Фрагмент для ознакомления
2
Фразовая речь - это форма речевой деятельности, которая свидетельствуют об уровне познавательного и речевого развития дошкольника. О сформированности фразовой речи судят по возможности ребенка хорошо излагать свои мысли посредством фраз, организуя речь семантически и грамматически правильно. Фразовая речь служит предпосылкой для развития связной речи. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего обучения, позволяющие ребёнку успешно социализироваться.
Изучение фразовой речи в онтогенезе развития детей дошкольного возраста, выявление причин и условий её развития активно рассматривала в работах многих известных учёных, например, М. Бородич, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева – изучали этапы развития связной речи. В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, Г.М. Лямина, Е.И. Радина, Е.А. Флерина рассматривали причинно- следственные связи в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Важное значение приобретают вопросы развития фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Значительные трудности в овладении фразовыми речевыми навыками у детей с ОНР обусловлены недостаточным развитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематической, лексической, грамматической, недостаточным формированием произношения и семантических сторон речи. Наличие аномалий в развитии ведущих психических процессов у детей создает дополнительные трудности в овладении фразовой речью.
Организация воспитания детей со слаборазвитой речью предполагает развитие навыков планирования собственных высказываний, самостоятельного ориентироваться в речевых условиях, самостоятельно определять содержание своих слов.
В настоящее время предложены и разработаны различные методы и формы формирования речевой активности у детей с речевыми патологии. Одним из таких методов является сюжетно-ролевая игра. Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Е.А. Аркин, П.А. Рудик, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн и многие другие. Несмотря на широкое географическое поле научных исследований, использование сюжетно-ролевой игры в коррекционном процессе, её применение до сих является предметов многих исследований.
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью использования сюжетно-ролевых игр для эффективной работы по формированию фразовой речи детей с ОНР.
Проблема исследования: каковы возможности использования сюжетно-ролевых игр в развитии фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях?
Тема исследования: «Формирование фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования сюжетно-ролевой игры на логопедических занятиях, направленных на развитие фразовой речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: фразовая речь у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что фразовая речь детей дошкольного возраста с ОНР будет развиваться успешно, если:
- рассмотрены особенности развития фразовой речи детей с ОНР;
- систематизированы методики диагностики развития фразовой речи детей
с ОНР;
- предложены сюжетно-ролевые игры для развития фразовой речи у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть особенности формирования фразовой речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
2. Проанализировать потенциал сюжетно-ролевой игры как средства формирования фразовой речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3.Определить уровень развития фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
4.Провести логопедическую работу по формированию фразовой речи у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры и определить её эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: изучение медико-педагогической документации детей, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
3. Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования прослеживается в том, что разработанный комплекс сюжетно-ролевых игр для формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста может быть полезен в работе воспитателя и логопеда в коррекционной практике.
База исследования: МДОУ д/с 90 «Фонтанчик» г. Волжский Волгоградская область
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры
1.1 Особенности формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности развития фразовой речи у детей дошкольного возраста с ОНР являются актуальной, теоретически и практически важной проблемой.
Явление фразовой речи в процессе развития человека подчиняется законам развития и постепенного становления. Тем самым фразовая речь ребенка формируется с момента овладения им словарной речи до осмысленного самостоятельного высказывания.
Анализируя процесс формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста следует отметить, что недостатки её формирования встречаются у всех дошкольников вне зависимости от наличия или отсутствия речевой патологии. Причин данному явление достаточное множество, но не взирая на наличие или отсутствие диагноза, необходимо обращаться внимание специалистов к качеству сформированной у ребенка-дошкольника речи.
В случае выявления у ребенка-дошкольника трудностей формирования фразовой речи, коррекционная работа проводится в комплексе с разными специалистами и технологиями, так как необходимо не только развитие фразовой речи, но и минимизации причин, вызывающих её недоразвитие.
Фразовая речь представляет собой сложную форму коммуникации. Она выражается в возможности ребенка максимально полно и разнообразно употреблять в речи разные части речи, комплектовать их в предложения в соответствии с синтаксическими и грамматическими правилами, с также соблюдая логическую связь речи. Единицами фразовой речи являются слова, словосочетания и предложения.
Если обратиться к понятию «фраза» с точки зрения лингвистической науки, то под «фразой» понимается самостоятельное логическое высказывание, ограниченное временем.
По мнению А. С. Герасимовой, фраза выступает высшей фонетической единице, которая обладает законченной мыслью и включает в себя просодические свойства языка [10].
В противодействие утверждением А. С. Герасимовой, Т. А. Ладыженская выступает с мнением о том, что фраза есть наименьшая речевая единица, кумулирующая в себе общение. Тем самым Т. А. Ладыженская отожествляет фразу с предложением, так как фраза имеет грамматическую целостность, обусловленную семантической и интонационной формами [24].
Таким образом, многие исследования подчёркивают, что в основе фразовой речи является её предикативность, т.е. соответствие отношение речи к действительности.
Обобщая представленный материал, мы выделим, что в рамках данного исследования фразовую речь детей мы будем изучать на уровне предложения.
Большинство авторов учитывают особенности фразовой речи с нескольких сторон.
A.M. Бородич так понимает понятие «фразовая речь» - семантически подробное выражение (набор логически взаимосвязанных предложений), необходимых для общения и взаимопонимания [5].
Л.С. Выготский считает, что фразовая речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью: связь речи - это связь мыслей. Фразовая речь обуславливает логическое мышление ребенка, его способность понимать и правильно выражать воспринимаемое. По тому, как ребенок формирует свои слова, мы можем говорить об уровне речевого развития [7].
С.Л. Рубинштейн замечает, что фразовая речь - это та, которую можно хорошо понять, основываясь на ее собственном тематическом содержании [37].
С идеей Л.С. Выготского соглашается и А.А. Леонтьев, который в описании термина «фразовая речь» отражает тот факт, что это «… последовательность взаимосвязанных мыслей, в точно выраженных словах и предложениях» [27, с. 36].
Научившись говорить, ребенок учится думать, но, научившись думать, он также развивает свои речевые способности.
В.П. Глухов отмечает, что с точки зрения функциональности фразовая речь определяет возможности коммуникации между людьми. Фразовая речь всегда построена на одной тематике, связанных частей речи, представленных единой семантически структурной целостностью [11].
В.К. Воробьева рассматривает фразовую речь как вид речевой деятельности, являющийся результатом коммуникации на уровне текста [6].
Н.П. Ерастова выделяет 4 группы общения, заложенных в связной речи:
- логический - интерес речи к объективному миру и мышлению;
-функциональность и стиль - важность общения для партнеров по общению;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
2.Арсеньева, М.В. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: (на материале детской художественной литературы) / М. В. Арсеньева, Л. Б. Баряева // Специальное образование. – 2019. – № 4 (56). – С. 17-26.
3.Бардышева, Т.Ю. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 240 с.
4.Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2017. – №7. 6. – С. 35-38.
5.Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич . – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
6.Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
7.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгоский. – М.: Лабиринт, 2017. – 352 с.
8.Галкина, С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта / С. Ф. Галкина. // Логопед. – 2019. – №5. – 19-27 с.
9.Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.Ю. Секачев. – М., 2019. – 231 с.
10.Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 160 с.
11.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
12.Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология – 1994. – № 2. – С. 52-76.
13.Дирксен, О. В. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников / О. В. Дирксен, Л. И. Скворцов, П. П. Ларионова // Наука и образование сегодня. 2018. №6 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-syuzhetno-rolevyh-igr-v-razvitii-doshkolnikov (дата обращения: 03.02.2023).
14.Донцов Д.А. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности: учебное пособие / Д. А. Донцов, М. В. Донцова; под редакцией Д. А. Донцов. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2019. 308 с.
15.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
16.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
17.Зайнуллина, Г.Р. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста / Г. Р. Зайнуллина // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-syuzhetno-rolevyh-igr-kak-sredstva-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 03.02.2023).
18.Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2019. – 316 с.
19.Игровые диалоги: Речевое общение; Сюжетно-ролевые игры: Для детей 5-7 лет (худ. Колпакова Н.А.) Рычагова Е.С. Иванкова Р.А. Арушанова А.Г. Изд-во Карапуз 2005.
20.Исаичкина, С. Ю. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста / С. Ю. Исаичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65678/ (дата обращения: 03.02.2023).
21.Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с.
22.Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М.: 2020. – 86 с.
23.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Сфера, 2017. – 128 с.
24.Ладыженская, Т. А. Связная речь / Т. А. Ладыженская // Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980.
25.Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схема: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. М., 2019. – [Электронный ресурс] // Университетская библиотека онлайн. – Режим доступа: http :// biblioclub. ru/.
26.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. – 173 с.
27.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. –М.: Просвещение. 1969. – 214 с.
28.Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
29.Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. – М.: МГУ, 1975. – 65 с.
30.Макарова, Е.Д. Подготовка педагогов к организации игровой деятельности дошкольников / Е. Д. Макарова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogov-k-organizatsii-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения: 03.02.2023).
31.Мастюкова, Е.М. Логопедия / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.
32.Миронова, Н. Как учить дошкольника связной монологической речи / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
33.Методы обследования речи у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с.
34.Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. – М., 1986. – 140 с.
35.Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
36.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
37.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштей н. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
38.Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». – 2017. – 112 с.
39.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
40.Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с.
41.Филичева, Т.Б. Основные направления коррекционной работы. Логопедия. Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; под ред Л.С. Волковой, 5 книга. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 480 с.
42.Шаховская, С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей / С.Н. Шаховская. – М., 2019. – 165 с.
43.Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 240 с.
44.Шмидт В.Ф. Психоаналитические и педагогические труды / под науч. ред. С.Ф. Сироткина. Ижевск : ERGO, 2009. – 346 с.
45.Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. – Спб., 2017. – 259 с.
46.Яшина, В. И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет / В. И. Яшина. // Хрестоматия по теории и методике развития речи. – М.: 1999. – № 1. – С. 456-460.
47.Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б. Эльконин // Психологическая наука и образование. - 1996. - Т.1. - № 3. - С. 5-18.