Фрагмент для ознакомления
2
После распада СССР в конце 1991 года Россия оказалась в новой геополитической ситуации. На юге и востоке она граничила с не существовавшими во времена СССР азиатскими мусульманскими форпостами. То, что раньше было частью «дома», почти «приручённым», стало «мягким подбрюшьем». Это была не просто мусульманская, а тюрко-мусульманская Азия, с непонятными большинству россиян обычаями и традициями и со своим восприятием внешнего мира. России было трудно адаптироваться к новым реалиям, но бывшие советские республики сейчас вышли на международное пространство и примерили к себе «исламский фактор», когда-то называвшийся панисламизмом и пантюркизмом и воспринимаемый когда-то как нечто далекое и чуждое.
Русские не привыкли видеть тюркский мир в целом. Зато для тюрков не существует самого понятия тюркоязычных народов: говоря о своих сородичах по языку, они называют их тюрками-азербайджанцами, тюрками-татарами или тюрками-узбеками.
Распад Советского Союза был встречен в Турции с единодушным восторгом как политиками, так и общественностью, по-видимому, не только от облегчения по поводу исчезновения «советской угрозы», но и как возможность для возрождения национального идеала — создания Великого Турана. Вдохновленная разгромом старого врага на своем севере, Турция стала стремиться играть более активную роль во вновь сформировавшемся геополитическом пространстве. Условия неопределенности относительно того, где теперь находится геополитическая, региональная и макроэкономическая власть, создали уникальные исторические условия, позволяющие попытаться установить влияние турков-османов. Как говорилось официальными лицами Турции, «турецкая модель не может быть использована всеми государствами. В нее должны вноситься изменения. Новые государства должны будут сами решать эти проблемы. Однако мы также можем предложить помощь в построении систем государственного управления по турецкому образцу».
Официальные визиты в Анкару в конце 1991 г. и начале 1992 г. президентами Казахстана, Туркменистана и Узбекистана и поездка Озала в тюрко-мусульманские республики подтвердили заинтересованность новых независимых государств в сотрудничестве с Турцией. В течение двух месяцев Озал подписал экономические и культурные соглашения со всеми тюрко-мусульманскими государствами Средней Азии. «Я заявляю миру, что моя страна пойдет вперед турецким путем», — сказал Президент Узбекистана Ислам Каримов. Ту же мысль высказал и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Мы хотим внедрить свободный рынок, и единственная модель, которая у нас есть, — это Турция». Почести, с которыми были встречены Озал и его партия, не были оказаны даже высшим советским руководителям прошлого.
В экономической сфере Турция стремится в полной мере использовать представившиеся возможности. В начале 1990-х гг. главной сферой ее интересов в Средней Азии была легкая промышленность, текстиль и туризм. В первую очередь Турция имела в виду проект «Шелковый путь», который в той или иной степени затрагивает все республики Центральной Азии Содружества Независимых Государств (СНГ) и потребует развития современной инфраструктуры туризма. Турецкие фирмы планировали принять участие в строительстве гостиниц в Ташкенте, Самарканде и Бухаре и Центра международной торговли в Ташкенте, ориентированных на республики Средней Азии. Также обсуждались планы строительства фабрик, создания прядильно-ткацкого комплекса, совместных предприятий в швейной промышленности Узбекистана и многие другие проекты. Такое сотрудничество было призвано помочь республикам Центральной Азии преодолеть тяжелый экономический кризис.
Основным пунктом разногласий между Россией и Турцией является вопрос о доставке нефти из района Каспийского моря на западные рынки. Россия и Турция предложили варианты маршрутов. Турция настояла на маршруте через Азербайджан и Грузию до порта Поти, оттуда танкерами до турецкого побережья, затем по трубопроводу через Турцию до порта Джейхан и далее снова танкерами до конечных потребителей. Россия предложила «северный путь» через российскую территорию (включая Чечню) до черноморского порта Новороссийск и далее по морю через Босфор и Дарданеллы.
В ответ на это Турция попыталась остановить любую транспортировку нефти через Черноморские проливы, ссылаясь на экологическую опасность, которую этот маршрут неизбежно повлечет за собой . Для обеспечения безопасности судоходства российская сторона предложила установить навигационное оборудование, особенно в Босфоре, который очень узок. От этого турецкая сторона отказалась: это решает вопрос безопасной транспортировки нефти с технологической точки зрения, затрудняет настаивание на «южном пути» и не отвечает интересам Турции. Экологический аргумент небезоснователен: опасность загрязнения проливов в случае катастрофы танкера реальна. Однако проблема разрешима. Трубопровод из болгарского порта Бургас в греческий порт Александропулис должен был направлять нефть через проливы и устранять экологические опасения.
Одним из аргументов против северного маршрута был вопрос безопасности газопровода. Старый нефтепровод проходит через Чечню. Вопрос о ее безопасности был частично решен после прекращения чеченской войны и подписания Хасавюртовского соглашения 31 августа 1996 года. Однако южный маршрут от Супсы до Джейхана также небезопасен для транспортировки нефти, поскольку значительный его участок проходят через районы проживания курдов20. Официальная позиция незаконных, но активных курдских организаций в отношении нефтетранспортных проектов уже определена. Их лидеры угрожают повредить будущие нефтепроводы, проходящие через Турецкий Курдистан, требуют консультаций и оплаты транзита через их территорию. Турецкие власти отказываются признавать существование курдской нации и категорически против любых переговоров с курдскими «террористами», отрицая существование проблемы.
Подобно тому, как Турция вспоминает о чеченской опасности, когда на повестке дня стоит трубопровод через территорию России, Москва может поднять аналогичные вопросы относительно турецкого варианта. На самом деле существуют проблемы безопасности с обоими маршрутами.
Проблема маршрутов трубопроводов становится все более острой. Одной из стран, проявляющих особый интерес к этой проблеме, является Казахстан, богатое Тенгизское нефтяное месторождение которого было разведано в 1979 г. В 1997 г. Казахстан добыл 26 млн т нефти, но не имеет крупных экспортных трубопроводов. С целью диверсификации трубопроводных маршрутов планируется не только использовать российские трубопроводы для доставки нефти в Европу, но и построить несколько новых ниток в Китай, через Афганистан и Пакистан и по дну Каспийского моря через Азербайджан и Грузию в Турцию. . Туркменистан также планирует использовать этот маршрут для транспортировки газа и нефти. Таким образом, политическая и дипломатическая борьба вокруг проблемы транспортировки каспийской нефти и газа на тот период была очень напряженной.
Работа по реализации этих проектов получила определенные организационные рамки. 29 октября 1998 года в Анкаре президенты Азербайджана, Грузии, Казахстана, Туркменистана, Турции и Узбекистана и министр энергетики США обсудили экономические вопросы и, в первую очередь, маршруты трубопроводов, и было сообщено, что главный вопрос окончательно решен. Трубопровод для транспортировки «магистральной нефти» будет проложен из Азербайджана через Грузию в Джейхан. Итоговая Анкарская декларация носит политический характер и направлена на закрепление основных достижений для «успешного старта к конструктивному будущему». Многие российские наблюдатели расценили эту встречу как антироссийскую и попытку создания некоего союза не только экономического, но и политического характера, подчеркнув, что некоторые политики США поддерживали проект как геополитический, направленный на укрепление интересов США в Закавказье.
Такой подход, конечно, не учитывает Россию, которая не была приглашена на встречу, еще раз подчеркивая, что она окончательно лишается выхода в Средиземное море. В июле 1994 года Турция ввела новые правила, ограничивающие проход танкеров с российской нефтью через Босфор. Несмотря на неблагоприятную для России ситуацию в отношениях с тюрко-мусульманскими государствами и факторы, благоприятствующие позициям других стран (включая Турцию), ряд политических элементов тем не менее поддерживали политическую и экономическую заинтересованность этих государств в укреплении своих связей с Россией.
Тем не менее российско-турецкие отношения в XXI веке получили новый положительный импульс.
К столетию русской революции Турция и Россия снова стали лучшими друзьями. Это был долгий и сложный путь.
Почти год назад, 27 июня 2016 года, Владимир Путин получил от своего турецкого коллеги письмо с извинениями за сбитый турецким истребителем F-16 российский штурмовик .
Президент Реджеп Тайип Эрдоган написал о своем сожалении по поводу гибели российского летчика, последовавшей за этим дипломатической неразберихи и ущербе, нанесенном торгово-туристическим связям между странами. Извинения и материальная компенсация, предложенные в письме, сопровождались пожеланием более тесных связей в будущем.
В момент своего создания эти две страны были близкими союзниками. На стамбульской площади Таксим, в нескольких метрах от парка Гези, места экологических протестов 2013 года, возвышается Монумент Республики. На этой огромной скульптуре изображены фигуры советского маршала Климента Ворошилова и одного из лидеров Октябрьской революции Михаила Фрунзе, стоящих позади Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя современной Турции. Начиная с 1910-х годах когда Ататюрк был ярым сторонником русской революции, видящим будучи кадровым солдатом Османской империи, восстание русских как часть борьбы восточного мира против гнетущего Запада стала актуальной темой современных русско-турецких отношений, что особенно актуально в условиях современных антироссийских санкций.
Таким образом, в конце XX столетия российско-турецкие отношения вышли на качественно новый уровень, что предопределило дальнейший ход развития отношений двух стран. Новый этап российско-турецких отношений знаменует собой переход от соперничества к многоплановому широкому сотрудничеству в различных областях: внешней политике, экономике, оборонной промышленности, культуре.
1.2 Сферы сотрудничества между Россией и Турцией
В настоящее время договорно-правовая база насчитывает более 60 двусторонних документов, среди них соглашения о торговом, научно-техническом, культурном сотрудничестве, о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, консульская конвенция, меморандум о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и др. В последние годы подписаны соглашение по развитию сотрудничества между РФ и Турцией в Евразии (2001), в соответствии с которым создана рабочая группа, соглашение о военном сотрудничестве (2002), программа консультаций на уровне МИДа на 2004–2005 годы, протокол о сотрудничестве между государственными архивными ведомствами (2004), соглашения о сотрудничестве в морском поиске и спасении на Черном море (2004) .
Кроме того, Турция, которая с первых дней российско-украинского конфликта сумела свести две стороны за одним столом переговоров, в то же время берет на себя функцию гаранта цепочки поставок — прежде всего продовольствия и энергии — путем выстраивания экономического моста между Москвой и западными странами. Хотя эта ключевая роль Турции подвергается критике со стороны некоторых европейских стран в силу углубления российско-турецкого взаимодействия, эксперты отмечают, что экономические отношения, установленные Турцией, на самом деле являются бальзамом на раны западных стран, больше всего сталкивающихся с риском продовольственного и энергетического кризиса.
Экспорт турецких товаров в Россию в августе увеличился в два раза по сравнению с тем же месяцем прошлого года и на 27% к июлю, до $0,95 млрд. Это новый рекорд на фоне западных антироссийских санкций . Динамика турецкого экспорта на фоне антироссийских санкций приведена на рис. 1.
Рисунок 1 Турецкий экспорт на фоне антироссийских санкций
Замминистра финансов США Уолли Адейемо в июне посещал Турцию, где выразил обеспокоенность, что крупные российские предприниматели могут использовать турецкие структуры для противодействия западным санкциям. После этого он направил письмо в турецкие деловые ассоциации с предостережением, что любые местные компании, которые оказывают существенную поддержку под санкционным российским бизнесам, могут сами быть внесены в американский санкционный список.
Тем не менее Россия вышла на пятое место среди крупнейших направлений турецкого экспорта, обогнав Италию. По данным Турецкого института статистики, больше товаров в денежном выражении Турция поставляет только в Германию, США, Ирак и Великобританию. Причем последняя уже близко — $1,1 млрд в августе. В прошлом году Россия занимала в этом списке лишь 12-ю строчку.
В совокупном экспорте Турции за первое полугодие 2022 года ($125,9 млрд) на Россию приходится лишь 2,3% (или $2,9 млрд). Гораздо больше Турция поставляет в США и страны Европы (Германия, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Румыния, Великобритания). Однако Россия вышла на первое место по поставкам своих товаров в Турцию: в январе — июне турецкий импорт из России достиг $27,7 млрд (16% от всего импорта страны) — против $20,1 млрд у Китая. Более 60% турецкого импорта из России приходится на нефть и газ.
Для понимания того, какие сферы сотрудничества имеют место между Россией и Турцией, рассмотрим повестку международного форума, проходившего в Москве в мае 2022 года
-Развитие совместных инвестиционных проектов между Россией и Турцией.
-Укрепление контактов между компаниями двух стран России и Турции.
-Реализация ГЧП проектов в области инфраструктуры.
-Формирование благоприятного делового климата между Россией и Турцией
-Взаимодействие турецкого бизнеса с регионами РФ.
-Деятельность турецких компаний на российском рынке подрядных услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Коржубаев А.Г. МИРОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА И НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ. Гео-Сибирь. 2006. Т. 5. С. 93-101.
2. БЛИЖНИЙ ВОСТОК: ИНФОРМАЦИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Койбаев Б.Г. Санкт-Петербург, 2002.
3. Сотниченко А.А. Турция. Итоги года. Перспективы развития //Полярная Звезда 04.02.2003. URL: http://zvezda.ru/politics/2003/02/04/93.htm
4. Фаткуллина А. А. РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ, 2015 [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24974964
5. Владимиром Путиным получено послание Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52282
6. Оздемир В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ. Автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Московский государственный институт международных отношений (университет). Москва, 2013
7. Урпер М. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ, Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 2 (66). С. 482-493.
8. Зиганшин М.К. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ (ОТ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА К МНОГОПЛАНОВОМУ ПАРТНЕРСТВУ), автореферат дис. ... кандидата политических наук / Киргизско-Российский славянский университет. Бишкек, 2008
9. Велиева Л.Э. РОЛЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ. В сборнике: Современная наука: инновационный взгляд молодежи. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 150-155.
10. Калашников А.М. "ГОЛУБОЙ ПОТОК" КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ. Власть. 2013. № 2. С. 100-102.
11. Аватков В., Солодовникова А. СЦЕНАРИИ И ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ. Россия и мусульманский мир. 2012. № 6. С. 115-123.
12. Кортунов А.В., Эршен Э. Углубление российско-турецких отношений [Электронный ресурс] https://russiancouncil.ru/papers/Russia-Turkey-Report41-Rus.pdf
13. Koru S., Kaymaz T. Turkey: Perspectives on Eurasian Integration // European Council on Foreign Relations. 08.06.2016 [Электронный ресурс] http://www.ecfr.eu/article/essayturkeyperspectivesoneurasianintegration
14. 4. Спартак А. Н., Кнобель А. Ю., Флегонтова Т. А., Исмагилова О. Д.,
15. Спартак А. Н., Кнобель А. Ю., Флегонтова Т. А., Исмагилова О. Д., Коваль, А. А., Левашенко А. Д., Пыжиков Н. С., Снег М. Л., Хохлов А. В., Якубовский И. В. Перспективы наращивания российского несырьевого экспорта : коллективная монография. - М. : ВАВТ, 2018.
16. Динамика внешней торговли // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. - 2018. - № 40.
17. РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ ЭНЕРГЕТИКИ ТУРЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ
18. Зверев И.В., Храпов В.А., Ганзенко Д.В., Мова Д.А., Одерова Е.О. Colloquium-Journal. 2019. № 27-11 (51). С. 91-92.
19. Смирнова Д.И. СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Казанский вестник молодых учёных. 2022. Т. 6. № 2. С. 82-83.
20. Саламов А.А. Энергетика за рубежом. Приложение к журналу "Энергетик". 2017. № 2. С. 2-4.
21. Gasanova, E. Y., Ideologiya Burzhuaznogo Natsionalizma v Turtsii pri Mladoturkakh [Ideology of bourgeois nationalism in Turkey under the Young Turks, 1908–1914] (Academy of Sciences of Azerbaijan: Baku, 1966), pp. 115–25.
22. Landau, J. M., Radical Politics in Modern Turkey (E. J. Brill: Leiden, 1974), p. 193
23. Турция нарастила экспорт в Россию до нового рекорда [Электронный ресурс] https://www.rbc.ru/economics/30/09/2022/6336a5879a7947d118c64c8a
24. Friends reunited [Электронный ресурс] https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0306422017716007
25. Инвестиционный форум "Россия-Турция: сотрудничество и партнерство. Турецкие инвестиции в РФ" [Электронный ресурс] https://nsplaw.com/ru/r/press-centr/novosti-i-sobytiya/investicionnyj-forum-rossiya-turciya-sotrudnichestvo-i-partnerst/
26. Сотниченко И А. Россия и Турция: от соперничества к сотрудничеству. Перспективы развития российско-турецких отношений [Электронный ресурс] https://idmedina.ru/books/materials/turkology/1/plenary_sotnichenko.htm