Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что обращение к базовым национальным ценностям как источнику формирования духовно-нравственной личности является актуальной для современного общества проблемой. В этих ценностях заложены истоки духовности народа и государства, они выступают фактором их благоприятного развития, отображают своеобразие и самобытность отечественного образования и культуры.
Понятие «базовые национальные ценности» провозглашены в федеральном государственном стандарте начального общего образования, так как «содержание образования в настоящее время ... должно быть посвящено не столько усвоению профессиональных знаний и навыков, сколько личностному росту и развитию, формированию ценностных ориентаций самоактуализирующейся личности» [1].
Базовые национальные ценности представляют собой фундамент моральных установок и нравственных ценностей, которые исторически присущи многонациональному народу Российской Федерации. Их маркерами являются семейные, региональные, культурные, социальные, религиозные традиции, позволяющие аккумулировать, сохранять и транслировать нормы, ценности и опыт поколений, что, в свою очередь, обеспечивает эффективное развитие страны в современных социокультурных, политических и экономических условиях. Носителями базовых национальных ценностей являются социальные группы, общество и государство, семья, культурно-территориальные сообщества, примыкание и идентификация с которыми которых происходит, в том числе, на уровне начального общего образования.
Изучение состояния проблемы психолого-педагогической работы по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников в рамках проекта «Разговоры о важном» в общеобразовательной школе позволяет обозначить следующие противоречия:
- между востребованностью базовых национальных ценностей младших школьников в современном обществе и недостаточностью их формирования в общеобразовательной школе;
- между целесообразностью развития базовых национальных ценностей младших школьников и недостаточным теоретическим обоснованием разработанностью данной проблемы;
- между необходимостью методического сопровождения процесса развития базовых национальных ценностей младших школьников и слабой разработанностью соответствующей научно обоснованной психолого-педагогической работы в рамках проекта «Разговоры о важном».
В педагогической науке активно исследуется проблема психолого-педагогической работы по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников. Так, разработка теоретических аспектов формирования базовых национальных ценностей у младших школьников нашла отражение в работах как отечественных исследователей: В. И. Байденко, И. А. Зимней, Э. Ф. Зеера, Н. А. Гришановой, А. П. Тряпицыной, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова и др., так и зарубежных исследователей: Дж. Равена, Л. Спенсера, и др.; проблема связанная с психолого-педагогической работой по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников отражена в работах таких специалистов, как Д. С. Ермаков, О. Б. Зайцева, И. Г. Захарова, А. Н. Ившин, А. В. Козырева, Н. С. Кольева, Т. Н. Лебедева, Л. Н. Паламарчук, С. Прохорова, С. А. Сладков, С. В. Тришина, Т. В. Хомченко, Р. Ю. Хурум.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности психолого-педагогической работы по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников в рамках проекта «Разговоры о важном» в общеобразовательной школе.
Названные противоречия и выявленная проблема обусловили выбор и актуальность темы исследования: «Психолого-педагогическая работа по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников в рамках проекта «Разговоры о важном» в общеобразовательной школе».
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить продуктивность психолого-педагогической работы по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников в рамках проекта «Разговоры о важном» в общеобразовательной школе.
Объект исследования – формирование базовых национальных ценностей.
Предмет исследования - психолого-педагогическая работа по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие базовых национальных ценностей.
2. Изучить педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников.
3. Выявить особенности психолого-педагогической деятельности по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников в рамках проекта «Разговоры о важном».
4. Провести эмпирическое исследование психолого-педагогической работы по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников в рамках проекта «Разговоры о важном» в общеобразовательной школе
5. Представить содержание психолого-педагогической деятельности по развитию базовых национальных ценностей в рамках проекта «Разговоры о важном».
Практическая значимость работы обусловлена возможностью ее дальнейшего использования в средней школе для формирования базовых национальных ценностей у младших школьников в рамках проекта «Разговоры о важном», ведь педагогам и психологам важно развить в своих учениках базовые национальные ценности, им могут быть полезны рекомендации представленные в настоящем исследовании.
Для решения сформулированных задач использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы: анализ нормативных документов об образовании применялся для обоснования актуальности проблемы; понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы; моделирование использовалось для построения психолого-педагогической модели работы по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников в рамках проекта «Разговоры о важном» в общеобразовательной школе.
Эмпирические методы: изучение, анализ и обобщение эффективного опыта; эксперимент по оценке уровня сформированности базовых национальных ценностей у младших школьников; разработка программы психолого-педагогической деятельности по развитию базовых национальных ценностей в рамках проекта «Разговоры о важном».
База исследования: экспериментальная работа осуществлялась на базе МАОУ "Слободо-Туринская СОШ № 2". В экспериментальной работе были задействовано учащиеся третьего класса.
Этапы исследования.
1. Первый этап – накопление и анализ методической, педагогической литературы, касающейся выбранной темы исследования. Определение цели исследования, обоснование целей и задач, составление плана работы.
2. Второй этап - определение основных методов исследования, подбор диагностического инструментария.
3. Третий этап - уточнение теоретических положений работы, применение методов на практике.
4. Четвертый этап – анализ и обоснование выводов работы, обработка, теоретическое обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментального обучения, оформление работы.
Структура работы: соответствует логике научного исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретический анализ психолого-педагогической работы по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников в рамках проекта "Разговоры о важном" в общеобразовательной школе
1.1 Понятие базовых национальных ценностей
В настоящее время при условиях развития ценностной направленности базовым национальным ценностям придают особенное значение так как они направлены на формирование индивидуальности подрастающего поколения, а также регулируют особенности их поведения.
На основании этого в качестве основных принято выделять несколько актуализированных на данный момент времени понятий таких, как: ценности, базовые национальные ценности, отечественные базовые национальные ценности [7].
Так, в Головин, определяет ценность в качестве пользы, полезности, огромной значимости определенного множества объектов относительно большого числа живых существ; феномен исходя из своей природы выступающий в качестве определенного благом для индивида и который нацелен на предопределение его в жизнедеятельности и воплощения его в определенных творческих талантах, а также способностях [8, c.19].
Философия имеет особенную часть в качестве предмета которой предопределяют ценности, – это аксиология. В качестве аксиологии определяют учение относительно ценностей, философскую теорию относительно общезначимых принципов, которые указывают на нацеленность человеческого функционирования, мотивацию разнообразных поступков.
В рамках аксиологии происходит исследование характеристики, а также структуры всего ценностного мира, вариантов его познания, а также онтологической категории, а помимо этого природы и особенностей различных ценностных суждений; с ее помощью происходит трансформация философского, а также социогуманитарного познания к исследованию самой личности, а также индивидуальности, всего что есть человеческое в человеке, смыслов, а также оправдания бытия людей, их идеалов, а также императивов; на данный момент времени аксиология в качестве теории дополнена феноменологией такого понятия как ценности. С.А. Лебедев предопределяет ценности в качестве личностно-социальных, а также материально-духовных [12, c.86].
При этом в качестве естественных ценностей автор выделяет чистый воздух, а также полезные ископаемые и так далее. Здоровье человека выступает в качестве биологической ценности. Социальные ценности, это занятость граждан, согласие, которое существует в обществе, демократия и так далее. В качестве духовных ценностей можно выделить моральные, а также религиозные и иные убеждения индивида, которые являются наиболее значимыми. В качестве ценностей можно определить различные предметы культуры, в рамках которых есть духовные ценности. В качестве материальных ценностей выступают деньги, недвижимость и так далее [2, c.76].
Есть и иные подразделения ценностей на типы. Допустим, в рамках психологии можно встретить такие понятия как терминальные, а также инструментальные ценности.
На основании определения М. Рокича, в качестве терминальных ценностей выступают убеждения относительно того, что предопределенные окончательные цели относительно субъективного присутствия с различных точек зрения заслуживают того, чтобы их достигать. А в качестве инструментальных ценностей автор определил убеждения относительно того, что обусловленный вариант действий с различных точек зрения будет наиболее приемлемым в любо случае [15, c.105].
В качестве базовых национальных ценностей можно определить главные моральные ценности, а также приоритетные варианта нравственной направленности, имеющиеся в различных традициях определенного этноса и которые принято передавать поколениями и которые направлены на действенное развитие государства. Базовые национальные ценности в жизнедеятельности индивида являются «основным компонентом сознания», а также саморегуляции личного поведения в настоящее время, а также в будущем [23, c.57].
В рамках педагогики базовые национальные ценности предопределяют в качестве нравственных вариантов воспитания, а также в качестве варианта становления интеллектуальной культуры индивида.
Со слов И.В. Москаленко нравственные ценности, в череде которых соборность, направленность на правду, патриотизм являются наивысшими для индивида и которые при помощи наиболее определенных вариантов ценностей призваны дополнять, а также обуславливать одни других [5, c.29].
С позиции Ф.С. Файзуллина нация, национальные ценности нужно представлять в качестве комплекса чувств, а также отношений. Автор говорит о том, что целостности представителей этноса, помимо всего прочего, будет состоять из определенных черт психики, общего созерцания одинаковых поступков, а также событий, общим отношением к определенным ценностям.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 05.07.2021.
2. Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 20 / под ред. Р.А. Валеевой. Казань: Изд-во «Отечество», 2017. 296с.
3. Боликова Л.Ю., Сильнова Ю.А. Формируем духовно-нравственные установки младших школьников // Начальная школа. 2020. №11. С.23 – 27.
4. Бородина О.В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 95 – 98.
5. Воспитательная деятельность педагога: от проблем к результатам. Сборник научных трудов / под ред. П.В. Степанова. М.: изд-во АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. 108с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 224 с.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС. М.: Просвещение, 2020. 223с.
8. Кильдюшова П.Е. Воспитательный потенциал социального проектирования в формировании у младших школьников ценностного отношения к семье // Статья сборника трудов конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии. Казань: изд-во «Отечество», 2021. С. 23 – 28.
9. Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы: Методическое пособие / под ред. Н.В. Наконешнюк. – Прокопьевский район, 2022. – 101с.
10. Коренькова М.С. Формирование у старшеклассников отношения к семье как социально значимой ценности в условиях проектной деятельности: диссертация. Волгоград. 2018. 211 с.
11. Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы / под ред. Е.Н. Степанова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. 320 с.
12. Орлова Е.О., Чижова М.Е. Составление семейного архива в историческом образовании младших школьников // Вестник Новгородского государственного университета. 2021. №5 (96). С.86 – 89.
13. Пермовская О.С. Формирование у младших школьников ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности: диссертация. Нижний Новгород. 2018. 256 с.
14. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 330 с.
15. Столбова, Е. А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. А. Столбова; Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2015. – 176 с.
16. Савинова Л.Ю., Чистякова А.А. Изучение особенностей проявления ценностного отношения к семье у современных младших школьников // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. 2017. Т. 3. № 1. С. 230-238.
17. Степанов Е.Н. Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Методики. Волгоград: Учитель, 2020. 91 с.
18. Степанов Е.Н. Контроль воспитательного процесса: современные подходы, формы и методы: методическое пособие. М.: Центр «Педагогический поиск», 2021. 176 с.
19. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности; под ред. О.В.Климовой, З.И.Бичаниной. М.: АСТ, 2018. 576 с.
20. Финагина О.В., Архипова О.В., Ильина Ю.Б. Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания (историко-теоретический аспект) // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2020. Т.20. С. 4276-4280.
21. Холодкова, О. Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография / О. Г. Холодкова. – Барнаул: АлтГПУ, 2018. – 167 с.
22. Чиплиева, А. Д. Содержание ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста / А. Д. Чиплиева // Наука, образование и культура. – 2016. – № 12 (15). – С. 128-130.
23. Штин Н.И., Груздова И.В. Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников. Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. Электронный сборник статей по материалам I студенческой международной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2018. №1 (1) – С. 57 – 62.
24. Щуркова Н.Е. Воспитание – XXI век. Методика и искусство. Волгоград: Учитель, 2022. 177 с.
25. Щуркова Н.Е. Восхождение к нравственности: Научно-методическое пособие. М.: изд-во ИТРК, 2021. 264 с.
26. Щуркова Н.Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника. М.: изд-во «Ювента», 2021. 144 с.