Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Сущность понятия «зависимое поведение»
Под склонностями в научной литературе понимается избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься [6, с. 70].
Первое, что характеризует с психической стороны человека, – это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности. Между понятиями «интерес» и «склонность» имеется некоторое различие [1, с. 78].
Формирование склонностей может определяться целым рядом причин, которые относятся к различным категориям (рисунок 1.1) [1, с. 80].
Рисунок 1.1. – Основные причины возникновения склонностей как типа состояния личности
Зачастую склонность может появиться не только по одной из указанных на рисунке 1.1 причин, но и после воздействия комплекса причин, которые обычно накладываются одна на другую.
При этом склонности у человека могут быть как конструктивными (например, способности к чему-то), так и деструктивными (например, зависимости) [6, с. 72].
Зависимое поведение довольно часто является предметом исследования и подробно описывается в психолого-педагогической литературе, формируя различные подходы к данной проблеме.
Под зависимым поведением Н.В. Середина и И.В. Черныш определяют стереотипные поведенческие паттерны, которые используются человеком для достижения психологического комфорта: снижения уровня стресса, тревожности или фрустрации. Если личность в какой-то момент становится зависимой, то ее жизнь значительно усложняется, ведь те поведенческие паттерны, к которым она привыкла в прошлой жизни, значительно усложняются [24, с. 28].
Как утверждают указанные авторы, человеку приходится постоянно искать способы реализации новых, более сложных поведенческих моделей, зачастую находясь в противодействии с окружающим миром, поскольку в процессе удовлетворения насущных потребностей зависимых людей часто встречаются различные препятствия и барьеры.
В момент появления у человека зависимости все его сознательное и подсознательное начинает подчиняться новым моделям поведения. Человек чаще всего меняется, некоторые черты его характера акцентуируются в сторону удовлетворения своей потребности, лежащей в основе зависимости [16, с. 90].
По мнению Н.Н. Мехтихановой, в основе любой зависимости лежит рефлексивно-обусловленное поведение, которое повышает уровень стресса у человека. Это психологический парадокс, ведь поведение, основанное на рефлексии, не дает человеку необходимости осмысливать происходящие события, использовать сознание и разумные объяснения. Рефлексия возникает на основе эмоций, которые впоследствии и рождают стресс и фрустрации [12, с. 54].
В тот момент, когда у здорового человека возникает стресс, он старается выбрать те формы поведения и типы принятий решений, которые будут эффективны для борьбы со стрессом. Это позволяет человеку адаптироваться в сложной эмоциональной среде.
Как показывает исследование Н.П. Барковой и И.В. Ярославцевой, зависимость не всегда сопровождается выраженными эмоциональными реакциями и навязчивыми желаниями. Однако в абсолютном большинстве случаев при невозможности контактировать с объектом зависимости у человека формируются неадекватные реакции – агрессия, депрессия, девиантное или делинквентное поведение, суицид и т.д. [4, с. 83].
С точки зрения О.В. Кузиной, зависимость, в первую очередь, имеет эмоциональную природу. Люди пытаются бороться со своими зависимостями – по собственной воле или по рекомендации или принуждению других людей. Но сам процесс избавления от зависимости имеет спорный характер [10].
Это связано с тем, что в ходе коррекции аддиктивного поведения у личности вырабатываются определенные механизмы мышления, нормы поведения, стандарты, запреты, которые оказывают ограничивающее влияние на психику, заставляя человека жить так, как ему не хочется, как он не привык [23, с. 54].
Как считают П.А. Титоренко, Н.В. Заврагина и О.А. Кутайсова, человек, имеющий зависимость, постепенно, ощущает опустошение, теряет интерес к жизни, выполняет действия автоматически, осуществляя примитивную жизнедеятельность. Нравственные ценности не представляют для зависимых людей никакой важности, социальные связи перестают быть значимыми и интересными [26, с. 18].
Важно и значимо становится только то, что прямо или косвенно связано с удовлетворением потребности в контакте с объектом зависимости, отсюда формируются определенные негативные социальные связи, происходит вступление в неформальные группы, которые могут оказать содействие в достижении данного контакта [16, с. 93].
Итак, к химическим зависимостям исследователи относят:
– наркотики и алкоголь;
– табак и электронные сигареты;
– психотропные препараты, антидепрессанты и нейролептики.
Нехимические зависимости, по мнению А.П. Осьминой, Е.Н. Навадкиной и И.М. Головановой, включают в себя [18, с. 154]:
– компьютерную зависимость: зависимость от компьютерных игр, интернета и социальных сетей;
– пищевую зависимость – патологическое пристрастие к вредным продуктам или перееданию;
– кибер-секс – зависимость от порносайтов и виртуального секса, которая разрушает возможность человека построить нормальное гармоничные отношения, в том числе и сексуальные [23, с. 57].
Таким образом, вслед за Н.В. Серединой, И.В. Черныш и Н.Н. Мехтихановой, в своей работе мы определяем зависимое поведение как один из типов девиантного поведения с формированием при этом стремления к уходу от реальности с помощью искусственного изменения индивидом своего психического состояния через прием отдельных веществ либо же постоянной фиксацией своего внимания на конкретных видах деятельности для развития интенсивных эмоций. Выделяют 2 вида зависимостей, такие как: химические и нехимические.
1.2. Причины и этапы формирования зависимости у старших подростков
Старшие подростки являются той возрастной категорией, которая наиболее психологически уязвима и восприимчива к сложностям окружающей среды. Старшим подросткам, в силу своих физиологических и психических особенностей, сложно справляться со стрессом, различными жизненными ситуациями, которые могут вызвать негативные эмоциональные реакции [19, с. 41].
С.А. Потапова определяет возраст 15–17 лет как период постепенного перехода от детства к юности, когда личность еще соответствует модели детского поведения, но уже воспринимает взрослый мир как свой, пытаясь адаптироваться. С этим связано большое количество стрессов и фрустраций, которые могут стать основной причиной формирования зависимого поведения – поиска легких путей справиться с неожиданно нахлынувшим на старшего подростка стрессом [20, с. 92].
Современная молодежь старается облегчить свою жизнь различными способами, но получается иначе, жизнь оказывается гораздо более сложной, требования – более высокими, а это не входит в планы старших подростков, и на этом фоне у них формируются серьезные эмоциональные проблемы, которые сначала создают стресс, потом фрустрацию, а, в итоге, в процессе поиска выхода из фрустрации – зависимость [29, с. 55].
Как отмечает С.В. Гарганеев, возникновение зависимости у старшего подростка происходит также в тех ситуациях, когда модель воспитания, принятая в родительской семье, не требует от ребенка ответственности. В таких условиях ребенок растет и развивается не как полноценная личность, к которой предъявляются определенные, достаточно строгие требования [7].
В современном мире такая манера воспитания детей становится очень популярной. Это связано с тем, что родители постоянно заняты, стараются максимально заработать, чтобы обеспечить безбедную жизнь, а также будущее своему ребенку.
Поэтому на ребенка (а особенно когда он достигает подросткового возраста) родители не обращают достаточного внимания, и он начинает социализироваться самостоятельно.
И.М. Александрова, Ю.А. Фролова и М.А. Щербаков отмечают, что к окончанию школы подростки зачастую не могут самостоятельно себя обслужить – приготовить завтрак, постирать белье и т.д., т.е. оказываются совершенно не готовыми ко взрослой жизни. На фоне сверстников, родительская семья которых придерживалась другой модели воспитания, они теряют авторитет в группе сверстников, что вызывает у них фрустрацию [3, с. 63].
Но, исходя из того обстоятельства, что они не привыкли ни за что нести ответственность, они начинают предъявлять претензии своим родителям, вложившим в них все свои ресурсы, и начинаются конфликты, уходы из дома, начало деградации – как психологической, так и социальной.
Отсутствие выраженного чувства ответственности, самостоятельности и локуса контроля является еще одной серьезной причиной возникновения зависимостей у старших подростков [19, с. 42].
При отсутствии ответственности у старшего подростка ярко проявляется эгоизм и эгоцентризм. Когда у него формируется фрустрация, он тут же хочет, чтобы все обращали внимание на то, как ему плохо, жалели его, сочувствовали, бросали все свои дела, чтобы его выслушать. Однако родители не являются тем близким окружением старшего подростка, которым он смог бы доверить свои тайны, а друзья и сверстники занимаются своими проблемами, и также хотят быть в центре внимания [29, с. 56].
Поэтому старший подросток остается один на один со своими переживаниями (первая любовь, отторжение социума, невозможность творческой реализации и т.д.) и начинает искать самый простой выход из сложившейся ситуации, даже не думая о том, что можно найти эффективный и безопасный выход из сложившейся ситуации, ведь подросток не привык думать и принимать обдуманные самостоятельные решения, которые всегда за него принимали родители [8, с. 99].
Ю.Г. Насыров считает, что так формируется склонность подростка к алкоголю, табаку, наркотическим средствам, а также токсичные зависимости от других людей, особенно тех, которые влияют на них негативно. Интересно отметить тот факт, что чем более выраженное негативное воздействие оказывает на подростка тот или иной человек, тем быстрее формируется от него зависимость, т.к. такие люди дают подросткам мнимое ощущение свободы и независимости, постепенно фактически забирая их в свой психологический плен [15, с. 54].
Следующей важной причиной формирования зависимостей у старших подростков является отсутствие занятости.
Когда подросток много учится, параллельно занимается спортом или творчеством, помогает родителям в воспитании младших братьев и сестер, вероятность формирования у него зависимостей крайне мала. Ему просто физически некогда общаться с людьми, которые могут им посодействовать в формировании зависимости, они не связываются с «плохими компаниями», в которых существуют все материально-технические ресурсы для формирования любого типа зависимости [19, с. 43].
Кроме того, если человек занимается делом, его самооценка всегда находится на высоком уровне, он находит себе товарищей по интересам, его социальные связи успешны, а коммуникативные навыки развиваются в соответствии с возрастом.
У.Д. Москаленко отмечает, что, когда старший подросток ничем не занимается, он старается чем-то занять свой досуг, сформировать новые коммуникативные и социальные связи, которые будут давать ему ощущение самостоятельности и взрослости [14].
Зачастую это бывают компании, где собираются люди гораздо старше, с большим жизненным опытом, которые могут научить подростка «правильной», по его мнению, свободной и независимой жизни. Такое общение зачастую приводит к формированию разного рода зависимостей у старших подростков, с которыми оказывается очень тяжело бороться впоследствии [29, с. 57].
Кроме того, подростковый возраст сопряжен с мечтами о первой любви и серьезным гормональным всплеском. Причем первое больше касается девушек, а второе – юношей. В обоих случаях они часто выбирают себе объект любви и пытаются строить с ним отношения, которые часто бывают токсичными и также являются больше патологической зависимостью, нежели настоящими чувствами [19, с. 44].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что старшие подростки при таких условиях становятся уязвимыми к формированию аддикций, что часто носит драматичный и даже трагический характер. Широко известны случаи гибели подростков от передозировки наркотическими средствами, суицидов от несчастной любви, а также совершения преступлений старшими подростками, которые находятся в состоянии зависимости.
В исследовании А.Ю. Ревенко можно встретить классификацию причин формирования зависимостей у старших подростков, которая представлена на рисунке 1.2 [22, с. 45].
Рисунок 1.2 – Причины формирования зависимостей у старших подростков (автор – А. Ю. Ревенко)
Каждая из этих причин может существовать как отдельно, так и в комплексе, что особенно опасно, поскольку если подросток имеет «плохую компанию» (окружение), конфликт с родителями или учителями (протест), на него недостаточно обращают внимание взрослые или сверстники (попытка привлечь внимание), то он начинает свою зависимость с любопытства и стремления казаться взрослым, независимым и самостоятельным, а заканчивает тем, что впадает в глубокое зависимое состояние [19, с. 45].
Поведение старших подростков, которые имеют различные зависимости, отличается определенной спецификой. С.Р. Битенбаева выделяет три основных стадии развития подростковой зависимости, которые представлены на рисунке 1.3 [5].
Рисунок 1.3 – Стадии формирования зависимостей у старших подростков
(автор – С. Р. Битенбаева)
Родителям и педагогам достаточно сложно выявить наличие у подростка зависимости на первой стадии ее развития, т.к. в этот период поведение и характер старшего подростка практически не меняется.
Поэтому зачастую взрослые обнаруживают ее только на второй, когда постоянство необходимости удовлетворения контакта с объектом зависимости и недостаток ресурсов для этого толкают подростков, порой на крайние шаги (кражи, мошенничество, вымогательство и т.д.) [19, с. 46].
Существуют выделенные Ю.Н. Озерцковской основные признаки наличия у старших подростков психической и физической зависимости устойчивого или стойкого характера. К ним относятся, в частности [17, с. 99]:
– агрессия и раздражительность;
– депрессивные состояния;
– неадекватный ответ на любую критику;
– постоянное беспокойство и желание лгать;
– постоянная усталость;
– внешняя трансформация;
– повышенный или сниженный аппетит;
– выраженные проблемы со сном.
Старший подросток находится на том уровне личностного развития, что ему достаточно сложно скрывать свою зависимость, т.к. он еще не вооружен теми механизмами адаптации, которые позволят ему справляться со своей проблемой самостоятельно, а потому любой внимательный родитель или педагог достаточно быстро заметит изменения в поведении подростка и примет серьезные меры по борьбе с зависимостью [29, с. 58].
Однако Е.В. Змановская [9, с. 138] и В.Г. Расников [21, с. 105] отмечают, что гораздо проще, в ситуации стресса или фрустрации у старших подростков, предотвратить формирование зависимости, осуществляя профилактическую работу.
Таким образом, основными психологическими причинами зависимого поведения старших подростков являются следующие [9, с. 138]:
1) стремление быть «как все» или же стремление выделиться среди сверстников;
2) подростковое любопытство;
3) сложные отношения в семье и семейный стиль воспитания;
4) непонимание со стороны сверстников и взрослых;
5) неподходящая компания, то есть в которой культивируется зависимое поведение;
6) повышенная учебная нагрузка;
7) неправильно организованный (или неорганизованный вовсе) досуг;
8) индивидуальные особенности.
Исходя из сказанного выше, важно понимать, что для того, чтобы у старших подростков сформировалась склонность к деструктивной зависимости, существует целый ряд причин и обстоятельств, которые негативно воздействуют на процесс формирования его личности, социализацию и развитие личностной зрелости.
Это обуславливает существование глобальной проблемы подростковых зависимостей в современном мире, которая должна решаться на различных уровнях, в том числе законодательном, локальном и государственном.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, С.М., Хумоясова, П.И., Щенникова, А.П. Склонность как социально-психологическое явление: природа, структура, виды / С.М. Аверьянова, П.И. Хумоясова, А.П. Щенникова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных психологических исследований: российский и зарубежный опыт». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2022. – С. 78–90.
2. Авраменко, А.М., Кулибина, Е.Н., Смысленко, Г.В. Психологические механизмы возникновения зависимости у подростков: теоретические и практические аспекты / А.М. Авраменко, Е.Н. Кулибина, Г.В. Смысленко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2023. – С. 105–116.
3. Александрова, И.М., Фролова, Ю.А., Щербаков, М.А. Принципы классификации подростковых зависимостей в современной клинической психологии: теоретические аспекты исследования / И.М. Александрова, Ю.А. Фролова, М.А. Щербаков // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 4. – С. 60–72.
4. Баркова, Н.П., Ярославцева, И.В. Зависимое поведение: клинико-психологические аспекты профилактики и коррекции: учебное пособие / Н.П. Баркова, И.В. Ярославцева. – Иркутск : Иркутский государственный университет, 2014. – 249 с.
5. Битенбаева, С.Р. Зависимое поведение школьников в организациях образования / С.Р. Битенбаева // Российская наука. – 2016 – URL: http://www.rusnauka.com/18_NPN_2016/Pedagogica/6_213497.doc.htm (дата обращения: 16.02.2023).
6. Гаврилова, А.П., Оленникова, М.И., Асташкова, Л.Д. Теоретические аспекты исследования склонности как характеристики личности: проблемы и перспективы / А.П. Гаврилова, М.И. Оленникова, Л.Д. Асташкова // Сборник статей Калужского государственного университета. Вып. 4. Психология личности. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета, 2022. – С. 70–82.
7. Гарганеев, С.В. Современный подросток с зависимым поведением: профилактика, вопросы превенции и психотерапии / С.В. Гарганеев // Сибирское медицинское обозрение. – 2011. – URL:: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podrostok-s-zavisimym-povedeniem-problematika-voprosy-preventsii-i-psihoterapii/viewer (дата обращения: 12.02.2023).
8. Губанова, А.П., Шурыгина, Е.Н., Смысловская, Е.А. Подростковые зависимости как предмет научного исследования / А.П. Губанова, Е.Н. Шурыгина, Е.А. Смысловская // Сборник статей Костромского государственного университета. Вып. 3. – Кострома: Костромского государственного университета, 2022. – С. 99–113.
9. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2013. – 218 с.
10. Кузина, О.В. Профилактика зависимого поведения учащихся / О.В. Кузина // Педагогический портал. – 2019. – URL: https://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/statya-quot-profilaktika-zavisimogo-povedeniya-uchaschihsya-quot-782242% (дата обращения: 15.02.2023).
11. Макаренко, А.С. О воспитании в семье. Избранные педагогические произведения / А.С. Макаренко. – М.: Наука, 1955. – 322 с.
12. Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения : учеб. пособие / Н.Н. Мехтиханова. – Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005. – 124 с.
13. Миролюбова, А.А., Панченко, С.И., Хрулева, Г.В. Склонности как предмет социально-психологического исследования: теоретические, методологические и эмпирические аспекты / А.А. Миролюбова, С.И. Панченко, Г.В. Хрулева // Вестник Красноярского государственного университета. – 2021. – № 5. – С. 86–99.
14. Москаленко, У.Д. Зависимость – семейная болезнь: монография / У.Д. Москаленко. – М.: ПЕРСЭ, 2009. – 129 с.
15. Насыров, Ю.Г. Аддикции в подростковом возрасте / Ю.Г. Насыров. – Хабаровск: Смена, 2019. – 238 с.
16. Огарева, С.М., Шумихина, А.С., Сумятина, Е.Е. Зависимое поведение и его виды как предмет социально-психологического исследования / С.М. Огарева, А.С. Шумихина, Е.Е. Сумятина // Известия Пермского государственного университета. – 2023. – № 1 (132). – С. 90–100.
17. Озерцковская, Ю.Н. Методические рекомендации по профилактике и коррекции зависимостей у подростков / Ю.Н. Озерцковская. – М.: Медицинское издательство, 2018. – 184 с.
18. Осьмина, А.П., Навадкина, Е.Н., Голованова, И.М. Принципы диагностики зависимостей личности : проблемы теории и методологии / А.П. Осьмина, Е.Н. Навадкина, И.М. Голованова // Сборник материалов международной. научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психопатологии: теория и практика». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – С. 154–168.
19. Переделкина, А.П., Хваловская, И.М., Семигудова, Н.Г. Осовновные детерминанты формирования зависимого поведения личности: социальные, биологические и психологические факторы / А.П. Переделкина, И.М. Хваловская, Н.Г. Семигудова // Сборник статей Владимирского государственного университета. Вып. 4. Психология и социология. – Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2022. – С. 40–54.
20. Потапова, С.А. Зависимости в современном мире / С.А. Потапова. – Воронеж: Перспектива, 2022. – 256 с.
21. Расников, В.Г. Принципы и методы коррекции подростковых зависимостей / В.Г. Расников. – Ярославль: Правда, 2020. – 198 с.
22. Ревенко, А.Ю. Нарушение системы жизненных ценностей личности как фактор формирования зависимости / А.Ю. Ревенко // Вопросы психологии. – 2020. – № 10. – С. 40–53.
23. Сафронова, Е.Я., Молотилова, Г.В., Смерденко, И.С. Классификация зависимого поведения и научные подходы к его изучению: теория и практика / Е.Я. Сафронова, Г.В. Молотилова, И.С. Смерденко // Социально-психологические исследования в России и за рубежом. Сборник статей. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2022. – С. 56–70.
24. Середина, Н.В., Черныш, И.В. Психологические особенности зависимого поведения / Н.В. Середина, И.В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6/3. – С. 28–31.
25. Суркова, Е.Н., Салецкая, Г.В., Чумакова, П.И. Современные подходы к диагностике и коррекции подростковых зависимостей: теория и практика / Е.Н. Суркова, Г.В. Салецкая, П.И. Чумакова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы девиантологии и психологии аддикции». – Сургут: Сургутский государственный университет, 2022. – С. 30–43.
26. Титоренко, П.А., Заврагина, Н.В., Кутайсова, О.А. Химические и нехимические зависимости человека: проблема диагностики, профилактики и коррекции / П.А. Титоренко, Н.В. Заврагина, О.А. Кутайсова // Сборник статей Тюменского государственного университета «Психология». – Тюмень, 2020. – С. 18–30.
27. Филонов, Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Л.Б. Филонов. – М.: Наука, 2011. – 400 с.
28. Ченосова, Е.П. Психологический портал аддикта / Е. П. Ченосова // Молодой ученый. – 2019. – № 45 (283). – URL : https://moluch.ru/archive/283/63806/ (дата обращения: 10.02.2023).
29. Шилоносова, А.В., Родченкова, А.П., Миронова, Е.С. Зависимое поведение: факторы, причины и последствия / А.В. Шилоносова, А.П. Родченкова, Е.С. Миронова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2020. – № 12. – С. 55–70.