Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Тема исследования работы является остроактуальной на сегодняшний день. В условиях проведения Специальной военной операции в Украине вопросы боеготовности танковых подразделений стоят как никогда остро.
Начало СВО в Украине было спровоцировано тем фактом, что войска блока НАТО оказались в опасной близости от границ Российской Федерации. И именно необходимость защиты рубежей Родины приводит к значительному повышению требований к командирам танковых подразделений в области проведения обучения подчиненных в области тактической и боевой подготовки.
От организации обучения личного состава командиром танковой роты во многом зависит как слаженность танковых подразделений, так и их уровень боевой готовности.
От уровня управленческого и педагогического мастерства, от умения командира танковой роты выстраивать командную работу всех своих подчиненных зависит эффективность и качество проводимых командиром танковой роты инструкторско-методических занятий.
Поэтому необходимо разрабатывать новые формы и методы ведения войны для обеспечения большей живучести личного состава и ВВТ в случае конфликта со всеми возможными видами оружия, от ядерного оружия до оружия, основанного на новых физических принципах.
Следует отметить, что содержание вооруженной борьбы будущего существенно изменится, военные действия, возможные в войнах и вооруженных конфликтах, будут вестись в соответствии с законами и нормативными актами страны, которая наиболее подготовлена к внедрению на практике самых передовых достижений в военной, технологической и методической областях.
Объектом исследования является повседневная воинская служба.
Предметом исследования является управленческая деятельность командира танковой роты по подготовке и проведению ИМЗ.
Целью ВКР является: изучение теоретических положений, практики системы работы командира танковой роты по организации и проведению ИМЗ.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу по огневой подготовке;
- уточнить сущность огневой подготовки личного состава танковых подразделений;
- рассмотреть систему работы командира танковой роты по организации огневой подготовки в подразделении;
- проанализировать деятельность командира танковой роты по планированию проведения инструкторско-методического занятия;
- уточнить порядок работы командира танковой роты по подготовке и проведению ИМЗ;
- предложить рекомендации по совершенствованию форм и методов работы командира танковой роты по повышению уровня методического мастерства подчиненных.
Научная разработанность темы. Теоретическую базу ВКР составили труды ученых, которые внесли значительный вклад в разработку службы войск. Такими авторами являются А.В. Тибекин, А.Г. Поршнев, В.И. Кноррин, В.И. Мухин, Н.Ю. Базаров, А.Л. Гапоненко, В.И. Бадэко, Ю.А Байков, О.А. Борисов, С.Н. Будай, М.В Тарасов, А.И Тюрин, О.В. Филимонов, В.М Корякин, А.В Кудашкин, К.В Фатеев, В.И Ковалев.
При написании ВКР использовались метод анализа, синтеза, сравнения, метод анализа литературы.
Практическая значимость исследования состоит в том что, результаты исследования могут быть использованы в обучении курсантов в ведении службы войск, повышения уровня сознательности и грамотности курсантов, таким образом, полученные результаты принесут пользу в более качественной подготовке молодых кадров для Министерства Обороны и тем самым повысит эффективность и качество системы работы командира танковой роты.
Структура ВКР обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОМАНДИРА ТАНКОВОЙ РОТЫ
1.1. Анализ нормативно-правовой базы по огневой подготовке
Распад Советского Союза и появление нового государства – Российской Федерации не прошли незаметно для армейских подразделений. Однако период серьезных сложностей подошел к концу, и резкий рост финансирования, начавшийся в 2000 году, позволил создать российские вооруженные силы, которые более боеспособны в более разнообразных обстоятельствах, чем это было в первые два десятилетия после распада Советского Союза.
Модернизация российского вооружения и техники и изменения в структуре вооруженных сил привели:
- к улучшению стратегической и оперативной противовоздушной обороны, сосредоточенной на ключевых оборонительных бастионах;
- к более быстрому формированию наземных подразделений высокой степени готовности;
- к появлению усовершенствованных боеприпасов большой дальности, особенно баллистическим ракетам малой дальности и крылатым ракетам наземного базирования.
Растущее число солдат-контрактников, более профессиональный корпус сержантов, улучшенная подготовка, большее количество учений, а также проведение боевых операций в Сирии и в Украине привели к значительному улучшению боеспособности российских подразделений.
Хотя большинство российских воинских подразделений занимают оборонительную позицию, возможности, которые Россия использовала, дают им значительный наступательный потенциал против недружественных государств вдоль границ России. Российские вооруженные силы также теперь имеют некоторую ограниченную способность проецировать свою мощь дальше за рубеж, как, например, в Сирии.
Российские возможности улучшились до такой степени, что гипотетический удар России по странам Балтии или другим союзникам США по НАТО представляет серьезную проблему для НАТО.
Многие возможности, разработанные Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО для ведения конфликтов высокой интенсивности в Европе, были демонтированы, поскольку вооруженные силы США переключились на борьбу с повстанцами в Афганистане, Африке и на Ближнем Востоке и для решения новых задач, поставленных Китаем.
Российская армия изменилась, но по-прежнему в значительной степени опирается на свое героическое наследие от советских вооруженных сил.
Некоторые из прежних возможностей НАТО были бы упущены в конфликте с модернизированными российскими силами, оснащенными существенными системами непрямого огня, средствами противовоздушной обороны и способностью проводить общевойсковые операции батальонного и бригадного масштаба.
С другой стороны, вооруженные силы России несколько меньше и, во многих отношениях, менее способны к крупномасштабным наступательным операциям, чем была Советская армия.
Нынешняя способность России создавать тактические группы размером с батальон для ведения боевых действий на востоке Украины - это не то же самое, что способность проводить скоординированные операции с подразделениями размером с дивизию и армию.
Хотя российские возможности были продемонстрированы в Сирии, ее операции в этой стране являются достаточным основанием для утверждения о том, что Россия обладает постоянной способностью проецировать крупномасштабную мощь вдали от российских границ. Более того, каковы бы ни были ее действия в Сирии, есть основания полагать, что российские возможности неравномерно распределены по всем вооруженным силам России.
Вооруженные силы России по-прежнему находятся на переходном этапе. Некоторые компоненты, включая средства противовоздушной обороны и определенные ударные возможности, находятся на пути к завершению модернизации к концу этого десятилетия.
Другие компоненты, такие как сухопутные войска общего назначения и подразделения ВВС, совершенствуются постепенно; полная трансформация представляется маловероятной даже к концу следующего десятилетия.
Тем не менее, другие компоненты, такие как российский военно-морской флот, способный к серьезной проекции мощности, или потенциал «голубой воды», далеки и будут реализованы постепенно.
Российские вооруженные силы пока не находятся там, где они хотели бы быть, но они улучшились, и постепенные улучшения будут продолжаться, хотя и более медленными темпами в свете сокращения российских оборонных бюджетов.
Несмотря на экономические и военные ограничения России, НАТО директивным органам и специалистам по оборонному планированию необходимо будет продолжать отслеживать и серьезно рассматривать усовершенствования в своих вооруженных силах.
И действия России в Сирии указывают на то, что, хотя ее военное влияние может быть ограниченным, она готова продвинуться немного дальше, если считает, что можно чего-то добиться.
Россия также стала более способной проецировать власть на свою ближайшую периферию. Усовершенствования в электронике, включая системы связи и управления огнем российской артиллерии, не только обеспечили решающие преимущества перед украинскими сухопутными войсками, единственными боеспособными силами, которыми располагает Украина, но также заставили западных военных уделять все больше внимания угрозе, которую российские военные представляют в конфликте на Востоке Украины.
Большую озабоченность у соседей России и НАТО вызывают возросшие возможности России вторгаться на территорию соседних стран и удерживать ее в кратчайшие сроки.
Стратегические силы России включают в себя не только ядерное оружие и системы доставки российской ядерной триады, но и возможности обычного удара большой дальности, кибервойны национального уровня, радиоэлектронной борьбы, космоса и разведки.
Объявленная Россией политика в отношении применения ядерного оружия, изложенная в обновленном в декабре 2014 года военном документе 2010 года (в котором использовались идентичные формулировки), заключается в следующем: Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение ядерного и других видов оружия массового уничтожения против нее и/или ее союзников, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда само существование государства находится под угрозой.
Предыдущие версии российской доктрины указывали на несколько более низкий порог для применения ядерного оружия. В первые годы независимости многие россияне, включая Игоря Сергеева, министра обороны с 1997 г. до 2001 года утверждали, что ядерный арсенал страны мог бы компенсировать ее слабость в области обычных вооружений.
Военная доктрина, изданная под его руководством в 2000 году, допускала применение ядерного оружия в условиях крупномасштабной агрессии с применением обычных вооружений в ситуациях, которые считаются критическими для национальной безопасности Российской Федерации.
До публикации доктрины 2010 года многие полагали, что пороговое значение будет быть опущенным еще ниже. Отчасти это произошло из–за заявлений тогдашнего секретаря Совета Безопасности Николая Патрушева, который предположил, что новая доктрина допускает применение ядерного оружия для сдерживания обычных нападений в локальных и региональных конфликтах, а также допускает «превентивные» ядерные удары.
Тот факт, что доктрина 2010 года этого не делает, вполне может означать, что сторонники большей ядерной роли проиграли политические дебаты, и тот факт, что формулировки не изменились.
Таким образом, декабрь 2014 года, по-видимому, станет подтверждением более высокой планки для использования ядерного оружия. Более того, обсуждение в новой доктрине «традиционного сдерживания», впервые в российской военной доктрине, по-видимому, отражает то значение, которое современная Россия придает совершенствованию своих обычных возможностей.
В первые годы после распада СССР набор и удержание достаточного количества обученного персонала было серьезной проблемой для российских вооруженных сил. Сочетание сложных условий на рынке труда, особенно со снижением реальной заработной платы в частном секторе, в сочетании с агрессивными усилиями со стороны российского правительства сделать профессиональную, или, говоря русским языком, «контрактную» службу более привлекательной, привело к тому, что в России был создан полностью укомплектованный контрактным персоналом, не являющийся наемным офицерский корпус (сержантский состав) в 2017 году.
Популярность российских вооруженных сил в свете успехов в Крыму, возможно, способствовал этому увеличению.
Реформы российской армии включали ряд существенных изменений в структуре вооруженных сил. Упрощение и, как надеялись специалисты, оперативность реагирования были в основе самых больших изменений.
Так же как и повышение потенциала России в проведении общевойсковых операций, что стало серьезной проблемой во время войны в Грузии.
Для достижения этих целей, бывшие шесть военных округов были реорганизованы в четыре объединенных стратегических командования на западе, юге, в центре и на востоке России.
Изменения, внесенные правительством РФ в течение 2015 года, позволили увеличить ресурсы на покрытие расходов на персонал, что было основной областью, на которой в последние годы делался акцент в российских реформах.
Увеличение оборонного бюджета России в 2016 году было полностью обусловлено списанием кредитов российским оборонным производителям Министерством финансов, которое признало прошлые расходы на рекапитализацию российской оборонной промышленности; эти кредиты никогда не будут возвращены правительству.
В 2013 году Российская Федерация решила сделать еще один шаг вперед в этой концепции, создав «научные компании», чтобы наилучшим образом использовать самых ярких и многообещающих новобранцев, которые поступают и будут поступать в Российские Вооруженные силы. Хотя было мало подробностей о точной роли, которую будут играть эти компании, министр обороны С.К. Шойгу заявил, что они станут «инкубатором для наших учреждений, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро по военно-морским, авиационным и космическим вопросам и по другим вопросам».
В настоящее время в российской армии насчитывается двенадцать научных рот, в общей сложности 561 военнослужащий. Служба по призыву в научных ротах, по-видимому, является входом в офицерский корпус, поскольку уже 41 бывший военнослужащий научной роты был произведен в лейтенанты. Научные компании, как сообщается, участвуют в 20 исследовательских проектах и в течение одного шестимесячного периода опубликовали 40 статей и подготовили восемь патентных заявок.
Российские наземные подразделения хорошо оснащены средствами тактической противовоздушной обороны, а также средствами технической разведки и радиоэлектронной борьбы. Таким образом, в российских бригадах имеется широкий спектр органических возможностей.
Этот диапазон возможностей также отражает реальность того, что координация между различными родами войск в российских вооруженных силах гораздо менее тесная, чем, например, в вооруженных силах США. Сухопутные войска США рассчитывают на совместные возможности для обеспечения значительной части своих разведывательных данных, наблюдения и рекогносцировки, чтобы защищать их от воздушного нападения, а также предоставлять множество других возможностей.
Короче говоря, российские сухопутные войска уделяют большее внимание, чем силы НАТО ведению наземного огонь, в том числе на больших дистанциях.
Они также действуют таким образом, чтобы ограничить свою уязвимость для огневой поддержки противника; это отражает понимание высококлассного обычного боя, которое подчеркивает первостепенность возможностей разведки и нанесения удара. Хотя они, возможно, и не равны западным силам в соотношении солдат к солдату или платформа к платформе, их способность проводить общевойсковые маневры на уровне формирования создала бы серьезные проблемы для подразделений США или НАТО в обычном конфликте.
Рост финансирования, начавшийся в 2000 году, позволил создать российские вооруженные силы, которые более боеспособны в более разнообразных обстоятельствах, чем это было в первые два десятилетия после распада Советского Союза.
Растущее число солдат-контрактников, более профессиональный корпус сержантов, улучшенная подготовка, больше учений и, все чаще, боевые операции на Украине и в Сирии привели к значительному улучшению качества российских подразделений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альбом схем учебных объектов и полей полигонов Сухопутных войск.
2. Аристотель. Собрание сочинений. - М.: 2004г. - Т.4.
3. Армейский сборник №2-2004г. с. 37-41
4. Барабанщиков А.В. Военная педагогика - М.: ВПА, 2006г.
5. Бархаев, Б. П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера / Б. П. Бархаев, А. Г. Караяни, В. Ф. Перевалов, И. В. Сыромятников. - М.: Воениздат, 2006. – 488 с.
6. Безлепкин Б.Г. А педагогом быть обязан. - М.: Воениздат, 2000г.
7. Безуглов А.А. Президент Российской Федерации А. А. Безуглов//Безуглов А.А. Конституционное право России: учебник для юридических вузов (полный курс): в 3-х т. /А. А. Безуглов., С. А. Солдатов.-М.,2001.-Т.1.-С.137–370.
8. Варенников В.И. Основы теории управления войсками.- М.: Воениздат, 1984г. с.173-205
9. Военная психология и педагогика. - М.: «Совершенство», 2008 г.
10. Военная психология и педагогика. - М.: «Совершенство», 2008г.
11. Военная энциклопедия – Электронный ресурс: encyclopedia/dictiona y/details_rvsn.htm?i =13517@ morfDictionary.- (дата обращения 22.02.2023 ).
12. Военный сборник. - М., 1871. - N 11.
13. Воспитание воина: в коллективе и через коллектив. - М.: Воениздат, 2004г.
14. Воспитательная работа в ВС Российской Федерации. - М.: ВУ, 2005г.
15. Громова О. Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. - М.: ГАУ, 1993.
16. Действия экипажа при вооружения БМП-3, и правила стрельбы. - М Воениздат 2014 г.
17. Директива Начальника Главного управления воспитательной работы ВС Российской Федерации № 3 «Об информации по психологической работе в ВС Российской Федерации» 1 октября 2008года, Москва
18. Директива Начальника Главного управления воспитательной работы ВС Российской Федерации № Д - 2 от 26 августа 2008года, г. Москва.
19. Директива Начальника Главного управления воспитательной работы ВС Российской Федерации № Д - 2 от 26 августа 2008 года, г. Москва.
20. Драгомиров М.И. Избранные труды: Вопросы обучения и воспитания. - М., 1956г.
21. Ефремов И.И. Офицерский корпус Русской Армии: опыт самопознания. - М.: ВУ, Русский путь, 2000г.
22. Заместитель командира роты по политической части - организатор партийно-политической работы. - Новосибирск, 2000г.
23. Заместитель командира роты по политической части - организатор партийно-политической работы. - Новосибирск, 2000г.
24. Иванов Д.А. Основы управления войсками в бою.- М.: Воениздат, 1977г. с.150-155
25. Иванов С.И. и др. Основы управления войсками.- М.: Воениздат, 1971г.с. 220-240
26. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 2002г.
27. Курс стрельб СО, Б М и Т, М. 2014 г. Москва 2015.
28. Лобов В.Н. О долге и чести воинской в Российской Армии. - М.: Воениздат, 2000г.
29. Лобов В.Н. Очерки истории отечественных военных реформ. - М., 2005г.
30. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») Г.Ф.Швейника. - М., 2004г.
31. Маклаков А.Г. Военная психология. - М., 2004г.
32. Методика индивидуальной воспитательной работы. - М.: Воениздат, 2001г.
33. Методика огневой подготовки. Воениздат. Москва -2017г.
34. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Кн.1.-М.: Воениздат, 2003г. с.78-112
35. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по огневой подготовке соединений Сухопутных войск М Воениздат 2013 г.
36. Миллер, А. А. Управление подразделениями в мирное время. Вып. 5. Организация и ведение войскового хозяйства : учеб. пособие / А. А. Миллер, А. А. Михеев, А. В. Пепеляев [и др.]; под общ. ред. А. А. Черниченко. – Новосибирск: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (филиал, г. Новосибирск), 2013. – 194с.
37. Михалков В.В. Управление подразделениями в мирное время : учебно-методическое пособие М, 1998. № 14. - С.46-55.
38. Морально-психологическое обеспечение отмобилизования и приведения соединений и частей в боевую готовность. - М.: ВУ, 2008г.
39. Наставление» «Тактико-огневые упражнения стрельб из танков и боевых машин» Введено в действие решением Первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14 октября 2013 года №106/2230 дс
40. О долге и чести воинской в Российской армии. - М.: Воениздат, 2000.
41. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации - Москва: Эксмо, 2016. - 560 с.
42. Общевоинские уставы. - М.: Воениздат, 2004.
43. Огневая подготовка мотострелковых подразделений Воениздат М.- 2017.
44. Огневая подготовка часть 1.Основы и правила стрельбы. Управление огнем. редактор Ю.И. Семенов. 2013.
45. Основные положения военной доктрины Российской Федерации «Красная Звезда» 2003, 19 ноября.
46. Основы повседневной деятельности войск: учебное пособие / Р. Р. Ахметов и др. – Омск: СибАДИ, 2010. – 176 с.
47. Основы теории управления./ под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого.- М.: Финансы и статистика, 2004. с.274-294
48. Офицер и солдаты. Заметки о педагогическом мастерстве. - М.: Воениздат, 2009.
49. Павловский И. Научное обобщение боевого опыта, правил жизни и деятельности войск. Военно-исторический журнал. - 1976.
50. Папкин А.И. Основы практического менеджмента.- М.: Юнити-Дана, 2000. с.8-19
51. Партийно-политическая работа в Красной Армии. - М.: Воениздат, 2005.
52. Перроненкова А.Я. Военное право. Краткий учебный курс. - М., 2009.
53. Петров Ю.П. «Строительство политических органов партийных и комсомольских органов армии и флота». - М.: Воениздат, 1968.
54. Приказ Министерства обороны Российской Федерации № 166 от 07.04.1998 г. «Об основных направлениях поддержания правопорядка, воинской дисциплины, организации службы войск в Вооруженных Силах Российской Федерации»
55. Приказ Министра обороны № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы ВС Российской Федерации»
56. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября 1998 года «Об организации боевого слаживания соединений и воинских частей»
57. Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444 «Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»
58. Приказ МО РФ № 150 от 2 марта 2010 г. «Наставление по учебно-материальной базе Вооруженных Сил Российской Федерации».
59. Программа боевого слаживания мотострелковых (танковых) соединений и частей Сухопутных войск, Москва. 1999.
60. Программа боевой подготовки мотострелковых подразделений «Для подразделений укомплектованных военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и призыву»: Воениздат. -- Москва, 2005.
61. Руководство подразделениями в мирное время. ч. 2 - М.: Управление военного образования, 1998. с.8-29
62. Руководство подразделениями в мирное время. Ч.1.- М.: Управление военного образования, 1998. с.8-25
63. Скачко П.Г. План боевых действий и управление войсками.- М.: Воениздат, 1968. с.74-85
64. Скородумов И.А. Становление командира. - М.: Воениздат, 2002.
65. Соболенко А.А. Наиболее привлекательные условия военной службы по контракту/ракурс. - 2010г. - №3.
66. Сошнев В.Г. Сознательность. Дисциплина. Ответственность. - М.: Воениздат, 2005.
67. Справочник общевойскового командира.- Хабаровск.: Управление боевой подготовки, 1995. с.13-25
68. Справочник офицера Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат,2008.
69. Справочник офицера по организации повседневной деятельности в воинской части и подразделении / Книга 3. Служба войск и обеспечение безопасности военной службы // Под общ. ред. Илямакова Н.А. - М 2016.- 280с.
70. Суворов А.В. Наука побеждать. - М., 2000.
71. Теория и практика воспитания военнослужащих. Учебное пособие под общей редакцией генерал-полковника Н.И.Резника. - М., 2008.
72. Техническое описание и инструкция по эксплуатации БМП-3, часть 1,2:- М Воениздат 2014.
73. Тухватуллин, Д. Д. Организация и планирование боевой подготовки / Д. Д. Тухватуллин, Е. В. Чудинов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123). - С. 412-417. - URL: https://moluch.ru/archive/123/33853/ (дата обращения: 03.03.2023).
74. Управление огнем мотострелковых (танковых) подразделений. М. Воениздат. 2014.
75. Управление подразделениями в мирное время. Вып. 3. Служба войск. Организация учета в подразделении. Несекретное делопроизводство. Психологическая подготовка военнослужащих: учебн. пособие / А. А. Михеев, А. В. Пепеляев, С. А. Синяков, Н. П. Смирнов; под. общ. ред. А. В. Пепеляева.- Новосибирск: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (филиал, г. Новосибирска), 2013- 204с.
76. Управление подразделениями в мирное время: учебник / под общ. ред. Ю. Ф. Кириллова. -М.: Голден Би, 2007.- 256 с.
77. Управление подразделениями в мирное время: учебник / под общей редакцией Ю. Б. Торгованова. – Красноярск: СФУ, 2015 – 382 с.
78. Усов А. К. Управление подразделениями в мирное время : учебно-методическое пособие для курсантов / А. К. Усов ; под ред. Н. М. Селивончик. - Минск : БНТУ, 2011. - 370 с.
79. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2013. – 146 с.
80. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (в ред. 15.02.2016 г.) «О воинской обязанности и военной службе».
81. Фрунзе М.В. Избранные произведения. - М.: Воениздат, 2004.