Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетных и актуальных направлений государственной внутренней политики в нашей стране является гражданско-патриотическое воспитание, потому что гражданственность и патриотизм выступают необходимым условием для стабильности в развитии страны, как в экономическом, политическом, так и в культурном и социальном планах.
Воспитание будущих поколений и, в частности, патриотического является одной из главных проблем в российском обществе. Она затрагивает всех людей без исключения, независимо от их пола, расы, возраста, но в первую очередь - молодежь. От уровня патриотизма и развития гражданственности у молодых людей, являющихся будущим нашей страны, будут зависеть пути развития государства и общества. Уровень патриотизма в обществе зависит от самого государства, а именно от того, насколько оно активно участвует над разработкой и внедрением различных планов и способов воспитания молодёжи. Именно поэтому существует необходимость в совершенствовании всей системы гражданского и патриотического воспитания, которая сможет обеспечить формирование готовности граждан нашей страны к защите Родины, а также будет способствовать развития и сформированности гражданско-патриотической осознанности.
Актуальность данной работы заключается и в том, что на современном этапе система гражданско-патриотического воспитания является одним из основных направлений устойчивого политического, социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
В настоящий момент существуют разнообразные трактовки и понятия таких категорий как гражданственность, патриотизм и патриотическое воспитание.
Ряд исследователей понимают патриотизм как некое явление, отличающееся фанатизмом по отношению к служению и любви к родине. Другие ученые изучают патриотизм как взаимодействие действий и принципов по отношению к своей земле, своей родине и отчизне, а именно, отношение к традициям, языку своего народа, к культуре и т.д.
В широком смысле определяется, что человек, являющийся патриотом видит необходимость в том, чтобы оставаться верным своему отечеству, может поступаться своими принципами по имя Родины и ради того, чтобы государство процветало.
Органы местного самоуправления в рамках патриотической деятельности осуществляют следующие мероприятия:
1) осуществляют финансирование мероприятий в рамках патриотического воспитания;
2) занимаются организацией разнообразных мероприятий, которые способствуют привлечению молодых людей к патриотической деятельности;
3) создают разнообразные воспитательные и образовательные программы, связанные с патриотическим воспитанием граждан;
4) участвуют в разработанных и предложенных проектах и программах, направленных на формирование патриотизма и гражданственности;
5) принимают активное участие в сохранении объектов культурного наследия;
6) осуществляют формирование общекультурных, исторических компетенций;
7) занимаются сохранением народной культуры, а также традиционных промыслов, народного художественного творчества и др.
На муниципальном, региональном уровне существуют проблемы, которые возникают в процессе реализации гражданско-патриотического воспитания граждан. Данные проблемы становятся барьером на пути воспитания молодежи и подрастающего поколения граждан России.
Исходя из того, что молодые люди, молодежь являются основным ресурсом в обеспечении поступательного развития нашего государства, деятельность муниципальных органов власти, органов местного самоуправления, направленная на привлечение молодежи в процесс патриотического воспитания и развития является первостепенной и необходимой.
Именно на муниципальном уровне существуют предпосылки и возможности, которые способствуют патриотическому воспитанию подрастающего поколения, понимаю важности и красоты малой родины, единения со своей страной, городом, поселком.
Целью выпускной квалификационной работ является изучение вопросов реализации органами местного самоуправления программ по военно-патриотическому воспитанию граждан на примере МА МО Адмиралтейский округ и разработка предложений по совершенствованию данной деятельности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих частных задач:
уточнить основные понятия исследования: гражданственность и патриотизм;
рассмотреть вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
изучить вопросы взаимодействия местных органов власти и населения;
исследовать особенности гражданско-патриотического воспитания молодежи в МА МО Адмиралтейский округ;
проанализировать опыт реализации в МА МО Адмиралтейский округ программ по военно-патриотическому воспитанию граждан;
разработать и обосновать предложения совершенствования реализации органами местного самоуправления программ по военно-патриотическому воспитанию граждан в МА МО Адмиралтейский округ.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является современная российская государственная национальная политика и гражданско-патриотическое воспитание на примере МА МО Адмиралтейский округ.
Предметом исследования выступают особенности, формы и пути повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания, как одного из направлений государственной национальной политики в МА МО Адмиралтейский округ.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам реализации органами местного самоуправления программ по военно-патриотическому воспитанию граждан как Александров Е.А. , Выскребенцева М.А., Дилигенский Г.Г., Доброниченко Д.К. , Жовтун Д.Т. , Казаков А.В., Петров С.И. , Пиджаков А.Ю. , Прокудин Ю.А. , Радиков И.В. , Станкевич Г.В. , Пушкарева Т.В. , Лутовинов, В.И. , Дубинина Н.Н. , Ильинский И.М. , Ручкин Б.А. , Семьянов С.А. , Френкин А.А. и другие.
Методическую основу выпускной квалификационной работы составили методы структурно-функционального, нормативно-правового, статистического анализа, методология системного анализа, а также элементы системного и сравнительного подходов.
Нормативно-правовой основой выпускной квалификационной работы исследования выступили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов основной части, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Поставлена цель, рассмотрены задачи работы, выбран объект и предмет исследования, обоснована научная новизна полученных результатов. Описаны методы исследования, обозначена степень разработанности проблемы.
Первая глава раскрывает теоретические и практические основы гражданско-патриотического воспитания в деятельности органов местного самоуправления.
Вторая глава посвящена анализу систем гражданско-патриотического воспитания в деятельности органов местного самоуправления на примере МА МО Адмиралтейский округ.
В заключении систематизированы полученные научные и практические результаты, а также сформулированы выводы и рекомендации.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Гражданственность и патриотизм: основные понятия
Идеи патриотизма и гражданственности занимают особое место в духовной, политической, экономической и культурной жизни общества.
Рассмотрим теоретические разработки, касающиеся определения гражданственности, и предложим вариант авторской дефиниции исследуемого понятия.
Гражданственность определяется ведущими психологами и педагогами как целостное интегративное качество, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотизма и культуры межнационального общения.
Анализ соответствующей литературы позволяет заключить: в педагогической науке не определены единые подходы к пониманию «гражданственности», продолжается процесс уточнения понятийной базы.
Гражданственность как единство нравственной, политической и правовой культуры рассматривается многими отечественными исследователями (Н.А. Савотиной, А.Ф. Никитиным, Н.Г. Суворовой и др.).
Савотина Н.А. рассматривает гражданственность с точки зрения приоритетной ценности, приобретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства [32]. Гаязов А.С. определяет гражданственность как «многоаспектное новообразование, состоящее из элементов нравственно-правового сознания, целостных качеств личности (целенаправленность, самостоятельность, организованность и другие), развитых социальных чувств (патриотизм, ответственность, принятие и соблюдение общепринятых норм и правил) [4].
С точки зрения Н.И. Элиасберг, гражданственность синонимична активной социально-значимой деятельности. Под гражданственностью она понимает наличие у человека системы социально-значимых нравственных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам [6].
Гражданственность выполняет функции мобилизации, направления и регулирования. Мобилизующая функция формирует у людей активное отношение к действительности. В ее рамках и под ее прикрытием осуществляется формирование и развитие того, что называется гражданским обществом. Направляющая функция придает устойчивость действиям личности, гражданских объединений. Регулирующая функция определяет характер реакций на внешнее воздействие (скажем, на естественное взаимопроникновение или силовую экспансию) и влияет на характер вновь складывающихся связей и отношений. Все три функции проявляются в ценностном мире личности, в зависимости от специфики ее воспитания и развития, особенностей среды [14].
Для правовой науки существенна связь гражданственности с правосознанием гражданина, его политико-правовой культурой, гражданскими обязанностями и гражданским долгом перед государством и народом. Гражданственность выступает как один из наиболее значимых факторов формирования право-культурной личности, которая и определяет его активное участие во всех социально-экономических, правовых, политических и социальных изменениях, происходящих в обществе. Понятие «гражданственность» соотносится с правовыми отношениями граждан между собой и их отношениями к государственным органам и организациям.
Таким образом, понятие «гражданственность» включает ряд компонентов: знания, качества, позицию, ценности, действия [11], т.е. во многом совпадает с понятиями правовой и политической культуры.
Рассмотрев имеющиеся в гуманитарной науке подходы, мы увидели, что в основе понятия гражданственности лежит уважение к правам и обязанностям – своим и других людей, а также то, что гражданственность – это не только любовь к земле отцов, не только и не столько платоническое чувство. Это осознанная жизненная позиция, выражающаяся в активной сознательной деятельности во имя принципов, лежащих в ее основе [32].
Гражданственность – это стержень личности, вокруг которого строятся все ее остальные составляющие. Человеку для его становления в качестве гражданина необходимо получить систему правовых и политических ценностей; идей, в которые он может верить; и ориентаций в политической среде, которые позволят ему адаптироваться в ней.
На основе рассмотренных точек зрения предложим рабочую дефиницию определения гражданственности. Гражданственность – совокупность убеждений и взглядов личности, предполагающих солидарность и единство с Российской Федерацией, ее народом, и реализуемых через уважительное отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах, а также в обычаях и традициях. Таким образом, гражданственность – это интегративное политико-нравственно-правовое качество личности, характеризуется высоким уровнем правовой и политической культуры, компетентности, законопослушания, проявляется в активном участии в социально-политическом процессе, в способности и желании служить обществу и государству.
Привычная и известная большинству граждан современной России трактовка слова «патриотизм» – «любовь к Родине» появляется в толковых словарях XIX – начала XX вв. [41, с. 22], и до сих пор «в общем и целом рассматривается на чувственном уровне, в качестве чувства любви к Родине» [34, с. 7]. Одновременно развиваются более сложные определения, связанные с обоснованием патриотизма как сложного, социокультурного явления, пронизывающего все основные стороны жизни и деятельности личности и общества [10, с. 363].
Современные авторы анализируют на уровне междисциплинарного подхода «патриотизм», выясняя его концепции и соотношение «с такими идеологическими направлениями как национализм и космополитизм», исследуют элементы структуры патриотизма: патриотическое сознание, патриотическая деятельность, патриотическое отношение и патриотическая организация. Особое внимание уделяется проблемам организации и самоорганизации российского общества, консолидации на мировоззренческих основах взаимовлияния ментальностей этносов, создающих историко-культурное своеобразие России [27, с. 8].
Конечно, развитие или изменение социума не может не приводить к трансформации окружающего материального мира, но данные пертурбации распространяются также и на нематериальную сферу – духовную составляющую общественной жизни. И именно в этом, на наш взгляд, заключается определенная опасность для нивелирования её значимости на современном этапе государственно-правового развития в силу того, что далеко не всегда эволюция общества приводила к качественному развитию духовных начал.
В эпоху глубинных преобразований общества в XXI в. крайне важно сохранить истинный смысл наиболее важных для любого общества понятий: семья, справедливость, долг, гуманизм и т.д. К таковым однозначно также относится и патриотизм.
Но что же означает патриотизм? Каков его смысл? Для ответа на эти важные вопросы необходимо провести ретроспективный анализ определений смысла данной дефиниции в разных обществах в разные исторические периоды.
Так, в Древней Греции, под патриотизмом (греч. πατριώτης – «соотечественник», πατρίς – «отечество») – первоначально понималась «арете»: доблесть и отвага, которая присуща воинам и героям. Также следует упомянуть, что согласно данной концепции понимания патриотизма, это чувство не может проявляться у всех людей. Философ Платон в своих учениях утверждал, что патриотизм – «арете» подразумевает стремление к справедливости. Примечательно то, что в концепции патриотизма Платона, к данному чувству – справедливости должны стремиться как обычные люди, так и само государство. В свою очередь, Аристотель считал, что высшее проявление «арете» – это деятельность, которая направлена на благо своему Полису и его гражданам.
Теория патриотизма Аристотеля была воспринята в Древнем Риме периода республики, где она сопоставлялась с категорией «идеальный гражданин» как его основополагающая характеристика. Кроме патриотизма к чертам гражданина Рима были отнесены: дисциплинированность, честность, мужество, умеренность в образе жизни, стойкость. Следует подчеркнуть, что римское понимание патриотизма было неразрывно связано с государством.
Цицерон считал, что для человека наиболее ценными являются связи с государством. Наиболее примечательно в понимании патриотизма Цицероном является то, что у римских граждан может быть две родины: 1) родина по рождению и 2) родина по гражданству. При этом приоритет отдаётся родине по гражданству, то есть тому государству, с которым человек связывает свою судьбу [9, c. 289].
В период Раннего средневековья в Европе произошли глубинные изменения относительно трактовки патриотизма, в VI–X вв. патриотизм в философских трудах мыслителей стал отождествляться с личностью человека, т. е. стала происходить персонификация патриотизма, как характеристика вассально-ленных отношений, когда жизнь отдавалась не за государство, а за своего сюзерена.
В период Ренессанса ключевыми чертами патриотизма являлись подчинение личных интересов отдельного человека, интересам общества; человеку необходимо осознавать себя как часть общества и государства; любовь к государству; участие человека в делах государства [12, с. 181].
Во времена же Великой французской революции патриотизм определяется как наивысшая ценность французского гражданина. Прогрессивным для XVIII в. представляется определение патриотизма американским президентом Авраамом Линкольном. По его мнению, патриотизм – это чувство привязанности не к конкретной территории, а к таким принципам как: свобода, формальное равенство, демократия – как залог права на самоуправление.
Говоря про трактовку патриотизма в России, следует сказать, что на протяжении всей истории российского государства видными государственными
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айвазян А. А. Гражданско-патриотическое воспитание как направление молодежной политики: системный анализ и модель целеполагания // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – С. 76-79
2. Аналитический обзор ВЦИОМ «Идейно-политические симпатии». – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/idejnopoliticheskie-simpatii
3. Аналитический обзор ВЦИОМ «Россияне объяснили, как они понимают патриотизм». – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor/rossiyane-obyasnili-kak-oni-ponimayut-patriotizm
4. Гаязов А.С. Общество, государство: воспитание гражданина / А.С. Гаязов. – Уфа, 2001. – С. 10-11
5. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан, реализация государственной национальной политики и развитие институтов гражданского общества на территории Приморского края" на 2018 - 2021 годы [Эл. ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/550106314
6. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: сб. ст. / сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. – СПб.: Союз, 2004. – С. 6.
7. Дедов, Е.Г., Владыченкова, Н.Д., Дедова, Е.Е. Нормативноправовые основы реализации государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи // Смоленский медицинский альманах. – 2018. № 3. – С.181–185
8. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: PR. – СПб., 1995. – 282 с.
9. Зевин Дж. Столкновение разных подходов к понятию гражданственности: трудности развития у учащихся критического мышления / Дж. Зевин // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. – М., 1997. – С. 24-29
10. Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России: дис. ... д-ра философских наук. – Ставрополь, 2004. – С. 363
11. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России / А.Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9. – С. 19
12. Кобылкин Р. А. Понятие «патриотизм»: история и современность // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2014. – № 4 (31). – С. 161-167.
13. Козлов А. А. Формирование патриотизма и гражданственности современной российской молодежи: теоретико-методологический и историко-социологический подходы // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – С. 43-45
14. Козлов А.А. О патриотизме и гражданственности: учеб.-метод. материалы. – СПб., 2005
15. Королько В.Г. Основы PR. – М.: Рефл-бук; Ваклер, 2002. – 312 с.
16. Куликов С. П. Патриотизм в российском обществе: поколенческая специфика, стратегии регенерации и риски имитации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Ростов-на-Дону, 2016. – С. 16-17
17. Марков С. PR в России больше, чем PR. Технологии, версии, слухи. – Ростов-на Дону: Феникс, 2005. – 402 с.
18. Материалы Всероссийского семинара-совещания организаторов патриотического воспитания «О ходе реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Актуальные проблемы и пути их решения (16-17 декабря 2002 года). М., 2003. С. 206
19. Медведева М. В. Национальные идеи в трудах любомудров и их влияние на общественную мысль России XIX в. // Проблемы социальных и гуманитарных наук. – 2019. – № 2 (19). – С. 159-170.
20. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз – средство социальной коммуникации. (Теория и практика). – К.: Дакор, 2002. – 184 с.
21. «О государственной программе Камчатского края “Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае» постановление правительства Камчатского Края [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=182023289&page=1&rd k=9#I0
22. «О региональном комплексном плане патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2016- 2020 годы (с изменениями на 19 июля 2019 года)» распоряжение правительства Хабаровского Края от 06 сентября 2016 года N 699-рп [Эл. ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/465335833
23. «Об утверждении государственной программы Магаданской области “Патриотическое воспитание жителей Магаданской областиˮ (с изменениями 260 на 10 декабря 2019 года)» постановление правительства Магаданской Области от 25 мая 2017 года N 472-пп [Эл. ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/446454545
24. «Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области" (с изменениями на 30 декабря 2019 года)» постановление правительства Сахалинской Области от 10 марта 2017 года N 106 [Эл. ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/446168695
25. Парафило А. Л. Гражданственность в философско-правовом измерении: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Ростов-на-Дону, 2011. – С. 4-10
26. Паспорт Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 30 декабря 2015 года № 1493 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 2 (ч. I), ст. 368
27. Погорелый А. П. Патриотизм как ценность российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – М., 2004. – С. 8.
28. Попп И. А., Шахнович И. С. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 12. – С. 42-49.
29. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71296398
30. Путин назвал единственно возможную для России национальную идею. – URL: https://www.rbc.ru/politics/03/02/2016/56b1f8a79a7947060162a5a7
31. Росмолодежь [Электронный ресурс] // URL: https://fadm.gov.ru/agency/about
32. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / Н.А. Савотина // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 39-41
33. Скалина А. Н. Гражданственность в современной России: сущность, структура, типология: автореф. дис. ... канд. полит. наук. – Уфа, 2008. – С. 5, 9
34. Слукин С. В. Патриотизм в социокультурном развитии личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Челябинск, 2005. – С. 7.
35. Справочно-статистический материал к докладу «О программе патриотического воспитания молодежи Санкт-Петербурга на 2001- 2005 годы». СПб., 2000. С. 32-36
36. Стронин А.И. Этика гражданственности / А.И. Стронин // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. – 2000. – № 1. – С. 168-177
37. Струве Пётр Бернгардович Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – № 4. – С. 222. – URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/velikaya-rossiya-iz-razmyshleniy-o-probleme-russkogo-moguschestva
38. Текущий архив Государственного комитета РФ по делам молодежи, д.3/2, 2001 г., л.56.
39. Текущий архив Комитета образования города Санкт-Петербурга, д.14/1, 2005 г., л.58
40. Текущий архив Комитета физической культуры и спорта г. Санкт-Петербурга, д.19/2, 2001 г., л.78.
41. Толковый политический словарь для всех. – М., 1917. – С. 22.
42. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Ст. 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»
43. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г.Н. Филонов // Педагогика. – 1999. – № 8. – С. 49
44. Чепик М. А. Патриотическая хрестоматия. Истинное православно-христианское учение о патриотизме или о любви к отечеству и примеры патриотизма в разные времена. Ч. 1. – Сергиев Посад, 1913. – С. 11