Фрагмент для ознакомления
2
Понятие и сущность мотивации и стимулирования
Понятие "мотивация" было рассмотрено многими исследователями. Это определение происходит от слова "мотив", которое характеризуется как причина, побуждающая человека к действию. Словарь Вебстера дает следующее определение понятию мотивация – "психологическая характеристика, побуждающая организм к действию», "причина этого действия". Н. С. Зоткина считает, что это действия человека, мотивированные внутренними побуждениями, направленными на достижение собственных целей, реализацию своих интересов [15].
М. С. Гусарова определяет его как процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов. Петрова ни понимает в содержании термина " мотивация» совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, определяют границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, направленную на достижение определенных целей [7].
Д. А. Аширов определяет мотивацию как «наиболее эффективная и ориентированная на работу стимуляция персонала» [25].
Е. А. Митрофанова пишет, что на субъективно-личностном уровне мотивация является важнейшей характеристикой психологического состояния человека, отражающей особенности его мотивационной структуры и определяющей процесс формирования, актуализации и реализации мотиваций под влиянием внешних и внутренних факторов. А на организационно-управленческом уровне мотивация выступает в качестве объекта управления, то есть целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления через использование стимулов для формирования мотивов, определяющих профессиональное поведение сотрудника. И. В. Мишурова определяет как процесс формирования мотивации.стимулирование сотрудников к деятельности для достижения целей организации.
О. В. Ромашов сформулировал понятие мотивации следующим образом:» вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения " [1].
Е. В. Баженова, разъясняя смысл мотивировки, пишет «неприкрытое ругательство в приказе, объясняющее нежелание работника выполнять условия трудового договора, то есть, прежде всего, заинтересованность человека в исполнении его обязательств по договору».
Основное отличие представленных интерпретаций, с нашей точки зрения, заключается в том, что их авторы не разделяют и не учитывают важность роли индивидуальной и групповой мотивации. Групповая мотивация во всех случаях будет основываться на индивидуальной мотивации, концепция групповой мотивации более сложна. Человек достигает своей собственной цели, а задача руководства-обеспечить достижение цели сотрудником через цель организации, коллектива [18].
Определенный диссонанс вызывает трактовка И. В. Мишуровой, которая определяет мотивацию как процесс побуждения сотрудника к достижению целей организации. Жизненный опыт человечества говорит - не то что работника, но даже раба можно мотивировать только на достижение своей цели (например, спасение жизни), а не цели хозяина (работодателя) [11].
Нельзя не согласиться с определением Е. В. Баженовой, поскольку, с нашей точки зрения, мотивацию можно рассматривать как процесс, как психологическое состояние, как систему, но никак не как «неприкрытое ругательство по порядку».
Определяя собственную позицию, мы считаем необходимым подчеркнуть, что мотивация - это процесс введения человека в психологическое состояние, при котором человек убежден в необходимости действовать определенным образом для достижения собственных целей.
Понятие "стимуляция»происходит от слова"стимул". Энциклопедический словарь Под редакцией А. Я. Кибанова отражает значение понятия стимул следующим образом:»побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей".
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. - М.: Сентябрь, 2019. - 192 с.
2.Бирюк А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе // Бизнес без проблем – Персонал. – 2020. – № 5. – С. 15-23.
3.Битюкова, С. С. Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений // Молодой ученый. - 2019. - № 32. - С. 20-23.
4.Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методика. Практика. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2020. - 148 с.
5.Давыдова Т.И., Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2020. – 174 с.
6.Дахин, А.Н. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. - 2021. - № 2. - С. 45-49
7.Кузнецова Н.В. Стратегическое управление персоналом организации // Управление персоналом современной организации. - 2021. - С 146-171.
8.Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. К вопросу о стратегии управления персоналом организации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2020. - № 6. - С. 224-229.
9.Лапушинская Г.К. Система оплаты труда: важные «мелочи» и риски для руководителя школы// Народное образование. - 2020. - № 1. – С. 138-143
10. Миненкова З.В. Материальное стимулирование в организациях на современном этапе // Политика, экономика и инновации. - 2020. - № 7. - С. 7.
11.Немова, Н.В. Мотивация персонала. - М.: Сентябрь, 2019. – 141 с.
12.Офицерова, А. В. Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (157). — С. 319-323.
13.Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2020. – 448 с.
14.Рочев К.В. Оценка качества труда и материальное стимулирование в ВУЗе на базе системного подхода с помощью информационной индексной системы // Вопросы управления. - 2020. - №6. - С. 60-70.
15.Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. - М.: Вершина, 2019. - 224 с.
16.Сергеичева И.А. Эффективный способ стимулирования труда в образовательном учреждении высшего образования// Управление в современных системах. – 2020. -№ 1(5). – С.55-60
17.Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие. – М.: Глобол, 2019. – 279 с.
18. Смирнова М.Е. Критерии эффективности системы стимулирования труда персонала // Управленческие науки в современном мире. – 2020. – №2. – С. 230-233.
19.Соломанидина Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник. - М.: Юрайт, 2020. - 323 с.
20. Тинькова Е.В. Материальное стимулирование как фактор развития хозяйствующих субъектов // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2021. - № 2 (71). - С. 159-163.
21. Толстиков Е.В. Разработка системы материального стимулирования персонала // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2020. – №12-4. – С. 166-169.
22.Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент. - М.: ЭКМОС, 2019. - 256 с.
23.Фролова, С. Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения // Дир. школы.- 2021 -. №2. – С. 1-11
24.Шаховой, В.А. Мотивация трудовой деятельности: учеб.-метод. пособие - М.: Альфа-Пресс, 2019. – 382 с.
25.Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации : учеб. практ. пособие. – М.: Альпина Паблишерз, 2020. – 196 с.