Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в связи с распространенными чрезвычайными ситуациями возрастает потребность в обучении оказанию первой помощи пострадавшим. Под первой помощью в данном случае понимается первая доврачебная помощь людям, которым внезапно стало плохо. Очень часто такая помочь позволяет сохранить жизнь человека до приезда скорой помощи.
Целью оказания первой помощи является максимально возможное устранение повреждающего фактора, влияющего на пострадавшего для дальнейшего ухудшения его здоровья, а также вызов скорой медицинской помощи.
В процессе первой помощи человек, оказывающий её, пользуется подручными средствами. Первая помощь не требует медицинского образования, однако правила ее оказания необходимо знать каждому. Но, к сожалению, в большинстве случаев первая помощь пострадавшим не оказывается не только в виде отсутствия знаний у людей, оказавшихся рядом, но и страха навредить пострадавшему.
Тема компетентности школьников в вопросах оказания первой помощи рассматривается многогранно — как в аспекте отдельных состояний: например, дентальная травма, эпилептический припадок, укус змеи, ДТП и др., так и в аспекте общей сердечно-легочной реанимации (СЛР) и вопросов оказания первой помощи в целом. Последнему в рассмотренной литературе, за исключением работ избранных авторов, проводивших крайне ограниченное количество опросных исследований [4], [8].
Анализ статистических данных показывает, что качество и частота оказания первой помощи довольно низкая. К примеру, в авариях первую помощь оказывают сотрудники ГИБДД лишь в 0,2-0,7% случаях [26], водители автотранспортных средств, ставшие свидетелями аварии - в 7-8% случаях [29]. Такая отрицательная статистика подтверждает тот факт, что в настоящее время существует недостаток в процессе оказания первой помощи пострадавшим.
Так как оказание первой помощи не требует медицинской квалификации, поэтому в нее могут вовлекаться различные категории граждан. В литературе можно встретить условное деление категорий людей на две группы: к первой группе относятся те, кто в силу определенных, независящих от себя причин, оказался на месте происшествия. К таким людям можно отнести людей, которые не имеют специального медицинского образования. Ко второй группе относятся сотрудники вневедомственных служб (пожарные, сотрудники ГИБДД), которые пребывают на место происшествия по вызову, но также не имеют медицинского образования.
Как мы видим из данного условного деления, людей, относящихся ко второй группе, обучают оказанию первой помощи, а людей из первой группы нет или недостаточно часто и полно.
В настоящее время начинать обучать правилам оказания первой помощи необходимо еще в школе. Поэтому именно школе отводится важная связующая роль в процессе формирования у школьников общей картины действия в чрезвычайной ситуации, в том числе оказания первой помощи пострадавшим.
Обучение оказанию первой помощи в рамках школьного курса осуществляется в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
В настоящее время многие исследования подчеркивают недостаточность отведенного времени обучения оказанию первой помощи в рамках курса ОБЖ. Ситуацию осложняет также и низкое материально-техническое обеспечение многих общеобразовательных школ в части наличия специального оборудования для обучения.
Исходя из вышесказанного, проблема обучения оказанию первой помощи представляется нам актуальной. Поэтому, учитывая данные статистики, необходимо подробно рассмотреть, как осуществляется процесс обучения обучающихся оказанию первой помощи пострадавшим и какие факторы влияют на данный процесс.
Проблема исследования: с одной стороны недостаточное методическое сопровождение по разделу «Оказание первой помощи» в программе ОБЖ, с другой стороны ограниченное количество часов, отведенных на данную тему.
Объект исследования: правила оказания первой помощи в школьном курсе ОБЖ.
Предмет исследования: организация процесса обучения оказанию первой помощи пострадавшим на уроках ОБЖ в общеобразовательной школе.
Цель исследования: изучение теоретических основ оказания первой помощи и применение их на уроках ОБЖ.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме обучения школьников оказанию первой помощи;
2. Разработать и апробировать занятия по обучению учащихся правилам оказания первой помощи и оценить их эффективность.
3. Оценить эффективность педагогической работы по обучения школьников правилам оказания первой помощи.
Гипотеза исследования основана на том, что процесс обучения школьников оказанию первой помощи будет проходить эффективнее, если:
- будут соблюдены теоретические основы оказания первой помощи;
- занятия будут включать практический характер;
- занятия будут направлены на преодоление у обучающихся психологического барьера и страха при оказании первой помощи.
База исследования: МБОУ г. Иркутска СОШ 37.
Для решения задач и проверки выдвинутой гипотезы были представлены следующие методы:
- теоретические (классификация, синтез, анализ);
- эмпирические (тестирование, эксперимент, анализ учебника).
Практическая значимость данного исследования определяется возможностью применения полученных результатов в практике обучения школьников правилам оказания первой помощи учителями ОБЖ в учебном процессе.
Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что в работе раскрыты положения об особенностях организация процесса обучения школьников оказания первой помощи.
Структура дипломной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
1.1. Проблемы преподавания раздела «Основы медицинских знаний» в общеобразовательных организациях
В настоящее время оказание первой помощи официально закреплено в основополагающих документах. Поэтому в процессе обучения внимание отводится не только тактике оказания первой помощи, но и юридической стороне данного процесса. Спасатели, полицейские, работники производственных предприятий должны владеть юридическими основами оказанию первой помощи. Данный факт позволяет максимально снизить возможные юридические последствия при оказании первой помощи.
В литературе можно встретить два похожих понятия «первая помощь» и «первая медицинская помощь», но данные понятия не являются тождественными. Дифференцирование данных понятий представлено в ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты» от 25 ноября 2009 года № 267-ФЗ [39].
Чтобы разграничить данные понятия приведём признаки каждого из них (Таблица 1.1).
Таблица 1.1
Дифференциация понятий «первая помощь» и «первая медицинская помощь» [6]
Первая помощь Первая медицинская помощь
Оказывается самим пострадавшим или посторонним людьми Оказывается лицами, имеющими медицинское образование
Оказывается подручных средствами Оказывается специальными медицинскими средствами и препаратами
Таким образом, мы можем свидетельствовать, что первая помощь подразумевает оперативные действия свидетелей или пострадавших в несчастном случае до приезда скорой медицинской помощи.
В данном документе в части характеристики понятия «первая помощь» значится, что первая помощь предшествует оказанию медицинской помощи, в том случае, когда произошел несчастный случай, отравление и любое другое угрожающее явление. Нормативно закреплено, что сотрудники подведомственных структур (пожарные, спасатели и др.) обязаны оказать первую помощь пострадавшим после соответствующего обучения. Также в ФЗ указан алгоритм и условия, при которых оказывается первая помощь [39].
На основании требований к организации процесса оказания первой помощи составляются учебные курсы, предметы и общеобразовательные дисциплины, утверждаемые на государственном уровне [6].
На основании Федерального базисного учебного плана в школьное обучение входит учебный предмет ОБЖ, который школьники начинают изучать с 8 класса и по дальнейшее окончание старшей школы [15].
Как отмечается, в современных условиях нет единого процесса обучения правилам оказания первой помощи людей, не имеющих медицинского образования [6]. Поэтому массовое обучение оказанию первой помощи является насущной проблемой и довольно сложно решаемой. Причин такому состоянию достаточно.
В исследованиях В.Г. Бубнова обозначены причинно-следственные связи низкого качества обучения оказанию первой помощи в школе.
Первой причиной, по мнению исследователя, является отсутствие специалистов со специальным образованием. В.Г. Бубнов решением данной проблемы видит возможность привлечения в образовательный процесс сотрудников медицинских учреждений [5].
Следующей сложностью является то, что в программе подготовки медицинских работников входит углубленное изучение анатомии, физиологии, что дает им возможность эффективного оказания первой помощи. Но, по мнению В.Г. Бубнова, такая углубленная информация не нужна школьникам. Такая проблема возникает не только в условиях школы, но при подготовке немедицинских работников в обучении оказанию первой помощи. География и сложность медицинских терминов не позволяют эффективно подготовить человека, не имеющего медицинского образования, к оказанию первой помощи пострадавшим.
Также снижает эффективность обучения оказанию первой помощи превалирование теоретических занятий. Отсутствие практического действия зачастую сводит к нулю весь процесс обучения. Сложно объяснить человеку процесс наложения шины без наглядного примера.
Еще одним «тормозом» процесса обучения оказанию первой помощи является отсутствие необходимой работы по преодолению психологического барьера. Многие люди довольно часто озвучивают, что знают, как оказать первую помощь, но при виде окровавленного человека многие впадают в ступор. Такая ситуация вызвана отсутствием психологических аспектов в процессе обучения [18].
Последней, выделенной автором, проблемой является низкая оснащенность учебных классов ОБЖ специальным оборудованием. К примеру, в действующем стандарте подчеркивается наличие тренажера «Гоши» в каждой школе [31].
Поэтому, можно сделать умозаключение, что на современном этапе процесс обучения оказанию первой помощи ограничен с одной стороны отсутствием специального образования у педагогов, с другой стороны низкого материально-технического оснащения и отсутствие методов психологической подготовки обучающихся. Все выявленные нами проблемы требуют детального решения. Поэтому необходимо рассмотреть пути их устранения.
Таким образом, для того чтобы повысить качество процесса обучения оказанию первой помощи необходимо подготовка кадров, обеспечение школ специальным оборудованием, организация методического обеспечения процесса.
1.2 Цели, общие правила и приоритеты оказания первой помощи
Приоритеты оказания первой помощи пострадавшему сводятся к обеспечению последнего максимального покоя и отсутствия травмирующего фактора, также в случае бессознательного сознания, помочь пострадавшему очнуться. В данном случае человек, оказывающий первую помощь, прибегает к различным реанимационным мероприятиям (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание), а также различного рода мероприятиям по улучшению состояния человека.
Таким образом, сущность первой помощи может быть выражена в виде схемы на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Сущность первой помощи [2]
Поэтому основной целью оказания первой помощи является не допустить смерть пострадавшего до приезда скорой медицинской помощи. Именно поэтому каждый гражданин должен знать и уметь оказывать первую помощь.
Учебному предмету «ОБЖ» в данном случае отводится главная роль. Именно при его изучении школьники знакомятся с типологией ожогов и обморожений, видами переломов, кровотечении и др. Такое содержание позволяет максимально интегрироваться в процесс и понять, как оказывается первая помощь при различного рода ситуациях.
Содержание предмета «ОБЖ» в примерной программе по учебному предмету представлено модульной системой обучения. Обучение правилам
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева, Е.Л. Методические аспекты освоения обучающимися основной школы умений оказывать первую помощь [Текст] / Е.Л. Агеева, Х.В. Жидкова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. - № 8. - С. 7-9.
2. Алгоритмы неотложной помощи [Текст]: тематические карточки. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 672 с.
3. Байбородов, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л.В. Байбородов, Ю.В. Индюков. – М.: ВЛАДОС, 2003.
4. Блохин, А.А. О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ [Текст] / А. А. Блохи, С. М. Ляшенко // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12881 (дата обращения: 02.06.2023).
5. Бубнов, В. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи [Текст] / В. Бубнов, С. Петров // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 12. – С. 61-64.
6. Бубнов, В.Г. Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания очевидцами (лицами первого контакта) первой медицинской помощи на месте происшествия [Текст]: матер. дисс. ... докт. мед. Наук / В.Г. Бунов. - М.: МИМСР, 2001. - 29 с.
7. Вангородский, С. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / С. Вангородский. - М.: No Name, 2002.
8. Всемирная организация здравоохранения [Текст] : Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире. Москва : Весь мир, 2015. - 16 с.
9. Гафнер, В.В. О профессиональной компетентности учителя ОБЖ [Текст] / В. В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - №11. - С. 33-35.
10. Девисилов, В. Концепция образования в области БЖД: структура, содержание, дидактика [Текст] / В. Девисилов // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. - № 5. – С. 39-49.
11. Демичев, С.В. Первая помощь при травмах и заболеваниях [Текст]: Учебное пособие / С. В. Демичев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 160 с.
12. Диамант, И.И. Инновационные подходы к обучению старших школьников оказанию первой помощи [Текст] / И.И. Диамант, Д.С. Романов // Вестн. Томск. гос. пед. унта. - 2013. - № 4(132). - С. 136-137.
13. Жидкова, Х.В. Развитие у учащихся умений оказания первой помощи в курсе ОБЖ [Текст] / Х.В. Жидкова // Мой профессиональный стартап: сб. ст. по материалам II межвуз. студ. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2015. С. 98-100.
14. Завьялов, В. Н. Медико-санитарная подготовка учащихся [Текст] / В.Н. Завьялов. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ильина, Е.К. Обучение учащихся к оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях: теоретическое обоснование проблемы [Текст] / Е.К. Ильина, О.К. Дюкарева, К.А. Гирченко // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015. - С. 20-22.
16. Каргин, А. Эффективные методы обучения ПМП [Текст] / А. Каргин // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 5. – С. 60-62.
17. Корчагина, Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЖ [Электронный ресурс] / Т.А. Корчагина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-po-osnovam-pervoy-pomoschi-u-obuchayuschihsya-s-ispolzovaniem-tehnicheskih-sredstv-obucheniya-na (дата обращения 08.02.2023).
18. Костецкая, Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы [Текст] / Г.А. Костецкая // Безопасность жизни. М.: «Новые технологии», 2015 - № 10. - С. 37-40.
19. Костецкая, Г. А. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов [Текст] / Г. А. Костецкая, Э. М. Киселева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — Серия «Гуманитарные и общественные науки». — № 2 (148) / 2012. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. — С.54–60.
20. Кошелев, А.А. Медицина катастроф. Теория и практика [Текст]: учебное пособие. 3-е изд., стер. Санкт-Петербург : Лань, 2016. 320 с.
21. Красильникова, И. М. Неотложная доврачебная медицинская помощь [Текст] : Учебное пособие / Красильникова И.М., Моисеева Е.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 187 с.
22. Кузнецов, В.С. Самостоятельная учебная работа учащихся при изучении курса ОБЖ [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2009. - № 10. – С. 36-39.
23. Мальков, О.А. Образовательный потенциал различных методик обучения практическим навыкам первой помощи на уроках ОБЖ [Электронный ресурс] / О.А. Мальков // Известия ВГПУ. - 2019. - №7 (140). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-razlichnyh-metodik-obucheniya-prakticheskim-navykam-pervoy-pomoschi-na-urokah-obzh (дата обращения: 08.02.2023).
24. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности [Текст] / Б.И. Мишин. – М.: АСТ. 2003.
25. Морозов, М.А. Основы первой медицинской помощи [Текст]: учебное пособие / М. А. Морозов. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2015. 310 с.
26. Пахомова, Н.П. Анализ медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном и раннем госпитальном этапах [Текст] / Н. П. Пахомова, В. Г. Троицкий, С. С. Сальников // Скорая медицинская помощь. - 2001. - № 3. - С. 4748
27. Первая доврачебная помощь в чрезвычайной ситуации [Текст]: Методическое пособие / Сост. Л. Макарова, Д. Логинов. — К.: ВСМОО 2015. — 19 с.
28. Первая помощь и медицинские знания: практическое руководство по действиям в неотложных ситуациях [Текст] / под ред. Л.И. Дежурного, И.П. Миннуллина. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 256 с.
29. Петров, Г.М. Система безопасности дорожного движения как фактор сохранения жизни и здоровья граждан [Текст] / Г. М. Петров // Материалы научно-практической конференции «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма среди детей и пешеходов» г. Сочи 24-25 мая 2000 г., М., 2000. С. 41-47.
30. Примерная рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-uchebnogo-kursa-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeiatelnosti-5-9-klassy (дата обращения 29.03.2023).
31. Просандеев, А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ [Текст] / А. Просандеев, А. Попков // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. - № 2. – С. 34-38.
32. Семенова, В. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ [Текст] / В. Семенова // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2003. - № 10. – С. 13-130-345.
33. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 7-9 классы: учеб. пособие для ОО [Текст] / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 175 с.
34. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: учеб. пособие для ОО [Текст] / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. -4-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 63 с.
35. Смагин, В. Средства оказания медицинской помощи [Текст] / В. Смагин // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 1999. - № 12. – С. 25-30.
36. Сорокина, Л. А. Компетентностный подход в обучении ОБЖ [Текст] / Л. А. Сорокина // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 12. – С. 13-15.
37. Тронева, Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ [Текст] / Л.Ф. Тронева // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2009. - № 10. – С. 26-27.
38. Учебное пособие [Текст]: Первая психологическая помощь для обучения населения, сотрудников служб и формирований, участвующих в ликвидации последствий ЧС, работников потенциально опасных производственных объектов / Авдеева В.Г., Амелин В.С., Белорусова Г.И., Гулина Т.Ю, Якшин Д.М. – Пермь : Издательский комплекс «ПК ТЦМК», Издательская группа «ПК ТЦМК», 2019. – 64 с.
39. ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 29.07.2017 N 267-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_221233/(дата обращения: 07.02.2023).
40. Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. – URL: https://multiurok.ru/blog/fiedieral-nyi-komponient-obrazovatiel-nogho-standartapo-uchiebnomu-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti.html (дата обращения: 07.02.2023).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
42. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя [Текст] / Под редакцией А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2015. – 117 с.
43. Хромов, Н. И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Хромов. - М.: Айрис-пресс, 2008.
44. Чумаков, Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф [Текст]: учебное пособие. Санкт-Петербург : Изд-во НП «Стратегия будущего», 2006. 247 с.
45. Чурсин, А. Новые подходы к обучению школьников оказанию ПМП [Текст] / А. Чурсин // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. - № 10. – С. 42-44.
46. Шайтор, В.М. Скорая и неотложная медицинская помощь детям [Текст]: крат¬кое руководство для врачей. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. 672 с.