Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Усиление дифференциации в условиях и последствиях жизнедеятельности населения регионов независимо от причин, которые ее вызывают, приводит к нарастанию деструктивных процессов в обществе и обостряет проблему поступательного развития, как отдельного региона, так и страны в целом, что становится основой для увеличения диапазонов их экономического и социального расслоения. Отсутствие эффективного механизма государственного вмешательства в процессы общественного производства, доминирование стихийного саморазвития послужили главными факторами потери поступательного тренда развития регионов.
Современная практика отношений между государством и регионами, а также между отдельными регионами свидетельствует, что политика выравнивания, направленная на поддержку менее развитых территорий, не дает необходимого результата. Политика выравнивания направлена на достижение определенного экономического равновесия между регионами, что объективно достаточно проблематично обеспечить как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. Более действенной является политика стимулирования территориального развития. Она имеет целью принятие мер на государственном и региональном уровнях максимального использования имеющихся материальных, трудовых, организационных и финансовых возможностей. Для того чтобы такая политика стала эффективным рычагом развития как регионов, так и их составляющих (административно-территориальных единиц), необходимо использовать методы экономического регулирования. Такие методы могут использоваться как в масштабах страны, так и в масштабах отдельного региона и административно-территориальной единицы (населенного пункта, района). От полноты используемого инструментария экономического регулирования зависит возможность обеспечения поступательного регионального развития. В связи с этим, одним из актуальных задач становится разработка новых и совершенствование существующих методов, приемов, механизмов экономического регулирования регионального развития.
Современная практика регионального развития отмечается непостоянством и несогласованностью при использовании отдельных способов и методов экономического регулирования. Поэтому, именно внедрение в практику организационных и экономических механизмов, способных адаптировать его к условиям регионального развития обеспечит поступательное развитие как отдельных регионов, так и всего государства в целом. Тем самым экономическое регулирование регионального развития получит необходимую адаптацию к условиям конкретных регионов.
Возникновение проблем социально-экономических диспропорций и неравномерности развития регионов, занятости и качества жизни, как правило, вызывают активизацию процессов пространственно-территориального мышления. В этих условиях, акцент внимания на слабо развитие регионы, на элементы их пространственной структуры, факторы, влияющие на нее, представляются целесообразным, так как может способствовать преодолению негативной ситуации.
Теоретическим и прикладным аспектам решения многогранных проблем по формированию механизмов экономического регулирования регионального развития посвящены работы К. Астапова [2], А. Гранберга [7], А., Леша [12], М. Портера [14], С.А. Суспицына [16].
Выделяя должную теоретическую и практическую ценностюь существующих научно-прикладных наработок, существует потребность в разработке методологических основ комплексного регулирования регионального развития в условиях особенностей пространственного размещения субъектов хозяйствования и структурных изменений в составе производительных сил регионов и стратегического курса Китая.
Цель исследования – проанализировать влияние пространственного размещения фирм на их производительность в Китае (на примере агломерации Пекин).
Объект исследования – агломерация Пекин.
Предмет исследование – пространственное размещение фирм.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы влияния пространственного размещения фирм на их производительность
2. Провести исследование влияния пространственного размещения производства предприятий в Китае на их производительность на примере агломерации Пекин.
3. Разработать методику исследования пространственного развития агломерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные приемы экономического исследования и специальные методы, которые основываются на современных научных положениях теорий развития производительных сил и региональной экономики. В процессе исследования использовались методы: системного подхода, анализа и синтеза, аналогии; логической абстракции.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса теоретических, методологических положений и практических рекомендаций относительно применения экономического регулирования регионального развития в условиях структурных изменений пространственного размещения производительных сил агломерации Пекин.
1. Теоретические основы влияния пространственного размещения фирм на их производительность
1.1 Особенности пространственного развития в рамках стратегического планирования государства
Понятие «пространственное развитие» (Spatial Development) утвердилось в западном public administration в начале 70-х гг. прошлого века и сразу же приобрело достаточно широкий спектр значений. Между тем, ключевой его смысл заключается в обозначении комплекса мер по гармонизации на территории разнонаправленных процессов и оптимизации происходящих изменений [27].
Теория и практика пространственного развития имеет длительную историю. До 1990 -х годов эта проблематика выражалась в отдельных проектах регионального масштаба и только в конце ХХ века пространственное развитие превратилось в «норму жизни», которая вышла далеко за пределы Европы и США [7, с. 56].
Проблема пространственного развития является фундаментальной с теоретической и практической точек зрения и актуальной в течение всего исторического периода существования человечества. Ведь всегда перед обществом стояла и стоит проблема поиска оптимальной модели его пространственной организации, особенности которой обусловлены природно-ресурсными преимуществами отдельных территорий, экономическими предпосылками, определяющих целесообразность и направления производственной деятельности. Эта проблема является многоаспектной, включая широкий круг вопросов ресурсного характера, воспроизводственного процесса на уровне региона в рамках единого экономического пространства.
Современное положение экономики страны и ее территориальных частей является следствием внедрения некоторых мероприятий региональной политики, привели к потере экономикой таких динамических характеристик как устойчивость, сбалансированность во многих аспектах, в том числе и в территориальном, ориентированность на эффективное решение комплекса социальных задач, учет пространственных факторов роста, усиление конкуренции и глобализации привело к дальнейшим изменениям во взглядах на регионы и их роль.
Характерной чертой современной глобализации мирового хозяйства стало усиление в нем региональных противоречий, которые перестали быть только национальной (локальной) проблемой, а во многих случаях их решения переместилось на наднациональный уровень. Это привело к формированию принципиально новых подходов в регулировании диспропорции и отхода от политики нивелирования (от «пусть выживает сильнейший» до «стимулирования потребительских взглядов»), при которой искусственно сдерживалось развитие одних регионов и стимулировался – другие [13, с. 52].
Основные региональные проблемы определяются на четырех уровнях:
- глобальном, где наблюдается усиление диспропорций в развитии отдельных государств и их страновых коалиций, что позволяет четко идентифицировать фазы развития обществ, начиная от традиционного к индустриальному;
- наднациональном, на котором определяются механизмы и инструменты регулирования асимметрии регионального развития интеграционной группировки;
- страновом, где разрабатывается такая модель региональной политики, которая в значительной степени определяет характер и цели регулирования внутреннего развития крупнейших таксономических единиц с помощью средств воздействия государства;
- локальном, на котором осуществляется комплиментарное влияние на различные по своей иерархией регионы с целью преодоления таких критических уровней асимметрии, которые могли бы угрожать территориальной целостности государства;
- интегральном, объединяющем все предыдущие уровни и определяет системный характер влияния различных по направлениям и подчинением национальных и наднациональных структур и фондов на низовой регион или их группы.
Различают внутреннюю и внешнюю регионализации.
Внутренние регионы - локальные образования (кластеры, технопарки, технополисы и т.д.), микрорегионы, мезорегионы и макрорегионы (страны в целом или крупные регионы крупнейших государств мира), включают территории, имеют общее географическое положение, территориальное единство, общую экономическую и социальную структуру и соответствующую организационно-управленческую разноуровневую таксономическую модель регулирования макроэкономических пропорций в государстве [19, с. 84].
Внешние регионы - мега и цель регионы (ЕС и Европа в целом), трансграничные территории, которые состоят из определенного количества внутренних регионов и могут иметь как наднациональные структуры управления так и общие (межстрановые) инструменты и механизмы регулирования пропорций с целью повышения их глобальной конкурентоспособности.
Системный подход к ранжирование различных по охвату территорий включает:
1. Конгруэнтность. Предусматривает возможное существование нового региона с определенными новыми совместными качествами, которые являются генерализованными по отношению к существующим регионов низкого уровня. При этом допускается и обратный механизм от меньшему к большему.
2. Иерархичность. Система сложнополчиненных региональных единиц базируется на четком механизме разноуровневой централизации. Но в последние годы, к примеру, в ЕС наибольшее значение приобретает идея децентрализации и повышения ответственности региональных органов власти и местных общин (европейский принцип субсидиарности) [20].
3. Динамичность. Выделение общих тенденций развития в выгодах общего положения.
4. Системность. Выделение любого региона следует из составляющей его открытой поли-структурной системы, нарушение хотя бы одного элемента которой приводит к деформации. Понятие «комплекс» используется в локальных исследованиях, а «система» - при исследовании объектов планетарного уровня (в международной экономике).
5. Открытость. Любой внутренний регион не может быть закрытым для мировых экономических процессов, то есть автономность его не может быть абсолютизированной.
6. Цикличность. Внутренние регионы способны к подъемам и спадам, которые переживает страна, однако амплитуда этих колебаний может быть разной - от 10-15 лет до 70 (согласно концепции Дж. Лессинджера) [20].
Регион является узлом социально-экономических процессов и его нельзя рассматривать как простую совокупность объектов, как территорию с определенными природными и социальными условиями [29].
В регионах создалась база для формирования собственных пространственных факторов как источников роста экономического потенциала.
Учитывая особую роль пространственных факторов в росте экономического потенциала региона, сформировался отдельное научное направление в региональной науке - пространственная организация и пространственное взаимодействие, которые имеют практическое значение для разработки новых положений региональной политики. Пространственный фактор в региональных исследованиях представлен трудами В. Айзарда, О.Гранберга, П. Хаггета, Б. Хорева, А. Гонты, Л. Гринев и других ученых. Ключевым постулатом этих и других авторов является представление об экономическом потенциале территории не только как о множестве объектов природно-экономического содержания. В этих работах представлены новые подходы к вопросам развития, учитывающие пространственную динамику роста как за счет материальных, так и за счет нематериальных факторов.
Современное состояние изучения системы развития регионов характеризуется существованием различных направлений:
• во-первых, это общеполитическое развитие, которое находится в русле государственной региональной политики;
• во-вторых, общее экономико-правовое развитие, которое осуществляется путем внедрения общегосударственных правил, процедур, конкретных норм государственного и регионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов;
• в-третьих, развитие осуществляется благодаря государственной селективной поддержке регионов. Поэтому необходимы исследования по созданию единой методологической концепции развития регионов с учетом пространственных факторов [17, с. 30].
Нерешенными остаются оптимизация соотношения социальных, экономических, национальных, демографических, экологических и культурных факторов и направлений в региональной политике. Требуют дальнейшего изучения также пространственные факторы межрегиональных взаимодействий.
Этимологически термин «потенциал» происходит от латинского слова «pоtentiа», что означает «возможность», «мощность», «силу», «скрытые возможности». В соответствии с задачами, исследователи употребляют много определений потенциала, среди которых: системный, производительных сил, оборонительный, природно-ресурсный, хозяйственный, демографический (структура населения, динамика воспроизведения), производственный, промышленный, сельскохозяйственный, инфраструктурный, социально-экономический, экономический, научно-технический, интеллектуальный, кадровый, строительный, информационный, организационный, экономико-географического положения (периферийное или глубинное положение региона) и др. [32].
Термин «потенциал» употребляется в случаях, когда нужно определить «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [18, с. 55].
Такое толкование смыслового содержания термина «потенциал» позволяет применять его в самых различных отраслей науки и деятельности человека в зависимости от того, какие именно факторы интересуют исследователя: запасы, источники, средства и др. Среди многообразия потенциалов нас интересует такое понятия как «экономический потенциал». Из существующих толкований экономического потенциала мы выбираем такое определение, которое, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что экономический потенциал - это возможность хозяйственной системы осваивать, перерабатывать все имеющиеся ресурсы для удовлетворения общественных потребностей. Мы рассматриваем экономический потенциал как систему пространственных факторов, которыми являются неиспользованные, скрытые пространственные факторы экономического потенциала, как: агломерационные преимущества (большое пересечения в регионе межотраслевых связей) и агломерационные недостатки (перенаселения) умения и мобильность рабочей силы; новые институты, способные успешно внедрять эффективную политику регионального развития; знания людей, их культура (уровень урбанизации, образованность населения, наличие научных и культурных центров, качество жизни); экономическая теория; предпринимательский климат и способность к предпринимательству, креативность, способность создавать кластеры и другие предпринимательские сети; консолидация; сотрудничество; патриотизм; историческая память о прошлое; этнорелигиозные особенности [8, с. 122].
Сочетание этих и других пространственных факторов считается необходимым условием любого процесса развития территории, поэтому территория рассматривается не просто как реципиент, где различные агенты действуют независимо друг от друга, но и одновременно как орудие и фактор, влияющий на экономическое развитие в регионах. Такое понимание пространственного аспекта содержит одновременно социальные, культурные и исторические компоненты, каждый из которых взаимодействует с другими и прямо или опосредованно влияет на показатели экономической деятельности региона. Такой подход позволяет пересмотреть отдельные меры региональной политики и утверждать, что факторы роста – это факторы экономического пространства. Именно этим факторам относится роль преодоления межрегионального неравенства.
Межрегиональная неравенство определяется в наше время не только разницей в уровне доходов, но и качеством окружающей среды, уровнем развития инфраструктуры, а также социальной институциональной ситуацией, в которой действует местный бизнес.
Социально-экономические дисбалансы возникают не только между регионами, но и постоянно возникают внутри самих регионов - в развитых регионах возникают ареалы, переживают спад, тогда как в отсталых областях возникают полюса роста. Новые коммерческие связи производственных систем и локальной среды требуют иначе, по-новому подходить к проблеме малых и средних городов [5, с. 7].
Региональная экономическая политика не должна быть набором любых мероприятий, но должна иметь в виду выделение субрегиональных уровней, для которых необходимо выработать адекватную стратегию развития. Таким образом, речь идет о субрегиональной политике, которая формируется в тесной взаимосвязи с политикой застройки территорий, в том числе с политикой развития отдельных городов и регионов трансграничного сотрудничества.
Новые приоритеты региональной экономики требуют также изменения средств, которые обеспечивали достижения поставленной цели. Если раньше задачей региональной политики был защиту слабых регионов от международной конкуренции путем финансовых дотаций извне, а также протекционизм по отношению к местному неэффективного и неконкурентоспособного производства, то сегодня задача состоит в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность слабых регионов на мировых рынках.
Задача эта решается, рядом с другими, путем устранения технологической отсталости и развития способности локальной системы не только генерировать, а скорее воспринимать и своевременно вводить различные инновации.
Если старая политика усиливает зависимость региональной экономики от развития регионов лидеров, то новая должна способствовать устойчивому развитию всех регионов без исключения, что и должно привести к высокой конкурентоспособности национальной экономики и определит ее место в глобальной экономике.
Можно сделать вывод о том, что почти все мероприятия современной региональной экономической политике государства подчинены единой стратегической цели: структурному превращению региональных экономик и их сбалансированному и максимально социально безболезненному приспособлению отдельных регионов к новым условиям функционирования.
В контексте проблемы необходимо отметить, что особое значение приобретает системная оценка состояния регионов для целей государственной региональной политики. Отсутствие такой оценки не дает возможности правильного выбора объекта принятых решений, взвешенного определения приоритетов использование все более дефицитных ресурсов, достоверной оценки полученных результатов [11, с. 46].
Поскольку наше внимание акцентируется не просто на экономическом потенциале, а на пространственных факторах его проявления, то необходимо принимать во внимание региональные особенности общественного развития конкретного региона.
Все пространственные факторы должны быть рыночно ориентированные и базироваться на принципах экономической эффективности и развиваться в следующих направлениях: повышение роли региональной и местно власти; развитие прямого сотрудничества между регионами, осуществление совместных проектов; привлечение на ключевые управленческие должности высококвалифицированных специалистов; улучшение состояния окружающей среды.
Приоритет пространственных факторов в региональном развитии означает отказ от традиционных путей и формирование адекватных современности новых подходов к национальной региональной экономической политики. В то же время упор на местные силы может привести к недооценке важности связей местных условий со структурными макроэкономическими тенденциями и в конечном счете могут привести к региональной изоляции.
Акцентирование региональных преимуществ в структурной перестройке экономики - это реализация на практике принципа субсидиарности в распределении властных и финансовых полномочий между центром и регионами. Этот принцип означает, что система
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алимусаев Г.М. Региональные аспекты управления бизнесом с учетом эффективных зарубежных подходов // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2008. – №2. – С. 15-20.
2. Астапов К. О концепции адаптивно-стабильного развития в современном мире // Общество и экономика. –2006. –№7-8. –С.221-244.
3. Бергер Я.М. Китайская модель развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – №9. – С. 73-81.
4. Василенко В.Н. Архитектура регионального экономического пространства: монография. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд». 2006. –311 с.
5. Василенко В.Н. Об основных конструктивных элементах экономического пространства // Экономика и право. –2009. –№2. –С .5-10.
6. Гранберг А., Зайцева О. Темпы роста в национальном экономическом пространстве // Вопросы экономики – 2002. – № 9. – С. 45-48.
7. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. – 3-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 114 с.
8. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. –М.: Прогресс, 2006. – 526 с.
9. Краснопольский Б. X. Мифы и реальности экономического районирования // Пространственная экономика. – 2011. – № 2. – С. 45-49.
10. Лавлинский С.М. Модели индикативного планирования социально-экономического развития сырьевой территории //Проблемы прогнозирования. –2005. –№3. –С. 63.
11. Лавровский Б. Измерение региональной асимметрии на примере России // Вопросы экономики. – 2015. – № 3. – С. 42–52.
12. Леш А. Географическое размещение хозяйства. – М.: Прогресс, 1959. – 456с.
13. Мазур А.Г. Региональная парадигма общественного развития. – М: Книга-Вега, 2007. – 160 с.
14. Портер М. Международная конкуренция.–М.: Междунар. отношения, 1993.– 896 с.
15. Сурнина Н.М. Пространственная экономика: теоретико- методологическое и научно-практическое исследование: автореферат д-ра экон. наук: 08.00.05 / Н.М. Сурнина. – Екатенбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003. – 43 с.
16. Суспицын С.А. Пространственная результативность государственного регулирования // Регион: экономика и социология. – 2003. – № 2. – С. 18.21.
17. Сухарев О. Функциональность и дисфункциональность хозяйственных систем: инновации, инноваторы и экономическая политика / О. Сухарев, И. Татаринцева // Инвестиции в России. – 2014. – №3. – С. 28-37.
18. Туровский Р. Баланс отношений «Центр-регионы» как основа территориально-государственного строительства // МЭиМО. – 2013. – № 12, ч.1. – С. 54-65.
19. Ушаков А.К. Разработка прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели / А.К.Ушаков, Л.А.Рязанова, Д.Л.Андрианов, Е.В.Переятенцева и др. // Российский экономический журнал. –2000. –№2. –С.72-86.
20. Bache I. The Politics of European Union Regional Policy: Malti – level Governance or Flexible Gateriping. – Sheffield: Sheffield Academic Press, 1998. – 530 p. Christiansen T. The Territorial Politics in the European Union // Journal of European Public Policy. – 1999. – № 6/2. – June. – Р. 349–357.
21. Beijing, like Shanghai, keeps 2018 economic growth target at about 6.5 percent – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-china-economy-beijing-shanghai/beijing-like-shanghai-keeps-2018-economic-growth-target-at-about-6-5-percent-idUSKBN1FD0ST - Дата обращения: 29.05.2018.
22. Doing Business in Pekin. Economic development – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pekinchamber.com/pekineconomicdevelopment.html - Дата обращения: 29.05.2018.
23. Jeppesen T. Environmental Regulation in a Federal System. – Cheltenham: Edward Elgar, 2012. – 109 р.
24. Grafton Q., Pendleton L., Nelson H. A Dictionary of Environmental Economics, Science and Policy. – Cheltenham, 2001. – 140 р.
25. Montiel P. Macroeconomics in Emerging Markets. – Cambridge: Cambridge University Press, 2003. – 195 р.
26. Moses L. M. Location and the Theory of Production (Spatial Economic Theory). – New York; London, 1970. – 526 p.
27. Lessinger J. Region of Opportunity. A Bold New Strategy for Real Estate Investment with Forecasts to the Year 2010. – N.–Y.; Toronto: Times Books, 1986. – 305 p.
28. Ohlin B. Interregional and International Trade. – Cambridge (Mass.), 1967. – 439 p.
29. Keating М. The Politics of European Union Regional Policy // Journal of European Public Policy. – 1994. – № 1/3. – Р. 367-393.
30. Pollack M. Regional Actors in an Intergovernmental Play: The Making and Implementation of EC Structural Policy. – L.: Rhodes and Mazey, 1995. – Р. 361-390.
31. Sakwa R. Russian Regionalism, Policy – Making and State Development // Shaping the Economic Space in Russia / Ed. by Stefane Harter, Gerald Easter. – Aldershot: APL, 2000. – Р. 16-18.
32. Siebert H. The World Economy. Second edition. – London; New York: Routledge, 2002. – 155 р.
33. Wu D., Ning S. Dynamic assessment of urban economy-environment-energy system using system dynamics model: A case study in Beijing. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29482186- Дата обращения: 29.05.2018.