Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Национальная система здравоохранения любого государства обеспечивает реализацию права граждан на бесплатную медицинскую помощь. Теме финансирования здравоохранения в России посвящено множество научных, специальных и информационных публикаций, так как эта проблематика затрагивает самые широкие слои населения.
Кроме того, обострение эпидемиологической ситуации в 2019-2021 гг. стало причиной переосмысления ряда требований и положений существующей системы. Проведение подобных исследований необходимо для поиска путей дальнейшего (постэпидемиологического) развития российского здравоохранения. При анализе эффективности системы здравоохранения важно обладать четким пониманием логики происхождения системы, ее развития, сущностных качеств, факторов воздействия, профессиональной реакции и т.п.
В настоящее время в Российской Федерации (далее - РФ) действует смешанная модель финансирования государственного здравоохранения на базе системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), которую условно называют бюджетно-страховой. На протяжении последних 30 лет ученые, медики, политики и чиновники спорят о наиболее эффективной модели финансирования здравоохранения: от возврата к государственно-бюджетной до совершенствования страховой [3, с.3].
В 2020 году был принят закон о реформе ОМС, что определяет актуальность темы. В научных публикациях, как правило, рассматриваются те или иные аспекты финансирования здравоохранения: авторы излагают свое видение ситуации и возможных преобразований, критикуют вопросы, находящиеся в их поле зрения. Но это не позволяет составить целостную картину финансирования отрасли, что затрудняет возможность предметной и продуктивной общественной дискуссии в этой сфере.
Разница в государственном финансировании здравоохранения между 10 самыми обеспеченными и 10 самыми малообеспеченными регионами составляет почти 2 раза (22,3 и 12,6 тыс. руб. на душу населения, средневзвешенные показатели). Такое положение означает существенное неравенство в доступности к медицинским услугам граждан, проживающих в различных субъектах РФ, а также в заработных платах медицинских работников. Здравоохранение РФ имеет дефицитный характер финансирования с пополнением недостатка ресурсов из разных источников, эту ситуацию невозможно исправить путем перераспределения средств от обеспеченных к малообеспеченным субъектам РФ. Такое перераспределение может привести к снижению и так невысокого уровня доступности и качества медицинской помощи в тех субъектах РФ, от которых средства будут изъяты, тем самым вызвать недовольство граждан и медицинских работников. Для решения этой проблемы необходимо провести расчеты по обоснованию дополнительного объема финансирования учреждений системы здравоохранения, который позволит довести его в регионе до уровня не ниже обоснованного минимального показателя по РФ, установленного на федеральном уровне. Этим объясняется актуальность данной работы.
Проблема, решаемая в данной ВКР, – попытка преодоления существующих недостатков финансового обеспечения системы здравоохранения региона на примере Кемеровской области – Кузбасса путем разработки и предложения модели бездефицитного финансирования.
Цель данной работы - разработка модели бездефицитного финансирования учреждений системы здравоохранения Кемеровской области - Кузбасса.
Задачи данной работы заключаются в решении ряда вопросов, связанных с достижением общей цели исследования, а именно:
- Охарактеризовать систему функционирования и финансового обеспечения государственных учреждений системы здравоохранения РФ, выделить особенности ее развития
- Изучить источники и порядок финансового обеспечения деятельности государственных учреждений здравоохранения в РФ
- Рассмотреть особенности планирования показателей финансирования деятельности учреждений здравоохранения
- Оценить эффективность современной модели финансового обеспечения учреждений системы здравоохранения региона и выявить факторы, сдерживающие её развитие
- Обозначить проблемы финансового обеспечения учреждений системы здравоохранения Кемеровской области - Кузбасса
- Разработать модель бездефицитного финансирования учреждений системы здравоохранения региона и рассчитать эффект от реализации внедрения данной модели
Объект исследования – государственные учреждения системы здравоохранения региона.
Предмет исследования – финансовое обеспечение учреждений системы здравоохранения региона.
Методы исследования. В данной работе использованы методы анализа и синтеза, метод статистической обработки данных, системно-структурный и сравнительный подходы.
В научной и специальной литературе тема финансового обеспечения системы здравоохранения регионов РФ является достаточно актуальной, потому и получила освещение прежде всего в прикладном своем аспекте. Тем не менее, основной акцент в работах делается на выявлении, констатации и систематизации проблем финансового обеспечения, чем на предложении конкретных шагов по корректировке существующей ситуации.
Для написания выпускной работы использовались следующие источники литературы:
нормативные и правовые акты (Конституция РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжение Правительства РФ, приказы Министерства экономического развития РФ, Росстата), паспорт и материалы приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» из справочных правовых систем (СПС) «Гарант», «КонсультантПлюс» и «Кодекс»;
статистические данные Росстата;
материалы Интернет-сайтов органов государственной власти (Правительства РФ, Счетной Палаты РФ, Министерства экономического развития РФ, Правительства Кемеровской области – Кузбасса), государственных учреждений, некоммерческих организаций, коммерческих организаций;
материалы научных электронных библиотек eLIBRARY.RU и «КИБЕРЛЕНИНКА», Информационного агентства России «ТАСС», Информационного Портала «Будущее России. Национальные проекты», Информационного агентства «РБК», Сетевого издания IZ.RU, Гуманитарного портала.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Система финансирования учреждений здравоохранения РФ, особенности ее развития
Под финансированием отрасли здравоохранения понимают обеспечение физического или юридического лица финансовыми средствами для безвозвратного расходования на определенные цели: медицинские, хозяйственные, бытовые, управленческие и т.д. [7, с.3].
Под системой финансирования учреждений здравоохранения РФ в целом понимается комплексный подход к составлению законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства.
В финансовую систему входят:
Таким образом, система финансирования здравоохранения РФ в условиях бюджетно-страховой модели характеризуется многоканальным финансированием.
Несмотря на большое разнообразие национальных и исторических особенностей, имеющих место в различных странах мира, выделяют 5 устойчиво функционирующих моделей здравоохранения [3]:
Эти модели принципиально отличаются друг от друга:
Условно первые две модели можно отнести к негосударственным (частным), а последние три - к государственным моделям здравоохранения. В странах с неустойчивыми политическими системами и переходной экономикой могут встречаться промежуточные формы (переходные модели), включающие элементы разных моделей.
Модель здравоохранения без государственного регулирования основана на простых законах потребительского рынка. Виды и объем медицинской помощи формируются путем саморегулирования спроса и предложения на медицинские услуги. Неимущие слои населения не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи.
Для такой модели характерно отсутствие существенной государственной поддержки малоимущих категорий граждан. Производители медицинских услуг представлены врачами частной практики.
Участие государства сводится к обеспечению необходимых противоэпидемических мероприятий и минимальных санитарных условий в общественных местах.
Государство также берет на себя обязанность по изоляции и лечению больных (инфекционных, психических и т.п.), представляющих опасность для общества.
В этой системе здравоохранения оплата медицинской помощи осуществляется непосредственно потребителями медицинских услуг - пациентами.
Для нее характерны следующие признаки:
Такая модель здравоохранения существует в ряде развивающихся стран Азии и Африки.
Модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан возникла в эпоху раннего капитализма в связи с развитием сложных медицинских технологий (полостная хирургия, наркоз, рентген и др.), которые потребовали больших дополнительных материальных и финансовых затрат. Это, в свою очередь, поставило перед населением проблему оплаты дорогостоящего лечения.
Одним из решений проблемы стали создание больничных касс, развитие частного медицинского страхования. Страховые компании использовали принцип общественной солидарности, при котором богатый платит за бедного, молодой - за старого, больной - за здорового. Это стало удобно для большинства пациентов.
Механизм страхового дела оттачивался в течение десятилетий. Формировалась юридическая база для правового регулирования отношений между страховщиками (работодателем, частным лицом), страховыми компаниями, частными производителями медицинских услуг, адвокатскими конторами, которые регулировали спорные вопросы и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алешин С.М., Нефедов В.П. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. – М.: 2021. - 430 с.
2. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Маркетинг, 2014. - 326 с.
3. Глотов В. И. Финансовый мониторинг: учебник / В. И. Глотов, А. У. Альбеков, Е. Н. Алифанова [и др.]. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. – 174 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=567683 (дата обращения: 25.12.2022). – Текст: электронный.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации: кодекс от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (последняя редакция): принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. – Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система: сайт. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2022)
5. Дашибылов С. В. Особенности финансирования здравоохранения в Российской Федерации / С. В. Дашибылов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 218-222. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72617/ (дата обращения: 31.10.2022).
6. Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб./Росстат. - М., 2021. – 171 с // https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
7. Казакова, Н. А. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. – Москва: Юрайт, 2018. – 470 с. ¬ URL: https://www.biblio-online.ru/book/finansovyy-analiz-413053 (дата обращения: 25.10.2021). – Текст: электронный.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система: сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения – 17.12.2020).
9. Маслова Т.С. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2019, № 6, стр. 16-28.
10. Министерство финансов Российской Федерации: сайт. – Москва. – URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=15311 (дата обращения: 01.11.2022). – Текст: электронный.
11. Нестеренко Т.Г. Реформирование бюджетного процесса // Бухг. учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2019, № 21, стр. 19-25.
12. Новиков Д.В. Отдельные вопросы применения бюджетной классификации // Бюджетный учет, 2019, № 2, стр. 34-49.
13. Основы нормативного регулирования бюджетного учета в РФ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2016, № 4, стр. 12-17.
14. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/;
15. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 8 июня 2020 года) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12191967/; Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ ;
16. Объём доходов федерального бюджета по итогам 2021 года вырос на 35% // https: // journal.open-broker.ru/research/obem-dohodov-federalnogo-byudzheta-vyros/
17. ОМС в КУЗБАССЕ: итоги и перспективы Специализированный научно-практический сборник статей. Продолжающееся электронное издание. Основано в 2019 году. Выпуск 4 Дата выхода: 20.07.2022 118 с. // Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса (kemoms.ru)
18. Официальный сайт Федерального Казначейства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.roskazna.ru/;
19. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ffoms.gov.ru/
20. Порядок составления сметы доходов и расходов в бюджетном учреждении // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, 2015, №6, стр.17-30.
21. Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений // Финансы, 2014, №1, стр. 23-26.
22. Сметное планирование и финансирование // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014, № 6, стр.18-25.
23. Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в НКО: - Мн.: 2014. – 376 с.
24. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 февраля 2019 г. N 85н «Об утверждении порядка формирования, условий предоставления медицинским организациям, указанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала» (с изменениями и дополнениями) // https://base.garant.ru/72200524/
25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1505-р «Об утверждении методических рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений»
26. Рейтинг регионов — 2021: показатели системы здравоохранения // https://expertnw.com/naglyadno/reyting-regionov-2021-pokazateli-sistemy-zdravookhraneniya/#rec482265834.
27. Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теория и практика: Монография / Н.М. Сабитова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021 - 132 с.
28. Сафонов А.Л., Рагозин А.В., Гришин В.В. Финансирование общедоступной медицинской помощи населению Российской Федерации: сохранять многоканальность или переходить на систему единого плательщика? // ФИНАНСЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. - 2022 - № 4. - Т. 26. – С. 230-244.
29. Соболева Е.А. Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения в России. Финансы: теория и практика. 2021; 25(3):127-149. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-3-127-149
30. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение РФ. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019–2024 гг. 3-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 416 с.
31. Улумбекова Г. Э., Гиноян А. Б., Чабан Е. А. Количественный анализ факторов, влияющих на состояние здоровья населения в Российской Федерации // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 2 (24). С. 107–120.
32. Улумбекова Г.Э., Прохоренко Н.Ф., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Системный подход к достижению общенациональной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 79 лет к 2024 году // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 2. С. 19–30
33. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Альвианская Н.В. Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.). Факты и предложения // ОРГЗДРАВ Вестник ВШОУЗ Том 5, № 4 (18), 2019. – С 4-19.
34. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) / (дата обращения: 25.10.2022).
35. Хинкис, Л. Л. Финансы и финансовая система РФ : учебное пособие для студентов направления «Экономика» / Л. Л. Хинкис. – Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 94 с.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page =book_red&id=566846&sr=1 (дата обращения: 25.10.2019). – Текст: электронный.
36. Шевелева Н. А. Бюджетная система России; Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета - 2013 - 280 c.
37. С.В. ШИШКИН, И.М. ШЕЙМАН, Е.Г. ПОТАПЧИК, О.Ф. ПОНКРАТОВА АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВ ЕЕ РАЗВИТИЯ МОСКВА ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ 2019 98 с.
38. Эйсмонт М. В. Оценка эффективности финансирования деятельности учреждений здравоохранения / М. В. Эйсмонт. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97256/ (дата обращения: 10.03.2023).
39. Schreck R.I. Overview of health care financing. Merck Manual. Rahway, NJ: Merck & Co., Inc.; 2019.
40. G. Wiesen. What is a Financial Mechanism? (2020). Retrieved from: https://www.wisegeek. com/whatis-a-financial-mechanism.htm. (дата обращения: 10.05.2023).