Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что при условиях развития современной системы отечественного образования возрастает значение инновационных процессов в результате того что появляется надобность усовершенствования содержания и развития всей системы образования.
Во время управления инновационными процессами в образовательном учреждении нужно создать необходимые условия, устанавливать закономерности, планировать этот процесс при учете внутреннего потенциала сотрудников коллектива, их мотивации к деятельности в условиях инновационного процесса.
В настоящее время в науке и образовании существует довольно большой комплекс исследований, которые относятся к проблематике управления инновационными процессами в образовательном учреждении. Так, теоретико-методологическая направленность социального управления ОУ была в поле зрения таких авторов как Г.В. Афанасьев, А. И. Берг, В. И. Садовский. Проблематику управления в образовательных учреждениях исследовали М.М. Поташника, П. И. Третьякова, В. С. Лазарева. Организационные особенности управляющей системы, а также особенности управленческого взаимодействия рассматривали такие авторы как Т.И. Шамова, В.И. Бовыкин, М.И. Махмутов. Основополагающие функции, а также структуру процесса управления в образовательном учреждении исследовали Ю.К Бабанский, И.А Богачек, Т.М. Давыденко, Н.В. Немова, Ю.В. Васильев. Педагогическая направленность в сфере управления образовательным учреждение представлена в работах И.Ф Исаева, А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевского, О.Г. Хомерика, Е.А. Ямбурга.
И как результат на основании исследования литературных источников, анализа педагогического опыта, личного опыта управленческой деятельности было предопределено противоречие между существующим социальным заказом, состоящим во включении сотрудников образовательных учреждений в инновационный процесс и недостатком работ направленных на исследование особенностей управления инновационными процессами в образовательных учреждениях.
Данные противоречия предопределили проблему настоящего исследования, которая состоит в обобщении особенностей управления инновационными процессами в образовательном учреждении.
Актуальность исследуемой проблемы, ее низкая как теоретическая, так и практическая разработанность предопределили направленность настоящего исследования: «Управление инновационными процессами в ОУ».
В качестве объекта исследования выступает образовательное учреждение.
Предмет исследования: инновационные процессы в образовательном учреждении.
Цель исследования состоит в комплексном анализе управления инновационными процессами в образовательном учреждении.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Представить общую характеристику управление инновационными процессами в ОУ.
2. Рассмотреть понятие инновационных процессов в ОУ.
3. Провести анализ системы управления инновационными процессами в ОУ.
4. Выявить критерии эффективности управления инновационными процессами в ОУ.
Методологическая основа исследования, состоит из метода теоретического анализа: изучения, анализа, синтеза, а также обобщения научных и учебных источников литературы, в которой раскрываются особенности управления инновационными процессами в образовательном учреждении; метода системного анализа, частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, которые дали возможность проанализировать заявленную тему и сделать определенные обобщения, а также выводы по теме исследования.
Информационная база состоит из работ таких авторов как Александрова Г.А., Коряковцева, О.А., Набоких, А.А., Николаева, С.В., Плуженская, Л.В., Сизов В.С. и так далее.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в научном обосновании особенностей управления инновационными процессами в образовательном учреждении. Полученные результаты являются теоретико-методологическим основанием для разработки путей и способов совершенствования управления инновационными процессами в образовательном учреждении.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы: руководством образовательного учреждения во время управления инновационными процессами в образовательном учреждении; студентами для подготовки к практическим и семинарским занятиям; учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, для систематизации и обобщения материала.
Структура работы. Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика управление инновационными процессами в ОУ
На данный момент времени вопрос инновационной деятельности наиболее актуальный в результате того, что почти общепринятым высказыванием является тот факт, что современное образовательное учреждение должно быть инновационным. И как результат появляются довольно большие требования к процессу избрания стратегии так как без творческой направляющей инновационный процесс работать не будет .
Для продуктивного воплощения инновационного процесса, а также для снижения сопротивления инновации требуют реформирования всей системы управления состоящей из формирования организационных отношений, которые позволяют довольно результативно применять творческую составляющую всех сотрудников. В это же время существуют определенные принципы, призванные обеспечить положительный инновационный климат. Прежде всего это высокая степень циркуляции сведений между работниками, а также непрерывное совершенствование коммуникаций. Далее следует применение комплексных мотивационных компонентов, которые состоят из разнообразных форм, а также методов финансового поощрения инновационного процесса, а помимо этого большого комплекса мер социально-психологического влияния на сотрудников в результат того, что самую большую творческую составляющую человек может проявить тогда, когда руководство образовательного учреждения приветствует чувство социальной значимости, а также ответственности и последующего профессионального роста. Помимо этого стоит указать процесс вовлечения сотрудников в разнообразные этапы инновационного процесса, которое предупреждает сопротивление педагогов новшествам развивая тем самым показатели трудовой деятельности .
Кроме этого стоит помнить о том, что существует постоянный процесс повышения квалификации сотрудников на основании того, что высокий показатель профессионализм, а также желание постигать самые новые технологии, создавать самые современные программы предопределяют последующий успех.
В это же время определяющее значение в вопросе поддержания инновационного процесса в образовательном учреждении отводят вопросу внедрения новаторской деятельности со стороны администрации. На данный момент времени главная задача руководства это прежде всего не умение лично принимать решения, а готовность создать ситуацию совместного творческого поиска со всеми сотрудниками. И в этом состоит большой смысл, в результате того что каждый сотрудник будет принимать участие в процесс принятия решения, а также в процессе воплощения данного решения, которое он будет воспринимать в качестве личного либо в качестве лучшего из всевозможных .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в образовательном учреждении с целью внедрения определенного новаторства нужно создавать инновационную среду, которая состоит из морально-психологического климата в коллективе, подкрепленного системой разнообразных мер как организационной, так и методической направленности с целью обеспечения процесс управления инновационными процессами.
Глава 2 Анализ практики управления инновационными процессами в ОУ
2.1 Понятие инновационных процессов в ОУ
Происходящие на данный момент времени в России социально-экономические реформы нуждаются в развитии всей системы образования для самого лучшего приспособления к жизни социума. В качестве значимого средства развития системы образования можно назвать инновационные процессы, которые в настоящее время происходят во всех образовательных учреждениях.
Такое понятие как «инновация» возникло от латинского слова «innovato», которое указывает на «обновление» либо «улучшение». Данное понятие изначально возникло в научных трудах XIX в. Но новое звучание ему придают в первой четверти XX в. в своих научных трудах Й. Шумпетер, при исследовании «новейших комбинаций», трансформации экономических систем использовал данное понятие. Педагогика такое понятие, как «инновация» начинает использовать в 50-х годах XX века. Тогда когда в Германии и иных государствах появляются центры относительно исследования и последующего обобщения педагогических инноваций, появляются специальные выпуски периодических изданий в которых затрагивается вопрос нововведений в сфере образования .
Чаще всего инновации появляются во время попыток разрешения обычных проблемных вопросов с применением новых средств, во время продолжительного накопления, а также анализа разнообразных фактов. Именно тогда и появляются качественно новые свойства, у которых есть новаторская составляющая.
Многие самые современные инновации состоят в определенных связях с историческим опытом, то есть у них есть аналоги из прошлого, что предопределяет вывод о том, что инновационный процесс является мотивированным, а также сознательным процессом, который направлен на разработку, освоение, применение, а также распространение новых идей, которые будут актуальными и адаптированными на данный момент времени и соответствовать конкретным показателям. Инновационный процесс призван качественно развивать систему применяющую современные разработки, и является стимулированием участников в результате того что развивает их взгляды на данную систему с точки зрения развития .
Инновационный процесс является достаточно длинным по времени, с начала появления идеи и до ее реализации на практике нужно пройти несколько этапов таких, как:
- внесение предложений относительно вариантов разрешения поставленных задач;
- объемное испытание представленной методики;
- частичное или массовое внедрение;
- окончательное внедрение.
Но в этот момент процесс не оканчивается. Дальнейшее усовершенствование инноваций будет происходить до того момента пока не выявлен самый современный подход к устранению существующей проблемы. Данный подход даст возможность для отслеживания процесса усовершенствования представленной идей, оценивания практической результативности и масштаб внедрения. При этом первый вариант чаще всего забывают, спустя время про него опять вспоминают, придают ему новые качества, которые будут соответствовать современным целям, требованиям. С целью постижения самых современных форм деятельности нужен определенный период времени, определенное научное обеспечение,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александрова Г.А. Стратегия развития образовательного учреждения // В сборнике: Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития. сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 23.
2. Балова В. И. Теоретические основы разработки стратегии регионального развития образовательных учреждений // Вестник НГИЭИ. 2020. №11. С. 3.
3. Борис О.А. Социально ориентированная инновационная организация: теория и практика холистического управления: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Ставрополь, 2018. – 53 с.
4. Байгузина Л.З. Инновационные процессы в системе образовании // Образование: традиции и инновации. 2021. № 2 (33). С. 70-73.
5. Бодарча, Д.В. Информационные технологии в образовании. – М.: Наука, 2020. – 286 с.
6. Дегтярева Е.А. Роль открытых технологий в современных инновационных процессах образования // Материалы международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2020. С. 40-41.
7. Касимова, С.С., Ушакова, К.В., Альжанова, Г.Б. Информационные технологии в образовании Республики Казахстан // Наука и образование новое время. – 2019. – №1. – С.29-31.
8. Коряковцева О.А., Плуженская Л.В. Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения // Социально-политические исследования. 2019. № 4 (5). С. 116.
9. Коряковцева, О. А. Инновационная деятельность: основания и смыслы / О. А. Коряковцева // Традиции и инновации в начальном образовании. Материалы российской научно-практической конференции. – Елецкий ГУ, 2018. – С. 166-170.
10. Матвиевская Е.Г., Тавстуха О.Г. инновационные процессы в системе образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 7. С. 20-25.
11. Набоких, А.А. Инновации в образовании: мода или необходимость / А.А. Набоких, А.В. Ряттель // сборник: Общество, наука, инновации. Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция: Сборник материалов: Общеуниверситетская секция, БФ, ХФ, ФСА, ФАМ, ЭТФ, ФАВТ, ФПМТ, ФЭМ, ФГСН, ЮФ. ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». – Киров, 2020. С. 2996-3000.
12. Плуженская, Л. В., Коряковцева, О. А. Ступая на путь инноваций: концептуальные модели управления знаниями в университете / Л. В. Плуженская, О. А. Коряковцева //Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2 (75). – С. 140–144.
13. Плуженская, Л. В. Управление инновационной деятельностью в университете: проблемы и перспективы. Вопросы общего, высшего и дополнительного образования: сборник статей национальной научно-практической конференции с международным участием / под науч. ред. М. В. Новикова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С.77-92.
14. Рябов Д.А., Кувырталова М.А. Инновационные процессы в образовании // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 254-258.
15. Редакова Е.А. Инновационные процессы в профессиональном образовании // В сборнике: Тенденции развития профессионального образования в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. редактор Е.Е. Журинская. 2020. С. 177-179.
16. Селюк А.В., Куприна А.В., Бардасов С.А. Управление инновационными проектами. - Тюмень, 2020. – 132 с.
17. Сидоркин В.А., Борзова Е.Б. инновационные процессы в образовании // Педагогические науки. 2020. № 3 (72). С. 17-19.
18. Ушакова, К.В. Инновационные технологии в образовательном процессе. //Современные технологии в образовании: Караганда: КарГУ, 2019. – С. 23-25.
19. Ушакова К.В., Садвакасова Р.М. Инновационные процессы в сфере образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 3 (82). С. 57-59.
20. Чобан-Пилецка А.М., Черникова Е.В. инновационные процессы в аспекте технологизации педагогического образования // Современные здоровьесберегающие технологии. 2021. № 4. С. 213-221.
21. Черпакова З.В. Стратегия развития образовательного учреждения // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2019. материалы IX Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 199-201.
22. Шумская Л.А. Об инновационных процессах в образовании // Материалы электронной научно-практической конференции: в 2 томах. 2017. С. 139-143.