Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 6
1.1. Плавание как средство оздоровления и физического развития детей 6
1.2. Особенности физического развития детей 6-7 лет 9
1.3. Особенности методики обучения плаванию детей 6-7 лет 12
2.1. Цель и задачи исследования 16
2.2. Методы и организация исследования 16
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 19
3.1. Разработанная методика обучения технике плавания юных пловцов на этапе начальной подготовки 19
3.2. Результаты исследования 34
ВЫВОДЫ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Учеными во всем мире давно доказано, что плавание является одним из самых полезных и продуктивных видов физических упражнений. Плавание не только самый полезный и безопасный вид физических упражнений, но и необходимый навык для всех полов и возрастов. Чтобы со-хранить эти навыки на всю жизнь и развить их, обучение такому виду спорта как плавание следует начинать уже с раннего возраста.
Наибольшей актуальностью характеризуется проблема сохранения и укрепления здоровья для детей в возрасте шести-семи лет. Научно обосновы-вают это тем, что в данном возрасте происходят глубокие психологические и физиологические процессы, а именно наблюдается произвольность, меняется и поведение, может проявляться способность управлять двигательной и умствен-ной активностью детей в данном возрасте.
Плавание является одним из важных навыков не только для взрослых, но и для детей. Это двигательное действие является средством разностороннего физического развития. Закаливающим средством, способствует формированию гигиенических норм и качеств каждого занимающегося.
Врачи, педагоги, инструкторы и специалисты ЛФК рекомендуют зани-маться плаванием с самого начала жизни, от первого месяца жизни, так как ре-гулярные занятия способствуют восстановлению обмена веществ, улучшению сердечно-сосудистой системы, легочной деятельности. При регулярных заняти-ях плаванием, организм ребенка поддерживается в жизненном тонусе, повыша-ется работоспособность, тренируется дыхательная и сердечно-сосудистая си-стема, заметно улучшается аппетит, сон и улучшается нервная система, что необходимо в данном возрасте. Также у ребенка формируется чувство дисци-плины.
Особенно важно укрепляющее и лечебное действие плавания на организм. У детей развиваются такие физические качества как выносливость, скорость, ре-акция, сила, подвижность в суставах, координация движений в пространстве, укрепление опорно-двигательного аппарата. Почти все группы мышц формиру-ются способствуя улучшению осанки, сердечно сосудистой системы, предот-вращая искривление позвоночника и деформацию стопы.
Следует отметить, что плавание в нашей стране является одним из самых популярных видов физкультуры и спорта. Поэтому для того, чтобы пловцы могли завоевывать и одерживать победы на чемпионатах в будущем, необходи-мо обучать детей основам плавания.
Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны, воздей-ствие неблагоприятных факторов среды и заболевания снижают уровень здоро-вья детей, а с другой стороны, возникает необходимость поиска новых эффек-тивных путей повышения развития физически качеств у детей на этапе началь-ной подготовки плаванию.
Поэтому актуальной становиться проблема поиска эффективных методов, средств организации и проведения занятий плаванием, способствующих повы-шению уровня физического развития детей.
Цель исследования: разработать и апробировать методику обучения тех-нике плавания юных пловцов на этапе начальной подготовки.
Объект исследования: процесс обучения технике плавания юных плов-цов на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: методика обучения технике плавания юных пловцов на этапе начальной подготовки.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что если в процесс обучения включить комплекс занятий по методике плавания, то уровень плавательных умений обучающихся повысится.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и экспериментально апробировать методику обучения технике плавания юных пловцов на этапе начальной подготовки.
Методы исследования: для достижения цели, решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования (анализ, син-тез, обобщение), а также эмпирические методы исследования (педагогический эксперимент).
Практическая значимость состоит в том, что предложенная методика обу-чения плаванию на этапе начальной подготовки помогает детям быстрее пре-одолеть страх перед водой, освоиться с водой в более сжатые сроки, а также может применяться в практической работе тренеров по плаванию в условиях начальной школы или ДЮСШ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛА-ВАНИЮ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1. Плавание как средство оздоровления и физического развития детей
Плавание — это вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.
Давно известно, что плавание – это форма физической активности направ-ленная на развитие жизненно необходимых навыков у детей. Физиологически, ребенок обладает способностью плавать еще с рождения. Находясь в утробе ма-тери, младенцы «плавают» в околоплодных водах, в течение девяти месяцев .
Плавание имеет массу положительных функций для подрастающего орга-низма. Одна из них — это устойчивость к перепадам температур, которая выра-батывается посредством регулировки теплоотдачи организма. Занятия на воде развивают сердечно-сосудистую и дыхательную систему, формируют устойчи-вый опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и укреплению мышц .
Плавание помогает устранить проблемы с осанкой, освобождая от при-вычной нагрузки позвоночный столб. Также плавание увеличивает в крови гор-мон роста - соматотропин - почти в 2 раза, что способствует росту тела и внут-ренних органов т.к. сердце и легкие. Во время тренировок на воде происходит верная постановка дыхания и его симметричность с движением рук. Ритмичная тренировка вдоха и выдоха, как и его задержка дыханиям под водой способ-ствуют устойчивости к гипоксии .
Помимо этого, наблюдается повышенная эластичность сосудов и увели-чение работоспособности сердца . Работа иммунной системы у пловцов, гораздо качественнее, поэтому их сопротивляемость к различным заболеваниям гораздо выше. Скорость обмена веществ в оргазме также на высоком уровне: в течении 15 минут плавания при 24° С организм человека выделяет 100 ккал тепла.
Помимо положительных физических качеств, плавание благоприятно вли-яет и на нервную систему ребенка. Повышается эмоциональная устойчивость и увеличивается длительность продуктивной умственной работы ребенка .
Занятия плаваньем в школах проводятся либо с 4-го класса, либо с начальной школы. За этот период дети должны освоить умения плавать на глу-бине, уметь нырять, освоить подводное плавание, научиться правильному ды-ханию, проплывать дистанцию 25 метров, соблюдая правильную технику дви-жений рук и ног, а также освоить прыжки в воду.
По итогам начальной школы, ученики должны уметь проплывать дистан-цию до 400 метров и освоить минимум 4 техники плавания. Важно, на трени-ровках плавания использовать подвижные игры и способствовать тому, чтобы юные пловцы, начинали выступать на соревнованиях как можно раньше, начи-ная с 1 класса. Соревнования проводятся на дистанции 25 метров кролем на груди.
Занятия плаванием несут в себе полезные функции для тела и нервной си-стемы человека. Но для того, чтобы этот вид спорта оставался продуктивным, безопасным и комфортным, необходимо соблюдать правила проведения заня-тий. Перед тем как приступить к занятию на воде, необходимо провести ин-струкции на суше, они должны быть просты и кратки, чтобы дети не начали за-мерзать .
На первых занятиях важно найти общий язык с детьми, делать акцент на том, чтобы они почувствовали себя комфортно, рассмотреть несколько вариан-тов знакомства учеников с водой, применяя индивидуальный подход. Если ре-бенок отказывается заходить в воду или погружаться с головой, нужно дать ему время освоиться .
Следует внимательно относиться даже к небольшому успеху ребёнка, ведь ему необходимо получать поддержку, особенно в первое время трениро-вок. Новую технику нужно объяснять поэтапно: исходное положение, характер движения и затем трудноусваиваемые детали. Важно при этом использовать наглядный метод обучения и рефлексию. Каждую тренировку необходимо начинать с повторения пройденных упражнений. Чередование динамичных и статичных упражнений на воде также положительно влияют на тренировку. Че-редование коротких дистанций с длинными позволит увеличить выносливость пловцов, для верного определения дистанции следует опираться на уровень подготовки каждого из учеников. На каждом уроке нужно изучать не более двух новых упражнений, если ученик совершает ошибку в технике плавания, необходимо ему сообщить и показать ее еще раз, но не следует делать много замечании, для сохранения комфортного климата на занятии.
Можно выделить следующие положительные моменты воздействия оздо-ровительного плавания на детский организм и его физические способности.
Уроки плавания помогают и поддерживают физическое развитие ребенка. В воде уже маленькие дети могут тренировать больше мышц и меньше ограни-чены гравитацией и своей неспособностью сидеть и стоять. Увеличенная мы-шечная сила может помочь в приобретении физических навыков, таких как пол-зание и ходьба.
Врачи рекомендуют плавание детям, страдающим астмой, и было также доказано, что оно помогает развитию сердечно-сосудистой системы.
Плавание способствует ускорению социального развития. Плавание мо-жет помочь развить моторные навыки, стимулировать координацию и интегра-цию левой и правой сторон мозга. Когда ваш ребенок станет старше, это будет способствовать развитию речи, что в свою очередь влияет на становление навы-ков чтения и письма .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров, А. А. Теоретические аспекты подготовки пловцов на суше на начальном этапе обучения плаванию / А. А. Александров, А. В. Си-нельников // Образование и личность: методологические и прикладные основа-ния : Сборник статей к Международному научно-практическому форуму "Тер-ритория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности", Оренбург, 19–21 марта 2020 года. – Оренбург: Экспресс-печать, 2020. – С. 23-26.
2. Александров, С.Г. Влияние занятий оздоровительным плаванием на морфофункциональное развитие и двигательную подготовленность дошкольни-ков / С.Г. Александров, А.В. Слынко // Пути повышения эффективности эконо-мической и социальной деятельности кооперативных организаций : материалы Всерос. конф. с междунар. участием (Краснодар, 25 апреля 2015 г.). – Красно-дар, 2015. – С. 53–57
3. Бажев, А. А. Педагогические возможности использования подвиж-ных игр на начальном этапе обучения детей плаванию / А. А. Бажев // Перспек-тива - 2020 : материалы Международной научной конференции студентов, аспи-рантов и молодых учёных. В 5 томах, Нальчик, 01–30 апреля 2020 года / Наль-чик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2020. – С. 41-45.
4. Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой: - М.: Физкульту-ра и спорт. 2000. - 80 с.
5. Булгакова Н.Ж. Игры на воде для обучения и развлечения: методи-ческие рекомендации. - М.: Изд. Спорт. 2016. – 70 с.
6. Булгакова Н.Ж. Методика обучения технике плавания : Метод. раз-раб. для слушателей фак. усоверш. / Н. Ж. Булгакова. - Москва : ГЦОЛИФК, 1980
7. Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подгот. "Пед. образование" профиль "Физ. Культура" /Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Academia. 2014. - 375 с.
8. Булгакова, Н.Ж. Игры на воде для обучения и развлечения / Н.Ж. Булгакова. – Москва : Спорт, 2016.
9. Васильев В.С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев. - Москва : Физкультура и спорт, 1989.
10. Велитченко В.К. Как научиться плавать [Текст] / Виталий Велитчен-ко. - Москва : Терра спорт, 2000
11. Володин, Д. А. Развитие координационных способностей на началь-ном этапе обучения плаванию / Д. А. Володин // ПЕДАГОГИКА в ТЕОРИИ и на ПРАКТИКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и современные АСПЕКТЫ : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 июня 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 92-96.
12. Дмитриев Р.А. Уроки плавания в IV классе [Текст]. - Минск : Нар. асвета, 1971
13. Дубинин, А. С. Предпосылки формирования мотивации к занятиям плаванием детей 7-9 лет / А. С. Дубинин // Тезисы докладов ХLIX научной кон-ференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа : Тезисы докладов конференции, Краснодар, 01 февраля – 31 2022 года / Редкол-легия: И.Н. Калинина [и др.]. Том Часть 1. – Краснодар: Кубанский государ-ственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2022. – С. 101-102.
14. Дылдин К.В. Программа начального обучения плаванию детей до-школьного возраста / К.В. Дылдин, Г.К. Дылдин, М.А. Мыльникова, А.В. Ху-деньких, МАОУ "Гимназия №2". - Пермь, 2011. - С. 11-14.
15. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников / Е.И. Исаев //Вопросы психологии. - М., 1984. - №2. - С. 60-65.
16. Исаева, Л. Н. Использование игр на воде при обучении плаванию детей младшего школьного возраста на начальном этапе / Л. Н. Исаева, Е. Е. Шакина // Молодой ученый. – 2021. – № 17(359). – С. 310-313.
17. Капилевич Л.В. Спортивная медицина. Практикум. / Л.В. Капиле-вич, А.В. Кабачкова. - Томск: Изд-во ТГУ, 2009. - 84 с.
18. Капотов, П.П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. – Москва : Воен-издат, 2018.
19. Кашкин А.А. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. // А.А. Кашкин. - М.: Советский спорт, 2006. - 216 с.
20. Китова, Я.В. Анализ подходов к обучению детей плаванию / Я.В. Китова, А.В. Слынко // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XXV Международного научного конгресса: в 2 ч. – 2020. – С. 440–444
21. Китова, Я.В. Мотивационный климат: проявление в спортивной дея-тельности / Я.В. Китова, Н.С. Деговцев // Тезисы докладов XLVII научной кон-ференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа: материалы конференции. Редколлегия: И.Н. Калинина [и др.]. – Краснодар, 2020
22. Кожевин, А. Е. Применение средств скольжения и баланса на начальном этапе обучения студентов плаванию / А. Е. Кожевин // Ломоносов-ские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых - 2022 : Сборник материалов конференции в 2-х томах, Архангельск, 01–30 апреля 2022 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Том 2. – Ар-хангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ло-моносова, 2022. – С. 183-185.
23. Кошанов А.И. Начальное обучение плаванию / А. И. Кошанов. - Москва : Чистые пруды, 2006
24. Левин Г. Плавание для малышей [Текст] : [Сокр. пер. с нем.]. - Москва : Физкультура и спорт, 1974
25. Маряничева Е.Г. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста на основе опорного гребка и двигательных представлений : диссерта-ция ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Краснодар, 1997
26. Милькова А.Н. Обучение плаванию младших школьников на глубо-кой воде / А.А. Милькова - Заречный, 1997. - 129с.
27. Мухортова Е.Ю. Обучение плаванию малышей: методическое посо-бие / Е.Ю. Мухортова. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 96 с.
28. Осик, В.И. Особенности влияния средств оздоровительного плава-ния на физическую подготовку мальчиков 8-10 лет с нарушением осанки / В.И. Осик, Е. И. Ончукова, К.О. Захарчук // Вопросы педагогики. –2020. – № 6–1. – С. 243–247
29. Основы техники спортивного плавания : Лекция для слушателей фак. усоверш. / [Сост. Л. П. Макаренко]. - Москва : ГЦОЛИФК, 1980
30. Панарин, Б.Г. Водный тренажер / Б.Г. Панарин // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 10. - С. 51-52
31. Петрова Н.И. Плавание [Текст] : начальное обучение : с видеокур-сом / Нина Петрова, Владимир Баранов. - Москва : Человек, 2013
32. Плавание: Игровой метод обучения. Е. Н. Карпенко Т. П. Коротно-ва, Е. Н. Кошкодан, М.: Изд. Терра-спорт., 2006. - 48 с.
33. Погребной А.И. Научно-педагогические основы начального обуче-ния плаванию в школьном возрасте : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.04. - Краснодар, 1997.
34. Протченко Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: практическое пособие / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. - М.: Ай-рис-пресс, 2003. - 66 с.
35. Пыжов В.В. Методика преподавания при массовом обучении плава-нию : на материале пионерских лагерей УССР : диссертация ... кандидата педаго-гических наук : 13.00.00 / В.В. Пыжов. - Киев, 1971
36. Саакян, Г. М. Влияние свойств нервной системы на успешность обу-чения плаванию на этапе начальной подготовки / Г. М. Саакян, А. С. Гронская // Студенческая наука - физической культуре и спорту : сборник материалов Все-российской с международным участием межвузовской научно-практической конференции молодых исследователей «Человек в мире спорта», Санкт-Петербург, 01 января – 08 2020 года / Министерство спорта Российской Феде-рации ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Том Выпуск 16, Часть 2. – Санкт-Петербург: Без издательства, 2020. – С. 51-54.
37. Сизых, И. В. К вопросу об особенностях обучения детей плаванию в начальной школе / И. В. Сизых // Педагогическое мастерство и современные пе-дагогические технологии : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 мая 2021 года / ФГБОУ ВО «Чуваш-ский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский регио-нальный государственный университет им. К. Жубанова. – Чебоксары: Обще-ство с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Ин-терактив плюс", 2021. – С. 77-80.
38. Табакова, Е. А. Формирование навыка плавания с применением игр по освоению с водной средой / Е. А. Табакова // Спортивно-педагогическое об-разование: сетевое издание. – 2020. – № 1. – С. 25-30.
39. Чернышенко, Ю. К. Взаимосвязь базовых составляющих собствен-но-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, А.И. Кузьменко, Г.В Красюк // Ученые за-писки университета им. П.Ф. Лесгафта. –2020. –№10 (188). – С. 413–418.
40. Чернышенко, Ю. К. Взаимосвязь базовых составляющих собствен-но-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, А.И. Кузьменко, Г.В Красюк // Ученые за-писки университета им. П.Ф. Лесгафта. –2020. –№10 (188). – С. 413–418
41. Энциклопедия Амосова : раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. - Москва : Изд-во АСТ : АСТ, 2005