муниципальных служащих, гаран-тий и процедур его реализации (выполнение служащими своих должностных обязанностей и функций),
Одним из основополагающих актов, безусловно, помимо Конституции Российской Федерации, определяющих основы местного самоуправления, яв-ляется Европейская хартия местного самоуправления. Европейская Хартия местного самоуправления – это один из важнейших источников правового ре-гулирования отношений местного уровня. Ее влияние заключается в том, что она основана на принципах субсидиарности, то есть, если вопрос можно ре-шить на местном уровне, то нет смысла решать его на уровне государствен-ном. На органы местного самоуправления соответственно положениям данно-го международного документа возлагается ряд полномочий и вопросов, кото-рые и подтверждают его сферу влияния на местных уровнях. А.Н. Дементьев отмечает, что Хартия содержит только минимальные гарантии местного са-моуправления, то есть большая часть норм правового регулирования должна быть закреплена и проработана на национальном уровне.
Помимо международных и конституционных норм о местном само-управлении, в России функционирует Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», ко-торый устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения .
В качестве непосредственно предмета регулирования Закона в его пре-амбуле названы две составляющие: во-первых, установление общих право-вых, территориальных, организационных и экономических принципов органи-зации местного самоуправления в России, и, во-вторых, определение государ-ственных гарантий осуществления местного самоуправления в России. Без муниципальной службы достижение целей местного самоуправления и его ор-ганизация были бы несовершенными .
Согласно ст.2 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (далее – ФЗ № 25), муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, защищаемых пу-тем заключения трудового договора . Статьей 5 ФЗ № 25 определяет наличие взаимосвязи муниципальной и государственной службы, которая обеспечива-ется посредством:
–единства основных квалификационных требований к должностям му-ниципальной и государственной службы;
–единства ограничений и обязательств при прохождении государствен-ной и муниципальной службы;
–единства требований к подготовке кадров для государственной и му-ниципальной службы;
–учета стажа муниципальной и государственной службы;
–соотносительности условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных и муниципальных служащих;
–соотносительности основных условий пенсионного обеспечения муни-ципальных и государственных служащих .
Рассматривая понятие и сущность муниципальной службы, целесооб-разно будет для начала определить с понятием «служба». В общественном понимании сложилось мнение, что служба – это род занятий и место работы должностного лица. Об особом статусе должностного лица говорят ученые в различных отраслях правовой науки. Отдельное внимание этому уделяется в уголовном праве, где достаточно детально поясняется, кого и при каких об-стоятельствах следует именовать должностным лицом. Например, Колесни-ченко Е.А. указывает, что «особенностью должностного лица является его служебное, общественное, профессиональное положение».
Должностными лицами принято считать лиц, которые на временной или постоянной основе осуществляют функции представителя власти, выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в органах государственной власти и местного самоуправления. Что интересно, для правильной квалификации отдельных преступлений, даже Пленум Верховного Суда Российской Федерации давал разъяснения насчет того, кто такие должностные лица, хотя нормативно-правовые акты, касаю-щиеся государственной и муниципальной службы, толкования данному тер-мину не дают .
Должностные лица как представители власти до сих пор трактуются учеными в сфере уголовного права достаточно неоднозначно. В частности, Кярова М.А. отмечает, что в строгом смысле представителем власти следует считать лицо, которое наделено от имени государства, контрольными, нормо-творческими и распорядительными функциями в отношении лиц, которые ему не подчинены. Как правило, такие должностные лица представляют все ветви власти, следовательно, осуществляют законодательную, исполнитель-ную и судебную власть, представляют местное самоуправление, которое не охватывается государственной властью, но представляет форму публичного управления .
Полагаем, что функции представителя власти могут быть возложены и на лиц, которые не связаны трудовыми отношениями с органами государ-ственной власти и местного самоуправления. Представителей власти следует отличать от иных лиц, которые в силу своего особого положения, наделены особыми полномочиями.
Например, не является представителем власти капитан морского судна, находящегося в дальнем плавании, но при необходимости он может высту-пать в роли дознавателя. Не являются представителями власти работники коммерческих организаций, которые в определенных случаях вправе налагать административные взыскания на работников. Не относятся к государственным или муниципальным служащим присяжные, представители общественности, которые обладают властными полномочиями в сфере охраны общественного порядка .
Так, для дальнейшего исследования было определено, что служба – это особый род занятий, который осуществляется лицом, наделенным определен-ными функциями и полномочиями, и занимающим должность. Должностное лицо в контексте муниципальной службы имеет правовой статус, который от-личает его от других специалистов и населения.
Компетентность муниципальных служащих определяется рядом факто-ров, которые являются фундаментом успешной их деятельности .
Экономическая политика как основной элемент относится к социально-экономической политике, которая проводится местными органами в интере-сах граждан муниципалитета. Понятие экономической политики можно пред-ставить как привлечение и оптимальное применение ресурсов, которые со-ставляют финансовую базу местных органов, в интересах граждан, прожива-ющего на территории муниципального образования .
Таким образом, местное самоуправление играет заметную роль в обще-стве и выполняет довольно важные функции, как государственного значения, так и местного. Укрепление местного самоуправления имеет не только соци-альное значение, но и политическое и экономическое, являясь ключевым условием в отношении возможности социально-экономического развития России.
1.2 Механизмы формирования муниципальной службы
Современные правоотношения и международное сотрудничество вы-нуждают строить основы законодательства по принципу соотношения компе-тенции и возложенных полномочий, осуществление которых должно проис-ходить только в четко обозначенных рамках закона. Россия представляет со-бой демократическое, правовое и социальное государство, с федеративным
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 01.07.2020). - Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 02.10.2022).
2. Атарщикова, Е.Н. Реализация полномочий органов местного са-моуправления / Е.Н. Атарщикова. – Текст : непосредственный // Наука и об-разование сегодня. – 2019. – № 9 (44). – С. 61–63.
3. Богатырева, И.В. Зарубежный опыт формирования и подготовки кадрового резерва управленческих кадров / И.В. Богатырева, С.В., Гусев. – Текст : непосредственный // Воронежский институт экономики и социального управления. - 2019. - С. 9.
4. Борзункова О. А., Краснов Ю. К. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный). / О.А. Ворзункова Ю.К. Краснов .- М.: Прогресс, 2007. – 510 с. – Текст : непо-средственный
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.03.2022). - Текст : электронный // КонсультантПлюс : справоч-но-правовая система : сайт. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.10.2022).
6. Валиева, Д.З. Муниципальная служба в Российской Федерации: правовое регулирование, проблемы / Д.З. Валиева. – Текст : непосредствен-ный // Закон и право. – 2022. – № 2. – С. 43-46.
7. Володин, А.М. Немчинов, А.А. Муниципальная служба: Спра-вочное пособие/ А.М. Володин, А.А. Немчинов. – Москва: Дело и сервис. – 2002. – 384 с. ¬ URL: http://lawlibrary.ru/izdanie43496.html (дата обращения: 25.11.2022). – Текст : электронный.
8. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и муниципальное управление: проблемы теории и практики/ А.Г. Воронин: – Москва: Финансы и статистика. – 2004. – 176с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002507479 (дата обращения: 17.12.2022). – Текст : электронный.
9. Газиева, Л.Р. Направления, задачи и принципы кадровой полити-ки в органах местного самоуправления / Л.Р.Газиева. – Текст : непосредствен-ный // Евразийское научное объединение. –2019. –№ 11-4 (57). – С.265-267
10. Глазунова И.В. Формирование методов правового регулирова-ния в процессе административных реформ /И.В. Глазунова – Текст : непо-средственный // Правовая политика и правовая жизнь . -2022. -№ 4- С. 65-74
11. Глазунова, И.В. Документы стратегического планирования как основа выбора методов административно-правового регулирования / И.В. Глазунова – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. - № 8. С. 174-183.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022). - Текст : электронный // Консуль-тантПлюс : справочно-правовая система : сайт. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.10.2022).
13. Гукасова, Н.Р., Булгаков, Н.В., Медов, Р.М. Лучшие российские практики внедрения проектного управления в деятельность органов местного самоуправления / Н.Р. Гукасова, Н.В. Булгаков, Р.М. Медов. – Текст : непо-средственный // Вестник экспертного совета. – 2019. – № 4 (19). – С. 3–7.
14. Добролюбова Е.И., Старостина А.Н. Повышение качества госу-дарственного управления в региональных государственных программах. / Е.И. Добролюбова А.Н. Старостин – Текст : непосредственный // Вестник Пермского государственного университета: серия Экономика. -2020. -№ 2. -С. 231-252.
15. Замотаев А. А. Местное самоуправление. Основные понятия и термины: комментарий к отдельным нормам федерального законодательства. / А.А. Замотаева. М.: Мысль, 1999. – 210 с. – Текст : непосредственный
16. Зотов В.Б., В.И. Голованов Система муниципального управления в схемах: учебное пособие / В.Б. Зотов, Голованов В.И. – Текст : электронный // Москва: Юстицинформ», 2018 – 166 с. – URL: http://journal-rma.ru/storage/app/media/zotovuchebnik-v-skhemakh.pdf (дата обращения 10.10.2022).
17. Иванова С. А. К вопросу о понятии муниципальной службы / С.А. Иванова – Текст : непосредственный // Российский юридический журнал. -2008. -№ 5 (62).- С. 68-73.
18. Игнатова Т.В., Киященко Т.А., Аширова М.Н. Совершенствова-ние показателей оценки эффективности деятельности местных органов власти / Т.В. Игнатова Т.А. Киященко – Текст : непосредственный // Научное обозре-ние.- 2014.- № 8.- С. 416-423.
19. Конспект лекций по дисциплине «Планирование муниципального бюджета» - КГАСУ, 2022. – 60с. – сайт. – URL: https://www.kgasu.ru/upload/iblock/4c8/24.-eios_konspekt-lektsiy-planir_mun_byudzheta.pdf. (дата обращения 10.11.2022). – Текст : электрон-ный.
20. Левин, С.А. Местное самоуправление в федеративных государ-ствах Европы: современные проблемы и возможность использования при осуществлении муниципальной реформы в России /С.А.Левин. – Текст : непо-средственный // Государственное строительство и право. –2007. – С. 56-65
21. Любимов Ю. «Регуляторная гильотина» / Ю. Любимов – Текст : непосредственный // Закон. -2019. -№ 2. -С. 20-21.
22. Лязгина, А.М. Проблемы формирования муниципальных доходов / Лязгина А.М. – Текст : непосредственный // Трибуна ученого. – 2020. – № 8. – С. 89-94.
23. Мицкевич Л.А. Очерки теории административного права: совре-менное наполнение: Монография. /Л.А. Мицкевич. - Москва : Проспект, 2015. - 293 с. – Текст : непосредственный
24. Муравченко В. Б. Понятийно-категориальный аппарат института муниципальной службы /В.Б. Муравченко – Текст : непосредственный // Право и экономика. - 2012. № 2 (288). С. 64-67.
25. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.05.2022). - Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система : сайт. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.10.2022).
26. Нечипоренко, В.С. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы/ В.С. Нечипоренко. – Москва: Логос, 2001. С. 24. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000715261 (дата обращения 25.11.2022). – Текст : электронный.
27. Нурисламов, А.Ф. Местное самоуправление как основа конститу-ционного строя Российской Федерации / А.Ф. Нурисламов. – Текст: непо-средственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 12–4 (39). – С. 116–118.
28. Петроградская, А.А. Реализация конституционных принципов му-ниципальной службы / А.А. Петроградская. – Текст : непосредственный // Образование и право. - 2019. - № 2. - С. 42-43.
29. Пресняков, М.В., Чаннов, С.Е. Реформирование законодательства о муниципальной службе как составная часть административной реформы // М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. – Текст : непосредственный // Трудовое право. - 2007. - № 4. - С. 83-91.
30. Российская Федерация. . Распоряжение Коллегии Администра-ции Кемеровской области от 15.02.2013 № 138-р: Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов, муници-пальных районов и муниципальных округов Кемеровской области - Кузбасса – Текст : электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576/ (дата обращения – 07.02.2023).
31. Российская Федерация. Законы. О муниципальной службе в Российской Федерации : Федеральный закон от 02 марта 2007 № 25- (по-следняя редакция) : [принят Государственной Думой 02 марта 2007: одобрен Советом Федерации 02 марта 2007] – Текст : электронный // Консултант-Плюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения – 07.02.2023).
32. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организа-ции местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ (последняя редакция) : [принят Государствен-ной Думой 06 октября 2003: одобрен Советом Федерации 06 октября 2003] – Текст : электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения – 07.02.2023).
33. Российская Федерация. Законы. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года (последняя редакция) : [принят Государственной Думой 27 июля 2010 года : одобрен Советом Федерации 27 июля 2010 года] – Текст : электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения – 07.02.2023).
34. Российская Федерация. Законы. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ.– Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая си-стема : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (дата обращения 25.11.2022)
35. Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции: Федеральный Закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ.– Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система : сайт. – URL: http://www.consultant.ru, (дата обращения 06.10.2022).
36. Российская Федерация. Законы. Об актах гражданского состояния: Федеральный Закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (ред. от 30.12.2021). - Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 06.10.2022).
37. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021). - Текст : электронный // Кон-сультантПлюс : справочно-правовая система : сайт. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.10.2022).
38. Российская Федерация. Постановление Правительства. О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оцен-ке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 – Текст : электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80157// (дата обращения – 07.02.2023).
39. Российская Федерация. Указы Президента : Об оценке эффектив-ности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, го-родских округов и муниципальных районов. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 – Текст : электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576/ (дата обращения – 07.02.2023).
40. Саудаханов, М.В., Хазова, В.Е. Некоторые особенности организа-ции местного самоуправления в Соединенных Штатах Америки// М.В. Сауда-ханов, В.Е.Хазова. Текст : непосредственный // Юридические науки. - 2017. - № 3. - С. 155-157.
41. Сергеев, П.В., Сергеев, В.П., Ноздрачева, Е.Н. Развитие органи-зационно–экономической самостоятельности местного самоуправления / П.В. Сергеев, В.П. Сергеев, Е.Н. Ноздрачева. – Текст: непосредственный // Регио-нальный вестник. – 2018. – № 2 (11). – С. 23–26.
42. Султанбаева, О.С. Принципы муниципальной службы/ О.С. Сул-танбаева. – Текст : непосредственный // Вестник магистратуры. – 2019. – № 12-1 (99). – С. 53–55.
43. Тишкина, Т.М. Проблемы перехода к устойчивому развитию на муниципальном уровне / Т.М. Тишкина. – Текст : непосредственный // Эко-номика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – Т. 8. – № 8A. – С. 132–141.
44. Фещенко, П.Н. Системный подход к противодействию коррупции / П. Н. Фещенко.– Текст : непосредственный // Актуальные проблемы россий-ского права. — 2019. — № 2. — С. 138-143.
45. Халилова Т. В. Государственная и муниципальная служба: курс лекций. / Т.В. Халилова.- Казань: КНИТУ, 2013. – 264 с. – Текст : непосред-ственный
46. Чаннов, С.Е. Правовой статус должностного лица органов госу-дарственной власти и местного самоуправления: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук/ С.Е. Чаннов. – Саратов. –2000. – 176 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15979755 ( дата обращения 25.11.2022).– Текст: электронный.
47. Чашин, А.Н. Муниципальное право: учебное пособие / А.Н. Ча-шин./ - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 209 с. – Текст : непосредственный.
48. Чеботарев, Г.Н. Публичная служба и общественное представи-тельство: синергия сотрудничества / Г. Н. Чеботарев. – Текст : непосредствен-ный // Конституционное и муниципальное право. - М. : Юрист. - 2021. - № 7. - С. 21-24.
49. Чихладзе Л. Т. Некоторые аспекты понятия муниципальной службы в Российской Федерации /Л.Т. Чихладзе – Текст : непосредственный // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридиче-ская практика: материалы ежегодной Междунар. науч. конф. памяти проф. Ф. М. Рудинского (г. Москва, 28.04.2016 г.). Рязань: Издательство «Концепция», - 2016.- С. 471-475.
50. Шамхалов, М.А., Магамедов М.М. Особенности муниципального управления в США / М.А. Шамхалов, М.М. Магамедов. – Текст : непосред-ственный // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 1. — С. 25-26.
51. Шарипов, А.Г Местное управление в Испании / А.Г. Шарипов. – Текст : электронный // Омск: Развитие местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных странах. – URL: https://conf.siblu.ru/stati-vserossiyskoy-nauchno-prakticheskoy-konferencii-studentov-magistrov-aspirantov-razvitie (дата обращения 26.12.2022).
52. Шклярук, М.С. Модель компетенций команды цифровой транс-формации в системе государственного управления / под ред. М. С. Шклярук, Н.С. Гаркуши. — М. : РАНХиГС, 2020. — 84 с. – Текст : непосредственный.
53. Ягуткин, С.М., Ягуткина, Е.С. Зарубежный опыт местного само-управления и возможности его применения в современной России / С.М. Ягуткин, Е.С. Ягуткина. – Текст : непосредственный // Научные ведомства. – 2012. –№14(133). – С. 233-239.