Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сергей Михайлович Слонимский родился в городе Ленинграде 12 августа 1932 года, а умер в С-Петербурге 9 февраля 2020 года.
За шестьдесят лет своей творческой и научной деятельности Слонимский дал жизнь многим симфониям, концертам и камерно-инструментальным композициям, операм и балетам, кантатам и хоровым сочинениям.
Композитор при создании музыкальных образов не зацикливался территорией своей родины, а расширял музыкальную географию и тем самым решал проблему фольклорного универсализма. Он смотрел на проблему общения между людьми по средствам музыки как на объективное проявление эмоционально-духовной сферы человека не зависимо от национальных, политических или религиозных предрассудков.
Важным местом в творчестве композитора является вокальная музыка. И поскольку она преобладала на раннем этапе длительной творческой эволюции, представляется примечательным обратиться к её рассмотрению, чтобы выяснить, как начиналось становление индивидуальной манеры крупнейшего мастера современного искусства.
Первый вокальный цикл «Весна пришла» появился на свет в 1958 году и в этом же году творец создает свою Первую симфонию. Симфония стала истоком крупных инструментальных опусов.
Вокальный цикл открыл весеннею тему в творчестве композитора и четверть века будет написан Скрипичный концерт с подзаголовком «Весенний». Это произошло в 1983 году.
Молодой человек, которому только исполнилось 26 лет, пишет свой первый вокальный весенний цикл. Тонкие струны души юноши создают мягкие напевы пробуждения природы от зимней спячки, отсюда нежный, тонкий лиризм тихих исповедей души и миниатюризм, напоминающий об отроческом мире прокофьевских «Мимолётностей».
Среди следующих вокальных опытов важное место заняли произведения, связанные с поэзией русского Серебряного века. Начало этой линии положили «Шесть романсов на стихи Анны Ахматовой» (1969), что затем продолжили «Десять стихотворений Анны Ахматовой» (1974). В них облик поэтессы в равной мере раскрывается как в плане чарующей женственности, так и с точки зрения обретаемой человеком жизненной мудрости. Этому вокальному циклу и просвещен дипломный проект.
Работа над дипломным проектом позволила, узнать, что Сергей Михайлович Слонимский и его произведения раскрывают чувства и психологическое состояние исполнителей, музыкантов и слушателей.
По теме нашей дипломной работы были проведены исследования Асафьевым Борисом Васильевичем, Бяликом Михаилом Григорьевичем, Васина-Гроссман Вера Андреевна, Гаккелем Леонидом Андреевичем.
Актуальность работы определяется большим интересом к вокальному творчеству Сергея Михайловича Слонимского и его сочинения принадлежат к кругу самых исполняемых в репертуаре исполнителей романсов. Вокальные циклы композитора стали еще при жизни маэстро предметом изучения для музыковедов.
Цель данной работы заключена в исполнительском анализе семи стихотворений Анны Ахматовой.
Этой целью определяются задачи:
• обозначить основные образно-тематические сферы вокального творчества композитора;
• проанализировать «Семь романсов» на стихи Анны Ахматовой с точки зрения структуры вокального цикла.
• обозначить исполнительские трудности в работе вокалиста над циклом и пути их преодоления.
I. ТВОРЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ПОЭЗИИ АННЫ АХМАТОВОЙ В ВОКАЛЬНОМ ЦИКЛЕ С. СЛОНИМСКОГО
1.1 Поэзия Анны Ахматовой, как вдохновение для композитора
Следует заметить, что к творчеству Ахматовой Слонимский пришел зрелым человеком и зрелым композитором. Первый опыт работы со стихами Ахматовой состоялся в 1970 году и выразился он в вокальном цикле из шести стихотворений из сборников первой четверти XX века: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Anno domini».
Анна Ахматова была вхожа в Цех поэтов, которые называли себя акмеистами. Само это направление, акмеизм, появилось на свет в начале прошлого столетия и имеет сугубо отечественное происхождение. Раннее творчество поэта воплотилось в лирике. В стихах этого периода речь велась о неразделенной любви, интимных переживаниях. «Четки» - её первый стихотворный сборник пропитан внутренними переживаниями молодой женщины. «Белая стая» - этот сборник создан в трагические моменты нашей истории: революции, войны. В этом сборнике поэт говорит о личном, а с другой об историческом и национальном. Ни кто так остро не чувствует предстоящую боль родины как творцы слова. В восточной мифологии, к которой Анна была неравнодушна белый цвет это цвет смерти, а вместе с тем она русская и для неё белый цвет это символ любви и тихого семейного счастья. Тема любви-смерти проходит через весь цикл. Анализируя творчество определённого периода, можно отметить следующие закономерности. Ахматова не рассказывает, а показывает, чёткими штрихами и оттенками.
Стихи промежутка между 1911 и 1916 годами Слонимский расположил в обратном хронологическом порядке. Это позволило композитору создать ощущения ретроспективы событий в памяти Ахматовой.
Отправляясь по дороге памяти поэта, он как бы углубляется в прошлое, которое у Анны у Ахматовой соотносится с чувством любви.
Цикл выстроен по временной драматургии, то есть предлагается окунуться в реальность и воспоминания, а последняя часть цикла это неопределённое будущее – этим оно и страшит.
Первый и второй романсы прошлое и настоящее время.
Третий романс – предчувствие страшного будущего.
Четвертая и пятая композиция – направлены в будущее.
Шестая снова о настоящем и прошлом.
Попробуем проанализировать творческую мысль композитора и «нарисовать» для себя картину, каким образом создавался этот вокальный цикл.
Начнем с третьего романса: «Я недаром печальной слыву». Частое употребление слова «черный», как символ напряженности невзгод, смерти придает композиции трагичность и напряжённость. Следует заметить, что поэт для передачи отрицательных эмоций связанных с будущим и настоящим использует белый цвет, как символ смерти на востоке и её личном представлении о смерти и её неизбежности.
Расположение такого напряжённого, кульминационного романса в середине (даже в первой половине) цикла весьма существенно нарушает общее равновесие. Этому также способствует не совсем симметричная арочность. От второго романса к четвёртому – одна арка, первый, третий, пятый – другая. Эту симметрию нарушает шестой романс.
В пятом романсе автор стремится восстановить равновесие, но в последнем снова существенно его нарушает. Три строфы четырёхстрофного стихотворения складываются в трёхчастность. Четвёртая повторяется дважды, но текст при повторении неоконченный.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахматова Анна. Лирика. – М.: Художественная литература. – 1989. – С.15 - 20 .
2. Асафьев Б. Речевая интонация. – М.-Л. – 1965. – С.11 - 16.
3. Бялик М. «Песни вольницы» // Музыкальная жизнь. 1964. № 19. С. 9-10.
4. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. – М. – 1972 – 334 с.
5. Гаккель Л. Из заметок критика // Советская музыка. 1984. № 1. С. 57-63.
6. Демченко А. Блики времени // Музыкальная жизнь. 1989. № 12. С. 12-13.
7. Демченко А. Искусство активного жизнеутверждения // Советская музыка. 1982. № 10. С. 9-14.
8. Демченко А. Начало // Вольные мысли: сборник статей. Л.: Композитор, 2003. С. 408-425.
9. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л. 1977
10. Кац Б. Поверх возрастных барьеров // Советская музыка. 1978. № 10. С. 4-9.
11. Крылова А. В. Вокальный цикл. Вопросы теории и истории жанра. – М. – 1988
12. Лотман Ю. Анализ поэтического текста. – Л. – 1972
13. Милка А. С. Слонимский. Л. – М.: Советский композитор, 1976. 110 с.
14. Ручьевская Е. Слово и музыка. – Л.: Музгиз. – 1960
15. Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский. Л.: Советский композитор, 1991. 254 с.
16. Фрид Р. Вокальный цикл С. Слонимского // Советская музыка. 1960. № 7. С. 46-47.