Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Радиационные катастрофы являются огромной платой за технические достижения. Это очень болезненная тема для многих государств, включая Россию. Защита гражданских прав в сфере социальной защиты - это одна из важнейших задач РФ как социального государства. Государственное социальное обслуживание регулирует комплекс законодательных норм, в том числе правовых норм, регулирующих отношения государства и индивида, формируемые при предоставлении социальной услуги. Главная задача каждого государства - обеспечить достойный уровень жизни граждан. В частности, это касается незащищенных слоев населения, к таким слоям населения, в частности, относятся граждане, которые пострадали от облучения радиацией в результате техногенной катастрофы. Необходимость социальной помощи пострадавшим гражданам актуально для нашей страны и вне ее. Возникновение необходимости возмещения ущерба для здоровья ставит перед законодательным органом задачу обеспечения необходимого уровня социальной защиты данной категории и развития законодательного регулирования их социальной защиты.
В исследуемой литературе тема работы достаточно разработана и исследована. Она находит свое отражение в работах таких авторов, как: Григорьев И. В., Гусев К. Н., Гусов К.Н., Дзгоева-Сулейманова Ф.О. и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в процессе социальной защиты пострадавших при воздействии радиации в РФ.
Предметом исследования являются нормы права о социальной защите пострадавших при воздействии радиации, научные и учебные материалы по этой тематике.
Цель исследования - проанализировать основные направления социальной защиты лиц, пострадавших в результате радиационных воздействий.
Задачи исследования:
рассмотреть историю радиационных катастроф в России;
изучить понятие и сущность социальной защиты и поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных воздействий;
проанализировать источники права, регулирующие отношения в сфере социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных катастроф;
изучить пенсионное обеспечения граждан, пострадавших в результате радиационных воздействий;
исследовать иные способы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационным воздействиям, льготы и компенсации
определить проблемы, возникающие в вопросах социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных воздействий и пути их решения.
В процессе написания настоящей выпускной квалификационной работы автором использованы методы анализа, синтеза, индукции, дедукции.
Теоретической основой настоящего исследования послужил учебный и научный материал, отражающий особенности социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных катастроф.
Эмпирическая база исследования – материалы судебной практики.
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что автором определены проблемы, возникающие в вопросах социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных воздействий и пути их решения.
Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованных источников. Во введении изложена актуальность выпускной квалификационной работы, представлена характеристика объекта и предмета исследования, а также сформулирована его цель и задачи. В первой главе изложены теоретико-методологические основы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных воздействий, во второй главе автор рассматривает способы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных воздействий в Российской Федерации. Заключение содержит обобщающий вывод по результатам проведенного исследования. Список использованных источников представлен перечнем научной, учебной и иной литературы, используемой автором в процессе написания выпускной квалификационной работы.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
1.1 История радиационных катастроф в России
В последние годы проблемы предотвращения а также ликвидации искусственных и техногенных катастроф не теряют своей важности. В сложившихся условиях, вызванных усилением международных противоречий, вопросы ликвидации и предотвращения радиационных катастроф приобрели особую значимость. Начиная с 2022 года риски и угрозы возникновения таких катастроф усилились в виду активации социальных и внешнеполитических конфликтов. В последнее время особенно остро стоит угроза возникновения стихийных бедствий энергетических и иных катастроф, особую сложность возникновение данных катастроф имеет их массовость, быстрота и динамика распространения, что вызывает особую тревогу среди мирового сообщества.
Особую актуальность приобретают проблемы и угроза распространение и возникновения радиационный катастрофы. Общеизвестно, что в случае аварии возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, которые приведут к угрозе жизни широких масс населения, распространению на большие территории, а также вызовет существенные материальные ущербы и нарушения условий жизни человека на длительный период. Наиболее опасными среди всех техногенных катастроф в истории человечества считаются радиационные катастрофы [17].
Прежде чем рассмотреть историю радиационных катастроф в России, остановимся на возможных причинах их возникновения. Как правило, в науке их делят на две большие группы:
внутренние;
внешние причины
Внутренние причины вызваны техническими неисправностями, а также нарушениями эксплуатации объектов, в результате чего происходит аварийная ситуация. Внешние причины возникают в виду внешнего воздействия на объект. Такое воздействие может быть спровоцировано ракетами, взрывами, ударами бомб и орудий, гидростатическим эффектом воды, а также тепловым воздействием в результате возникших пожаров, катастроф, землетрясений, оползней. Таким образом, внешние причины можно разделить на:
техногенные;
природные.
В процессе проведения практических работ по осуществлению федеральных программ по ликвидации последствий катастроф важнейшее место занимает реализация мер социально-экономического оздоровления зараженных территорий.
Первая радиационная авария в истории России, а тогда ещё СССР, произошла 29.09.1957 года, именно в тот день случился большой выброс радиации на атомной электростанции «Маяк». По оценкам, объём выбросов составил 20 млн. кюри. Если сравнивать данную катастрофу с Чернобыльской, то во втором случае объём выбросов превысил 50 млн. кюри.
На атомной электростанции Маяк произошла разгерметизация контейнеров в которых содержались радиоактивные отходы, в то время как в Чернобыле катастрофа была спровоцирована взрывом ядерного реактора. Несмотря на разницу в объёмах выбросов и источниках радиоактивности две катастрофы схожи тем, что в результате их сотни людей подверглись радиационному воздействию, которое впоследствии привело к лучевой болезни, а огромные территории оказались заражёнными радиацией и впоследствии непригодными для жизни.
В настоящее время сохранилось гораздо меньше источников отражающих особенности катастрофы на электростанции «Маяк» поскольку она произошла значительно раньше Чернобыльской и большая часть источников были засекречены, а впоследствии уничтожены. При этом последствия ощутимы и на сегодняшний день, т.к. ликвидаторы продолжают болеть, а последствия катастрофы отражаются на их детях и внуках[15].
В зону радиационного воздействия последствий катастрофы «Маяк» попали 273.000 человек, которые проживали в 217 населённых пункта. Впоследствии 23 населённых пункта были полностью расселены, а дальнейшем – разрушены. До сих пор в Восточном Урале существуют территории, непригодные для проживания.
После изобретения ядерной энергии её разрушительные свойства использовались в целях совершенствования обороноспособности страны, которая подразумевала создание атомной бомбы. Научные исследователи не задумывались о массовом вреде радиации для человечества, именно техногенные катастрофы, произошедшие в СССР, определили набор научных знаний в части радиационного воздействия на человеческий организм и окружающую природную среду в целом. С целью наполнения атомной бомбы на территории Восточного Урала были построены заводы для создания и наполнения бомбы, одним из таких заводов была станция «Маяк», которая располагалась в городе Озёрске на территории Челябинской области. Примечательно, что на станции в 1967 году вновь произошла аварийная ситуация, когда в виду измельчения озера Карачай радиоактивные вещества рассеялись на значительное расстояние, в результате чего предыдущее загрязнение территории, произошедшее в 1957 году, усилилось. Радиоактивный след распространился на 63 населённых пункта[14].
26.04.1986 г. было разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенное в нынешней Украине, реактор полностью был разрушен, в результате чего произошел выброс большого числа радиоактивных веществ в атмосферу. Эта катастрофа считается самым крупным ЧП в истории атомной энергии и может быть оценена в зависимости от предполагаемого количества жертв и ущерба, причиненного людям и экономике. По официальным данным в течение первых трех месяцев после катастрофы погиб 31 человек, в течение последующих 15 лет 60-80 человек погибли от долгосрочного последствия подтвержденного облучения радиации. В 30-километровой зоне было эвакуировано более 115 тысяч человек. Люди принимали участие в ликвидации аварийных последствий. Облака, образовавшиеся из-за горения реактора, распространяли различные массы радиохимических веществ, в основном йод, по большой части Европы. Наибольшие осадки наблюдались на большой территории Советского Союза, находящейся вблизи реактора, а ныне расположенной на территории России и Украины, а также на территории Белоруссии. ЧП в Чернобыльской области стало событием огромного общественного и политического значение для Советского Союза, которое оказывает определенное влияние на процесс ее расследования. С течением времени подход к интерпретации обстоятельств и фактов несчастного случая меняется, и до сих пор нет полного согласия.
Исследование последствий катастрофы в Чернобыле в области ядерной техники, безопасности и радиологии внесли немалый вклад в разработку научно-исследовательских направлений, продолжаются изучения и принятие новых мер по социальной защищенности людей, которые пострадали от техногенной и радиационной катастрофы. Целенаправленное исследование долгосрочного влияния катастрофы Чернобыльской АЭС должно продолжаться в дальнейшем.
С созданием в СССР правовой базы в части социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных катастроф, в стране были реализованы федеральные программы по таким направлениям как «Чернобыль», «Дети Чернобыля», «Уральский регион», «Семипалатинский полигон», данные федеральные программы содержат особенности медицинского наблюдения за населением загрязнённой территории, а также лицами, пострадавшими от радиационного воздействия. Федеральными документами были определены правила и особенности получение медицинских и социальных услуг для реализации направлений социального и медицинского обеспечения. На этой базе в 1992 г. был создан Всероссийский экологический центр, основной задачей которого была помощь лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, а также беженцам из районов, подвергшихся радиационному загрязнению.
Именно в сложившейся правовой базе было определено понятие и сущность социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных воздействий, в следующем параграфе рассмотрим данный вопрос более детально
1.2 Понятие и сущность социальной защиты и поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных воздействий
Рассматривая с позиций общего понятия социальной защиты, можно заключить, что под социальной защитой лиц, пострадавших от радиационного воздействия, понимают систему мер, которые компенсируют негативные последствия такого воздействия. К таким мерам относятся меры экономического, социального, медицинского, правового и иного характера, задача которых посредством их применения минимизировать последствия радиационного воздействия и улучшить качество жизни пострадавших лиц. система законодательного регулирования социальной защиты пострадавших от радиации включает национальное законодательство и международные договора, ратифицированные Российской Федерацией.
В свою очередь, согласно нормам законодательства, пенсионное обеспечение лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, предоставляется в соответствии установленными законом нормами и правилами и распространяется на следующей категории граждан:
получившим, а также перенёсшем лучевые болезни, или иные заболевания, вызванные радиационным воздействием в виду произошедшей катастрофы, а также, если такие заболевания наступили в результате работ, связанных с ликвидацией катастрофы и её последствий [12];
тех, кто участвовал в ликвидации катастрофы и её причин;
тех, кто принимает или принимал участие в последующей эксплуатации атомной электростанции;
тех, кто также работал или работает в зоне аварийной ликвидации;
тех, кто был эвакуирован из зоны отчуждения а также впоследствии переселён из зоны отселения;
тех, кто проживал в зоне отселения до того как произошло их переселение в иные местности;
тех, кто работает в зоне отселения;
тех, кто проживал в местах переселения до их переезда на иные территории;
тех, кто покинул зону пребывания и выехал на новое место в связи с правом на добровольный переезд;
пострадавшие в результате других техногенных и радиационных катастроф;
нетрудоспособные члены семей граждан, пострадавших от иных техногенных и радиационных катастроф.
Таким образом, рассмотрев категории граждан, которым положено пенсионное обеспечение, мы можем сформулировать понятие категории «лиц, пострадавших в результате радиационных воздействий». Итак, лицами, пострадавшими в результате радиационных воздействий необходимо называть группу лиц, которые тем или иным способом пострадали в результате радиационной катастрофы, признанной таковой в установленным законом порядке; при этом такая категория лиц требует специальный социальной защиты и поддержки, в виду проявившихся экономических, психологических, медицинских и иных последствий, выразившихся в негативном воздействии радиации[13].
Общий подход к системе социального обеспечения в Российской Федерации заключается в том, что такая система представляет собой отношения, складывающиеся между отдельными категориями граждан и институтами государства. При этом, такие отношения проявляются посредством предоставления лицам помощи с целью стабилизации и обеспечения их жизнедеятельности. Таким образом, можно сказать что
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты:
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/ (дата обращения: 26.04.2023).
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 26.04.2023).
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 26.04.2023).
4. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс] – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 26.04.2023).
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31.
6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28 апреля 2023 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4563
7. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 14 июля 2022 года) // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. - Ст. 3686.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 28 апреля 2023 года) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 51. - Ст. 4831.
9. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (в ред. от 28 декабря 2022 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 2 ст. 128
10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28 апреля 2023 года) // Собрании законодательства РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
11. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 18 марта 2023 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 2 (часть II))
12. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в ред. от 28 декабря 2023 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 23 мая 1991 г., № 21, ст. 699.
13. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 19 ст. 2334
14. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2021 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подвязникова Алексея Львовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [Электронный ресурс] – URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision513162.pdf (дата обращения: 26.04.2021).
15. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2030 г [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/70309010/ (дата обращения: 26.04.2021).
Научная и учебная литература:
16. Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. – 259 с.
17. Антипьева, Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения / Н.В. Антипьева. - Москва: Мир, 2016. - 750 c.
18. Антипьева, Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография / Н.В. Антипьева. - М.: Проспект, 2016. - 995 c.
19. Аракчеев В.С. О необходимости и целесообразности принятия Социального кодекса Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. Право. 2017. N 1. С. 17.
20. Бакиева Г. Р., Горазов С. А., Баннова А. В. Социальное обеспечение и его виды // Молодой ученый. - 2019. - №52. - С. 345-347.
21. Барш Т.И. Анализ уровня жизни населения // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков (и др.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 204-207.
22. Бирюкова, О.Ю., Охотников, И. В. Социально-экономическое прогнозирование: учебное пособие. — М.: Макс Пресс, 2017. — 104 с.
23. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2019. – 420 с.
24. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 428 с.
25. Гусев, К. Н. Право социального обеспечения в Российской Федерации: учебное пособие / К. Н. Гусев.- М.:Юркомпани, 2015. - 487 с.
26. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учеб. М.: Проспект, 2017. С. 42.
27. Дзгоева-Сулейманова, Ф. О. Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособие / Ф.О. Дзгоева-Сулейманова. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
28. Добромыслов, К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2017. - 416 c.
29. Долженкова, Г. В. Право социального обеспечения. Конспект лекций / Г.В. Долженкова. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2019. - 160 c.
30. Кумбашева, Ю. А. Экономические и социальные проблемы современной России: учебное пособие / Ю. А. Кумбашева. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2016. - 316 с.
31. Ле Гранд Дж., К. Пропер, С. Смит. Экономический анализ социальных проблем: учебное пособие / Дж. Ле Грандж. М. НИУ ВШЭ, 2018. – 314 с.
32. Макрорегион Сибирь в постсоветской России: анализ социально-экономических показателей / В. С. Ефимов, А. В. Ефимов // Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития: Сб. науч. трудов / А.В. Усс, В.Л. Иноземцев и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2019. - с. 236-273.
33. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика учебное пособие / Я.С. Мелкумов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 236 с
34. Нуреев, Р.М. Россия: особенности институционального развития: монография / Р.М. Нуреев. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с
35. Осьмова, М.Н. Глобализация мирового хозяйства: учебное пособие./ М.Н. Осьмова; Под ред. М.Н. Осьмовой, Г.И. Глущенко. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 389 с.
36. Право социального обеспечения в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части : учебник для вузов / Ю. П. Орловский (и др.) ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 424 с
37. Право социального обеспечения России и зарубежных стран : учебное пособие для вузов / под общей редакцией Ю. П. Орловского ; ответственный редактор М. О. Буянова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 205 с.
38. Сидорина, Т.Ю. Два века социальной политики: учебное пособие / Т.Ю. Сидорина. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2017. - 442 с.
39. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебное пособие / Ю.Н. Черемных; Московский Госуд. Универ. им. М.В.Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М. - 2018. - 844 с.
Электронные ресурсы:
40. Лисицына, М.С. Роль государства в сфере социальной защиты населения [Электронный ресурс] // Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2019. - № 5. [Электронный ресурс] – URL: https:/interactive-plus.ru/ru/article/16189/discussion_platform (дата обращения: 26.04.2023)