Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования ориентирована на социальный запрос, в котором личность представляется активной, успешной, обладающей лидерскими качествами, способной смело и уверенно презентовать себя в обществе. Данная установка транслируется со стороны СМИ, с точки зрения оценки личностной успешности и др. Ускорение темпа жизни, ориентирует личность на поиск путей более осмысленного и ответственного отношения к собственному пути развития, так как вопросы критической оценки в принятии решений влияет на жизненный выбор, организацию и осуществление любой деятельности. Определенные цели и задачи ставит перед собой и система образования в рамках ФГОС. Требования, которые предъявляются к развитию, образованию, обучению и воспитанию современного человека ориентированы на формирование субъектности, осознанности, ответственности за собственный выбор, способности самостоятельно ставить образовательные цели и планировать их достижение, адаптивности, критического мышления [1]. Такой подход находит свое воплощение в одной из основных целей ФГОС – формирование умения учиться самостоятельно посредством развития критического мышления [3].
Данный вид мышления представляет собой интеллектуальную деятельность личности, которой свойственна высокая степень осознания, восприятия, объективности в оценивании воспринимаемой информации. Основной целью развития критического мышления является формирование личности, способной к самостоятельному обучению. Перед образованием стоят новые задачи, которые, по замыслу авторов ФГОС ОО, ориентированы на формирование личности, способной к самоорганизации, эффективному осуществлению любой и, в частности, познавательной деятельности, способной к самосовершенствованию и критическому взгляду на жизнь и собственную активность.
Согласно задачам отечественного образования у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, помогающие максимально реализовать свой личностный и познавательный потенциал в различных сферах деятельности. В частности, в области целеполагания и готовности к обучению и совершенствованию знаний на протяжении всей жизни. В современной школе реализуется системно-деятельностный (компетентностный) подход, который является предметом исследования множества работ. В нем, помимо прочего, отражена необходимость развития критического мышления школьников, которое является базой для формирования ключевых компетенций (О.В. Андронова, В.А. Болотов, Е.Е. Вишнякова, Е.В. Власова, С.И. Заир-Бэк, Л.Е. Зелененькая, И.В. Муштавинская, А.В. Федоров и др.).
С переходом на средний этап обучения, учащийся попадает на этап сложного в плане личностного становления, развития, при этом, с психологической точки зрения – этот период сензитивен для развития критического мышления. На данном этапе, в развитии когнитивных качеств, интеллектуальных способностей учащегося происходят качественные изменения, в результате которых в значительной степени закладываются основы личности. Технология развития критического мышления – одна из педагогических технологий, возникших в XX веке, обладает обширным потенциалом развития познавательной активности подростков на среднем этапе обучения. Тем не менее, данная технология не получила достаточно широкого распространения в прикладной науке. При этом, она всесторонне отвечает задачам реализации современного образовательного процесса, большой потенциал заложен в ней для реализации занятий по математике, в силу актуализации в процессе развития критического мышления процессов анализа, синтеза, систематизации, моделирования в познавательной деятельности и др. Кроме того, при реализации данной технологии, происходит постановка вопросов и уяснение проблем, формулировка гипотез, их проверка, убедительная аргументация недостатков и достоинств содержания, подвергнутого критике, поиск компромиссных решений.
Степень изученности темы.
1. Проблемы возрастного и личностного становления, аспекты ценностно-смысловых компонентов личности рассмотрены в работах К.А.Абульхановой-Славской, Г.А.Андриановой, А.В Хуторского., Г.М.Кулешовой, С.Л.Рубинштейном, Л.С.Выготским, М.Р.Гинзбургом, Е.И. Головахой и др.
2. Особенности подросткового возраста рассмотрены в работах: Дж. Боулби, Т.Г. Визеля, Л.В. Сенкевича, В.А.Янышевой, А.К. Железновой, К.Д. Хломова и др.
3. Концепции развития познавательной активности, универсальных умственных действий, логики и проблем обучения, компетентностного подхода в современной школе описаны авторами: А.Г.Асмоловым, Г.В., Бурменской, И.В.Володарской, В.Ф.Берковым, А.А.Вербицким, О.Г.Ларионовой Н.Л.Гончаровой, И. А. Зимней и др.
4. Особенности развития критического мышления в целом и в рамках преподавания определенных предметов изучены: Дж.Равеном, О.В.Андроновой, В. А.Болотовым, Е. Е. Вишняковой, Е.Б.Власовой , С.И. Заир-Беком, Л. Е. Зелененькой, и др.
5. Проблемы мотивации школьников рассматривают В.И.Борзенко, А.С. Обухов, А.Д. Король и М.А. Лепихова, Т.С.Панина, Л.Н. Вавилова др.
Обозначенное выше, определяет актуальность и выбор темы исследования: «Применение технологии развития критического мышления школьников в процессе обучения математике в основной школе».
Объект исследования: применение технологии развития критического мышления.
Предмет исследования: применение технологии развития критического мышления в процессе обучения математике в основной школе.
Цель исследования: изучение применения технологии развития критического мышления на среднем этапе обучения математике в общеобразовательной организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие «критическое мышление» как тип мышления;
- проанализировать технологию развития критического мышления, приемы технологии критического мышления, применимые в обучении математике;
- отразить направления применения технологии критического мышления на среднем этапе обучения математике в общеобразовательных организациях,
- рассмотреть психолого-педагогические характеристики школьников, обучающихся в 7-8 классах.
- провести опытно-экспериментальную работу по применению технологии развития критического мышления на среднем этапе обучения математике в основной школе.
Гипотеза исследования: применение технологии развития критического мышления в процессе обучения математике в основной школе будет эффективным, при соблюдении ряда условий:
- построение системы занятий по математике;
- использование современных методов образовательно-воспитательной деятельности.
Практическая значимость работы: в исследовании разработаны прикладные материалы для использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в обучающей деятельности на занятиях по математике в 7-8 классах основной школы.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, наблюдение, моделирование.
Структурно, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
1.1. Понятие «критическое мышление» как тип мышления
Понятие критического мышления необходимо определить для дальнейшей работы с данной категорией. Авторы подходят к определению данной категории неоднозначно. Е.В. Нечитайлова, отмечает, что понятие критического мышления может быть представлено на житейском и на научном уровне. На житейском уровне, критическое мышление имеет налёт отрицательной оценки и ассоциируется со словом «критика», «критиковать». В контекст же научного подхода, критическое мышление не несет в себе оценки. Автор, стараясь определить рассматриваемую категории наиболее подробно, указывает, соглашаясь с Г.М. Коджаспировой, что критическое мышление (КМ) представляет собой способность оценить информацию в соотношении с логикой, сравнить её с обоснованными научными подходами и пропустить через личностное понимание в результате чего рождается обоснованное решение, устойчивая уверенность в применении определенного результата в стандартных и нестандартных ситуациях, для решения определенных трудностей которые возникли перед личностью [36].
Критическое мышление «открыто» новому, оно готово к принятию новых знаний, близко оно и к творческому мышлению и даёт возможность из спектра возникающих идей, выбрать наиболее адекватные и обоснованные.
В.А. Болотов говорит о том, что критическое мышление необходимо определять с разбора категории « критическое», снимая с этого понятия причастность к критике. Критическое предполагает рационализацию, критический подход к различным идеям, концепциям, для того, чтобы сделать обоснованные выводы и принять какие-то решения [9].
С.Л.Рубинштейн говорил, что критичность как таковая приравнивается к зрелости разума и именно такой разум, обладающий этим признаком в состоянии сопоставить, оценить доводы и соотнести все «за и против» при выдвижении гипотезы и при принятии решений [41].
С.И. Заир-Бек говорит о том, что критическое мышление априори предполагает оценку, рефлексию этакую гибкость мышления, сопоставление накопленного опыта и открывающихся перед личностью знаний. Он же говорит о том, что, несмотря на неоднозначность этого понятия, критическое мышление – есть основа для развития творческого мышления [23]. Автор, доказывая и подтверждая этот факт, соотносит отношения критического и творческого мышления. На основе таксономии Б.Блума, одного из основоположников теории критического мышления, автор в качестве базового компонента рассматривает знания, определённый анализ применения знаний и в первом и во втором виде мышления. Тем не менее, критическое мышление предполагает оценку деятельности, а в творческом её нет, там больше доминирует именно синтетическая деятельность.
Е.В.Нечитайлова предлагает сравнение творческого и критического мышления на основе таксономии Б.Блума (см.Рисунок 1).
Рисунок 1. Сходства и различия творческого и критического мышления (по Е.В. Нечитайловой) [35]
В исследованиях было доказано, что критическое мышленрие повышает эффективность когнитивных процессов, познавательной деятельности, соотносится с уровнем развития интеллекта и т.д.
Человеческий ум, как таковой, во многом зависит от уровня развития «критичности ума», способности к критическому мышлению.
Д.Клустер говорил о том, что критическое мышление, в первую очередь, обладает самостоятельностью и, начиная с этапа возникновения / постановки проблемы, продвигаясь по этапам получения новой информации, новых знаний, критическое мышление требует аргументации и аргументации обоснованной, доказывающей, что без самостоятельности мышления, воплотиться сам мыслительный процесс не сможет [27].
Анализируя определение КМ в отечественных и зарубежных исследованиях, автор выводит приоритетные его характеристики. Среди них – самостоятельность, независимость КМ, его направленность на оценивание – анализ (ситуации, объекта, процесса и др.) с включением обоснованной аргументации, которая строится в соотношении с законами логики, научными законами и личным опытом. При этом КМ, как процесс, обеспечивает понимание завуалированной, косвенно передающейся наполненности сообщения, что помогает в «интерпретации, оценивании скрытого и принятии позиции по отношению к скрытому» [36]. Данное свойство достаточно актуально в рамках применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на занятиях по математике.
Также авторы подчеркивают, что развитие КМ является актуальной задачей современного образования [29].
Г.В. Сорина доказывала, что КМ возможно при развитии навыков рефлексивного анализа и анализа как собственной интеллектуальной работы, так и умения оценить интеллектуальную деятельность Другого [46].
Приводя в своем диссертационном исследовании анализ понятия КМ на основе отечественных и зарубежных разработок, Е.В. Нечитайлова предлагает его характерные свойства: это самостоятельность и присутствие оценки, определённый анализ, который сопровождается обоснованными доказательствами или анализ, который сопровождается обоснованиями, построенными на логических принципах и научных законах, а также дополняется индивидуальным опытом.
Как процесс, критическое мышление дает возможность понять сообщения содержащие косвенно передающуюся информацию, помогает интерпретировать даже скрытые позиции. Это свойство актуально в рамках применения технологии развития критического мышления на занятиях по математике [36].
В современном образовании, технология развития критического мышления (ТРКМ) имеет значимое место. Данная технология была разработана в конце XX века в ответ на запрос об учете важности применения анализа информации. Технология развития критического мышления формирует у учащихся разного рода компетенции, в частности, умение давать критическую и объективную оценку проблеме, умение систематизировать информацию (важная – лишняя).
И.В. Муштавинская целью ТРКМ называет формирование и развитии культуры мыслительной деятельности – эффективного механизма как для учебной деятельности, так и для повседневной жизни [33].
Ведущими авторами в разработке ТРКМ были К.Мередит, Ч. Темпл и Д. Стилл. Они изменили теоретические предложения для прикладных разработок и применения. В последующем эта концепция была адаптирована для педагогической деятельности, в которой сформировалась своя методика, со своими критериями оценки результатов и т.д. Она впитала в себя принципы педагогики и психологии XX века, таксономии Б.Блума и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианова, Г. А. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Г. А Андрианова, А.В.Хуторской, Г.М. Кулешова. – М.: Научно- внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 213 с.
2. Андронова, О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. В. Андронова. - Ярославль, 2010. – 36 с.
3. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2011. — 159 с
4. Аль-Халили Дж. Радость науки. Важнейшие основы рационального мышления. – М.: АСТ, 2023. — 152 с.
5. Бекбаева Ж.С. Научно-педагогические основы формирования критического мышления студентов в условиях профессионального обучения. – Диссертация на соискание степени доктора философии (PhD). : 6D012000 — Профессиональное обучение. — Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина. — Нурсултан: 2021. — 156 с.
6. Бешенков, С. А. Моделирование и формализация / С.А. Бешенков. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 336 с.
7. Белая Е. В. «Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения // Теория и практика образования в современном мире. Материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.) [под ред. И. Г. Ахметова и др.]. — СПб. : Свое издательство, 2020. — iv, 56 с.
8. Быстрай Е.Б., Заседателева М.Г. Современные образовательные технологии, используемые при обучении иностранным языкам. Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. – 218 с.
9. Болотов, В. А. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы / В.А. Болотов, Д. Спиро // Директор школы. – 1995.- №1. – С. 67-73.
10. Божович, Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е. Д. Божович. – М. : Знание, 1979. – 37 с.
11. Брунер, Д. Культура образования / Д. Брунер. — М.: Просвещение, 2006. — 213 с.
12. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий. – М.: Логос, 2009 г. - 336 с.
13. Дубицкая, Е. А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С.Подымова, Е. А. Дубицкая, Н. Ю. Борисова. – М.: Юрайт, 2012. – 412 с.
14. Вишнякова, Е. Е. Развитие критического мышления через чтение и письмо / Е. Е. Вишнякова // Открытое образование. – 2006.- №3. – С. 65-73.
15. Власова, Е. Б. Развитие критического мышления при обучении английскому языку / Е. Б. Власова // Иностранные языки в школе. – 2010.- №10. – С. 24-27.
16. Волков Б.С.Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — М. : КНОРУС, 2016. – 266 с.
17. Гендина, Н. И. Информационная культура и медиаграмотность в России / Н.И. Гендина // Информационное общество: Кемеровский государственный университет культуры и искусств. – 2013, №4. – С.77-83
18. Данилов, М.А. Дидактика / Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007
19. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи — М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
20. Дербенева Г.В., Фрицковская П.Г. Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием технологии развития критического мышления // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.). — Чебоксары: Среда, 2022. — 340 с.
21. Дьяконова Д.П., Парникова Г.М. Подходы к развитию критического мышления у студентов физико-технического ВУЗа // Перспективы науки. Science Prospects 2019 №10 (121). – С.68-71.
22. Заир-Бек, С. И. Поиски смысла и сопротивление стереотипов /С. И. Заир-Бек // Критическое мышление и новые виды грамотности: сборник. /сост. О. Варшавер.— М. : ЦГЛ, 2005.—С. 70-78.
23. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
24. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 229 с.
25. Козлова Н.А. Развитие критического мышления младших школьников. Учебно-методическое пособие. — Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 124 с.
26. Король А. Д. Педагогика диалога: от методологии к методам обучения: моногр./А.Д. Король. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 195 с.
27. Клустер Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности: сборник. /сост. О. Варшавер.— М. : ЦГЛ, 2005.— С. 5-12.
28. Кинг П. Учитесь думать с помощью мысленных экспериментов. Как расширить горизонты мышления, понять смысл метапознания, активно проявлять любознательность и думать как истинный философ / Пер. О. Поборцевой. — М.: Библос, 2023. — 103 с
29. Кормилина Н. В., Шугаева Н. Ю. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 449 с.
30. Козлова Н.А. Развитие критического мышления младших школьников. Учебно-методическое пособие. — Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 124 с.
31. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с
32. Муканова М.К., Лепешев Д.В. Актуальные проблемы развития критического мышления при изучении математики //Вестник Омского регионального института. – 2019, №3. – С.326-329.
33. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И. В. Муштавинская — СПб. : КАРО, 2009. – 144 с.
34. Нечитайлова, Е. В. Интеграция медиатекстов Интернета и технологии развития критического мышления в современный урок химии / Е. В. Нечитайлова. – Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2019. — 145 с.
35. Нечитайлова, Е. В. Медиатекст как основа развития критического мышления школьников / Е. В. Нечитайлова // Проблемы современного образования. – 2011.- №5. – С. 89-95.
36. Нечитайлова Е.В. Интеграция медиатекстов Интернета и технологии развития критического мышления в современный урок химии. – Дисс. кандидата пед.наук. — Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2019. — 145 с.
37. Непряхин Н. Анатомия заблуждений: Большая книга по критическому мышлению. – ИД «Альпина Паблишер», 2022. — 470 с.
38. Непряхин Н., Пащенко Т. Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни. – Альпина Паблишер, 2020. — 192 с.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 316 с.
40. Пономарева Е. В., Каримова А. К., Звездина Л. В. Применение технологии критического мышления на уроках математики // Молодой учёный 2020 №34 (324) август-4. – С.59-64.
41. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. – Статья. — Вопросы психологии. –1996. №1. С. 20–33.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
43. Русских, Г. А. Технология развития критического мышления / Г. А. Русских // Биология в школе. – 2004.- №2. –С. 28-33.
44. Смирнов В.А., Смирнова И.М. Геометрические задачи на развитие критического мышления. – М.: МЦНМО, 2021. — 96 с.
45. Семенова, О. М. Формирование критического мышления студента – будущего учителя в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Самара, 2009. – 211 с.
46. Сорина, Г. В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность: монография /Г. В. Сорина.- М.: Гардарики, 2005. -311 с.
47. Старостина Н.Н., Лукьянова М.И. Амплификация профессиональной субъектности будущих лингвистов. – Ульяновск: УлГТУ, 2021. — 207 с.
48. Сорокина А.А., Гриц Д.С. Навыки современного юриста: soft skills, повышающие эффективность и качество жизни. Учебно-практическое пособие. - М.: М-Логос, 2021. - 460 с.
49. Тамме Е.В., Сажина Н.М., Хентонен А.Г. Анализ образовательной системы России по формированию критического мышления учащихся средних школ // Современные наукоёмкие технологии 2021 №04. – С.241-247.
50. Тюкинеева О.В. (отв. ред.) Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2020. Выпуск 4 (октябрь-декабрь). – Усть-Илимск: НМЦ Сова, 2020. — 384 с.
51. Уэст Дж., Бергстром К. Полный бред! Скептицизм в мире больших данных. – М.: MИФ, 2022. — 377 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014.
53. Федоров А.В., Левицкая А.А. Медиаобразование в странах СНГ // Медиаобразование. 2018. – № 1.
54. Цыренова М.Г. (науч. ред.) Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Улан-Удэ, 5–6 ноября 2020 г.). — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, 2021. — 168 с.
55. Чубаров В. Лекарство от пропаганды. Как развить критическое мышление и отличать добро от зла в сложном мире. – М.: Комфорт Медиа, 2022. — 140 с.
56. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. – М.: Альпина паблишер, 2019. — 295 c.
57. Шаханов В.В. Стиль юридического мышления как правовой метафеномен // Актуальные проблемы российского права 2022. – №07. – С.31-41.
58. Шерешевский М.И. С молодежью - в эндшпиль. Книга 1. М.: Библиотека ФШР, 2020. — 336 с.
59. Щавелева М.Б. Компетентностный подход в образовании: теория и практика. // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.). — Чебоксары: Среда, 2022. — 340 с.
60. Щетинина В.А. Практическое применение современной образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»// Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 16 ноября 2019 г.). — Чебоксары: Среда, 2020. — 420 с.
61. Эллис А., Харпер Р. Разум или чувства. Что важнее, когда решил изменить жизнь к лучшему. – СПб.: Питер, 2021. — 120 с.
62. Якиманская, И. С. Основы личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. – М.: БИНОМ, 2011.
63. Яровенко С.А. (отв. ред.) От Логоса к Тексту: опыт философского смыслополагания. Вып. 4. Монография. — С.А. Яровенко, И.Н. Круглова, А.А. Медова и др. — Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2019. — 180 с.
64. Chatfield Tom. Critical Thinking: Your Guide to Effective Argument, Successful Analysis and Independent Study. 2nd Edition. — SAGE Publications, 2022.
65. Halat, E. A Good Teaching Technique: WebQuests / E. Halat. // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas.– 2008. – 81(3). – P. 109-112.
66. Hofreiter, T.D. Teaching and Evaluating Critical Thinking in an Environmental Context / T. D. Hofreiter, M. C. Monroe, T. V. Stein. // Applied Environmental Education and Communicatio. – 2007. – 6(2). – P. 149-157.
67. Huang Y., Hands D. Design Thinking for New Business Contexts: A Critical Analysis through Theory and Practice. – Palgrave Macmillan, 2022. — 215 p.
68. Seelow D. Games as Transformative Experiences for Critical Thinking, Cultural Awareness, and Deep Learning: Strategies & Resources. – CRC Press, 2023. — 377 p.
69. Spider 2022 Volume 29 №07 September. – Cricket Media, Inc. — 40 p.
70. Sanders J.C. (ed.) Perspectives on Critical Thinking. – New Yor: Nova Science Publishers, Inc., 2021. — 216 p.
71. McCuen R.H. Critical Thinking, Idea Innovation, and Creativity. – CRC Press, 2023. — 333 p.