Фрагмент для ознакомления
2
Так, В.В. Устинов представляет одно из направлений усовершенствования отечественной экологической безопасности: в первую очередь это относится к улучшению деятельности различных органов, которые осуществляют управление лесными угодьями при помощи развития законодательной регламентации компетенции и развития степени ответственности каждого руководителя данных подразделений за быстрое выявление лесных пожаров и незамедлительную организацию тушения возгораний. Помимо этого, следует в самый короткий период времени обеспечить нужным техническим оснащением различные специальные подразделения, которые занимаются тушением лесных возгораний и получить от них самую максимальную мобильность исходя из совершенствования различных противопожарных структур. Кроме этого нужно уделить пристальное внимание развитию степени взаимодействия лесной охраны со структурными подразделениями МЧС РФ .
При этом независимо от объективности указанных мер в области предупреждения, а также борьбы с данным негативным явлением Комитет относительно природопользования являясь отраслевой власть в качестве главных задач, определяет профилактику природных катастроф и выделяет свои направления усовершенствования отечественной экологической безопасности:
- проведение экологического просвещения, а также развитие экологической культуры граждан;
- принятие участия в осуществлении государственной политики в сфере экологической безопасности .
Указанные направления обладают единой конечной целью, которая состоит в достижение самой высокой степени обеспечения отечественной экологической безопасности, но добраться до данного уровня возможно различными способами. Само собой, оптимальный вариант — это комплекс первого, а также второго варианта устранения проблемы экологической безопасности, но с позиции внутренней отечественной экономики возможно будет не совсем правильно использовать несколько вариантов .
При этом независимо от надобности материально-технического обеспечения некоторых регионов страны для обеспечения данной безопасности при тушении пожаров, надобность введения в систему образования курса экологической грамотности является очевидной.
Так со слов В.М. Шеншина: воздействующие на совершение экологических преступных деяний причины являются комплексом отрицательных социальных явлений, которые существуют в отечественном социально-экономическом развитии и которые предопределяют уровень экологической преступности. И как результат именно с социальным компонентом экологических преступных деяний нужно справляться при помощи варианта развития уровня экологической грамотности граждан .
В настоящее время есть определенные понятия, которые направлены на развитие представлений относительно такой программы в системе общего образования.
Экологическое воспитание, а также просвещение (а значит формально-неформальная форма образование в сфере экологии, а также окружающей среды) являются вариантом формирования у граждан сознательного понимания окружающей среды, понимания надобности бережного отношения к окружающей среде, к правильному применению даров природы, осознанию значимости развития естественных ресурсов. На данный момент времени экологическое воспитание является значимой базой процесса развития правильного отношения к природе.
При помощи экологического просвещения можно сформировать у людей познания а также навыки правильного отношения к природе, развития вариантов конструктивного принятия участия в вопросах защиты природы и ее целесообразного использования .
Таким образом, можно сделать выводы о том, что независимо от того, что в стране осуществляются мероприятия направленные на обеспечение отечественной экологической безопасности, которые предопределены в Стратегии, нужен дополнительный комплекс мер направленных на сохранение степени защиты окружающей среды, данный факт относится к вопросам технологического усовершенствования государства, а также с появлением разнообразных катастроф, и кроме этого аварий и само собой с воздействием людей на экологию. В качестве одного из вариантов устранения такой проблемы можно назвать развитие экологического образования граждан, а также экологической ответственности. В учреждениях образования, на основании государственных программ образования, в самом обществе, а также в семьях нужно прививать персональную ответственность всех граждан относительно сохранения окружающей нас среды, а также поддержки степени экологической защиты каждого человека, всего общества и всей страны.
1.2 История становления и развития экологической экспертизы в системе методов обеспечений экологической безопасности
Началом истории государственной экологической экспертизы в нашей стране принято считать 7 января 1988 г., когда ЦК КПСС и Совет министров СССР издали Постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Данное постановление уполномочило новообразованный Государственный комитет по охране природы (Госкомприроды) проводить государственную экологическую экспертизу планов, программ, новых материалов и технологий, а также отдельных проектов. Для реализации этой задачи на основании приказа Совета министров СССР № 436 от 8 апреля 1988 г. в структуре Госкомприроды СССР были созданы специальные Управления государственной экологической экспертизы .
20 сентября 1988 г. Госкомприродой была издана инструкция, обязывавшая заказчиков представлять проектную документацию на экологическую экспертизу. Инструкция предписывала включать в состав документации, передаваемой на экспертизу, результаты проведения оценки воздействия на окружающую среду. В обязанности Госкомприроды входило рассмотрение переданной документации в течение 45 дней и подготовка заключений, выводы которых носили обязательный характер.
Принятые в конце 1980-х гг. нормативно-правовые акты отразили растущий уровень обеспокоенности общества экологическими проблемами, требования демократизации и «гласности» в принятии решений, а также большую степень восприимчивости к западному опыту экологической оценки. Так был введен институт экологической экспертизы, независимой от заказчика.
До принятия в 1991 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» понятие экологической экспертизы в законодательстве СССР и РСФСР не упоминалось, хотя, как говорилось выше, фактически она проводилась еще до создания Госкомприроды .
На закате СССР летом 1991 г. Совет Министров РСФСР утвердил порядок проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), действовавший более двух лет. Помимо достаточно логичного закрепления в качестве задачи ГЭЭ перспективного государственного контроля качества природной среды и природопользования, второй задачей ставилось осуществление комплексного эколого-социально-экономического рассмотрения документации. Таким образом, хотя экспертиза и называлась экологической, по сути, она должна была оценивать и экономическую составляющую проектов. Этим же постановлением были закреплены основные принципы проведения экологической экспертизы:
- независимость процесса экспертизы;
- объективность принятия решений;
- гласность процесса экспертизы и ее решений;
- комплексность экологической экспертизы (учет экологических, социальных, экономических факторов, вариантность прогнозов);
- приоритет безопасного, духовного, физического, репродуктивного и генетического здоровья человека, сохранение национального генофонда человеческих популяций, экологического равновесия и видового разнообразия животного и растительного мира;
- обязательность проведения экологической экспертизы.
Возможно, сейчас эти принципы выглядят несколько наивно - ну что такое, например, независимость. Результаты любой экспертизы по определению зависят от мнения экспертов.
Отличительной чертой было то, что ГЭЭ РСФСР становилась отдельным юридическим лицом со своей печатью и другими атрибутами самостоятельности, а ГЭЭ Госкомприроды РСФСР определяла общий порядок организации и проведения ГЭЭ, разрабатывала и утверждала нормативно-методические документы и пути совершенствования ГЭЭ, но не проводила реального рассмотрения проектов.
В том же 1991 г., после фактического, но до юридического распада СССР был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», где государственной экологической экспертизе был посвящен целый раздел. В отличие от ранее принятого постановления, закон сформулировал одну цель ГЭЭ: проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества. С этого момента перед ГЭЭ не стояло задачи комплексной оценки с учетом экономических и социальных аспектов. Закон закрепил принципы проведения ГЭЭ: обязательность, научная обоснованность, законность выводов, вневедомственность, гласность и участие общественности .
Хотя эти принципы выглядят более сбалансированными и понятными, чем утвержденные предыдущим постановлением, некоторые вопросы все же остались.
Важным новшеством в законе стало введение понятия общественной экологической экспертизы (ст. 39). Эта экспертиза могла проводиться научными и общественными организациями по собственной инициативе, но ее результаты становились юридически обязательными лишь после утверждения соответствующим органом ГЭЭ.
В 1993 г. было принято постановление правительства, детализировавшее положения Закона «Об охране окружающей природной среды» в части государственной экологической экспертизы. Это постановление впервые дало исчерпывающий перечень объектов ГЭЭ, включавший:
- предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки городов и территорий;
- технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, объектов зданий и сооружений;
- проекты комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы по их реабилитации;
- материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам;
- проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Тем самым было четко определено, что подлежит ГЭЭ. Также было определено, кто проводит ГЭЭ: это могли быть экспертные комиссии, созданные либо самим Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов, либо межотраслевые экспертные комиссии, созданные тем же министерством совместно с другими ведомствами. Впервые было оговорено, в каких случаях проводится повторная экспертиза - по решению суда, при изменении условий природопользования, при доработке материалов с учетом замечаний экспертной комиссии. Поскольку перечень был исчерпывающим, он отсекал возможные попытки заявителей требовать проведения бесконечных повторных экспертиз одного и того же проекта .
В 1995 г. принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе» .
Главной целью экологической экспертизы стало установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта (ст. 1), что не сильно отличалось от формулировки прежнего Закона. К прежним принципам (ст. 3) обязательности ГЭЭ, комплексности оценки воздействия на окружающую среду, независимости экспертов, научной обоснованности, объективности, законности, гласности и участия общественности были добавлены новые:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экспертизу;
- ответственность участников экспертизы и заинтересованных лиц.
Закон определил полномочия Президента, Федерального собрания и Правительства в области экологической экспертизы, при этом последнее устанавливало порядок проведения ГЭЭ, и должно было ежегодно отчитываться перед Президентом. Полномочия субъектов федерации были достаточно узкими: они могли принимать нормативные акты в развитие федерального закона, получать информацию о проведении ГЭЭ проектов, предлагавшихся к осуществлению на их территории или способных оказать воздействие на окружающую среду в этих субъектах, делегировать своих представителей в экспертные комиссии, оценивавшие такие проекты, осуществлять контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе и информировать население .
С момента принятия Закона «Об экологической экспертизе» по настоящее время был принят ряд подзаконных актов в области государственной экологической экспертизы, детализирующих порядок ее проведения и развивающих ее методическую базу.
Таким образом делаем заключение относительно того что уже с 70-х г., в комплексе планирования, а также проектирования проявлялись некоторые компоненты экологической оценки. При этом ряд больших проектов, а также программ относились к процессу оценки вариантов их исполнения экспертами-экологами, остальная деятельность заключалась в исполнении комплекса правил проектирования, а этого не все время хватало во время устранения последствий отрицательного влияния на саму окружающую среду.
В изданных в 80-х г. законах содержалась обеспокоенность относительно растущего уровня проблем в сфере экологии, правила демократизации, а также «гласности» относительно принимаемых решений, и огромный уровень восприимчивости к зарубежному опыту проведения экологической оценки. Кроме этого появляется институт, который занимался экологической экспертизы, и он не находился в зависимости от заказчиков.
Правила относительно качества, а также надобности исполнения экологической экспертизы все время повышают в результате развития научно-технического прогресса, применением в производстве самого нового оборудования. И как результат время от времени вносят изменения в нормативно-правовые акты. ФЗ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ направлен на урегулирует правоотношений относительно проведения экологической экспертизы. Данный закон нацелен на воплощение в жизнь такого конституционного права как доступность благоприятной экологической ситуации при помощи предупреждения отрицательного влияния хозяйственной, а также прочей деятельности предопределяя при этом воплощение в жизнь конституционного права каждого субъектов страны на комплексное взаимодействие по проблемам защиты окружающей среды, а также поддержания экологической безопасности.
1.3 Понятие экологической экспертизы в системе методов обеспечений экологической безопасности
На данный момент времени экологическая экспертиза является персональным вариантом экологического контроля.
В качестве экологической экспертизы определяют значимый механизм в области природопользования. При этом экологическая экспертиза — это действенный юридический механизм недопущения отрицательного влияния на окружающую нас среду, а также воплощения в жизнь права граждан на принятие участия в принятии разнообразных экологических решений. И как результат чаще всего ее осуществляют еще до того, как деятельность, которая будет воздействовать на окружающую нас среду началась. Вариант создания в нашей стране независимо варианта проведения экологической экспертизы рассматривали с разнообразных направлений и в первую очередь данный вариант экспертизы поддержали в научных кругах, и среди экологической общественности .
На данный момент времени экологическая экспертиза названа в качестве обязательной, и ее определили в специальном Федеральном законе. На данный момент времени нормативно-правовая база экологической экспертизы состоит из норм:
- ФЗ «Об охране окружающей среды» ;
- ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- ФЗ «О животном мире» ;
- ФЗ «О континентальном шельфе РФ» ;
- ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» .
Помимо этого, урегулирование вопросов проведения экологической экспертизы предусматривается в международных нормах права. При этом международное законодательство используют во время исполнения экологической экспертизы в том случае, когда в отечественных законах есть правила, которые не совпадают с международными правилами либо тогда, когда правоотношения не закреплены в отечественных нормативно-правовых актах. В международном законодательстве основы проведения экологической экспертизы предопределены при помощи правил оценки уровня влияния на окружающую нас среду на основании того, что это главный информационный канал проведения экологической экспертизы.
В качестве экологической экспертизы можно определить определение соответствия документации, которая предопределяет предполагаемую в результате реализации объекта проведения экологической экспертизы конкретную хозяйственную либо другую деятельность, правилам, которые закреплены в технических регламентах, а также в нормативно-правовых актах в сфере защиты окружающей нас среды, для недопущения отрицательного влияния на окружающую нас среду.
Но при этом стоит сказать о том, что данное определение соответствует как целям, так и задачам, которые предопределены перед экологической экспертизой. При этом рассматриваемая экспертиза — это процедура, во время осуществления которой устанавливают соответствие конкретной хозяйственной либо другой деятельности определенным правилам для недопущения отрицательного влияния на окружающую нас среду и возможных последствий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 года // СПС КонсультантПлюс.
3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2381.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 15.03.2023) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
8. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об экологической экспертизе" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4556.
9. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об охране окружающей среды" // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
10. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О животном мире" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // "Собрание законодательства РФ", 24.04.1995, N 17, ст. 1462.
11. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О континентальном шельфе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.12.1995, N 49, ст. 4694.
12. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 21.12.1998, N 51, ст. 6273.
13. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // "Собрание законодательства РФ", 24.04.2017, N 17, ст. 2546.
14. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351.
15. Постановление Лесосибирского городской суда Красноярского края от 25 мая 2020 г. № 1-158/2020 по делу № 1-181/2019.
16. Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. Современная наука: теоретический и практический взгляд // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Вологда: Научный центр Диспут, 2018. - С. 8–12.
17. Алексеева Н.А. Разрешение экологических споров на международном уровне // Применение принципов и норм экологического, природоресурсного и земельного права: проблемы и решения. Колбасовские чтения. РГУП. М. 2019. С. 48-53.
18. Бялт, В. С. Теория государства и права: учебное пособие для СПО / В. С. Бялт. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 123 с.
19. Боголюбов С.А. Развитие экологического права на евразийском пространстве. М. 2020. С. 35-50.
20. Болтанова Е.С., Имекова М.П., Мельникова В.Г. Эколого-правовой механизм инновационного развития России. М. Юстицинформ. 2021. С. 69-101.
21. Вохмин С.С. К вопросу о проведении общественной экологической экспертизы // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - №16. – 2020. – С. 184-187.
22. Глушко О. А. Место и роль экологической безопасности в системе безопасности общества // Право и практика. 2018. № 2. С. 112–118.
23. Дубовик О.Л. Экологическая конфликтология (предупреждение и разрешение эколого-правовых конфликтов). М. 2019. – 348 с.
24. Демичев А. А., Грачева О.С. Экологическое право: учебник - М.: Прометей, 2019. - 348 с.
25. Залов, А. Г. Общественная экологическая экспертиза: проблемы практики и пути совершенствования / Закон и право. 2021. № 5. С. 94-96.
26. Ионова Л. Поставить точку тушения // Рос. газ. 2021. 14 апр. Федер. выпуск № 81(8432).
27. Игнатьева И.А. Введение в экологическое право. М.: Проспект, 2021.472 с.
28. Краснов Ю. К. Угрозы национальной безопасности России в XXI веке // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2019. - № 10. - С. 55–61.
29. Кузьмин, А. В., Иванов, С. Е. Роль общественной экологической экспертизы в экологическом контроле / Современное состояние, проблемы и перспективы исследований в биологии, географии и экологии: Материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием (Рязань, 3-5 октября 2019 г.). Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2019. С. 105-109.
30. Кадиева Л.С. Общетеоретические подходы к понятию «национальная безопасность»: конституционно-правовой аспект. Наука, новые технологии и инновации. 2022. №. 5. C. 169-171.
31. Корнелюк Ю. В. Государственная экологическая экспертиза // Научный электронный журнал «Матрица научного познания». 2018. №12. С. 88-91.
32. Крассов О. И. Экологическое право: учебник / О. И. Крассов. - 4-е изд., пересмотр. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 624 с.
33. Кузьмин А. В., Иванов Е. С. Роль общественной экологической экспертизы в экологическом контроле //Материалы Национальной научно-практической конференции. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2019. - С. 105-109.
34. Лазарев В.В. Функциональная характеристика принципов права // Юридическая техника. 2020. № 14. С. 92-99.
35. Любарский Е.Л., Казанцев С.Я., Саркисов О.Р. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды: учеб. пособие. М.: ЮНИТИДАНА, 2021. 232 с.
36. Маринин А. Новая стратегия национальной безопасности // Зарубежное военное обозрение. 2018. № 2. С. 12-16.
37. Матвеенко, А. С. Возмещение вреда, причиненного радиацией, при использовании атомной энергии / А. С. Матвеенко, С. В. Краузе // Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 13–19 ноября 2017 года. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2018. – С. 368-371.
38. Несколько объектов Олимпиады в Сочи будут перенесены подальше от природных территорий // Российская Газета [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru (дата обращения: 20.03.2023).
39. Орловская И.В. Проблемы обеспечения законности при выявлении нарушений законодательства об общественной экологической эспертизе // Отечественная юриспруденция. - №4. – 2018. – С. 68-73.
40. Поддубный А.О. К вопросу о понятии «национальная безопасность» // Российская юстиция. 2019. № 6. С. 6-7.
41. Сафронова Е. В. Экологическая экспертиза. Правовое регулирование экологической экспертизы // Уральский журнал правовых исследований. 2021. №4 (17). С.153-159.
42. Серегина, Д. В. Общественная экологическая экспертиза: проблемы и пути совершенствования / Молодежь и системная модернизация страны: Сборник научных статей III Международной научной конференции студентов и молодых ученых. (Курск, 22-23 мая 2018 г.). Курск: Университетская книга, 2018. С. 236-239.
43. Станиславчик В.Е. Особенности нормативно-правового обеспечения общественной и государственной экологической экспертизы // Молодой ученый. - 2018. - № 21 (207). - С. 397-400.
44. Усенков И.А., Джикия М.Д. К вопросу о проблематике государственной и общественной экологической экспертиз // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2019. - №37. С.162-167.
45. Харламов Е. В. Культура здоровья населения как составляющий элемент национальной безопасности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 97-102.
46. Шеншин В.М Правовая охрана окружающей среды: материальные и процессуальные Аспекты «Экологические преступления как явления, негативно влияющие на экологическую безопасность России» // Сб. статей по материалам межвуз. круглого стола (посвящается памяти профессора И.А. Соболя). СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2021. С. 216.
47. Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы / Н.Г. Рыбальский [и др.] // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2021. № 4 (148). С. 91–98.
48. Экологическая экспертиза: метод. указания / сост. А. А. Теучеж. – Краснодар: КубГАУ, 2019. – 56 с.
49. Экологическая экспертиза: учеб. пособие / Никифоренко Ю. Ю. [и др.]; под общ. ред. И. С. Белюченко. – Краснодар: КубГАУ, 2018. – 87 с.