Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Феномен аддикции (зависимости) выступает как научная проблема на теоретическом и прикладном уровне в медицине, психологии, социологии, культурологии в самых различных обществах и странах. Сегодня аддикции предстают в условно «экологичном» виде, выделяют интернет-зависимость, трудоголизм, шопоголизм и т.д. Так или иначе, аддикиция выступает как медико-психологическое расстройство, имеет комплексный характер и оказывает влияние на все компоненты социального взаимодействия личности – работа, семья, обучение и др. и на взаимоотношения личности с самим собой.
Проблема аддикции и аддиктивного поведения имеет место и на уровне функционирования государства, включаясь в такие сферы, как нарушение правовых норм, отношения личности с законом, защита здоровья граждан.
Аддикция/зависимость вызывает патологические поведенческие реакции, обусловленные фиксацией индивида на определенном предмете / явлении. Любые аддиктивные проявления, нередко являются показателем личностных нарушений и указывают на наличие потребности в психологической помощи.
Предметом данного исследования выступает аддиктивное поведение подростков. Подростковый возраст – один из критических этапов личностного развития, когда происходит частичная сепарация от родителей, реализуются первые этапы построения идентичности. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый, данный этап характеризуется расширением социального пространства личности, появлением попыток «примерить» на себя образы окружающего взрослого мира, подросток эмоционально нестабилен и психологически сензитивен, что обусловлено особенностями построения всех психологических систем (эмоциональная сфера, мотивация, воля и т.д.). При этом, главная цель процесса социализации в подростковом возрасте – интеграция индивида в социальную систему и частичная сепарация, через агентов социализации требует помощи со стороны взрослых в выработке подростком ценностно - нормативных установок личности, которые не противоречат общепринятым нормам. Косвенное влияние и сопровождение подростка на данном этапе может рассматриваться как профилактика аддиктивного поведения подростков.
Научное обоснование и экспериментальные исследования аддикции проводили такие авторы, как: Гофман А.Г., Ефлова М.Ю., Каражанова А.С., Жолдаспаева Ж.А., Денисова Е.В., Менделевич В.Д., Старшенбаум Г.В. и др. Среди зарубежных психологов изучением социальных отклонений в поведении занимались K. Lie, O. Helserad, S.T.Walters, D.A. Gruenewald, J.H. Miller, M.E. Bennett etc.
Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Специфика эмоциональных состояний у подростков, склонных к аддиктивному поведению».
Научная проблема исследования обусловлена потребностью исследования поставленной темы, т.к. в современном научном мире не сформировано однозначно мнения относительно специфики эмоциональных состояний у подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Противоречие исследования:
- не смотря на подробные исследования в науке специфики эмоциональных состояний подростков, все еще требует уточнения фактор связи этих состояний со склонностью к аддиктивному поведению;
- с одной стороны, развитие эмоционально-чувственной сферы неотъемлемый компонент социализации подростка и обязательное условие «включения» в социум; с другой стороны, субъективные эмоциональные особенности несут в себе риски появления аддикций, «уплощения» сознания, формирования акцентуаций характера и трансформаций личности, появления страхов предъявить себя истинного и не обрети свою истинную идентичность и др., что порождает необходимость дальнейшего исследования особенностей эмоциональной сферы подростков в современном обществе.
Цель исследования: изучение специфики эмоциональных состояний у подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Объект исследования: аддиктивное поведение.
Предмет исследования: особенности эмоциональных состояний у подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Гипотеза: включает в себя предположение о том, что подростки склонные к аддиктивному поведению имеют следующую специфику эмоциональных состояний:
- высокий уровень тревожности,
- высокие показатели склонности к депрессии.
Задачи исследования:
- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
- выявить специфику эмоциональных состояний подростков с аддиктивным поведением;
- проанализировать полученные результаты;
- разработать методические рекомендации для родителей с подростками с аддиктивным поведением.
Методы и методики исследования:
- метод теоретического анализа;
- эмпирические методы;
- психодиагностические методы и методики:
1. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н. Орел).
2. Тест школьной тревожности Филлипса.
3. Шкала безнадежности А.Бэка.
- методы количественного и качественного анализа.
Методологическая основа исследования. Методологическим основанием исследования выступила культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, научные взгляды на развитие подростка В.С. Мухиной, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Столина, А.Я. Варги, Г.Т. Хоментаускаса психосоциальная теория развития Э. Эриксона.
Теоретическая значимость исследования представлена систематизацией взглядов на специфику эмоциональных состояний у подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Практическая значимость заключается в возможности выявления психологом специфики эмоциональных состояний у подростков, склонных к аддиктивному поведению, осмысление чего способно помочь родителям и педагогам осознанно подходить к построению конструктивного взаимодействия с подростком и своевременно осуществлять экологичную профилактику развития аддиктивного поведения..
Новизна исследования выражена в акцентировании внимания на роли эмоциональной структуры и уникальности проживания эмоциональных состояний субъектом, что позволяет учитывать данную индивидуальность в воспитательной работе с подростком в детско-родительских отношениях и в отношениях подростка в социуме.
Экспериментальная база исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе …..
Выборка испытуемых представлена 60 подростками.
Структура и объем работы. Исследование в рамках выпускной квалификационной работы представлено во введении, двух главах, заключении и содержит список используемой литературы (…. источника). В работе содержится…. таблиц, … рисунков. Общий объем работы – …. страницы.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмоциональных состояний подростков, склонных к аддиктивному поведению
1.1 Проблема эмоций и эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной психологии
Эмоционально-чувственная сфера представляется одной из наиболее важных компонентов психики индивида. Она представляет собой одно из проявлений психической деятельности – особенности переживания личностью отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Чувства и эмоции возникают в процессе реализации различных видов деятельности. На каждом возрастном этапе эмоции и чувства оказывают влияние на протекание деятельности. Формирование эмоционально-чувственной сферы тесным образом взаимосвязано с познавательными процессами, соотносится с аспектами воли и всеми личностными образованиями. Эмоциональная сфера – одна из важнейших сфер личности, а эмоции и чувства отражают отношения личности к окружающему миру, происходящим событиям и во многом формируют индивидуальность.
По мере роста, развития и формирования личности, эмоциональная сфера и аспекты образования эмоциональных состояний приобретают всё большую ширину и вариативность. Постепенно человек научается контролировать свои эмоции, осознавать свои переживания, интерпретировать их, а также контролировать их проявления и т.д.
Чувства и эмоции выполняют регулирующую, сигнальную функцию, функцию оценки процесса и результатов деятельности, мобилизационную функцию, защитную и т.д.
В частности, объединение эмоций и воли в единую, эмоционально-волевую сферу является традиционным для отечественной психологии. О взаимодействии волевых и эмоциональных процессов указывали: О.В. Дашкевич, В.К. Калин, Л.С. Рубинштейн, В.И. Селиванов, А.И. Щербаков. Эмоции, по отношению к человеку, в данном случае, рассматриваются в качестве одной из высших психических функций, которая, как и другие высшие психические функции, возникает, и формируются под влиянием социума. Они играют существенную роль в психической жизни человека, сопровождая всякую его деятельность, проникая в каждый психический процесс .
В психологической науке рассмотрение научных теоретических концепций, которые обусловливают особенности функционирования эмоционально-чувственной сферы и формирования состояний во взаимосвязи с поведенческими, мотивационными, волевыми и др. аспектами позволяет выделить несколько базовых подходов в контексте рассматриваемой проблемы .
В базовых философских концепциях эмоциональная сфера рассматривается весьма неоднозначно. В частности, Демокрит и Эпикур рассматривали возникновение и развитие эмоций во взаимосвязи с окружающим миром, в контексте реакции на него и говорили о том, что эмоции и чувства руководят поведением человека. В это же время Платон и школа стоиков утверждали, что поведение руководствуется не эмоциями, а скорее мышлением и разумом, а отнюдь не чувствами. Формирование эмоционального отношения – это результат оценки предметов окружающего мира для человека.
В рамках физиологической теории, в качестве основы возникновения и существования эмоций рассматривались анатомо-физиологические процессы. Ссылки на перечисленных ниже авторов приводятся по Ю.Е.Кравченко . Так, Ч. Дарвин обозначил взаимосвязь эмоций индивида с соответствующими аффектами и инстинктами, которые, аналогично развиваются и проявляются у животных . Определенные проявления эмоциональных реакций у человека (смена позы, напряжение мышц, стиснутые зубы и т.д.), согласно Ч. Дарвину – есть рудименты приспособительных реакций, проявляемых в животном мире в момент опасности.
К. Лэндис изучал отличия мимических реакций при непосредственном переживании эмоций и моторные реакции при имитации проявления определённых эмоций и чувств. Автор делает вывод о том, что особенности выражения переживаний эмоции – это врождённый феномен, эмоциональные аспекты передаются на уровне анатомии и физиологии, но развиваясь, для каждой личности они приобретают свою индивидуальную специфику.
Связь эмоций с моторными реакциями рассматривали У. Джеймс и Г.Ланге . Авторы обосновывают теорию, в рамках которой, доказывают, что физиологические изменения организма первичны относительно эмоциональных состояний, имея инстинктивную природу. Внешне раздражение актуализирует рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, кровообращения, изменяет тонус мышц и уже последствием этого становится проецирование разных ощущений, из которых рождается переживание эмоции .
Представляет интерес психодинамическая или мотивационная теория эмоций, предложенная З. Фрейдом, Э. Клапаредом, К. Изардом и др.
В контексте рассмотрения феномена эмоциональной сферы в рамках данной теории, обоснована идея об эмоциональной мотивации поведения. Так, Э. Клапаред и З. Фрейд говорят о том, что эмоции детерминированы мотивационной сферой. Э. Клапаред выделил ведущие эмоции, направленные на мотивационно значимые явления и производные от них эмоции, которые проистекают из ведущих. Производные эмоции возникают, зачастую, тогда, когда человек попадает в ситуацию, где ему трудно адаптироваться. В ситуацию невозможности спонтанного адекватного поведения. Эмоции возникают в ситуации дискомфорта. Производные эмоции, в рамках этого видения, являются негативными (дискомфорт, гнев, неудобство), если можно к эмоциям применить оценку. Ведущие эмоции регулируют состояния человека, которые связаны с мотивацией, они постоянны и связаны с личностью человека. Стоит предположить, что в работах автора, речь идёт не только о непосредственно эмоциях (ведущих), но и о чувствах, которые у него названы производными эмоций .
Основой психодинамической традиции, как известно, является взгляд З. Фрейда, который проиллюстрировал важность для человека «внекогнитивных» сильных феноменов, тех, которые были названы у него «состояниями»/«аффектами» . Автором последние понимались как мотивационно-обусловленные категории. В своей концепции дифференциальных эмоций, Фрейд З. доказывал центральное значение эмоций не только для развития мотивации, но и для социальной коммуникации, для познавательной сферы и для деятельности.
К. Изард в рамках рассматриваемой теории, анализирует ряд базовых эмоций, подробно останавливаясь на каждой. Основным здесь является то, что у автора эмоции – это личностные процессы, детерминирующие поведение. Они связаны с личными образованиями. Это процессы, которые придают осмысленность в целом человеческому существованию. По убеждению К. Изарда, эмоции являются трёхкомпонентным образованием, первым из которых является осознаваемое или переживаемое ощущение эмоций, то, что мы можем идентифицировать; второе – это вегетативные реакции (эндокринной, дыхательной систем организма); третье – это трансляция эмоций вовне, выражение эмоций, которые можно увидеть со стороны – то, что выражается в мимике и пантомимике. Автор говорит о том, что эмоциональные аспекты и состояния связаны с переживаниями, что обуславливает включение эмоций в субъективный мир личности. В этом контексте Теория К. Изарда созвучна теории чувств Вильгельма Вундта, который высказывал подобные идеи о включенности чувств в личностные и субъективные структуры . В рассматриваемых теориях, отражена связь мотивационной и эмоциональной сфер и обусловлено их взаимовлияние.
В контексте когнитивных теорий эмоций, речь идёт о связи познавательных процессов, когниций, с эмоционально-чувственной сферой, рассматриваются компоненты взаимовлияния образования эмоциональных состояний и когнитивной сферы.
Изначально, корни этого направления мы находим в философии Спинозы Б., который говорил о том, что любая эмоция – это знание и определённое отношение, которое формируется на основе знания. Так, когнитивный, аналитический, рациональный компонент предшествует эмоциональной реакции. Когнитивная линия в концепциях эмоций разрабатывалась: С. Шехтером, Е. Сингером, П.В. Симоновым, Р.С. Лазарусом, Ж.П. Сартром и другими учёными. Разные авторы по-разному характеризуют эти сферы, но различия их концепций заключаются по большей части в определении места эмоций в познании, в адаптации и мотивационных аспектах.
Р.С. Лазарус рассматривает эмоции как ответ организма в нестандартных ситуациях, когда личность, индивид, на основе рационального анализа делает заключение о том, что ему что-то угрожает
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 9-19.
2. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. –318 с.
3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. — М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
5. Выготский,Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка : 16+ / Лев Выготский. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2021. - 221 с
6. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты: монография. Тула, 2007. - 341 с.
7. Волков Б.С. Психология юности и молодости / Т.Г.Визель. – М.: Академический проспект, 2006. - 255 с.
8. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // Проблемы способностей. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1962. – С. 244 – 255.
9. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2001. – 365 с.
10. Джемс, У. Психология : [перевод] / У. Джемс ; под ред. [и с предисл.] Л. А. Петровской. - Москва : Педагогика, 1991. – 367 с
11. Даулинг С. (ред.) Психология и лечение зависимого поведения. – Пер. с англ. P.P. Муртазина под редакцией А.Ф. Ускова. М.: Класс, 2000. — 240 с.
12. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2013. –733с.; Фрейд, З.
По ту сторону принципа удовольствия : [Сборник] : Пер. с нем. / З.Фрейд. – М.: Прогресс : Литера, 1992. – 567 с.
13. Клапаред Э. Чувства и эмоции / Э. Клапаред // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вил юнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1984. – 288с.
14. Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования: учебное пособие / Ю.Е Кравченко. – М.: Форум, 2019 – 544 с.
15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Шпикс Т.А. Психодинамические механизмы аддикций в постсовременной культуре – Монография. — Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. — 188 с.
16. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - Л.: ЛГУ, 1970. - 288с.
17. Леонтьев А.Н.Лекции по общей психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. – М. : Смысл : Academia, 2010. – 509 с.
18. Ланге, К.Г. Эмоции : Психофизиол. этюд / Д-р Ланге; Пер. В.Н. Линда. – М. : Книжное дело, 1896. - 95 с.
19. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. - Йошкар-Ола : Марево, 2002. - 239 с.
20. Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви или Как воспитывать, но не калечить / И.Ю.Млодик. – М.: Генезис, 2018. – 160 с.
21. Общая психология. Психология мотивации и эмоций : учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторы-составители Н.В. Зоткин, М.Е. Серебрякова. – Самара : Изд-во «Универс групп», 2007. – 196 с.
22. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
23. Психотерапия алкогольной зависимости : руководство для вра-чей / Д. И. Шустов, О. Д. Тучина. — Санкт-Петербург : СпецЛит, 2016. — 415 с.;
24. Польская Н. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии. – дисс. доктора психол. наук,М., 2017 – 455 с.
25. Плоткин ФБ. Алекситимия: общая концепция, роль в формировании и поддержании аддикции, подходы к психотерапии//Теория и Практика Психотерапии. – 2015, №9, С.40-53.
26. Рубинштейн С.Л, Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
27. Симатова О.Б. Психология зависимости Чита: Издательство ЗабГГПУ, 2006. — 308 с.
28. Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор / Под ред. С. Даулинга. М.: Класс, 2002. – 219 с.
29. Худяков А.В. Распространенность аддиктивного поведения подростков и его социально-психологические основы: Сб. науч. тр. М. Орел, 1994. –С.101-103.