Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Сегодня достаточно остро стоит проблема низкого интереса учащихся к регулярным занятиям физической культурой.
В современной России большое внимание стало уделяться здоровью детей. Поэтому в 2007 году государство увеличило количество часов физкультуры. В надежде, что после выпуска из школы, люди сформируют привычки регулярно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни после окончания школы. Но уроки физкультуры не пользуются популярностью в школе, а значит и желание, применять данные знания не практике, не возникнет.
Физическая культура присутствует в жизни человека, начиная с самого его рождения. Многие понимают данный термин очень узко, только как физические упражнения. И действительно, знания об истории зарождения физической культуры мало кому пригождаются на практике, разве что расширить свой кругозор, и «блеснуть» знаниями в кругу знакомых. В то время как регулярные занятия спортом (а именно физическими упражнениями) намного практичнее, и дают видимый результат.
В школьном возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, осуществляется становление двигательных способностей, формирование интереса к физической культуре. воспитываются личностные, морально-волевые качества, развиваются адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, развиваются основополагающие физические качества.
С введением третьего часа физической культуры, возрождением норм ГТО, новыми требованиями к урокам в рамках ФГОС перед учителем стоит сложная задача повышения интереса учащихся к регулярным занятиям физической культурой. Решить данную проблему могут помочь внеурочные занятия по физической культуре.
Футбол – это одна из самых популярных спортивных игр во всем мире. Трудно найти сегодня коллектив физической культуры, в котором не было бы футбольной секции. Правильно организованные занятия футболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют физической подготовленности учащихся.
Внеурочные (секционные) занятия по футболу, занимают одно из ведущих мест в физическом воспитании учеников средней школы (5-9 классы). Занятия футболом предусматривают повышение физических возможностей учеников, овладение техникой и тактикой игры, а также участие в соревнованиях, как на школьном, так и всероссийском уровнях. В процессе овладения двигательными навыками педагоги применяют различный спектр тренировочных средств, которые позволяют расширить двигательный потенциал ученика, а также формируют рациональную и эффективную технику игры.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, образовательная организация должна создать условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся [56]. При этом наличие у обучающихся познавательного интереса считается важным критерием эффективности достижения результатов освоения учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в составе основной образовательной программы начального общего образования является важным средством по развитию познавательного интереса школьников.
Изучением интереса с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В. Бардин (2003) [9], С.Л. Рубинштейн (2014) [49] и др. Проблемой формирования познавательного интереса занимаются ведущие педагоги и методисты, среди которых М.Н. Скаткин (1971) [50], Г.И. Щукина (2006) [60]и др.
Также ряд исследователей изучают психологическую природу интереса: М.Ф. Беляев (2014) [11], Л.А. Гордон (2000) [19], И.М. Цветков (2014) [58]. Другие исследователи рассматривают познавательный интерес как мотив: А.Н. Леонтьев (2011) [35], Л.И. Божович (2009) [13], Н.Г. Морозова (2016) [41], а некоторые как отношение личности, такие как, В.Н. Мясищев (2014) [42], И.А. Букреева (2014) [14]. Ряд ученых изучают познавательный интерес как важное средство обучения, такие как Г.И. Щукина (2006) [60], И.Г. Бабанский (2015) [6].
Познавательный интерес в работах ученых изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес именно к занятиям физической культурой.
Формирование и развитие интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение
Существует необходимость определения эффективных средств и технологий обучения, которые способствуют формированию интереса у учащихся. Анализ психолого-педагогических источников доказывает, что наряду с традиционными, признается использование игровых технологий.
Опыт многих педагогов показывает, что на начальном этапе обучения, ребенка в первую очередь привлекают игровые действия. Игра, игровые виды спорта, являются одним из средств поддержания и развития познавательного интереса. Однако механизмы и педагогические условия развития интереса учащихся к физической культуре и спорту изучены недостаточно.
Занятия физической культурой будут более эффективными, если будут учитываться личные физкультурное спортивные интересы обучающихся, их потребности, вызванные внутренними побуждениями.
В связи с вышеуказанным тема исследования «Внеурочные занятия по футболу как средство повышения интереса к физической культуре и спорту у учащихся 12-13 лет» является актуальной.
Объект исследования: процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у учащихся 12-13 лет.
Предмет исследования: внеурочные занятия по футболу как средство формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у учащихся 12-13 лет.
Цель исследования: выявление эффективности использования внеурочных занятий по футболу с целью повышения интереса к физической культуре и спорту у учащихся 12-13 лет.
В соответствии с целью исследования были определены задачи настоящего исследования:
1.Рассмотреть теоретические аспекты проблемы формирования интереса у школьников к занятиям физической культурой и спортом.
2.Выявить исходные показатели интереса учащихся 12-13 лет к занятиям физической культурой и спортом.
3.Разработать комплекс игр и занятий для формирования интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом с использованием внеурочных занятий по футболу и определить эффективность ее использования.
Для достижения поставленной цели и решения задач в работе применялись следующие методы исследования:
теоретические (изучение, анализ, систематизация и обобщение психологической и научно-методической литературы по выбранной теме);
эмпирические: наблюдение, диагностика, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Гипотеза исследования: предполагается, что применение игрового и соревновательного метода на тренировочных занятиях по футболу, а также занимательных заданий, викторин и эстафет в ходе внеурочной деятельности будет способствовать повышению познавательной активности обучающихся
Новизна работы состоит в изучении и обобщении знаний и теоретических представлений о формировании интереса к физической культуре и спорту у учащихся.
Практическая значимость исследования. Полученные в результате исследования данные будут полезны учителям физической культуры, классным руководителям, а также родителям с целью укрепления здоровья детей, подготовки ребенка к дальнейшему выбору жизненного пути и оптимизации процесса семейного воспитания.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Апробация работы: Результаты исследования были обсуждены в ОмГПУ на Х Студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры и спорта» в марте 2023 года.
Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом
1.1. Историко-педагогический аспект проблемы формирования интереса у школьников
Прежде всего, рассмотрим содержание понятия «интерес». Интерес представляет собой многомерный феномен, который изучается многими науками: психологией, педагогикой, философией, социологией и др. В научной литературе, посвященной данной проблеме, можно встретить разнообразные, иногда противоречивые толкования этого понятия. Несмотря на существующую разность подходов к определению структуры и содержания интереса, методологическими основами выступают положения, согласно которым:
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список источников и литературы
1.Авазов, Ш. И. Приоритеты физической культуры и спорта в системе непрерывного образования / Ш. И. Авазов // Вестник науки – 2022. – Т. 3, № 3(48). – С. 41-45.
2.Акишин, Б. А. Физическое воспитание и самовоспитание личности в учебном процессе по физической культуре / Б. А. Акишин, А. Д. Иванова, Р. Авзалова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Казань, 13–14 ноября 2020 года / Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. – Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2020. – С. 28-30.
3.Арслонов, К. П. Роль физкультуры и спорта в содействии личностному и социальному развитию учащихся / К. П. Арслонов, Ж. Р. Джураев // . – 2020. – № 10(61). – С. 44-46.
4.Аршинник, С.П. Структура и содержание современного здоровьесберегающего урока физической культуры / С.П. Аршинник, М.Ю. Пушкарный, В.И. Тхорев // Ученые записки университета Лесгафта. – 2015. – №9 (127).
5.Ашибоков, М.Д. Футбол: учебное пособие / М.Д Ашибоков. – Майкоп: изд-во АГУ, 2012. – 28 с.
6.Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - Москва : Просвещение, 2015. - 208 с.
7.Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – Москва: Просвещение, 2013. – 176 с.
8.Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – Москва: ФиC, 1988. - 208 с.
9.Бардин, К.В. Подготовка ребёнка к школе : Пособие для воспитателей, педагогов и родителей / К.В. Бардин. - Москва : Мозаика-Синтез : Творч. Центр Сфера, 2003 (Домодедово : ДПК). – 91 с.
10.Барышева, Т.А. От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде: учеб.-метод. пособие / Т.А. Барышева. – Санкт-Петербург: ГРМ, 2011. – 112 с.
11.Беляев, М.Ф. Психология интереса / М.Ф. Беляев. - Москва: Просвещение, 2014. - 259 с.
12.Богатова, С. В. Использование элементов игры в футбол на уроках физической культуры начальной школы / С. В. Богатова, В. В. Богатов, Е. А. Романова // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова" : в 2 ч., Ульяновск, 24 ноября 2022 года. Том Часть 1. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. – С. 16-22.
13.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Москва: Педагогика, 2009. - 231 c.
14.Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А. Букреева // Молодой ученый. – 2014. - № 8. - С. 309-312.
15.Васильева, Н. В. Отношение представителей поколения Z к физической культуре и спорту в вузе / Н. В. Васильева, Н. А. Матвеева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2021. – № 1(110). – С. 105-111.
16.Воропаев, К. А. Мотивация как фактор увеличения интереса к занятиям физической культурой и спортом среди студентов / К. А. Воропаев // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации : Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях, Омск, 25 апреля 2019 года / Под редакцией В.А. Ковалева и А.И. Ковалева. Том Часть II. – Омск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал, 2019. – С. 59-62.
17.Выходцев, В. А. Специфика преподавания командных спортивных игр в общеобразовательной школе / В. А. Выходцев, В. М. Иванов // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании: Сборник материалов XXXIII всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых, профессорско-преподавательского состава, Ростов-на-Дону, 22 апреля 2022 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2022. – С. 123-126.
18.Геберт, В. К. Педагогическое творчество в деятельности учителя физической культуры / В.К. Герберт // Исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта: материалы Vрегиональной науч.-практ. конф. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. -С. 61-66.
19.Гордон, Л.А. Психологические основы воспитания интересов у школьников / Л.А. Гордон. - Киев : Ряданька школа, 2000. - 114 с.
20.Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – Москва: Просвещение, 2012. – 186 с.
21.Джумаева, Р.А. Роль и значение дополнительного профессионального образования в формировании открытого образовательного пространства / Р.А. Джумаева. Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России. – IX Всерос. конференция и Всерос. Форум по дополнительному образованию. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 556 с.
22.Дуркин, П. К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие / П. К. Дуркин. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. – 128 с.
23.Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебное пособие для студ. пед. Вузов / М.Н. Жуков. - Москва: Изда-й центр «Академия», 2004. - 160 с.
24.Зиамбетов, В.Ю. Методика организации подвижных игр на занятиях по физической культуре в вузе: метод. рекомендации / В.Ю. Зиамбетов. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010 . - 31 с.
25.Зубова, А. Взаимосвязь между темпераментом человека и выбором спортивной деятельности / А. Зубова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2022. – № 3(27). – С. 100-105.
26.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург, Питер, 2002. – 508 с.
27.Кикнадзе, Д.А. Потребности, поведение, воспитание / Д.А. Кикнадзе − Москва: Мысль, 1968. – 148 с.
28.Кисапов, Н. Н. Педагогические условия формирования интереса школьников к физической культуре и спорту : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.04 / Кисапов Николай Николаевич; [Место защиты: Марийс. гос. пед. ин-т им. Н.К. Крупской]. - Йошкар-Ола, 2007. - 29 с.
29.Койносов, В.В. Формирование потребности в физической культуре у учащихся младшего школьного возраста : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / В.В. Койносов. - Омск, 1992. - 21 с.
30.Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол / Г.А. Колодницкий. – Москва: Просвещение, 2011. – 95 с.
31.Колокольцева, М.А. Социализация студентов колледжа в период адаптации / М.А. Колокольцева, М.М. Янченко // Наука и школа: научный журнал. 2017. № 4. С. 150-159.
32.Комков, А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. Наук / А.Г. Комков. – Санкт-Петербург, 2000. - 54 с.
33.Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – Москва: Просвещение, 1972. – 255 с.
34.Лапшин, О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов / О.Б. Лапшин. – Москва: Человек, 2014. – 176 с.
35.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Просвещение, 2011. – 786 c.
36.Луканова, О.В. Каким мы видим современный урок физической культуры / О.В. Луканова, О.А. Тряпкина // Проблемы педагогики. - 2016. - №4 (15).
37.Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – Москва: Терра-спорт, 2010. – 192 с.
38.Макаров, Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.04 / Макаров Юрий Михайлович; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.]. - Санкт-Петербург, 2013. - 342 с.
39.Мамонова, В. Д. Отношение современной молодежи к занятиям физкультурой и спортом / В. Д. Мамонова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 11-15(79). – С. 160-171.
40.Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А, Б. Орлов. - Москва: Просвещение, 1999. – 366 с.
41.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - Москва: Знание, 2016. - 246 с.
42.Мясищев, В.Н. О потребностях как отношении человека / В.Н. Мясищев// Ученые записки ЛГ. Философские науки. - 2014. - №16. - С.32-39.
43.Новоселова, Е. Н. Физическая культура и спорт как факторы здоровья и формирования здорового образа жизни / Е. Н. Новоселова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2021. – Т. 27, № 1. – С. 112-130.
44.Осипова, Н. В. Процесс становления познавательного интереса у студентов к занятиям физической культурой / Н. В. Осипова // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы : Сборник научных статей и докладов XIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 120-летию высшего образования и 110-летию педагогического образования на Дальнем Востоке, Уссурийск, 20 декабря 2019 года / Составитель Е.В. Глухих. Том Часть I. – Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 221-223.
45.Предпосылки формирования физкультурно-спортивной активности детей среднего школьного возраста / Ю. А. Прокопчук, Ю. М. Босенко, А. С. Распопова [и др.] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25, № 1. – С. 241-246.
46.Прокопчук, Ю.А. Особенности физкультурно-спортивной активности и образ жизни школьников / Ю.А. Прокопчук, В.А. Чернышов, Т.Г. Плешивцева // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. - 2017. - Т. 1. - № 1-1. - С. 246-250.
47.Психолого-педагогическое обеспечение интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов / Д. В. Нарадько, А. Е. Стукалова, Е. Р. Филонова, И. В. Половодов // Наука-2020. – 2021. – № 5(50). – С. 157-162.
48.Решетников, Н.В. Физическая культура: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - Москва: Изд. Центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2001. - 152 с.
49.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2014. - 448 с.
50.Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения _ М.Н. Скаткин. - Москва: Педагогика, 1971. - 124 с.
51.Смолин, Ю.В. Организация и проведение соревнований и подвижных игр: учебно-методическое пособие / Ю.В. Смолин, Челяб. гос. акад. культуры и искусств, Ю.В. Смолин. - Челябинск, 2010. - 68 с.
52.Сорокин, А.А. Организация спортивного питания юных футболистов / А.А. Сорокин. – М.: ТВТ Дивизион, 2018. – 845 c.
53.Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 400 с.
54.Спортивные игры: Техника, тактика обучения. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. Железняк Ю. Д., Портнова Ю. М. Академия, 2015. - 520 с.
55.Тугаринов, В.П. Философия сознания: (Соврем. вопросы) / В. П. Тугаринов. - Москва : Мысль, 1971. - 198 с.
56.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897).
57.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 3-е изд., стер. - Москва: Изд. центр «Академия», 2004. - 480 с.
58.Цветков, И.М. Интерес и динамика его развития у учащихся / И.М. Цветков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 12. - С. 400- 411.
59.Швыков, И.А. Футбол / И. А. Швыков. – Москва: Терра-Спорт, 2012. – 144 с.
60.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 2006. - 382 с.
61.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1979. – 114 с.
Яковлева, В.Н. Спортивные и подвижные игры, как средство оздоровления и повышение интереса к урокам физической культуры / В.Н. Яковлева // Science Time. - 2015. - №7