Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Многочисленные исследования в области дошкольного обучения и воспитания отмечают психолого-педагогический потенциал игры в развитии детей дошкольного возраста.
Использование игры как средства обучения подтверждается в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожец и др. Современные специалисты в области дошкольного образования С.А. Козлова, Т.А. Куликова также демонстрируют ключевую роль игры в обучении дошкольников.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Её характер изменяется с возрастом ребёнка: детям раннего возраста свойственна предметно-отобразительная игра с игрушками, в младшем школьном возрасте игра сменяется на сюжетно-отобразительную и завершающим этапов дошкольного возраста можно считать формирование у детей сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевые игры позволяют старшим дошкольникам погрузиться в мир «взрослой» жизни, пытаться обыгрывать реальные моменты, сменять роли, использовать предметы в различных сюжета. Все это позволяет говорить о гармоничном развитии психики ребенка-дошкольника.
Но в настоящее время медико-психолого-педагогические исследования подчеркивают увеличение числа детей с нарушениями психического развития. Одной из таких групп детей можно считать дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
Для детей дошкольного возраст возраста ЗПР характерно недоразвитие высших психических функций: внимания, концентрации, мышления, переключения и т.д. В результате чего развитие старшего дошкольника с ЗПР можно сравнить с нормотипичным младшим дошкольников, что свидетельствует об отставании в развитии детей с данной патологией.
Игра также является отличием нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с ЗПР. Низкая игровая деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР характеризуется прежде всего недостаточным уровнем мотивационного компонента (У. В. Ульяненко, Т. В. Егорова), низким эмоционально-волевым компонентом, недостаточной продуктивностью.
Сюжетно-ролевая игра у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР отличается однообразие ролей – одну роль ребёнка проносит в течение всей игры, не используются предметы-заместители, игра не сопровождается речевой деятельностью, низкий уровень общения со сверстниками. В процессе игры дети зачастую не «разворачивают» игру на более высокий уровень, не соблюдают игровые мотивы.
Все это подтверждает, что детям старшего дошкольного возраста с ЗПР нужна специальная коррекционная помощь в развитии сюжетно-ролевого взаимодействия. Это предопределяет поиск новых инновационных методов обучения детей сюжетно-ролевым играм. Одним из таких средств может выступать информационно-коммуникативные технологии.
Методы и формы организации работы с детьми с ЗПР, используемые в детском саду, часто являются традиционными, но дошкольники сегодня находятся в мире электронной культуры. Необходимыми инструментами оптимизации и модернизации системы дошкольного образования стали интерактивные технологии. Активное использование интерактивных форм обучения организации образовательной деятельности в образовательном процессе детских учреждений является одним из инструментов, предоставляющих уникальную возможность улучшить обучение дошкольников, повысить мотивацию и, следовательно, добиться более успешных и эффективных результатов в развитии детей.
В переводе с английского «интерактивный» означает тот, кто может взаимодействовать или находится в диалоге с кем-то (человеком) или чем-либо (техникой). Таким образом, интерактивные технологии, в первую очередь, являются частью обучения диалогу, при котором осуществляется взаимодействие учителя и ребенка.
При организации образовательного процесса с помощью интерактивных технологий следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ и придерживаться рекомендаций нормативных документов.
Актуальность исследования определяется противоречие между:
- психолого-педагогическими особенностями детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и недостаточным уровнем развития у детей данной группы сюжетно-ролевой игры;
- требованием государства в цифровизации дошкольного образования и недостаточным использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении старших дошкольников с ЗПР сюжетно-ролевой игре.
Таким образом, вызванные противоречия победили проблему исследования: каковы особенности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние использования средств ИКТ на развитие сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Объект исследования – процесс развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
Предмет исследования – информационно-коммуникационные технологии как способ развития сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР.
В основу исследования была положена гипотеза: развитие сюжетно-ролевой игры у детей седьмого года жизни с ЗПР будет эффективным при реализации следующих условий:
- создание предметно-игровой среды для сюжетно-ролевых игр с новым содержанием в группе детского сада;
- участие взрослого как партнера в детской деятельности, с целью формирования у детей игровых умений;
- использование средств ИКТ для развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ЗПР.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
― Изучить психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с задержкой психического развития;
― Выявить особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
― Определить возможности ИКТ технологий в работе воспитателя по организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников с задержкой психического развития;
― Провести экспериментальное исследование уровня развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития;
― Разработать и апробировать коррекционную работу по развитию сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами ИКТ.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, обобщение;
- эмпирические: скрытое и включенное наблюдение за игрой детей: педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента.
База исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды исследователей в области:
- влияния игры на развитие личности ребенка (Л.С. Выготский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин);
- причинно-следственных факторах развития задержки психического развития в дошкольном возрасте (А.В. Андреева, Т.А. Власова, В.В. Лебединский);
- особенностях игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (С.В. Алпатикова, Л.Б. Баряева, С.А. Воскресенская);
- применения информационно-коммуникативных технологий в практике работы ДОУ (Е.С. Кащенко, Е.С. Слепович).
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что ее результаты могут быть полезны практикующим воспитателям дошкольных общеобразовательных учреждений, а также студентам направления «Дошкольное образование», «Коррекционное образование» во время прохождения производственной практики.
Структура выпускной квалификационной работы имеет следующий вид: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические основы развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с задержкой психического развития
Важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка является дошкольное детство. Любой возрастной период связан не только с последующим развитием, но и со значительной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для перехода к новому социальному статусу – школьник.
Дошкольный возраст определяет все последующее развитие ребенка. По мере взросления ребенок-дошкольник начинает осознавать процессы и явления, происходящие вокруг него, созерцать значение каждого наблюдаемого им объекта. Детско-родительские отношения постепенно сменяются групповые коллективом детского сада. Ребенок начинает приобретать друзей, учится общаться. Всему этому приобщению к окружающей действительности в дошкольном возрасте служит игра. С помощью игры ребёнок переносит все необходимые навыки и умения, играя разные роли.
Но при наличие патологий в развитии отдельные показатели развития ребенка могут «страдать». Это отражается на поведении ребёнка, его настроении и, как следствие, на его игре.
Задержка психического развития, получившая официальную аббревиатуру ЗПР, является наиболее многочисленной нозологической группой патологий детей в развитии.
В настоящее время накоплен большой «багаж» научных исследований в области психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР, проявления отдельных видов психических функции, методов их коррекции.
Обратимся сначала к сущности понятия «задержка психического развития».
В общем случае при ЗПР у ребенка наблюдается несформированность высших психических функций, которые в свою очередь определяют недоразвитие познавательного уровня, мотивационного, волевой, речевого и других компонентов развития ребенка. Причем несформированность того или компонента у разных детей не равномерно, что предопределяет типологические отличия детей с данной патологией.
Исследованием феномена задержки психического развития занимались многие ученые: Т.О. Власова, А.И. Григорьев, Т.Д. Ильяшенко, В.В. Ковалев, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, М.В. Рождественская и др.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение или замедление нормальной скорости психического развития ребенка. Этот термин используется для обозначения готовой и клинически неоднородной группы нарушений развития. Несмотря на неоднородность в ЗПР, существуют общие особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие отнести их к определенной категории.
Рассматривая научные исследования в области патогенеза и клинических проявлений задержки психического развития у дошкольников можно выделить ряд общих симптомов данной патологии: медленные темпы развития ребенка по сравнению с нормально развивающимися сверстниками: поздние хождение, поздняя речь, отличающаяся однообразными и короткими фразами. Ребенок слабо идет на контакт с другими взрослыми и детьми, проявляет низкие знания об окружающем мире: не знает названия бытовых предметов, животных, цветов и др. Данные признаки являются симптомами и иных патологий развития, поэтому дифференциальную диагностику задержки психического развития от общего недоразвития речи или умственной отсталости необходимо проводить комплексно.
Анализ накопленных клинико-физиологических и психолого-педагогических данных позволил ряду исследователей (Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров) сделать вывод о том, что дети с различными клиническими проявлениями ЗПР могут быть дифференцированы по структуре дефекта на две большие группы (Рисунок 1).
Рисунок 1. Типологические характеристики задержки психического развития
Рассматривая разнородные группы детей с признаками задержки психического развития Т.А.Власова и М.С. Певзнер выделили две типологические группы детей с ЗПР на основе особенностей проявления инфантилизма:
1. Дети с психофизическим инфантилизмом. К данной группе детей исследователи отнести тех, у кого наблюдались нарушения темпом физического и умственного развития, которые обусловлены замедленным развитием лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки.
2. Дети с психическим инфантилизмом. Это дети с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические состояния) как следствие мозговых травм.
При первом виде ЗПР вследствие психического или психофизического инфантилизма нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости. Второй вид ЗПР в связи со стойкой церебральной астенией связан с нарушениями познавательной деятельности.
Ученые в области ЗПР отмечают, что общей чертой всех детей с ЗПР является отставание в общем физическом и умственной развитии, имеется в виду, что старший дошкольник с ЗПР по своим умственным способностям будет находиться на уровне нормотипичного младшего дошкольника. Но данные патологии имеют обратимый характер и при правильной и своевременной коррекции большинство проявлений ЗПР можно предотвратить.
При первом виде ЗПР вследствие психического или психофизического инфантилизма нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости. Второй вид ЗПР в связи со стойкой церебральной астенией связан с нарушениями познавательной деятельности.
Первую группу составляют дети, у которых ведущим фактором в структуре дефектов являются нарушения произвольной регуляции деятельности (эмоционально-волевой сферы и внимания), а нарушения мышления и речи являются вторичными и зависят от степени эмоционально-волевых расстройств. Клинически эта группа состоит в основном из детей с неосложненным и сложным психофизическим инфантилизмом.
Вторая группа - это дети с грубыми первичными интеллектуальными нарушениями, сопровождающимися различными нарушениями регуляции деятельности, эмоционально-волевыми расстройствами. Основу этой группы составляют дети с ЗПР церебрально-органического генеза.
Представим типологию детей с ЗПР (Рисунок 2).
Рисунок 2. Классификация задержек психического развития по К.С. Лебединской
Следует отметить, что ЗПР всегда сопутствуют те или иные дефекты развития, особенно это сказывается на развитии речи, выражаясь преимущественно дисграфией и дислексией .
Развитие функциональных систем у детей с ЗПР происходит медленно и сильно варьирует по сравнению с нормально развивающимися детьми. В учебных заведениях школьная программа требует, чтобы у каждого ученика уже были выработаны определенные знания, умения. и навыки согласно их возрасту. Дети с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста не готовь: учиться по школьной образовательной программе, таг; как их психическое развитие отстает от развития школьника с нормой.
Сформированность психических процессов определяет готовность ребенка к обучению в соответствии с образовательными программами предусмотренными ФГОС.
Речевая деятельность дошкольников с ЗПР имеет специфический характер развития. Их активный словарь ограничен, что является ярким показателем не соответствия нормы. Наблюдается недостаток грамматических структур в речи, неполнота или отсутствие диалогической речи. Дети с ЗПР имеют дефекты звукового произношения, возникают трудности в нормализации речи. Все вышесказанное является источником ошибок при письме и чтении, выборе предложений из текста и фонем. Умственная работоспособность и внимание у старших дошкольников снижены. Для детей с задержкой психического развития характерны: импульсивность, низкий уровень самоконтроля, продуктивность в выполнении инструкций, отсутствие целеустремленности в работе и др.
В исследованиях Лебединской К.С. говорится, что у детей с задержкой психического развития иногда встречаются эмоциональные вспышки, которые носят характер ярко выраженных двигательных и вегетативных реакций. Таких детей трудно привести к норме из-за стойкого эмоционального состояния, при котором ребенок может в дальнейшем мстить. У других детей наоборот, носит приподнятое настроение - веселые, дурашливые и двигательно активные мероприятия.
В клинико-психолого-педагогической классификации Власовой Т. А. и Певзнер М.С. описываются две разновидности ЗПР психическая и психофизический инфантилизм. В дальнейшем Лебединская К. С. описывает свою новую классификацию, с учетом этиологии и патогенеза детей с задержкой психического развития:
1. ЗПР конституционального происхождения.
Данный вид задержки характеризуется наследственностью Дети характеризуются дисгармоничным одновременно телосложением и психики Данную форму задержки выделяют как гармонический психофизический инфантилизм. У детей в школе отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций. В школе они не принимают новых требований к доведению, непоседливы, болтливы, не выполняют задания. Благоприятная среда наступит только в том случае, если коррекционно-развивающий процесс будет проходить для ребенка в игровой и комфортной форме.
2. ЗПР соматогенного происхождения
Дети, рожденные от здоровых родителей. Задержка является следствием заболеваний, которые передаются в раннем возрасте и влияют на развитие функций мозга, заболевание значительно снижает умственный тонус детей, но первичный интеллект не нарушается.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алпатикова, С.В. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР / С.В. Алпатикова // Молодой ученый. - 2018. - № 50 (236). - С. 309-310.
2. Андреева А.В. Индивидуальное сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях образовательной организации / А.В. Андреева // Новая парадигма социально-гуманитарного знания. Сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции. В 6-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. – 2018
3. Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева, А. Зарин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во "Союз", 2001. - 416 с.
4. Баряева, Л.Б. Предметные и ролевые игры в процессе речевого развития детей как основа обучения их общению / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина // Специальное образование. - 2012. - № 2 (26). - С. 168-178.
5. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития //Дефектология. 1975.- № 6.
6. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учебник / О. Р. Ворошнина. - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 217 с.
7. Воскресенская, С.А. Патологические формы игровой деятельности при нарушениях психического развития у детей / С.А. Воскресенская, М.В. Иванов // Психиатрия. - 2017. - № 2 (74). - С. 30-37.
8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
9. Григорьев, С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы / С. Г. Григорьев. – М.: [Б. и.], 2005. – 231 с.
10. Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: автореф..дисс…канд псих наук. – М.: Просвещение, 2005.
11. Денилханова, Х. Я. Цели внедрения средств ИКТ в образование / Х. Я. Денилханова, П. Р. Мурадова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – №2. – С. 104-107.
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.,1984
13. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: Коллективная монография / Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Галлямова Ю.С. и др. - М.: УМЦ "Добрый мир", 2018. - 331 с.
14. Донцов Д.А. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности: учебное пособие / Д. А. Донцов, М. В. Донцова; под редакцией Д. А. Донцов. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2019. 308 с.
15. Игровые диалоги: Речевое общение; Сюжетно-ролевые игры: Для детей 5-7 лет (худ. Колпакова Н.А.) Рычагова Е.С. Иванкова Р.А. Арушанова А.Г. Изд-во Карапуз 2005
16. Казанцева Е.А. Игровые технологии в образовании: учебное пособие / Е. А. Казанцева. - Курган: КГУ, 2021. - 112 с. EDN: OCBEOV
17. Каменева И.В. Психология и педагогика игровой деятельности: учебное пособие / И. В. Каменева. - Архангельск: САФУ, 2019. - 75 с.
18. Кащенко Е.С. Организация и проведение коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР / Е.С. Кащенко, С.В. Кучеренко // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. – С. 192-194
19. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Н.В. Краснощекова. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с.
20. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие / В.В. Лебединский. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 144 с.
21. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - С. 303-323.
22. Овчинникова Т.С. Заикание: игры и игровые упражнения для работы с дошкольниками. Методическое пособие для логопедов и воспитателей: учебное пособие / Т. С. Овчинникова, Н. В. Позднякова, М. О. Вайполина; под редакцией Т. С. Овчинниковой. - Санкт-Петербург: КАРО, 2018. - 400 с.
23. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития //Дефектология.- 1972. № 3. С. 3-9
24. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов.- Изд. 2-е, испр. и дополн. - М., 2003. - 152 с.
25. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. В. Роберт. – М. : Дрофа, 2008. – 312 с.
26. Семаго, Н.Я. Задержка психического развития: основные современные показатели / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Издательский дом "Первое сентября"; "Школьный психолог", 1999. - №32. - С. 3-8.
27. Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с ЗПР. − М.: Просвещение, 2010
28. Слепович Е.С. Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР // Хрестоматия. Психология детей с ЗПР / Составитель О.В. Защиринская. – СПб.: Питер, 2013
29. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 1990 - 96 с.
30. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М., 2003
31. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.
32. Фрадкина, Ф.И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы Симпозиума; под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966. - С. 49-56.
33. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1997. – 158 с.
34. Шипицина, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. / Л.М. Шипицина. – СПб.: Речь, 2015
35. Эльконин Д.Б. Психология игры.− М.: ЭСКМО, 2012
36. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б. Эльконин // Психологическая наука и образование. - 1996. - Т.1. - № 3. - С. 5-18.
37. Hedegaard, M. Imagination and Emotion in Children's Play: A Cultural-Historical Approach / M. Hedegaard // International research in early childhood education. - 2016. - Vol. 7. - №2. - PP. 59-74.
38. Veraksa, N.E. Modern Problems of Children's Play: Cultural-Historical Context / N.E. Veraksa, N.N. Veresov, V.L. Sukhikh // Cultural-Historical Psychology. - Vol. 16. - No. 3. - PP. 60-70. EDN: GZITAJ
39. Woolsey, K. Child's play / K. Woolsey, M. Woolsey // Theory into Practice. - Vol. 47. - No. 2. - 2008. - PP. 128-137.