Фрагмент для ознакомления
2
Целью настоящего исследования является проведение анализа принципов разработки туристско-экскурсионных маршрутов для учащихся начальной школы с использованием игровой программы по Санкт-Петербургу и Ленобласти. В качестве объекта исследования выступают туристско-экскурсионные маршруты для учащихся начальной школы с использованием игровой программы по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Предметом исследования являются принципы разработки туристско-экскурсионных маршрутов для учащихся начальной школы с использованием игровой программы по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
Гипотеза исследования: программа реализации туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа» будет актуальной и интересной для младших школьников и их родителей.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме разработки туристско-экскурсионных маршрутов для учащихся начальной школы с использованием игровой программы. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения исследований в данной научно-практической сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы реализации туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа». Данная программа может применяться в туристических агентствах и образовательных учреждениях для организации досуга младших школьников.
Научная новизна исследования основана на проведении анкетного опроса родителей для выявления удовлетворенности программой туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа».
В первой главе, «Теоретические аспекты разработки туристско-экскурсионных маршрутов для учащихся начальной школы с использованием игровой программы», рассматриваются такие вопросы как: понятие и виды туристско-экскурсионных маршрутов, младшие школьники как субъекты туристско-экскурсионной деятельности, принципы включения игровых программ в туристко-экскурсионные маршруты для младших школьников, а также обзор игровых туристско-экскурсионных маршрутов для младших школьников.
Вторая глава, «Разработка проекта туристско-экскурсионного маршрута для младших школьников «Петербургская игровая программа»», рассматривает такие вопросы как: общая характеристика туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа», программа реализации туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа», материально-техническое и кадровое обеспечение реализации туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа», а также удовлетворенность родителей программой туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа».
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что у современных младших школьников должны, в соответствии с ФГОС начального образования, формироваться и развиваться различные компетенции, в первую очередь, связанные с формированием познавательных и коммуникативных умений.
Туристско-экскурсионная деятельность, которая организуется для младших школьников, ставит перед собой цель выработки наиболее эффективных познавательных механизмов в детей, а включение игрового компонента в подобные туры позволяет в большей степени развивать коммуникативные навыки младших школьников.
Получается, что туристско-экскурсионные туры, которые придумываются для младших школьников при условии включения в них игрового компонента, являются эффективными для личностного и познавательного развития детей данной возрастной категории, а потому должны применяться повсеместно, в условиях образовательных организаций и туристических компаний.
Степень изученности проблемы. Проблема организации туристско-экскурсионных программ для детей различного возраста, в том числе и младших школьников, достаточно широко изучена и представлена в научной литературе. Однако на сегодняшний день ни на теоретическом, ни на практическом уровне недостаточно представлено обсуждение вопроса о включении игрового компонента в формирование и реализацию специальных туров для младших школьников, что делает данную дипломную работу еще боле актуальной и практически значимой.
Цель исследования – провести анализ принципов разработки туристско-экскурсионных маршрутов для учащихся начальной школы с использованием игровой программы по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
бъект исследования – туристско-экскурсионные маршруты для учащихся начальной школы с использованием игровой программы по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
Предмет исследования – принципы разработки туристско-экскурсионных маршрутов для учащихся начальной школы с использованием игровой программы по Санкт-Петербургу и Ленобласти.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Изучить понятие и виды туристско-экскурсионных маршрутов.
2. Охарактеризовать младших школьников как субъектов туристско-экскурсионной деятельности.
3. Рассмотреть принципы включения игровых программ в туристко-экскурсионные маршруты для младших школьников.
4. Провести обзор игровых туристско-экскурсионных маршрутов для младших школьников.
5. Дать общую характеристику туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа».
6. Описать программу реализации туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа».
7. Спланировать материально-техническое и кадровое обеспечение реализации туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа».
8. Выявить удовлетворенность родителей программой туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа».
Гипотеза исследования: программа реализации туристко-экскурсионного маршрута «Петербургская игровая программа» будет актуальной и интересной для младших школьников и их родителей.
Методы исследования:
– анализ научной литературы;
– описательный;
– обобщение;
– классификация;
– сравнительный;
– хронологический;
– моделирование;
– проектирование;
– контент-анализ;
– анкетный опрос.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме разработки туристско-экскурсионных маршрутов для учащихся начальной школы с использованием игровой программы. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения исследований в данной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный закон Российской Федерации № 132-ФЗ «О основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года (в действ. ред. от 28 мая 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 17.10.2023).
2.Агеева, И.С. Возможности использования анимационных программ в туризме / И.С. Агеева // Молодой ученый. – 2012. – № 6 (41). – URL: https://moluch.ru/archive/41/4878/ (дата обращения: 16.01.2023).
3.Аигина, Е.В., Тульская, Н.И. Современное состояние и развитие детского туризма в Российской Федерации / Е.В. Аигина, Н.И. Тульская // Российский журнал образования и психологии. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-razvitie-detskogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.01.2023).
4.Аксентьева, С.И., Игнатьева, В.В., Петрова, Г.В. Организация туристской индустрии. Учебник / С.И. Аксентьева, В.В. Игнатьева, Г.В. Петрова. – М.: Академия, 2014. – 318 с.
5.Артемьева, П.А., Фролинская, Я.Г., Перегудко, И.М. Современные аспекты исследования принципов организации туристических маршрутов: история и актуальное состояние / П.А. Артемьева, Я.Г. Фролинская, И.М. Перегудко // Вестник Московского педагогического института. – 2021. – № 3. – С. 40–53.
6.Бегиева, Б.М., Кабжихов, А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.02.2023).
7.Болатаева, В.Н. Формирование действия самоконтроля младших школьников / В.Н. Болотаева // Молодой ученый. – 2015. – № 10 (90). – URL: https://moluch.ru/archive/90/18011/ (дата обращения: 16.02.2023).
8.Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 16.02.2023).
9.Габеева, Л.Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников / Л.Н. Габеева // Вестник Бурятского университета. Серия «Философия». – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 16.02.2023).
10.Громова, Н.В. Формирование навыков самоконтроля у младших школьников / Н.В. Громова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/07/23/formirovanie-navykov-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 16.02.2023).
11.Косолапов, А.Б. Организация туристской деятельности. Учебник / А.Б. Косолапов. – М.: КНОРУС, 2018. – 296 с.
12.Кусов, И.С. Организация туристской деятельности. Учебное пособие / И.С. Кусов. – Майкоп: ЭлИТ, 2021. – 294 с.
13.Любавина Н.Л., Кроленко, Л.А., Нечаева, Т.А. Технология и организация турагентской деятельности. Учебник / Н.Л. Любавина, Л.А. Кроленко, Т.А. Нечаева. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
14.Методические рекомендации по организации и проведению детских экскурсионных туров. – М.: КНОРУС, 2019. – 76 с.
15.Методическое руководство по формированию конкурентоспособных туристских маршрутов в России, рассчитанных на широкую аудиторию российских и зарубежных потребителей. – М.: Комитет по реализации программы импортозамещения при Экспертном совете по развитию туризма при Министерстве культуры Российской Федерации, 2016. – 43 с.
16.Морозов, М.А. Маркетинговые исследования российского рынка детского туризма / М.А. Морозов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 2. – С. 30–39.
17.Москалевич, Г.Н. Экскурсионный туризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма / Г.Н. Москалевич // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursionnyy-turizm-kak-odno-iz-napravleniy-kulturno-poznavatelnogo-turizma (дата обращения: 15.01.2023).
18.Николау, Л.Л. Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики / Л.Л. Николау // Начальная школа. Плюс до и после. – 2004. – № 9. – С. 27.
19.Новиков, В.С. Организация туристской деятельности. Учебник / В.С. Новиков. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
20.Саранча, М.А., Вапнярская, О.И. Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления / М.А. Саранча, О.И. Вапнярская // Сервис в России и за рубежом. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-detskogo-turizma-kak-predmet-klassifikatsii-problemy-i-osnovnye-napravleniya (дата обращения: 16.01.2023).
21.Семенчукова, М.А. Детский туризм: основные понятия, проблемы, перспективы развития / М.А. Семенчукова // Материалы XII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2020. – URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018020268 (дата обращения: 16.01.2023).
22.Стахова, С.В. Основы туризма. Учебник для ВУЗов / С.В. Стахова. – М.: Юрайт, 2022. – 326 с.
23.Суромяткина, Е.Н., Ельникова, И.И. Проблемы младших школьников в современном мире / Е.Н. Суромяткина, И.И. Ельникова // Сборник статей Норильского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Норильск: Издательство Норильского государственного университета, 2022. – С. 70–82.
24.Таранова И.В. Туризм. Введение в туризм. Учебник / И.В. Таранова. – Ставрополь: Агрус, 2015. – 410 с.
25.Тенова, З.Ю., Стас, Н.Н., Шомахова, А.И. Внутренний экскурсионный туризм для школьников / З.Ю. Тенова, Н.Н, Стас, А.И. Шомахова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-ekskursionnyy-turizm-dlya-shkolnikov (дата обращения: 15.01.2023).
26.Черкунова, С.М., Татьянинова, Е.М., Мазуркина, О.В. Специфические характеристика процесса организации туристической группы детей и подростков: социально-психологические и экономические аспекты / С.М. Черкунова, Е.М. Татьянинова, О.В. Мазуркина // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Досугово-туристическая деятельность. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2022. – С. 38–50.
27.Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». – 2012. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обращения: 15.02.2023).
28.Чичкина, С. Детский отдых в России / С. Чичкина // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2009. – № 6. – С. 19–30.
29.Чурикова, Е.Н., Шумина, А.А., Половцева, И.К. Современные подходы к изучению младшего школьного возраста: теория и методика / Е.Н. Чурикова, А.А. Шумина, И.К. Половцева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 104–116.
30.Экскурсионный туризм // СВ-Астур. – 2020. – URL: https://svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/ekskursionnyy-turizm.html (дата обращения: 15.01.2023).
31.Яремеева, А.П., Солнцева, И.М., Савакурова, Н.Г. Современные аспекты организации туристических маршрутов: основные проблемы и перспективы исследования / А.П. Яремеева, И.М. Солнцева, Н.Г. Савакурова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной индустрии туризма». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2023. – С. 56–72.