Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Сегодня определяется малая степень изученности образов детей в отечественной и зарубежной литературе. Она рассматривает не сам феномен детства в своей целостности, а детство через «призму взрослости». Детство – это нечто должное, через что проходит каждый человек, и то, что он получает в результате воспитания и развития. Само понимание детства как ценного явления самого по себе теряется.
Во многих современных романах встречаются образы детей, но роман Иэна Макьюэна «Искупление» особенный, так как в нем дети являются главными героями. Их судьбы связаны с концепцией человека и мира, с конфликтом и его разрешением, с темой искупления.
Когда были сняты табу на некоторые литературные темы, появляются новые мотивы, приемы художественного направления, которые в совокупности родили новые образы. Вооруженные психологическими знаниями, писатели имели огромные возможности в изображении ребенка.
Объект исследования – образы детей в романе.
Предмет исследования – детские образы в романе Иэна Макьюэна «Искупление».
Цель исследования – изучение концепции образов детей, которая сложилась в романе Иэна Макьюэна «Искупление».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть принципы и приемы психологизма в романах;
2. Выявить особенности подходов к образам детей в романе «Искупление»;
3. Определить приемы создания образов детей;
4. Рассмотреть формирование характеров Брайони, Лолы в романе «Искупление»;
5. Выявить роль маленьких братьев-близнецов Джексона и Пьерро в романе Иэна Макьюэна «Искупление»;
6. Разработать конспект урока по теме «Образы детей в романе Иэна Макьюэна «Искупление».
В качестве методологической основы исследования выступили:
- теоретические положения, сформулированные в фундаментальных трудах М.М. Бахтина, связанных с теорией романа, проблемой автора и героя, «я» и «другого»;
- труды по теории интертекстуальности зарубежных его последователей (Ю.Кристева, Р. Барт, Ж.Женетт) и российских продолжателей (И.В.Арнольд, Ю.М.Лотман, И.П. Смирнов, Н.А.Фатеева);
- работы теоретического характера о сюжете и мотиве Б. М.Гаспарова, В. И.Тюпы, И. В.Силантьева;
- приемы онтологического анализа текста, предложенные в работах А.Л.Топоркова, В.Н.Топорова, П. А.Флоренского, Е.Толстой-Сегал, Л. В.Карасева.
В работе нами используются следующие методы:
- контекстуальный анализ рассматривает положение текста в целом произведении, поэтому соотносится с исследованием композиции литературного произведения;
- описательный метод, в рамках которого описан выбранный материал и систематизирован в соответствии с поставленной исследовательской задачей;
- системно-структурный метод как научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы;
- культурно-исторический метод, при помощи которого литература трактуется как продукт общественной жизни и конкретных культурно-исторических условий, явления искусства объясняются через крупные исторические факты;
- сравнительно-сопоставительный метод, направленный на выявление природы разнородных объектов при помощи сопоставления по определенным параметрам;
- аналитический метод как метод научного исследования, который основан на применении анализа, т.е. разложения целого (явлений, свойств, отношений) на составные части, когда рассмотрение каждой из них отдельно важно для более глубокого познания целого через составные его части.
Научность исследования заключается в том, что впервые роман Иэна Макьюэна «Искупление» является предметом комплексной литературной экспертизы в области изображения образов детей, позволяющей выяснить дискурсивное значение трактовки детской темы.
Теоретическое значение работы обусловлено ее целями и задачами и направлено на то, чтобы описать образ детей в английском романе. Проведенные исследования способствуют изучению в нем образов детей - главных героев. Их судьбы связаны с концепцией человека и мира, с конфликтом и его разрешением, с темой искупления.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные в ходе исследования сведения позволяют соответствующим образом расширить понимание глубинной структуры художественного произведения, образов детей в романе. Методика, использованная в данном исследовании, может стать основой для анализа образа детей в художественном произведении. Полученный материал можно применять на учебных занятиях в школе, во внеурочной деятельности по литературе.
В структуре этой работы находится введение, две главы, представленные шестью параграфами, заключение и список использованных источников.
Глава 1 Теоретические аспекты принципов и приемов психологизма в романе И.Макьюэна «Искупление»
1.1 Принципы и приемы психологизма в романе
По художественному психологизму в литературе литературоведение имеет ранние исследования, где они в большинстве своем посвящаются не теории, а особенностям психологизма, который представлен в произведениях писателей.
Кратко обозначим появление определения психологизма. Когда решались практические проблемы значимости психологии в литературе современности, психологизм рассматривался не только в психологическом анализе, но и в близких к нему понятиях.
Содержание определения психологии формировалось практическим путем через накопление опыта.
Сороковые годы двадцатого века характеризуются появлением в толковых словарях русского языка первых определений художественного психологизма.
Психологизм определяется как:
- «склонность к углубленному изображению, отражению психических переживаний, к сложному и тонкому психологическому анализу» [36, с. 675];
– «углубленное изображение психических, душевных переживаний» [27, с. 620];
– «углубленное изображение психических явлений, глубокий психологический анализ» [30, с. 1627].
В определениях нам важно видеть полноту понимания, которую можно извлечь из словарной статьи. Более емким из приведенных определений можно считать последнее, взятое из Словаря русского языка Ожегова, так как оно отображает психические переживания и явления.
Именно данное определение легло в основу статьи в «Современном толковом словаре русского языка» под редакцией Т. Ф. Ефремовой, где психологизм трактуется как «склонность к углубленному изображению психических явлений, глубокому психологическому анализу» [32].
В словарных статьях представленные определения, в прочем, как и в литературоведческих работах по проблемным вопросам психологизма, понимание психологизма, как считают некоторые авторы, либо приравнивается к трактовке психологического анализа (по В. И. Чернышеву), либо как склонность к психологическому анализу (по Д.Н.Ушакову и Т.Ф.Ефремовой).
В литературоведении в конце 60-х – начале 70-х годов XX века были сохранены тенденции к такому отождествлению, что нашло отражение в работах ряда исследователей С.Г. Бочарова [2], Б.И. Бурсова [4], Л.И. Гинзбург [7], М.Б. Храпченко [40].
Данные ученые-исследователи внесли свои предложения в понимание сущности психологизма или психологического анализа.
Приведем несколько примеров. Так, С.Г.Бочаров в качестве объекта психологического анализа определил «внутренний мир, как нечто само по себе занимающее художника, способное привлечь его самостоятельный и специальный интерес» [2, с.90].
Как считал Б.И.Бурсов, психологический анализ является стержнем мастерства писателя реалистического направления, а сам психологизм является воссозданием писателем определенной личностной структуры [4, с.394].
В своих исследовательских работах Л.И.Гинзбург определяет понимание психологизма как изучение жизни души в ее многочисленных противоречиях и глубинах [7].
Сравнительный анализ приведенных выше определений позволяет сделать вывод, что они сходны с представленными выдержками из статей толковых словарей русского языка и являются эмпирически добытыми.
За столетний рубеж литература успела обогатиться за счет антропоцентрических идей, связанных с тем, что в художественной литературе, начиная со второй половины девятнадцатого века, произошел перенос восприятия реальности из обстоятельств, социальных сфер к личности человека. Новый психологизм литературы, основанный на представлении о человеческой душе как многоуровневой системе сверхсложности, зародился на стыке веков.
Литературная психологизация в течении второй половины XIX века привела к выработке системы художественного психологизма благодаря качественным и количественным изменениям в нем и способствовала открытию новых форм художественного социального аналитизма.
В литературе вплоть до 1-й половины XIX века вершиной «объясняющего (аналитического) психологизма», которую можно назвать еще «детерминистской», является психоанализ Гюстава Флобера, одного из лучших французских писателей. Это вершина, означающая не только «пересечение экватора», но и приобретение нового смысла. Тип психологизма в случае Флобера связан с поиском средств и методов «подачи» текучести внутри мира героя. Флобер, подчиняя жизнь героев воспроизведению литературной жизни, воспроизводит внутренний мир своих персонажей больше, чем предшественник Ф.Стендаль. До Флобера французская литература придерживалась традиции исследования реальности с помощью анализа психологического характера, так что внешне, как будто ничего необыкновенного и не было.
За счет того, что Флобер изображает множество одновременно возникнувших чувств, настроев, желаний и невозможности их объяснения, он всегда упрощает картину внутренней жизни персонажа, что является способом воспроизведения «целой жизни в ее видимой нелепости» [31, с. 203]. Это именно тогда, когда зависимость поведения персонажа от сложившихся обстоятельств становится предметом художественного психологизма, приводя к тому, что не требуется никаких авторских объяснений. Подход Флобера к такому психологизму основан также на том, что введение является одним из факторов, определяющих течение жизни не только внутри себя, но и физиологии таковой.
В литературе основными психологическими приемами являются:
• Принцип построения системы повествовательно-композиционных форм;
• прием внутреннего монолога;
• прием психологических деталей;
• прием психологического портрета;
• прием психологического пейзажа;
• прием снов и видений;
• прием персонажей-двойников;
• прием по умолчанию.
Авторское психологическое повествование, анализ психологического характера, рассказ от первого лица и как жанр – письмо - это повествовательно-композиционные формы.
Психологическое повествование автора ведется «нейтральным», каким-либо «посторонним» рассказчиком, где рассказ ведется от третьего лица.
Авторская форма повествования, во-первых, предоставляет возможность, которая не ограничивается, вовлечь своего читателя во внутренний мир героя. Во-вторых, автор все знает о нем. Потому может комментировать самоанализ персонажа, более подробно дать анализ любому внутреннему процессу, описать душевное состояние, вскрыть причину переживания, о которой герой не может в себе признаться или делает вид, что не замечает.
Описание эмоциональной сферы и мысли передает герой посредством внутреннего монолога. Внешняя речь персонажей в художественных произведениях представлена чаще, хотя не стоит забывать о внутренней монологической форме. Монолог относится, как бы к «подслушанным» автором мыслям и переживаниям. Можно выделять различные виды внутренних монологов: рефлектированная внутренняя речь или психологический самоанализ, потоки сознания, которые возникли в литературе двадцатого века.
Прием - психологическая деталь. Психологизм позволяет работать с визуальными деталями в изображении внутреннего мира и сопровождать психологические процессы. Именно ряд событий и предметов стимулирует мысль. Они входят в потоки мыслей персонажей, принимаются им и эмоционально переживаются. События, внешняя речь и поступки могут быть также психологическими деталями, поскольку способны оказывать влияние на особенности мысли, внутреннее мотивирование героя, формирование его настроения.
Психологические портреты и картины связаны с внешними психологическими деталями.
Любой портрет обладает своей характеристикой. Портретное описание может косвенно свидетельствовать о своих свойствах характера и чертах личности, однако не может передавать ощущения и эмоции персонажа, его внутреннего мира.
Самое тонкое и поэтическое внутреннее состояние передается через описания природных картин. В психологическом повествовании пейзаж способен косвенно воссоздать движение душевной жизни персонажа, становясь его впечатлением и настроением.
Персонажи-двойники используются в психологическом повествовании. Функцию персонажей-двойников психологизм обязан поменять. Если в непсихологической системе они необходимы сюжету как внешнее действие, то в психологической картине персонаж-двойник – воплощение какой-либо определенной стороны сознания литературного героя, внутренним диалогом или внутренним спором с самим собою.
Умолчание как прием возникло в литературе в начале девятнадцатого века, когда психологизм уже настоль стал обыденным для читателей, которые начали искать в книге не только внешний сюжетный интерес, но также
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бахтин, М.М. Проблема поэтики Достоевского / М.М. Бахтин // Собрание сочинений в 7 т. – М.: Изд-во «Русские словари», «Языки славянской культуры».
2. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького / C. Г. Бочаров // Социалистический реализм и классическое наследие (проблема характера). – М.: Издательство художественной литературы, 1960. – С. 89-211.
3. Борисенко, А. Иэн Макьюен – Фауст и фантаст / А.Борисенко// Иностр. лит. 2003. №10. С.284–294.
4. Бурсов, Б. И. Национальное своеобразие русской литературы / Б.И.Бурсов. – Л. : Советский писатель, 1967. – 395 с.
5. Веденкова, Е. С. Темпоральный дискурс в романе И. Макьюэна «Дитя во времени»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2012. 24 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский.— М.: Педагогика, 1983–1984.
7. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. – Л. : Художественная литература, 1977. –
8. Джумайло О. А. Английский исповедально-философский роман 1980–2000 гг.: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 395 с.
9. Джумайло О. За границами игры: английский постмодернистский роман 1980-2000 // Вопросы литературы. 2007. № 5.
10. Дианова, Е.Е. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века [Электронный ресурс] / Е.Е. Дианова. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/191934.html (дата обращения – 05. 01. 2022)
11. Диккенс, Ч. Собрание соч. в 30 т. / Ч. Диккенс – М.: Гос. издво худ. лит., 1960.
12. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Художественные произведения: тома I–XVII / Ф. М. Достоевский; [редколл. : В. Г. Базанов, В. В. Виноградов, Ф. Я. Прийма, Г. М. Фридлендер, М. Б. Храпченко]. – Л.: Наука, 1972–1990.
13. Дьяконова, Н. Я. Философские истоки миросозерцания Диккенса / Н.Я. Дьяконова // Из истории английской литературы. Статьи разных лет.— СПб.: Алетейя, 2001. —192 с.
14. Капитанова Л.А. Остиновский «синдром» в романе Иэна Макьюэна «Искупление». Статья первая // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2012. № 28 (282). С. 80-90.
15. Карслиева Д. К. Жанровая полифония в романе Й. Макьюэна «Искупление» // Вестник ТГГПУ. 2013. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-polifoniya-v-romane-y-makyuena-iskuplenie (дата обращения: 10.01.2023).
16. Касаткина, Т.А. Круглый стол «проблема «реализма в высшем смысле» в творчестве Достоевского / Т.А. Касаткина и другие / / Альманах «Достоевский и мировая культура» – Санкт-Петербург-Москва: «Серебряный век», 2004. – №20 – С. 69
17. Катарский И. М. Диккенс в России: Середина XIX в. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1966. — С. 395.
18. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
19. Краснощекова, Е. А. «Память жанра» в романе «Подросток» / Е.А.Краснощекова // Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения: Сб. ст. / Ред.-сост. В.А. Викторович. Коломна. 2003. С. 137–159.
20. Кусаинова А.М. Тема детства в современной литературе и творчестве Герольда Бельгера: Монография. – Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», 2020. – 86 с.
21. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном // Современная литературная теория. Антология / сост. И.В.Кабанова. М.: Флинта, 2004.
22. Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. – М.: Наука, 1986. – 128 с.
23. Мавликаева Е. А. Художественная структура романов И. Макъюэна «Искупление» и Д. Лоджа «Как далеко ты можешь зайти?»: сюжет и хронотоп // Мировая литература в контексте культуры. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-struktura-romanov-i-makyuena-iskuplenie-i-d-lodzha-kak-daleko-ty-mozhesh-zayti-syuzhet-i-hronotop (дата обращения: 10.01.2023).
24. Макьюэн И. Искупление: Роман / пер. с англ. И.Дорониной. М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007.
25. Макьюэн Й. Искупление: роман / Йэн Макьюэн; [пер. с англ. И.Дорониной]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2012. - 544 с.
26. Макьюэн И. Искупление https://www.100bestbooks.ru/files/McEwan_Iskuplenie.pdf?ysclid=lcru3lqdd0624534346
27. Миколайчик М.В. Художественный психологизм и его место в системе литературоведческих терминов и понятий // Вопросы русской литературы. 2014. №29 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-psihologizm-i-ego-mesto-v-sisteme-literaturovedcheskih-terminov-i-ponyatiy (дата обращения: 15.01.2023).
28. Медведев А.А. Особенности психологизма в романах Иэна Макьюэна («Искупление», «На берегу») // Вестник Башкирск. ун-та. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologizma-v-romanah-iena-makyuena-iskuplenie-na-beregu (дата обращения: 05.01.2023).
29. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
30. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Оникс, 2006. – 972
31. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
32. Пешкова Ю.Н. Роль и место зарубежной литературы в системе литературного образования учащихся гуманитарного профиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №6. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mestozarubezhnoy-literatury-v-sisteme-literaturnogo-obrazovaniya-uchaschihsyagumanitarnogo-profilya (дата обращения: 29.05.2021).
33. Реизов, Б. Г. Творчество Флобера. - Москва : Гослитиздат. [Ленингр. отд-ние], 1955. - 524 с.
34. Словарь современного русского литературного языка [Текст] / [Глав. ред.: чл.-кор. АН СССР В. И. Чернышев (глав. ред.) и др.] ; Акад. наук СССР. Ин-т рус. яз. - Москва ; Ленинград : Изд. и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в Л., 1950-1965. - 16 т.
35. Cмирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. – 2003. - №4. – с. 18 – 31.
36. Современный толковый словарь русского языка : в 3 томах ; ред. Т. Ф. Ефремова. – М. : АСТ, 2006. – . – Т. 2 : М – П. – 2006. – 1168 с.
37. Судосева И.С. Мейсенская ваза как художественный артефакт и ее функции в романе Иэна Макьюэна «Искупление» // Новый филологический вестник. 2015. №4 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meysenskaya-vaza-kak-hudozhestvennyy-artefakt-i-ee-funktsii-v-romane-iena-makyuena-iskuplenie (дата обращения: 05.01.2023).
38. Степанян, К.А. К пониманию «реализма в высшем смысле» / К.А. Степанян // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. – 1997 – №2. – С. 19–27.
39. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман C.H. Теория литературы: учеб. пособие для студ. фил. фак. высш. учеб заведений: в 2 т. М.: Академия, 2004. Т. 1.
40. Толковый словарь русского языка: в 3 т. ; ред. Д. Н. Ушаков. – М. : Вече, 2001 – . – Т. 2. – 2001. – 688 с.
41. Хабибуллина Л. Ф., Иванова А. А. Психология травмы в романах Й. Макьюэна об опыте Второй мировой войны // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-travmy-v-romanah-y-makyuena-ob-opyte-vtoroy-mirovoy-voyny (дата обращения: 05.01.2023).
42. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. 398 с.
43. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек : Монография / М. Б. Храпченко. - Москва : Советский писатель, 1976. – 368 с.
44. Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. – 2002. – № 1. – с. 9-20
45. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1971. – №4. – С. 14.
46. Bradley A. The New Atheist Novel: Literature, Religion, and Terror in Amis and McEwan // The Yearbook of English Studies: Vol. 39. Literature and Religion. 2009. №1/2. P. 20–38.
47. Byrnes Ch. The Work of Ian McEwan: A Psychodynamic Approach. Nottingham: Paupers’ Press, 2002. 326 p.
48. Clark R. Ian McEwan’s “Enduring Love”. New York: Continuum, 2003. 96 p.
49. Finney B. Briony's Stand Against Oblivion: The Making of Fiction in Ian McEwan's Atonement // Journal of Modern Literature. 2004. Vol. 27. No. 3. P. 68–82.
50. Klaus G. Le monstreux et la dialectique du pur et de l’impur dans «The Cement Garden» de Ian McEwan // Le Monstreux dans la littérature et la pensée anglaises. Aix-en-Province: Université de Province, 1985. 253 p.
51. Lynn D. Ian McEwan. London: Palgrave Macmillan, 2006. 176 p.
52. Malcolm D. Understanding Ian McEwan. South Carolina: University of South Carolina Press, 2002. 192 p.
53. Mauter E.M. Multiperspectival Narration in Ian McEwan’s “Atonement”. Munchen, 2007. P. 41.
54. Robinson R. The Modernism of Ian McEwan’s «Atonement» // Modern Fiction Studies. 2010. Vol. 56. No. 3. P. 273–495.
55. Ryan K. Ian McEwan. Plymouth: Northcote House. British Council, 1994. 72 p. 12. Slay J. Ian McEwan. New York: Twayne Publishers, 1996. 184 p.
56. Westburg B. The confessional fictions of Charles Dickens / B.Westburg – Northern Illinois University Press, 1977. – 223 p.
57. Forster John The life of Charles Dickens / J. Forster - Boston: JAMES R. OSGOOD & COMPANY, (LATE TICKNOR & FIELDS, AND FIELDS, OSGOOD, & CO.), 1875