Фрагмент для ознакомления
2
Проблема зависимости в своей объемности сохраняет актуальность многие годы в различных культурах и обществах. Данный факт оправдан широтой распространения данного феномена на жизнь субъекта зависимости. Будучи комплексным, деструктивным расстройством, зависимость / аддикция влияет не только на непосредственное здоровье зависимого человека, но и на все социальные сферы, в которые включается личность (партнерские отношения, детско-родительские отношения, работа, учеба, социальное взаимодействие, семейные отношения и т.д.). Аддикции принято рассматривать как пограничные психические расстройства. Не утихают дискуссии относительно правомерности отнесения зависимостей к официальным заболеваниям. Долгое время зависимости не признавались болезнями и рассматривались как феномены, носящие лишь описательный характер. В частности, среди авторов нет общепринятого мнения относительно корректности отнесения интернет-зависимости к заболеванию. Множество нюансов окружает данный вопрос.
В настоящее время общество пронизано цифровыми технологиями, человечество живет в киберпространстве[ Айсина Р. М., Нестерова А. А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – № 4. – С. 42-57.; Азявчикова Н. И. Киберкоммуникативная зависимость у учащихся подросткового возраста: особенности развития // Материалы международного научного форума обучающихся (26 апреля 2017 г.). Сборник научных статей. — Гжель: ГГУ, 2018. — 821 с. С.310-312.; Войскунский А. Е. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем // Журнал практического психолога. – 2010. – № 4. – С. 7-16.; Плешаков В.А. Слово Главного редактора: о киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2016. – № 1. – С. 4-26. ]. Цифровизация является неотъемлемой частью социализации. В частности, по данным ВЦИОМ, доля пользователей интернета в Российской Федерации в 1 квартале 2018 г. составила 80%. Число ежедневных интернет-серферов выросло с 28% в 2011 г. до 62% в 2018 г. (среди молодежи от 18 до 24 лет эта доля превышает 95%)[ Айсина Р. М., Нестерова А. А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – № 4. – С. 42-57.]. Развитие цифровых технологий, изменение инструментов и форм социального взаимодействия и формирования личностной идентичности, трансформация форм коммуникации, уход от непосредственного общения в сферу киберпространства и иные особенности формируют новые варианты зависимости, которые рассматриваются как условно «экологичные», и «безопасные». Данные виды зависимости рассматриваются как вариант реализации копинг-стратегий, совладания со стрессом и даже поощряются (шопинг, коллекционирование, стремление «уйти» в фантастический мир, компьютерную игру / эскапизм и др.) К такого рода зависимостям относится и интернет-зависимость. Ведущие специалисты в психологии в сфере киберсоциализации и интернет-зависимости (Войскунский А.Е., Плешаков В. А. и др.) с осторожностью применяют термин «зависимость» в отношении интернет- и кибервзаимодействия личности.
В поле зрения данного исследования попадает подростковый возраст – время активной, кризисной личностной трансформации. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый, данный этап характеризуется расширением социального пространства личности, появлением попыток «примерить» на себя образы окружающего взрослого мира. Современное общество цифровых технологий значительным образом расширило эти возможности, сохраняя и ресурсность и опасности предоставления таких возможностей. Интернет-пространство дает возможность подростку реализовать большую часть своих потребностей и в первую очередь, связанных с самореализацией, с возможностью заявить о себе на весь мир. Феномен интернет-зависимости как возможной причины и формы девиантного поведения у подростков в настоящее время является мало изученным, но очень актуальным с позиций психолого-педагогического сопровождения развития личности подростков, помощи их родителям и педагогам[ Щелина, Т. Т. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков / Т. Т. Щелина, В. С. Маслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13809/ (дата обращения: 19.01.2023).]. Проблема интернет зависимости в поиске ее причин рассматривает эмоциональные проблемы, нарушения коммуникации, трудности в семейных отношениях и нарушения коммуникации в семье подростка.
Поиск направлений профилактики и коррекции данного явления, не теряет своей актуальности в современных социальных условиях, характеризующихся особой стрессогенностью. Главная цель процесса социализации в подростковом возрасте – интеграция индивида в социальную систему и частичная сепарация от родителей должна проходить через агентов социализации – этих же родителей. Сепарация и адаптация требует помощи со стороны взрослых в выработке подростком ценностно - нормативных установок личности, которые не противоречат общепринятым нормам. С одной стороны, киберсоциализация – неотъемлемый компонент социализации современного подростка и обязательное условие «включения» в современный социум[ Плешаков В.А. Слово Главного редактора: о киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2016. – № 1. – С. 4-26.]; с другой стороны, киберпространство несет в себе риски появления аддикций, «уплощения» сознания, формирования акцентуаций характера и трансформаций личности в сторону аутизации, интровертированности, появления страхов предъявить себя истинного и не обрети свою истинную идентичность в спектре киберличностей и др. Несмотря на наличие зарубежных и отечественных исследований феномена интернет-зависимости подростков, в настоящее время в свете меняющегося общества, меняются и характеристики и аспекты рассматриваемой категории, что требует продолжения исследований интернет-зависимости подростков в контексте анализа связей семейных коммуникаций подростка и включения его в киберпространство, что обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Особенности семейных коммуникаций у интернет-зависимых подростков».
Проблема исследования представляет собой значимый теоретический и практический интерес, требующий определенного решения вопроса: при каких семейных условиях будет снижаться риск развития интернет зависимости у подростков?
Цель исследования: изучение проблемы специфики семейных коммуникаций у интернет-зависимых подростков.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Айсина Р. М. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски / Р.М.Айсина, А.А.Нестерова // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – № 4. – С. 42-57.
2.Азявчикова Н. И. Киберкоммуникативная зависимость у учащихся подросткового возраста: особенности развития / Н. И. Азявчикова // Материалы международного научного форума обучающихся (26 апреля 2017 г.). Сборник научных статей. — Гжель: ГГУ, 2018. — 821 с. С.310-312.
3.Антоненко А. А. Интернет-зависимое поведение подростков с разной деятельностью в сети интернет / А. А. Антоненко // Вопросы психического здоровья детей и подростков 2015 №2. Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. — 144 с. – С.38-46.
4.Белинская Е. П. Идентичность в транзитивном обществе: виртуальность и реальность / Е. П. Белинская, Т. Д. Марцинковская // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. – С. 43-48.
5.Богдановская И. М. Трансформация жизненного пространства человека в информационную эпоху: тенденции и противоречия / И. М. Богдановская, Н. Н. Королева // Мир, личность, информация: перспективы междисциплинарных исследований: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С.58-64.
6.Бурова В. А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме / В. А. Бурова // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития (Войскунский А.Е. (ред.-сост.). — М.: Акрополь, 2009. — С. 152—164.
7.Ван Ш.Л. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр / Ш.Л. Ван, А. Е. Войскунский, О.В. Митина, А.И. Карпухина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – T. 18. – № 4. – C. 73–101.
8.Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете (Войскунский А. (ред.). – М., 2000. — 431 с. – С.100-134.
9.Войскунский А. Е. Надежность методов измерения зависимости от интернета: пилотажное исследование / А. Е. Войскунский // Вопросы психического здоровья детей и подростков 2015 №2. М.: Ассоциация детских психиатров и психологов. Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. — 144 с. С.90-100.
10.Войскунский А. Е. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем / А. Е. Войскунский // Журнал практического психолога. – 2010. – № 4. – С. 7-16.
11.Войскунский А. Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А. Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. - 279 с.
12.Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения. Пер. с англ. P.P. Муртазина. / С. Даулинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 240 с.
13.Джекобсон Дж. Преимущества полимодального подхода к пониманию аддиктивного поведения / Дж. Джекобсон // Психология и лечение зависимого поведения / Под. ред. С. Даулинга. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – С. 112-132.
14.Дедловский И.В. Девиантный подросток в образовательной среде: проблемы психологического благополучия / И.В.Дедловский // Экстремальная психология: теория и практика. Часть I: сборник научных статей. — М.: Русайнс, 2017. — 168 с. С.152-160.
15.Дёгтева Т.А. Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие / Т.А.Дегтева и др. — Ставрополь: Психологический центр, 2017. — 268 с.
16.Егоров А.Ю. Нехимические зависимости : [монографии] / А. Ю. Егоров. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 190 с.
17.Евстигнеева Ю.М.. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Юлия Михайловна Евстигнеева. – М., 2003. – 16 с.
18.Кочетков Н. В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов / Н.В. Кочетков // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 27–54.
19.Карабанова О.А. Семья как пространство развития личности / О.А.Карабанова // Мир психологии. – 2018, №1 (93). – С.37-45.
20.Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви или Как воспитывать, но не калечить / И.Ю.Млодик. – М.: Генезис, 2018. – 160 с.
21.Марарица Л. В. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности / Л. В. Марарица, Н.А. Антонова, К.Ю. Ерицян // Петербургский психологический журнал. – 2013. – № 5. – С. 1-15.
22.Малыгин В. Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика» / В.Л. Малыгин и др. - М.: Арсенал образования, 2010. - 136 с
23.Мюррей К.Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии / К. Мюррей // Гуманитарные исследования в Интернете (под ред.Войскунского А. Е.). – М., 2000. – 431 с. С.132 – 140.
24.Менделевич В. Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. - Йошкар-Ола : Марево, 2002. - 239 с.
25.Никонорова М.А. Психология социальной работы. Методические указания / М.А.Никонорова. — Керчь: Керченский государственный морской технологический университет, 2016. — 58 с.
26.Плешаков В. А. Слово Главного редактора: о киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» / В. А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2016. – № 1. – С. 4-26.
27.Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в и изменяющемся мире / Г. У. Солдатова // Социальная психология и общество. – 2018. – Том 9. – № 3. – С. 71-80.
28.Смирнова Е. А. Интернет-зависимое поведение: биологические, психологические и социальные факторы риска формирования у подростков / Е. А. Смирнова // Профилактика зависимостей. – 2015, №4. – С.61-65.
29.Сорокина А. Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс / А.Б.Сорокина. // Современная зарубежная психология. – 2015. – Том 4. – № 1. – С. 45-64.
30.Собкин В. С. Подросток: виртуальность и социальная реальность. По материалам социологического исследования / В. С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева // Труды по социологии образования. – Т. VI. – Вып. X. – М: Центр социологии образования РАО, 2001. – 156 с.
31.Узлов, Н. Д. Трансгрессия суицидальности, виртуальная реальность и искушение смертью / Н. Д. Узлов // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2017. – № 7. – С. 80-91.
32.Худякова Д. Ю. Психологический анализ кросс-культурных аспектов интернет-аддикции в поведении современных подростков //Психология совладающего поведени : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 1 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова / Д.Ю.Худяков. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 297 с. – с.180-183.
33.Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков / К.Д.Хломов // Социальная психология и общество. – 2016. Т. 7. № 2. С. 109–125.
34.Шипин А. С. Профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте// Материалы международного научного форума обучающихся (26 апреля 2017 г.). Сборник научных статей / А.С. Шипин. — Гжель: ГГУ, 2018. — 821 с. С.447-449.
35.Ширко С. М. Склонность к любовной аддикции в романтических отношениях у девушек и юношей / С. М. Ширко // София. 2018. № 1. С. 35–39.
36.Шабалина С.А. Педагогические условия минимизации последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением / С.А.Шабалина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. — 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. — Великий Новгород, 2017. — 275 с.
37.Щелина Т. Т. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков / Т. Т. Щелина, В. С. Маслова // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13809/ (дата обращения: 19.01.2023).
38.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2015. 352 с.
39.Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость / К. Янг // Мир Интернета, 2000, №2. – С. 24–29
40.Электронный журнал «Профилактика зависимостей» (при информационно- методической поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации): URL: http://профилактиказависимостей.рф/ (дата обращения: 16.02.2023). – Текст: электронный.
41.Портал Takzdorovo.ru, официальный интернетресурс Министерства здравоохранения Российской Федерации, посвященный здоровому образу жизни. URL: https: //takzdorovo .ru/ (дата обращения: 16.02.2023). – Текст: электронный.