Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы использования элементов педагогики Марии Монтессори для развития речи дошкольников
1.1. Методологические основы педагогики М. Монтессори
Мария Монтессори стала одним из тех практиков и исследователей, чьи труды легли в основу развития педагогики. По своему происхождению М. Монтессори была итальянкой, она родилась в 1870 году в небольшом городе Кьяравалле. Мать Марии была из старинного итальянского рода, а отец имел высокий государственный чин. Родители во многом способствовали тому, что Мария Монтессори получила качественное образование.
Учёба давалась Марии легко, она проявляла неординарные способности к естественным наукам. Несмотря на то, что в XIX веке существовали серьёзные ограничения для женского образования, ей удалось пройти обучение в гимназии и получить профессию врача. Мария Монтессори активно боролась за равноправие женщин. Трижды она была номинирована на Нобелевскую премию [18].
Наличие медицинского образования, а также интерес к педагогической профессии привели Марию Монтессори к мысли о том, что умственно отсталые дети в первую очередь нуждаются в особом педагогическом подходе, а не в медицинской помощи. В связи с этим такие дети должны проходить обучение в традиционной школе и в соответствующих условиях. Данная идея была новой на данном этапе педагогического развития. Она привела к тому, что общественное отношение к детям-инвалидам стало меняться.
Методы обучения Марии Монтессори начинают активно внедряться в педагогическую практику с 1909 года, а в 20-х годах прошлого столетия они стали признаваться и на международном уровне.
Важно отметить, что Мария Монтессори уделяла серьёзное значение подготовке педагогов. С данной целью была создана международная ассоциация Монтессори (AMI), которая продолжает свою деятельность и в настоящее время, несмотря на то что является старейшей в мире Монтессори-ассоциацией. AMI была учреждена в 1929 году в Амстердаме самой Марией Монтессори и её сыном Марио, который полностью разделял её методы. Именно Марио возглавил AMI после смерти М. Монтессори в 1952 году.
Центр подготовки Монтессори-педагогов на базе AMI существует с 1938 года. Сейчас он имеет представительство в 110 странах, где курсы проводятся по единой схеме. Помимо подготовки Монтессори-учителей задачей Ассоциации остаётся «поддержание, развитие и популяризация педагогических принципов и практики, сформулированных доктором Марией Монтессори для полноценного развития человеческой личности» [24].
Следует отметить, что принципы обучения Марии Монтессори имеют существенные отличия от традиционных педагогических подходов. Они не предполагают классно-урочную систему обучения. В центре обучения по системе Монтессори лежит собственно личность ребёнка со всеми её уникальными интересами и особенностями. При этом педагогу важно учитывать индивидуальность каждого ребёнка в процессе обучения. Девиз системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
В основе системы М. Монтессори лежат принципы гуманизма, самостоятельности и саморазвития, идея свободы в процессе воспитания в специальных условиях внешней среды. Система М. Монтессори является авторской и одной из самых известных систем воспитания и развития ребенка, в которой акцент делается на индивидуальном развитии ребенка в его собственном темпе. Данная система подходит как нормотипичным детям, так и детям с особыми образовательными потребностями. Взрослому отводится роль помощника в развитии личности ребенка.
С позиции О.Н. Сафаралиевой, система М. Монтессори – это процесс самостоятельной работы ребенка по развитию своей личности с использованием конкретных дидактических методик и материалов, самостоятельный поиск решений проблемных ситуаций в процессе общения и предметного взаимодействия с другими детьми.
Система М. Монтессори делает акцент именно на самостоятельности в процессе развития ребенка. Целью данной системы выступает раскрытие внутреннего потенциала личности на основе предоставления максимально возможной свободы в индивидуальном развитии. Педагог является помощником, сотрудником в процессах личностного развития, он только помогает осваивать ребенку окружающий мир.
Для педагога, работающего в соответствии с системой М. Монтессори, важно поддерживать самостоятельность и инициативность ребёнка. Его основная задача – это направлять обучающего в его познании окружающего мира. В целом метод Монтессори основан на естественном интересе ребёнка к окружающему миру. Дидактический материал, который разрабатывается в соответствии с данным методом, позволяет ребёнку выявить и проанализировать собственные ошибки и своевременно их исправить. При этом на ошибки ребёнка не должен указывать взрослый: это может снизить интерес к процессу обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155(ред. От 21.01.2019)»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России14.11.2013 N 30384 (электронный ресурс)- URL: https://ciur.ru/srp/srp_ds33/DocLib11
2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика. – Казань, 2017. – 608 с.
4. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. – 2016. - № 1. – С.74-85.
5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с
6. Богуславский М.В. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори / М. В. Богуслаский, Г. Б. Корнетов. – М.: Издат. Дом «Карапуз». – 2017. – 272 с. – C. 3.
7. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. Пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
8. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. – М.: Аркти, 2017. – 96 с
9. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. Пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. – 486с.
11. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с
12. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
13. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
14. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори / Н. Г. Тарасенко; Белгород. гос. ун–т. – Белгород: Изд–во Белгор. гос. ун–та, 2018. – 229 с. – C. 68.
15. Дворкина, Н.И. Необходимость развития познавательной активности старших дошкольников как основы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 2013. С. 101-102.
16. Дьяченко, И. И. Педагогическая теория Марии Монтессори в общественном дошкольном воспитании России первой половины XX века: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Мурманск, 2000. – 167 c. – C. 12, C. 70-74.
17. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-Мансийск, 2014. С. 49-57
18. Идея свободного воспитания в педагогике М. Монтессори / Г. В. Брыжинская // Нар. образование. – 2017. – № 5. – С. 23–32.
19. Как школа Монтессори решает социальные задачи общества / Е. Хилтунен // Пед. техника. – 2017. – № 3. – С. 30–34.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. – М.: Академия, 2017. – 176 с.
21. Козлова, А.Ю. Психолого-педагогические условия развития инициативности и самостоятельности дошкольников в условиях театрализованной деятельности // Вестник научных конференций. 2015. № 2-6 (2). С. 54-57.
22. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Моск. Психолого-социальный ин-т, 2017. – 384 с.
24. Любина, Г. А. Работа с родителями в Монтессори–группе: из опыта работы / Г. А. Любина. – М.: 2017. – 40 с.
25. Место идеи М. Монтессори о «космическом воспитании» в формировании мировоззрения человека XXI века / Н. Г. Тарасенко // Науч. ведомости Белгор. гос. ун–та. Сер. Педагогика. – 2016. – Вып. 1. – С. 282–289.
26. Монтессори в России. Новый взгляд: сб. науч.–практ. ст. [Вып. 1] / Моск. центр Монтессори; под ред. К. Е. Сумнительного. – М.: Грааль, 2018. – 123 с. – C. 51- 54.
27. Монтессори М. Впитывающий разум ребёнка. – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЁРЫ», 2019. – 365 с. – C. 67.
28. Монтессори М. Научная педагогика. В 2–х томах. Том 1. Дом ребёнка – М.: Народная книга, 2014
29. Монтессори М. Как развить внутренний потенциал человека – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЁРЫ», 2018. – C. 52.
30. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому – М.: Изд–во Карапуз, 2016.
31. Монтессори, М. Дети – другие / М. Монтессори – М.: Карапуз, 2017. – 99 320 с.
32. Монтессори М. Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг). – М.: РГГУ, 2017. – 604 c.
33. Монтессори–материал: [пед. методика М. Монтессори: пер. с нем.] Ч. 1. Школа для малышей. – М.: Рос. Монтессори–центр: Мастер; Zelhem: Nienhuis, 2018. – 79 с. – C. 25-27
34. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 808 с.
35. Санькова, О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений/ О.А. Санькова // Среднее профессиональное образование. – 2017. - № 10. – С. 21- 22.
36. Сафонова, О. Активизация речевого общения старших дошкольников / О. Сафонова // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 1. – С. 50-56.
37. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 6. – С. 6- 7.
38. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2018. – 151 с.
39. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации. М., 2015.
40. Трубайчук, Л.В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2019. - № 6. – С. 85-91.
41. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка – ООО «Гум. Изд. Центр ВЛАДОС», 2017–78 с.
42. Чернецкая, А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/ А.В. Чернецкая. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2018.- 512 с