Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования выражается в совершенствовании оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога, на разных этапах экономического развития, где приоритет отдается либо экономической эффективности, либо социальной справедливости налога.
Создание справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее предсказуемости и стабильности является важным условием для повышения предпринимательской и инвестиционной активности, развития Российской Федерации на пути к созданию рыночной экономики и интеграции российской экономики в мировую экономику.
Главную роль в повышении эффективности налоговой реформы в России должно играть государственное регулирование форм налогообложения доходов лиц с социальной защитой бедных.
Степень разработки проблемы. Основоположники классических налоговых теорий А. Смит, Д. М. Кейнс, А. Лаффер, российские ученые-экономисты А. Тривус, Н. занимались изучением проблемы налогообложения. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов. В ходе выпускной квалификационной работы были использованы работы таких выдающихся российских ученых и практиков, как Абалкин Л.И., Акимова В.М., Брызгалин А.В., Горский И.В., Евстегнеев Е.Н. Романовский М. В., Сокол М. П., Черник Д. Г.
Однако в ходе исследований в области налогообложения доходов населения в современных условиях возникает необходимость анализа реализации фискальной функции при налогообложении доходов физических лиц и оценки налоговой нагрузки и реализации принципа социальной справедливости в налогообложении доходов физических лиц в России.
Целью является изучение эволюции налогообложения физических лиц, разработка и обоснование основных направлений совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, по сравнению со странами мира.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты налогообложения доходов населения;
- провести Анализ льгот налогообложения доходов физических лиц на примере ГБУ КО «Кировский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»
- предоставить более эффективное совершенствование льгот системы налогообложения доходов физических лиц на примере ГБУ КО «Кировский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
Объектом исследования является налогообложение доходов физических лиц ГБУ КО «Кировский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», как инструмента системы государственного регулирования социально-экономического развития России.
Предметом исследования является совершенствование налогообложение доходов физических лиц.
Методологической и теоретической основой было исследование отечественных и зарубежных ученых, посвященных теории налогов, проблемам налогообложения физических лиц.
Методологической основой исследования были методы Общего научного знания: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логическое познавательное понимание, а также традиционные методы экономического анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В введении содержится актуальность темы, предмет, объект, цели, методологические и теоретические основы НДФЛ, а также краткое содержание того, что будет рассматриваться и анализироваться в данной работе.
В первой главе обсуждается истории налогообложения доходов населения, рассматривается определение НДФЛ, функции, ставки налога на доходы физических лиц.
Во второй главе проводится анализ действующей системы НДФЛ, проводится оценка налоговой нагрузки и реализация принципа социальной справедливости в НДФЛ.
В третьей главе предлагаются меры по совершенствованию налоговой системы доходов физических лиц на основании опыта в различных странах мира, рассматривается совершенствование НДФЛ, а также основные направления к совершенствованию.
В заключении подводятся итоги проведенной работы и предложения по совершенствованию налоговой системы доходов физических лиц.
В списке используемых источников показан список литературы, которая была использована в работе.
В приложения приводятся таблицы по ставке НДФЛ в различных странах мира и так далее.
1 Теоретические аспекты налогообложения доходов физических лиц
1.1 Исторический опыт налогообложения доходов физических лиц
Самая первая теория налогообложения исходила из того, что налог рассматривался как плата, выплачиваемая каждым гражданином за защиту его личной и имущественной безопасности, за защиту государственных и других услуг.
Преобразование налогов в основной источник государственных доходов создало возможность и поставило задачу изучить характер налогов, включая источники и принципы налогообложения.
Люди не работают, чтобы платить налоги. Чистый, за вычетом налога, доход определяет, работает ли данное лицо или сидит». Таким образом, если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или« если успешное функционирование рынка будет сталкиваться с возрастающей дискриминацией в форме более высоких и прогрессивные налоги, экономическая активность будет падать »и вовлечение предпринимателя в производство - пустая идея, т. е. интерес хозяйствующих субъектов, по словам А. Лаффера, является движущей силой процветающей экономики. .
В России большая часть дебатов по теории налогов была проведена до революции и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов выполняемых ими функций. Такие ученые-экономисты, как А. Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, чьи работы представляют собой неоценимый вклад в теорию налогов, справедливо можно отнести к классикам российской экономики наука.
Представляя налоги и сборы, государство преследует главную цель: захват предприятий и населения части их доходов в свою пользу.
Налоги играют решающую роль в перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) страны и национального дохода (НД). Во время распределения и перераспределения ВВП и НД осуществлялись налоговые и регулирующие функции налогов. Государство генерирует свои доходы и целенаправленно влияет на экономику. Налоги влияют на капитал на всех этапах его обращения. Если, выполняя свою фискальную функцию, они оказывают влияние только на изменение капитала с его товара на деньги и наоборот, систему налогового регулирования, все остальное влияет как на стадию производства, так и на уровень потребления.
Примером этого могут служить косвенные налоги и обширная система налоговых льгот, скидок и кредитов для подоходного налогообложения физических лиц.
Подоходный налог или подоходный налог с населения по сравнению с другими видами налогов довольно «молоды». Он был впервые представлен в Англии в 1798 году в виде тройного налога на роскошь.
Этот налог строится по чисто внешним признакам (предоставление мужского слуги, владение каретой и т.д.), Действовавший до 1816 года. Когда вторичное его введение в 1842 году он уже более или менее ответил на основные критерии, заложенные в основу принцип подоходного налогообложения. В других странах налог на доходы физических лиц стал использоваться с конца XIX - начала XX века. (Пруссия - 1891, Франция-1914).
Что касается России, то в 1812 году был введен прогрессивный процентный сбор за доход от недвижимого имущества, который является своего рода подоходным налогом. Специальный закон о подоходном налоге был принят только 6 апреля 1916 года, и наиболее полно воплощены принципы налогообложения доходов .
Однако даже до введения системы подоходного налога с подоходным налогом в разных странах косвенно учитываются доходы граждан при строительстве реальных налогов. Например, размер домашнего налога зависел от количества окон, этажей и комнат, параметров фасада дома и других особенностей, которые позволяют судить о социальном статусе и доходах плательщика.
В то же время социальные движения, которые набирали обороты, требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, которая не отличала бедных и богатых, и которые в большей степени падали на менее богатых. Поэтому был введен закон о подоходном налоге с населения, идея которого заключается в обеспечении равного налогообложения на основе прямого определения дохода каждого плательщика.
Подоходный налог появился в мировой практике в течение длительного времени, и теперь он действует практически во всех странах мира. Место рождения - великая Британия. Он ввел этот налог в 1978 году в качестве временной меры. Но с 1842 года налог на прибыль был окончательно установлен в английской налоговой практике. В других странах он работает с конца 19-го и начала 20-го века.
Российский экономист И. Х. Озеров в начале этого столетия кратко сформулировал причины, побудившие страну ввести подоходный налог:
- требования рабочего класса;
- интерес развивающейся отрасли;
- дефицит бюджета
Объекты подоходного налога физических лиц действуют как следующий доход: для физических лиц - резидентов Российской Федерации - полученных ими из источников Российской Федерации и для его часовни, для физических лиц - налоговые резиденты - не получены из источников в Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, и физические лица, получающие доходы из источников Российской Федерации, но не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. [Приложение А].
В Великобритании, Германии, Португалии освобождаются от налогообложения единовременных пособий, бонусов для менеджеров в Бельгии и Нидерландах - естественные материальные блага (домашние работники, телохранители и т. д.).
В послевоенные годы развитые страны столкнулись с увеличением налоговых поступлений (включая подоходный налог) в бюджет. Это связано со следующими фактами: номинальным увеличением доходов населения, инфляционными процессами и, как следствие, индексацией заработной платы, а также более жестким контролем над платежами. В настоящее время 30-40% всех доходов населения в развитых странах изымается с помощью подоходного налога. Этот налог стал массовым и относится к большинству членов общества.
Ставки подоходного налога строятся на сложной прогрессии. [Приложение B].
Подоходный налог в России введен в 1916 году и распространяется на граждан, чей доход превысил прожиточный минимум - 850 рублей в год. Платежи были распределены среди 91 категории граждан, ставки варьировались от минимальных -6 рублей (с доходом свыше 850 рублей до 900 рублей) до 48 000 рублей (с доходом свыше 400 000 рублей). В период натурализации экономики и обесценения денежного подоходного налога резко снизился, и он практически был отменен. В соответствии с НЭП, сбор подоходного налога был возобновлен параллельно с имущественным налогом в соответствии с Общим доходом и имущественным налогом (1922 г.). В 1943 году был введен новый налог на прибыль, который был уплачен гражданами СССР, которые имеют независимый источник дохода, независимо от места жительства, иностранных граждан и лиц без гражданства, получающих доход в СССР
В целом налоги на население являются обязательными безвозмездными платежами, произведенными в пользу государства из личного дохода граждан, полученных ими из любых источников. Из этого следует, что независимо от того, сколько налогов они будут получать из одного источника - дохода гражданина, система налогов на физических лиц представляет собой набор видов налогов, методов их строительства и сбора. Однако состав налогов, взимаемых гражданами-налогоплательщиками по закону, на практике намного сложнее. Таким образом, наряду с налогами на доходы и имущество некоторые другие платежи, полученные от населения в государственный доход и содержащие все особенности налогов от населения, переходящего в государство, могут быть отнесены на налоги. Эти платежи включают взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые в Фонд вознаграждения работников. Эти платежи служат перераспределением, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна.
1.2 Доходы физических лиц как объект налогообложения и источник уплаты налогов
В толковании словаря В. И. Дал читал следующую интерпретацию дохода: «Доход - действие или состояние дохода и объект, который приходит в руки, поступает в руки, прибытие, денежные поступления, сбор, пророк, выгоды, получаемые от имущества, имущество, завод, заработная плата, общее содержание. Валовой доход в общей сумме прихода, без компенсации потребления и затрат для учреждения, чистый доход, прибыль, прибыль, реальный, истинный доход, оставшийся после вычета из валовых расходов».
Как вы можете видеть, слово «доход» может использоваться в разных значениях, его конкретное значение будет зависеть от того, что наполняет его законодатель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Гражданского кодекса с точки зрения налогового законодательства понятие «доход», «расходы» и «прибыль» относятся к категории объектов налогообложения, то есть «обстоятельства, имеющие стоимость, количественные или физические характеристики, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает налогоплательщика с обязательством уплаты налога».
В соответствии со статьей 41 НК РФ понятие «доход» самостоятельно (самостоятельно) определяется руководителями «Налогового права на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц» для целей расчета налогооблагаемых баз, соответственно подоходного налога и налога на доходы физических лиц.
Статья 41 налогового кодекса буквально заявляет: «в соответствии с настоящим Кодексом доход признается как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которая учитывается, когда можно оценить ее и в той мере, в которой такая выгода может быть оценивается и определяется в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса» .
Это положение налогового кодекса позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, в Общем определении понятия «доход» налогового кодекса ограничивается только ссылкой на это понятие на категорию «экономических выгод», которая не имеет определения в налоговом законодательстве. Учет нормативных документов, определяющих доход как получение «экономических выгод», относится к тем «поступлениям активов (денежных средств, другого имущества) и (или) погашению обязательств, что приводит к увеличению капитала организации, за исключением взносов участников.
Однако это определение недействительно с точки зрения применения налогового законодательства, в том числе потому, что оно также не определяет понятие «экономическая выгода».
Таким образом, тезис пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому «налоги и сборы имеют экономическую основу», не дает ясности рассматриваемому вопросу.
Во-вторых, в Налоговом кодексе будет содержаться определение «доход» для целей расчета налогооблагаемой базы специальных правил, глава «Налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц». Это полностью соответствует Общему принципу разделения права на общие и специальные, реализуемые в Налоговом кодексе в формулировке пункта 3 статьи 11 Налогового кодекса, согласно которому «понятие «налогоплательщик», «объект налогообложения, налоговая база, налоговый период», а также другие конкретные понятия и условия законодательства о налогах и сборах имеют значения, определенные в соответствующих статьях настоящего Кодекса». Буквально это означает, что доход для целей расчета налоговой базы для конкретного налога определяется как доход в главах налогового кодекса по правилам исчисления и уплаты соответствующих налогов.
И, в-третьих, в соответствии со статьей 41 НК РФ понятие «доход» применяется исключительно для целей исчисления налогооблагаемой базы налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.
Глава 23 Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц» отдельно определяет доходы от источников в Российской Федерации и доходы из источников за пределами Российской Федерации. В то же время, как первая, так и вторая определяются НК путем определения списка фактов, Комиссия которых относится к фактам получения дохода физическим лицом (статья 208 Налогового кодекса). В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса доход физического лица является объектом налогообложения доходов физических лиц.
Также путем составления перечня статей 211 и 212 налогового кодекса определяется концепция дохода физических лиц, полученная соответственно натурой и в форме материальной выгоды.
Соответствующие расходы физического лица определяются в этом случае также исчерпывающим списком (в той же норме налогового кодекса) .
Для того чтоб выбрать правильно объект НДФЛ, нужно представить то, как исчисляется единый налог при различных налоговых базах.
Нужно рассмотреть вариант, при котором объектом налогообложения являются доходы.
При определении объекта налогообложения организациям следует иметь в виду, что доходы не учитываются:
- доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций (пункт 3 – 4 статья 284 НК РФ);
- доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ (пункт 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ).
В статье 346.18 НК РФ:
- доходы, в иностранной валюте, учитываются с доходами в рублях;
- доходы, в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам доходы нарастающим итогом сначала налогового периода определяется при определении налоговой базы.
Когда в качестве объекта налогообложения выбираются доходы организаций, то денежное выражение доходов организации признается налоговая база. При таком объекте налоговая ставка равна 6%.
Та же процедура (расчет финансового результата как разница между доходом и расходами) определяется налоговым кодексом для случаев продажи акций, акций, полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций; осуществление (погашение) инвестиционных паев, выпущенных управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим Фонд взаимных инвестиций, и полученным налогоплательщиком при вхождении в собственность (имущественные права) в собственность Фонда взаимных инвестиций и т. д.
Доход физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобожденный от налогообложения), определяется списком, содержащимся в статье 217 налогового кодекса.
Таким образом, глава 23 НК РФ не дает общих определений категорий «доход» и «расходы» ограничивается исчерпывающим перечнем фактов, признанных получением и исполнением тех лиц, которые являются плательщиками налога, доходы физических лиц.
1.3 Функции налогообложения доходов населения
Налогообложение отдельных лиц в разных странах основывается, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке состояния части их дохода, с другой стороны, обеспечении населения штата определенным набором общественно полезных товаров, работ и услуг. Государство не должно лишать плательщика платежеспособности и, чтобы удовлетворить свои финансовые потребности, должно обязательно анализировать возможные социальные последствия сокращения или увеличения налогов на граждан.
Изучение сущности и функций подоходного налога с населения относится к моменту его возникновения, поскольку этот налог уплачивается каждым лицом, получившим доход. В соответствии с этим налогообложение доходов физических лиц относится к каждому лицу, получающему какой-либо доход. Для того, чтобы каждый человек платил подоходный налог, необходимо уточнить, в каких целях этот налог взимается, а раскрытие этих целей можно объяснить природой и функциями подоходного налога. В результате увеличивается налоговая культура, и в результате возрастает роль подоходного налога с населения в формировании доходной базы бюджетов всех уровней .
Суть подоходного налога с населения заключается в том, что, как и любой другой налог, подоходный налог является одним из инструментов экономического регулирования, посредством которого государство пытается решить различные проблемы. При взыскании налога с доходов физических лиц существуют отношения граждан и государства по формированию национальных фондов денег для реализации экономических, социальных и политических задач.
Подоходный налог с населения - это не только экономическая категория, но и финансовая категория. В качестве финансовой категории налог на доходы физических
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, И. М. Налоговые системы России и зарубежных стран [Текст] / И. М. Александров. – М.: «Бератор – Пресс», 2017. – 144 с.
2. Аракелова, М. В. «Двойная ответственность» налогового агента в случае неперечисления в бюджет налога на доходы физических лиц [Текст]: / М. В. Аракелова. – 2017. - №1. – С. 14-19
3. Арутюнова, О. Л. Зачем нужен налог на доходы. [Текст] // Российский налоговый курьер. – 2017. - №6. – С. 164
4. Бабаев, М. Р. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Финансы и статистика. – 2015.
5. Боброва, А. В. Организация и планирование налогового процесса [Текст] /А. В. Боброва, Н. Я. Головецкий. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 320 с.
6. Большой экономический словарь [Текст] / Под ред. А. Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2017. – 860 с.
7. Братчикова, Н. В. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц [Текст] / Комментарий к законодательству по состоянию на 1 марта 2018г. – М .: 2013. – 95с.
8. Горбунова, О. Н. Финансовое право [Текст]: учебник / О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. – 536 с.
9. Дмитриева, О. Упрямый кодекс [Текст]: Московские новости – 2015. - №16 – 11 с.
10. Евстигнеев, Е.С. Основы налогообложения и налогового законодательства [Текст]: Питер – 2015.
11. Засухин, А. Т. Доходы и налоги. [Текст]. – М.: Экономика, 2017. – 246 с.
12. Клочкова, И. В. Налог на доходы физических лиц [Текст] // Экзамен – 2015.
13. Кокин, Ю. Государственная политика и зарплата [Текст] / Ю. Кокин. – 2015. – №8 – 34-38 с.
14. Корсун, Т. И. Налогообложение коммерческой деятельности. Практическое пособие [Текст]. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016. – 384 с.
15. Лермонтов, Ю. М. Позиция арбитражных судов по вопросам, связанным с исполнением обязанностей налогового агента по НДФЛ [Текст] / Ю.М. Лермонтов // Правосудие в Поволжье, 2015. - №6. – 19- 21с.
16. Налоги и налоговое право. [Текст]: учеб. пособие / Брызгалин А. В. – М.:«Аналитика – Пресс», 2016.
17. Налоговые системы зарубежных стран: [Текст] / Под ред. Князева В. Г. – М.: Закон и право, Юнити, 1997. – 191 с.
18. Налоговый Кодекс Российской Федерации. часть первая и часть вторая. – М.: ООО «ТК Велби», 2017. – 480с.
19. Нефедов, Н.А. Налогообложение в России [Текст] // Финансы и статистика – 2016.
20. Новиков, А. И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий [Текст] // Налоговый вестник – 2017. - №9 – 66-72 с.
21. Новикова, А. И. Налоговая статистика и прогнозирование [Текст] // Налоговый вестник – 2017. - №11 – 37-39 с.
22. Пансков, В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы [Текст] // Финансы – 2016. - №1 – 33-37 с.
23. Паркинсон, С. Закон и доходы [Текст] / С.Паркинсон. – М.: ПКК «Интерконтакт», 2012. – 139 с.
24. Парыгина, В.А., Тедеев А.А. Налоговое право РФ [Текст]: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2017. – 480с.
25. Полетаев, А. Налогообложение выплат по оплате труда [Текст] / А. Полетаев //Заработная плата. – 2016. - №6. – 64-72 с.
26. Политика доходов и заработной платы [Текст]: учебник / Савченко П. В., Кокина. Ю. П. – М.: Юристъ, 2016. – 456 с.
27. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в РФ. [Текст]: учеб. пособие». / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 352с.
28. Барулин, С. В. и Макрушин, А. В. «Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики» [Текст] // Финансы 2017. - №2.
29. Смит, А., Риккардо, Д. «Антология экономической классики» [Текст] / А. Смит, Д. Рикардо. – М.: «Эконов–ключ», 2017. – 475 с.
30. Сокол, М. П. Налог на доходы физических лиц [Текст] // Финансы. – 2016. - №7.
31. Сокол, М. П. О налоге на доходы физических лиц. [Текст] // Финансы 2016. - №12.
32. Сокол, М. П., Волошина, А.Н. Налог на доходы физических лиц: статус налогоплательщика, определение налоговой базы [Текст] // Налоговый вестник, - 2017, № 5.
33. Тарараев, С. Е. История возникновения и развития налога на доходы физических лиц в России [Текст] / С.Е. Тарараев // Государство и право. – 2017. – №9. – 61-69 с.
34. Тютюрюков, Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США [Текст] / Н.Н. Тютюрюков – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 174 с.
35. Федченко, А. А., Одегов, Ю.Г., Оплата труда и доходы работников [Текст] /А. А. Федченко, Ю. Г, Одегов. – Издательский дом «Дашков и К», 2017. – 549 с.
36. Федеральный Закон «Об основах налоговой системы в РФ» // Российская газета. - №56.
37. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» // Российская газета, - №97.
38. ФНС легализует доходы граждан [Текст] // Зарплата. – 2016. - №5. – 18 с.
39. Фролова, Т.А. Налогообложение предприятий. [Текст] / Т.А. Фролова. – М.: Юристъ, 2018. – 67 с.
40. Ходов, Л. Г., Попов, В. И. Подоходное налогообложение физических лиц (зарубежный опыт, российские проблемы) [Текст] / Л. Г. Ходов, В. И. Попов. – Тезис. 2017. – 132 с.
41. Худолеев, В. В. Налоги и налогообложение [Текст] // Инфра –М.: – 2018.
42. Царгуш, Р. В. История возникновения и некоторые особенности подоходного налогообложения в зарубежных странах [Текст] / Р.В. Царгуш // Государство и право. – 2017. - №8. – 85- 94 с.
43. Черник, Д. Очередной этап налоговой реформы [Текст] / Налоги – 2017. - №8 – 4-6 с.
44. Шаталов, С. Налоговый кодекс: каким ему быть? [Текст] / Экономика и жизнь – 2016. - №17 – 2-3 с.
45. Шаталов, С. Ю. Российская система налогообложения [Текст] / МЦФЭР – 2014.