Фрагмент для ознакомления
2
Перед тем как проводить анализ особенностей правового регулирования труда, а также социальной защиты педагогических работников, стоит проанализировать само понятие педагогического работника.
Так п. 21 ст. 2 Закона об образовании в качестве педагогического работника определяет физическое лицо, состоящее в рабочих, служебных отношениях с определенным учреждением образования и который исполняет определенные обязанности, направленные на обучение, а также воспитание учащихся либо на организацию образовательного процесса.
В это же время в ст. 331 ТК РФ, определено то, что педагогический работник, это физическое лицо с образовательным цензом, установленным по правилам, прописанным в Законе об образовании и который осуществляет трудовую деятельность исходя из трудового соглашения в учреждении образования.
Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его обособленных подразделений, структурных подразделений) .
Стоит отметить, что образовательный ценз предопределен в ст. 46 Закона об образовании, на основании которой право занятия педагогической деятельностью есть у лиц, которые обладают средне специальным либо высшим образованием и которые отвечают определенным квалификационным требованиям, предопределенным в специальных квалификационных справочниках либо в стандартах. Образовательный ценз – это присутствие средне специального либо высшего образования .
Следовательно, можно сделать вывод о том, что на уровне нормативно-правовых актов в качестве педагогического работника определяют физическое лицо, находящееся в рабочих отношениях с учреждением образования и исполняет трудовые обязанности, которые состоят в обучении, а также воспитании учащихся либо в организации образовательного процесса.
Исходя из ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании» правами на осуществление педагогической деятельности обладают лица, у которых есть средне специальное либо высшее образование и которые соответствуют определенным квалификационным требованиям, которые предопределены в квалификационном справочнике либо в стандартах.
На основании исследования ст. 195.1 ТК РФ, можно сделать вывод о том, что профессиональный стандарт является показателем квалификации, которая нужна педагогу при осуществлении конкретного типа профессиональной деятельности. Стоит присоединиться к мнению С.А. Ларюшкина относительно того, что, развивая пределы свободы педагогов, на основании профессионального стандарта повышается уровень их ответственность за итоги собственной трудовой деятельности, предъявляя определенные требования к квалификации, а также определяя показатели для оценивания данной деятельности.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что наравне с обычными требованиями для педагогов издают профессиональные стандарты, которым обязан соответствовать каждый педагог.
На основании ст. 332 ТК РФ в качестве педагогического работника не может быть претендент:
– лишенный права на занятие педагогической деятельностью на основании вступившего в силу приговора судебных органов;
– обладающий не снятой либо непогашенной судимостью в результате совершения умышленного тяжкого, либо особенно тяжкого преступного деяния;
– признанный в качестве недееспособного на основании правил, предопределенных в законодательстве;
– у которого есть заболевания, указанные в перечне, который утверждает федеральная исполнительная власть, которая осуществляет функции относительно формирования государственной политики, а также законодательного урегулирования сферы здравоохранения.
Помимо этого, к работе на должностях педагогов в учреждениях образования можно допустить лиц, которые отвечают квалификационным требованиям, указанным в Едином квалификационном справочнике (ЕКС) должностей руководства, а также специалистов и служащих по определенным должностям педагогических, а также научно-педагогических и руководящих сотрудников системы образования.
Видится, что педагогических работников можно классифицировать на основании занимаемых ими должностей в результате того что у них будут различия относительно требований квалификации, а также должностных обязанностей и так далее .
На основании проведенного правового анализа можно сказать о том, что педагогический работник является физическим лицом, находящимся в рабочих правоотношениях с учреждением образования и исполняет функции в области обучения, а также воспитания учащихся либо организации образовательного процесса. Безусловно, с долей условности педагогов можно подразделить на основании занимаемых ими должностей, при этом можно будет выделить характерные особенности их квалификации, их должностных обязанностей, так в профессиональных стандартах для разных должностей педагогов определены разные квалификационные требования и по-разному определена трудовая функция. Но в остальном статус педагогов, которые занимают разные должности будет довольно похожим.
1.2. Право на занятие педагогической деятельностью
Как указывалось, ранее, на основании ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности привлекаются лица, которые обладают образовательным цензом, то есть установленным уровнем и профилем образования, установленным в нормативно-правовых актах и согласованным с Правительством России. Указание на образовательный ценз предопределяет обязанность при трудоустройстве предъявить документ, подтверждающий наличие образования, что следует из ч. 1 ст. 65 ТК РФ .
К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в ТК РФ;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем.
При этом к педагогической деятельности не будут допущены лица, у которых есть неснятая либо непогашенная судимость за конкретные типы преступных деяний, предопределенных в ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Однако анализ положений данной статьи позволяет сделать вывод, что не каждый работник, имеющий или имевший судимость не может впоследствии занимать должность педагогического работника. Указанный подход законодателя представляется целесообразным, поскольку все предусмотренные уголовным законом деяния должны дифференцироваться на имеющие и не имеющие отношение к возможности выполнения педагогическим работником воспитательной функции .
Лица которые имели судимость в результате совершение преступных деяний малой тяжести либо преступные деяния среднего уровня тяжести против жизни, а также здоровья и так далее (помимо незаконного варианта госпитализации в учреждение здравоохранения, которое оказывает психиатрическую помощь в условиях стационара, а также клеветы уголовное преследование по поводу которых относительно обвинения в совершении данных преступных деяний окончили на основании нереабилитирующих оснований, могут заниматься педагогической деятельностью если есть соответствующее решение вынесенное комиссией по делам несовершеннолетних, которую создают высшие исполнительные органы власти относительно предоставления допуска данных лиц к занятиям педагогической деятельностью.
Следовательно, на основании проведенного исследования делаем вывод о том, что к педагогической деятельности можно допустить лиц, которые проходят образовательный ценз, установленный по правилам, предопределенным в отечественных нормативно-правовых актах в области образования.
1.3. Источники правового регулирования труда
педагогических работников
В соответствии со стратегией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования.
Ведущая роль в развитии российского образования принадлежит педагогическим работникам. В связи с этим, важной становится задача совершенствования и повышения уровня правового регулирования статуса педагогических работников.
В качестве правого статус образовательной организации можно определить комплекс прав, а также обязанностей разнообразных субъектов права, которые предопределяют правосубъектность, комплекс исполнения правовых гарантий для воплощения в жизнь данных прав, а также обязанностей. Помимо этого, правовое положение образовательной организации обладает определенной спецификой, которая выделяет ее в череде иных организаций .
Образовательные организации во время осуществления своей деятельности применяют законодательство различных уровней (Схема 1).
Схема 1. Законодательство, регламентирующее деятельность образовательных организаций
В череде наиболее значимых актов можно выделить такие как:
- Конвенция о правах ребенка определяет правовое положение детей их право, что является необходимым в системе получения образования;
- Конституция РФ закрепляет права и свободы, а также ответственность граждан в том числе и педагогических работников;
- Трудовой кодекс РФ предопределяет права и обязанности педагогических работников, урегулирует особенности труда и отдыха и так далее;
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании» предопределяет особенности функционирования учреждений образования, а значит и условия профессиональной деятельности педагогических работников;
- ФЗ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (предопределяет юридические правила относительно обеспечения безопасности индивида, всего общества и Российской Федерации, описывает комплексную систему безопасности, а также основные функции, предопределяет правила организации, а также материального обеспечения органов безопасности, а кроме этого, рассматривает порядок проведения контроля и надзора в сфере безопасности);
- ФЗ от 6.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (предопределяет комплекс принципов, направленных на противодействие терроризму, юридические, а также организационные правила профилактики терроризма и так далее).
Отечественные нормативно-правовые акты в сфере образования используют во всех образовательных организациях страны, вне зависимости от из организационно-правового статуса.
Помимо этого, существует определенная дробность в классификации образовательных организаций, которые реализуют различные образовательные программы. Стоит предположить, что подразделение видов образовательных организаций нужно произвести по одному общему основанию, то есть исходя из того какие именно образовательные программы реализует образовательная организация. При этом каждая образовательная организация работает на основании собственного устава, который утверждают на основании правил, предопределенных в нормативных правовых актах . Устав, является официальным нормативно-правовым документом, составленным на основании законов Российской Федерации и затем утвержденным по определенным правилам в компетентных органах. Устав направлен на процесс урегулирования отношения в определенной образовательной организации .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации существует целая система нормативных правовых актов направленных на правовое регулирования труда педагогических работников, среди которых можно выделить акты федерального, регионального и локального уровней.
2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора с педагогическим работником
С момента своего становления российскому праву известно 3 легальных определения понятия «трудовой договор». Первым из них стала дефиниция, закрепленная в ст. 27 КЗоТ 1922 года, где трудовой договор был определен как соглашение двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение. Помимо этого схожее определение данной категории можно обнаружить в ст. 8 Основ законодательства о труде и в ст. 15 КЗоТ 1971 г., а также в ст. 56 Трудового кодекса РФ . Дефиниция по КЗоТ 1922 г. сохраняла свою силу на протяжении 50 лет, но с течением времени, изменением устоев государства и общества понятие трансформировали, меняли, пытаясь создать соответствие духу времени. В итоге сейчас мы применяем понятие «трудовой договор», закрепленное в ст. 56 Трудового кодекса РФ, определенное как «соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя».
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. от 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в РФ" // СЗ РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" // СЗ РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 2.
7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
8. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // СЗ РФ, 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2020.
10. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 // "Российская газета", N 49, 11.03.2015.
11. Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.01.2021.
12. Постановление Правительства МО от 27.12.2013 N 1186/58 "Об оплате труда работников государственных образовательных организаций Московской области" // "Информационный вестник МО", N 5, 25.04.2014.
Научная литература, учебники
13. Аверьянова М.И. Особенности правового регулирования труда государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: Автореф.дис. ... канд. юрид. наук / ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений». М., 2014. 202 с.
14. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / отв. ред. Н. Л. Лютов. Москва: Проспект, 2017. 688 с.
15. Андреева Л. А., Гусов К. Н., Медведев О. М. Незаконное увольнение: науч.- практ. пособие / под ред. К. Н. Гусова. М., 2009. 124с.
16. Асеева А.А. Особенности правового регулирования труда научно-педагогических работников и работников, совмещающих работу с обучением в высшей школе: Автореф.дис. ... канд. юрид. наук / УГЮА. Екатеринбург.
17. Амаглобели, Н. Д. Трудовое право: учебник для вузов / Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. - С. 72.
18. Бародулина Т.П. Правовое регулирование труда педагогических работников в Российской Федерации: учебное пособие / Т.П. Бородулина, Т.Л. Платунова. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 103 с.
19. Вороненко О.А., Скокова А.Н. Трудовой договор как источник трудового права // В сборнике: Территория права Заочная научно-практическая конференция: сборник научных статей. Ответственный редактор: В.Н. Сусликов. 2020. С. 38.
20. Воробьева Е.В. Увольнение работников. М.: Ай Си Групп, 2013. 208 с.
21. Горшков А.С. Проведения аттестации педагогических работников: анализ и предложения по совершенствованию // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 27-31.
22. Дацко Н. П. Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации / Наталья Петровна // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2016. Т. 16. № 1. С. 67–72.
23. Егошина Л. А. Правовые вопросы аттестации работников // Журнал российского права. 2017. № 2. С.91-97.
24. Еремина С.Н. Трудовой договор - системная категория трудового права // Материалы Международной научно-практической конференции. 2020. С. 156.
25. Захарова Н. А. Трудовое право России [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров / Н. А. Захарова, В. Е. Резепова. М.: Омега-Л: Ай Пи Эр Медиа, 2014. 199 с. // URL: http://www.iprbookshop.ru/16478.html (дата обращения: 03.04.2023).
26. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: «КОНТРАКТ», «КНОРУС», 2016. 1680 с.
27. Куприянов А.А., Лебедев К.А. Модели оплаты труда работников образовательной сферы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017 № 19(19). // URL: https://nauchforum.ru/node/27881 (дата обращения: 03.04.2023).
28. Куревина Л.В. Профессиональные стандарты педагогической деятельности //Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016 № 10 С. 67 – 76.
29. Крылов К.Д. Совершенствование практики заключения и изменения трудового договора // Образование и право. 2018. № 11. – С. 121.
30. Лещух Д.Р. К вопросу о трудовом договоре в системе источников трудового права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. № 3 (21). С. 114.
31. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / под ред. А.А. Кирилловых. М.: Деловой двор, 2016. 615 с.
32. Набоких, А.А. Индикативная система в стратегическом управлении образовательным учреждением / А.А. Набоких, А.В. Ряттель // сборник: Общество, наука, инновации Всероссийская ежегодная научнопрактическая конференция: Сборник материалов: Общеуниверситетская секция, БФ, ХФ, ФСА, ФАМ, ЭТФ, ФАВТ, ФПМТ, ФЭМ, ФГСН, ЮФ. ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». – Киров, 2021. С. 3247.
33. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; отв. ред. Н.В. Путило, Н.С. Волкова; Институт законодательства и сравнительного Правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ИД Юриспруденция, 2015. 480 с.
34. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Т.Ю. Коршунова, Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. 400 с.
35. Плуженская, Л. В. Управление инновационной деятельностью в университете: проблемы и перспективы. Вопросы общего, высшего и дополнительного образования: сборник статей национальной научно-практической конференции с международным участием / под науч. ред. М. В. Новикова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С.77.
36. Поленова И.А. Устранение нормативных противоречий при регулировании труда научных и педагогических работников – веление времени // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. 2015. № 4 (83). С.59-65.
37. Рябова И. Г. Формирование социально-экономической компетентности педагога в сфере общественного управления школой / И. Г. Рябова, Н. В. Гуляева // Интеграция образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 20.
38. Сахарова Е. А. Правовой статус педагогических работников // Молодой ученый. 2014. №21. С. 539-541.
39. Тарасов В.Д. Система оплаты труда педагогов // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2013. № 11. С. 12 – 17.
40. Хронова, И. А. Проблемы применения профессиональных стандартов в Российской Федерации / И. А. Хронова // Вопросы российского и международного права. – 2020. – Т. 10. – № 1-1. – С. 395-403.
41. Хронова, И. А. Особенности оформления трудового договора с дистанционным работником / И. А. Хронова // Современные социальные процессы в контексте глобализации: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Краснодар, 2021. – С. 551-558.
42. Хронова, И. А. Должностная инструкция дистанционных работников и её роль в регулировании трудовых отношений / И. А. Хронова, А. С. Литвинова // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: Сборник научных статей по итогам IV международной научно-практической конференции., Москва, 2021. – С. 115-117.
43. Хронова, И. А. Особенности регулирования трудовых квот в государственных учреждениях / И. А. Хронова, В. И. Аболешина // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: Сборник научных статей по итогам IV международной научно-практической конференции., Москва, 2021. – С. 121-124.
44. Черпакова З.В. Стратегия развития образовательного учреждения // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2019. материалы IX Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 199.
45. Шкатулла В. И. Образовательное право России: учебник для вузов / Владимир Иванович. М.: Юстицинформ, 2015. 774 с.
46. Эффективный контракт в образовательных организациях общего образования / сост. Гредина О.В., Е.В.Маркова; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования». Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. 275 с.