Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ежегодно представители исполнительной власти вносят изменения и поправки в нормативно-правовую базу налогообложения, но, тем не менее, у налогоплательщиков, в том числе политических и научных деятелей, экономистов имеется большое количество вопросов и нареканий к современной налоговой системе России. Проводимые изменения далеко не всегда сказываются положительно на экономике государства, а также финансово-экономическом состоянии как налогоплательщиков, так и государства в целом. Поправки подвергаются критике ввиду недостаточно корректно проработанным изменениям, и отрицательно влияют на экономическое и социальное развитие РФ, что часто становится поводом для поиска обходных путей при налогообложении через теневую экономику.
Актуальность темы предопределяется важностью и необходимостью проведения реформы в государственной налоговой системе, генерации принципов создания и возможностей ее развития и модернизации, что позволит в современных условиях развития отечественной экономики обеспечить реализацию социально-экономической политики и создаст благоприятные условия для экономического роста России. Система налогообложения представляет собой один из главных составляющих рыночной экономики страны.
Во-первых, она создает благоприятные условия материального и финансового существования государства, а во-вторых, является основным инструментом в сфере финансов, экономики и политики для государственного влияния на модернизацию народного хозяйства, путём определения направления экономического и социального развития.
Влияние государства на макро и микро экономические показатели, используя воздействия на хозяйствующие субъекты и их финансово- хозяйственную деятельность через налоговую систему, принято считать наиболее эффективной формой управления рыночным хозяйством, роль, которой постоянно возрастает.
Степень разработанности темы исследования. Особенности исследования базовой теоретической и методической информации формирования идеи налоговой системы в условиях настоящего времени отражается в трудах М.В.Васильевой, В.А. Кашина, И.А. Майрубова, В.Г. Пансков и др.
В работах отечественных экономистов Л.Н. Лыковой, Л.Я. Маршавиной, В.И. Мишина, А.Б. Паскачева, Б.А. Рогозина, Д.Н. Тихонова, Л. А. Чайковской и др. содержится информация о развитии практических подходов изучения структуры системы налогообложения и планирование пополнения бюджетной системы за счет налоговых поступлений.
В наши дни отслеживается справедливая необходимость в исследовании теоретической и практической базы развития системы налогов на основе единого налогового анализа принципа построения, результатом чего является перспективы ее совершенствования. Недоработки в теоретических и практических взглядах по описанным ранее вопросам располагает к проведению дополнительных исследований в данной области, что и послужило причиной выбора актуальной темы и тенденций ее разработки.
Цель выпускной квалификационной работы является комплексное исследование роли налоговой системы в обеспечении социальной безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие налоговой системы;
раскрыть сущность социальной безопасности государства;
выявить роль налоговой системы в обеспечении социальной безопасности;
дать оценку эффективности налоговой системы РФ в контексте обеспечения социальной безопасности;
провести опрос об эффективности системы налогообложения;
представить прогноз налоговых поступлений в бюджет России на 2022-2024 г. в целях обеспечения социальной безопасности;
предложить пути совершенствования налоговой системы.
Объектом исследования работы является налоговая система России.
Предметом исследования – роль налоговой системы в обеспечении социальной безопасности.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплекс научных методов исследования, таких как диалектический, сравнительный, правовой и исторический.
Информационной базой для выполнения данной работы являются материалы законодательных органов власти, нормативно-правовые акты России, официальные статистические издания России, научные доклады и тезисы, а также данные опубликованные
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные перспективы совершенствования налоговой системы России могут быть использованы для теоретических и научно-методических рекомендаций, которые могут принести применение в разработки усовершенствования концепции налоговой системы и налогового законодательства.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие налоговой системы
Создание такой налоговой системы, которая функционирует с высокой эффективностью, является необходимым условием устойчивого развития реального сектора экономики. Кроме того, это будет способствовать решению важных социально-экономических вопросов, связанных с повышением уровня жизни граждан. В настоящее время проблемы, связанные с работой налоговой системы, обостряются, они становятся все более масштабными. Перед государством стоит очень важная задача – развитие и совершенствование налоговой системы. Это очень важно как средство государственного контроля, поскольку с помощью налоговой системы можно контролировать реальные финансовые потоки во время перераспределения ВВП.
В настоящее время тенденция формирования доходов бюджета за счет налогов остается актуальной. Это связано с тем, что этот метод позволяет вам эффективно и своевременно пополнять бюджет. Например, благодаря созданию определенного валютного резерва государство гарантирует формирование климата, способствующего экономическому росту. Государство также может использовать межбюджетные трансферты для перенаправления денежных потоков компаниям, нуждающимся в такой денежной поддержке [16, стр. 36].
В рамках налоговой системы принято учитывать ряд наиболее важных условий налогообложения, действующих сегодня в конкретной стране. Комплекс сборов и налогов является обязательным элементом налоговой системы. Также наиболее важными элементами являются формы, методы и правила определения налогов, которые формируются в процессе работы определенных государственных органов. Важными элементами также можно назвать ответственность за несоблюдение законодательства в налоговой сфере, методов и форм налогового контроля.
Налоговая система отражает состояние экономики государства, она также дает представление о стабильности общественно-политической ситуации, определяет особенности социальной системы, доверие населения страны к своему правительству. Налоговая система включает в себя большое количество органов местного самоуправления и государственного управления. Он охватывает существующие уровни управления в штате.
Налоги были важнейшим элементом социально-экономических отношений с самого начала возникновения государства. Налоги также являются основной формой государственных доходов, независимо от формы их структуры. С помощью налогов бюджеты всех уровней пополняются финансовыми ресурсами, что позволяет государству выполнять свои задачи. Налоги в настоящее время являются наиболее важной формой государственных доходов в развитых странах. Они также являются важным инструментом для управления экономическими и социальными процессами. Налоги дают государству возможность стимулировать инвестиционную активность, реализовывать свою экономическую и финансовую политику. Кроме того, с помощью налогов государство может обеспечить экономический рост, решить ряд политических проблем и осуществлять государственное регулирование.
Схематично краткая систематизация налогов отображена в табл. 1
Таблица 1
Систематизация налогов [22, с. 124]
Признак систематизации Тип налога
Метод взимания Непрямые, прямые
Объект обложения налогами Доходы, тип деятельности, собственность
Субъект обложения налогами Юрлица; физлица
Зачисление налоговых поступлений в Федерального, местного, регионального уровня
Целевая направленность применения Общего или особого характера
Источник оплаты налогов Цена, затраты, прибыль, ЗП
Особенности преобразований ставок Пропорционального, регрессивного,
По частоте оплаты Периодично-календарные
Способ взимания Кадастровый, способ удержания, начисления
Типы объектов обложения налогом отображены в табл. 2.
Таблица 2
Типы объектов обложения налогом [27, с. 54]
Объекты обложения налогом
1 2
Имущество Разновидности объектов гражданских прав (кроме имущественных), которые относятся к имуществу на основании Российского ГК
Товар Имущество, которое продается или используется с целью продажи
Деятельность Работа, итоги которой выражаются материально, могут использоваться, чтобы удовлетворять нужды физлиц или юрлиц.
Услуги Работа, итоги которой выражаются не материально, используются при реализации данной деятельности.
Доходы Выражаемая в натуральной форме или в деньгах экономическая выгода; материальные ценности либо финансы, получаемые при ведении деятельности
Структура налоговой системы достаточно разветвлена, состоит из различных типов и разновидностей налогов. Чаще всего размер ставок налога устанавливается на законодательной основе. Необходимо, чтобы функции налогов напрямую открывали конкретные свойства, а также саму суть налога в качестве экономической категории. Полагаем, что правильнее всего изучать многофункциональность особенностей проявления налогов. Это связано с тем, что функции налогов взаимосвязаны, они зависят друг от друга. Принято говорить о таких основных функциях, которые выполняют налоги: общественная, фискальная, контролирующая, регулирующая.
Виды налогов достаточно разнообразны. Благодаря этому возможно формирование результативной гибкой системы обложения налогами. Также можно пользоваться налогами для того, чтобы активно повлиять на те общественные и экономические изменения, которые наблюдаются в государстве.
Самое главное правило налога - законодательное обоснование. Необходимо, чтобы в каждом законе о налогах присутствовало точное определение того, кто является обязанным субъектом, каков размер обязательства и правила его расчета. Также должны определяться пределы требований государства касательно плательщика налога. Для каждого определенного налога должен устанавливаться ряд необходимых параметров, называемых его составляющими.
Проблемы роста результативности налогового контролирования со стороны территориальных фискальных органов российской ФНС, в особенности при существующей неустойчивости макроэкономики – обязательная составляющая комплексных мероприятий, нацеленных на совершенствование налогового регулировании. Также эти мероприятия нацелены на рост собираемости налогов. Российское Правительство в наши дни решило нацелиться на совершенствование качества контролирования доходов бюджетной системы. Планируется сформировать такую контролирующую систему, которая будет основана на общей информационной и методической базе. Благодаря этому можно будет гарантировать рост собираемости налоговых платежей, а также сокращение административного бремени для законного бизнеса.
Формирование качественной базы для совершенствования налогового контроля возможно лишь при условии совершенствования налогового контролирования, при росте его результативности.
Доходы налогового характера – серьезное поступление в бюджет. Особое внимание при этом уделяется Правительством использованию современных методик в сфере налогового контроля, а также уровню сбора налогов. По этой причине проблема роста результативности налогового контролирования существенно отличается от проблемы неуплаты налогов. Последняя становится все более актуальной, поскольку экономика страны подвергается серьезным макроэкономическим шокам [31, с. 14].
Для нашего государства проблема неуплаты налогов очень распространена и является актуальной, она способна отрицательно отразиться на экономической безопасности.
Результативность налогового контролирования, объемы собранных налогов будут зависеть от определенных макроэкономических условий. Прежде всего, в них ведут свою хозяйственную деятельность плательщики налогов. Также в этих условиях работают налоговые органы, выполняющие свои главные функции по налоговому контролированию. Цель такого контролирования – недопущение и ликвидация правонарушений, касающихся налогов. Главная проблема здесь связана с ухудшением общей ситуации с эффективностью налоговых проверок. Это является следствием того, что субъекты хозяйствования под воздействием общей отрицательной экономической конъюнктуры сознательно и противозаконно снижают свои обязательства по налогам. Иными словами, совершение налоговых преступлений будет актуальной проблемой, вне зависимости от тех административных усилий, которые прикладывают налоговые органы, в т.ч. - в ходе осуществления налоговых проверок. Также произойдет рост административных расходов налоговых организаций, касающихся реализации связанных налогового контролирования.
Необходимо, чтобы главной целью налогового контроля было формирование таких взаимоотношений с плательщиками налогов, которые будут основаны на сотрудничестве и взаимоуважении. Главная цель этого - формирование желания у плательщиков налогов в добровольном порядке, без принуждения, выполнять обязательства по уплате налогов.
Существующая в РФ сегодня налоговая система достаточно несовершенна. Есть проблема, отличающаяся фискальным характером, свойственным политике обложения непрямыми налогами. При этом появляются препятствия для совершенствования финансовых операций, а также для небанковского перехода средств между отраслями. По этой причине может показаться, что изымать деньги, зачисленные на р/с компаний, в оплату НДС, не совсем справедливо.
Нужно учитывать проблему отсутствия стабильности законодательства в сфере налогов в процессе внесения дополнений либо поправок, которые имеют обратную силу. Также ее нужно учитывать при ликвидации уже существующих льгот, поскольку это подразумевает определенную опасность для инвесторов.
Необходимо, чтобы государство гарантировало стабильность как самих налогов, так и принципов их взимания на протяжении длительного времени. Пересмотр налогов должен происходить раз в 3-4 года, не чаще. При этом необходимо заблаговременно уведомлять о том, что планируются какие-либо изменения, а не оповещать о том, что изменения уже произошли.
В настоящее время очень важна проблема противодействия незаконному изготовлению алкоголя. Доходы от подобного вида деятельности в разных регионах достигает в среднем около 300 миллионов рублей ежегодно. Теневой бизнес, который касается алкоголя, вредит законным изготовителям, частично лишая их прибыли. Это влечет за собой сокращение перечислений в региональный бюджет. В существующей сегодня налоговой системе есть важнейшие проблемы обложения налогами. Речь, прежде всего, идет о тех, которые связаны с НДФЛ. Данный налог в денежной форме взимается за отчетный период с физлиц. Его можно назвать одним из основных инструментов государства. По значимости источников доходов государства он также важнее остальных налогов [34, с. 32].
1.2 Сущность социальной безопасности государства
Современный характер общественных отношений отражает усиливающиеся противоречия между социальными и экономическими интересами личности, общества, государства. Такая проблема обуславливает научный интерес ученых-экономистов к вопросу безопасности, что находит свое отражение в значительном количестве научных публикаций и тематике диссертационных исследований. Возрастающее значение приобретает социальный фактор, причем, не как дополнение к экономическим задачам в вопросе безопасности, а как неотъемлемая и приоритетная составляющая.
В результате анализа работ, посвященных проблеме социально- экономической безопасности, можно сделать вывод, что данное направление является недостаточно изученным и, как справедливо отмечают М.С. Власова, О.В. Суханов, «теоретическая основа общей теории социально-экономической безопасности (СЭБ) всё ещё в стадии разработки. Необходимость создания общей теории социально-экономической безопасности постепенно становится насущной потребностью экономистов» [9, с. 35].
Рассмотрим подходы современных авторов к трактовке категории «социально-экономическая безопасность».
Так, А.А. Болатаева основывается на том, что «социально-экономическая безопасность государства и его территорий (муниципальных образований, регионов) достигается экономической независимостью, стабильностью развития, наличием эффективного координирующего механизма управления всеми политическими и общественными силами, а также влиянием институтов их защиты» [5, с. 41].
Н.В. Иванова в работе, посвященной вопросу социально- экономической безопасности депрессивного региона при формулировке определения сущности социально-экономической безопасности рассматривает данную категорию через призму двух видов безопасности: экономической и социальной [15, c. 46]. Так, в результате не просто систематизации, а, буквально, «синтеза» дефиниций «экономическая безопасность» и «социальная безопасность» автор выделяет содержательные характеристики обеспечения социально-экономической безопасности. Собственно, под социально- экономической безопасностью депрессивного региона автор понимает «стабильное состояние защищенности региона, при котором определенное или нейтрализованное влияние дестабилизирующих внешних и внутренних угроз на обеспечение устойчивости, эффективности, сбалансированности прочности и качества развития экономической и социальной сфер региона».
С. С. Носова выделяет социально-экономическую безопасность в структуре экономической безопасности. В свою очередь, содержание социально-экономической безопасности автор раскрывает как «состояние защищенности социально-экономических интересов от внутренних и внешних угроз, которое предусматривает возможность обеспечивать необходимое количество общественных и квазиобщественных благ» [26, c. 33].
С точки зрения М. А. Сажиной, Г. Г. Чибрикова, «социально-экономическая безопасность – это состояние пребывания социально-экономической системы в рамках предельных значений и ее способность на соответствующем социально- экономическом уровне создавать условия с целью реализации и защиты естественных прав человека и обеспечения достаточного уровня и качества жизни» [32, c. 53].
Н.М. Ширяева под социально-экономической безопасностью понимает состояние защищенности жизненно важных потребностей и интересов социальных объектов в экономической сфере от внутренних и внешних вызовов, угроз и опасностей, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, удовлетворение общественных потребностей на достаточном уровне, эффективное управление [37, c. 48].
Анализ рассмотренных подходов учёных к пониманию сущности социально-экономической безопасности государства, позволяет сделать вывод о том, что в научной литературе существует практика понимания этой категории как:
«синтеза» социальной и экономической безопасности;
«социально окрашенной» экономической безопасности;
«приоритета социальных целей в экономической безопасности».
В нашем понимании безопасность государства – это жизнеспособность государства в его трех сущностях (территория, народонаселение, государственное управление) на основе диалектического соответствия субъективных факторов и объективных условий существования. Таким объективным условием существования является производство при ограниченности ресурсов. С политэкономической точки зрения речь идет об
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс России: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. – 1998. – 7 августа.
2. Налоговый кодекс России (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. -Ст. 3824.
3. Налоговый кодекс России (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.
4. Балихина Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2022. - 400 с.
5. Болатаева А.А. Налоговая система России: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы / А.А. Болатаева // Научные известия. - 2020. - № 6. - с. 41-45.
6. 3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2020. – 544 с.
7. Бочарова О.Ф., Волошина Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития / О.Ф. Бочарова // Современные научные исследования и разработки. - 2021.- № 5 (13). - С. 69-70.
8. Брякина А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы / А.В. Брякина // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2021. - № 3. - с. 57-61.
9. Власова М.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М.С. Власова, О.В. Суханов. - М.: КноРус, 2022. - 256 с.
10. Вялков А.И. Финансовая политика как инструмент экономического регулирования в России (научное обозрение) / А.И. Вялков // Экономист медицинского учреждения. – 2020. – № 1. – с. 15-18.
11. Гостева М. Налоговое администрирование и налоговый контроль / М. Гостева // Финансовая газета. - 2020. – № 23. – с. 16-22.
12. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в России: Учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: Университетский учебник, 2020. - 496 с.
13. Данилевский Ю.А. Аудит в государственном финансовом контроле / Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников // Бухгалтерский учет. – 2020. – № 16. – с. 36-38.
14. Зарук Н.Ф. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.Ф. Зарук, М.Ю. Федотова, О.А. Тагирова, А. Носов. - М.: Инфра-М, 2022. - 432 с.
15. Иванова Н.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.В. Иванова. - Ph/D: Феникс, 2022. - 384 с.
16. Ильина В.Н. Налоги и налогообложение / В.Н. Ильина. - М.: КноРус, 2022. - 416 с.
17. Камаев В. Д. Экономическая теория / В. Д. Камаев. – М.: Владос, 2021. – 591 с.
18. Качур О.В. Налоги и налогообложение (для бакалавров) / О.В. Качур. - М.: КноРус, 2022. - 480 с.
19. Костюкова Е.И. Малое предпринимательство: сущность, бухгалтерский учет, налогообложение / Е.И. Костюкова, М.Н. Татаринова, М.В. Феськова. - М.: Rusains, 2022. - 511 с.
20. Лермонтов Ю.М. Итоги и перспективы налоговой политики / Ю.М. Лермонтов // Практический бухгалтерский учет. – 2020. – № 8. – с. 28-32.
21. Лобачева Е.Н. Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. – М.: Юрайт, 2021. – 423 с.
22. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение / Л.Н. Лыкова. — М.: Издательский дом «Юрайт», 2020. — 357с.
23. Мухина Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, концепции, функции, принципы //Априори. Гуманитарные науки. — 2020. -№ 5.
24. Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. Майбуровой И.А. - М.: Юнити, 2020. - 480 с.
25. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. Майбуровой И.А. - М.: Юнити, 2022. - 320 с.
26. Носова С. С. Экономическая теория / С. С. Носова. – М.: КноРус, 2021. – 798 с.
27. Оканова Т.Н. Налогообложение коммерческой деятельности / Т.Н. Оканова. Учебник / Т.Н. Оканова. - М.: Юнити, 2022. - 208 с.
28. Орлова М. Финансовые игры / М. Орлова // Экономика и жизнь. - 2020. – № 44. – с. 10-18.
29. Орлов М.Ю. Проблемы налогового контроля на современном этапе налоговой реформы / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый юрист. – 2020. – № 1. – с. 32-38.
30. Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования: миф или реальность? / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый юрист. – 2020. – № 6. – с. 36-42.
31. Пансков В. Г. О необходимости продолжения реформирования налоговой системы / В. Г. Пансков // Налоги и налоговое планирование. - 2020. – № 8. – с. 14-22.
32. Сажина М. А. Экономическая теория / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М.: Норма, 2021. – 608 с.
33. Тарасов А.Н. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние / А.Н. Тарасов // Вестник российского права. – 2021. – № 1. – с. 36-42.
34. Химичев А. Проблемы презумпции добросовестности в налоговом контроле / А. Химичев // Практический бухгалтерский учет. - 2020. – № 5. – с. 32-38.
35. Шишкин А.Ф. Экономическая теория / А. Ф. Шишкин. – М.: Владос, 2021. – 816 с.
36. Шестакова Е.В. Региональное налогообложение малого бизнеса и инновации в налогообложении / Е.В. Шестакова. - М.: Rusains, 2022. - 416 с.
37. Ширяева Н.М. Налогообложение и учет операций, осуществляемых на финансовом рынке России: учебное пособие / Н.М. Ширяева. - Ph/D: Феникс, 2022. - 448 c.
38. Журнал «Бюджетный учет». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://b-uchet.ru.
39. Министерство финансов России // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru.
40. Федеральная налоговая служба // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.