Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в футболе спортивные достижения в значительной мере определяются уровнем развития двигательных способностей футболистов. Поскольку между развитием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости) и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь, то общая физическая подготовка направляется на воспитание разносторонних физических способностей, необходимых для гармоничного развития занимающихся, повышения работоспособности организма, создания прочной базы для плодотворной тренировочной работы.
Футбол - одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Коллективный характер футбольной деятельности предопределяет проявление игроками своих лучших морально-волевых качеств: ответственности и дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику, взаимовыручки, смелости и решительности, настойчивости и инициативности.
Элементы футбола благодаря разнообразным проявлениям физических качеств тактического мышления часто используются в других видах спорта (и не только в игровых) как дополнительное средство подготовки.
Обучать начинающих футболистов движениям и совершенствовать их физические качества можно как параллельно, так и отдельно, самостоятельно.
В связи с тем, что двигательные навыки более успешно формируются на базе солидной физической подготовленности, целесообразно значительное время в учебном процессе (особенно на этапе начальной подготовки и начальной специализации) отводить совершенствованию физических качеств футболистов.
Анализ источников литературы и системный анализ опыта специалистов в тренировке футболистов возрастной категории 12-13 лет, указывают на множество нерешенных вопросов управления их специальной физической подготовкой. В то же время, в научной и методической литературе тщательно разработана методика специальной подготовки взрослых спортсменов.
При этом юные спортсмены уступают взрослым, и физические качества имеют свои особенности развития в детском, подростковом и юношеском возрасте. Специалисты в области футбола считают, что возраст 12-13 лет является благоприятным для развития таких качеств как сила, скоростно-силовые способности и выносливость. Это тем более важно, так как решение задач по развитию данных качеств у юных футболистов имеет первостепенное значение.
На сегодня существуют два положения касательно использования всевозможных средств в подготовке юных футболистов. Одни считают, что в специальной подготовке должно быть больше всего упражнений с использованием мяча, а другие, напротив, считают, что основная часть работы должна проходить без мяча.
Следовательно, в настоящее время проблема научно-обоснованной физической подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет, является весьма значимой.
Объект исследования: школьники 12-13 лет, занимающиеся футболом.
Предмет исследования: физическая подготовленность школьников 12-13 лет, занимающихся футболом.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень физической подготовленности школьников 12-13 лет, занимающихся футболом.
Исходя из цели работы, ее задачами являются:
1. Рассмотреть особенности физической подготовки школьников средних классов.
2. Представить характеристику физических качеств, необходимых в футболе.
3. Проанализировать особенности методики тестирования комплекса ГТО.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс развития физических качеств будет эффективен, если применить специально разработанную методику (программу).
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена теоретико-методологической базой, логикой всего исследования, адекватностью применяемых методов поставленным цели и задачам, репрезентативностью эмпирической базы.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы
- тестирование (тестирование физических качеств футболистов производилось при помощи специально подобранных упражнений);
- педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: ______________________________________.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в системе физического воспитания школьников 12-13 лет, при разработке учебных программ, методических рекомендациях для учителей физической культуры.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, структурированной на параграфы, заключения, списка литературы.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования
1.1. Особенности физической подготовки школьников средних классов
Главной особенностью уроков является: руководство педагогом, в течение точно установленного времени, в специально отведено месте, коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей.
Реформа общеобразовательной школы в Российской Федерации направлена на качественно новый уровень обучения и воспитания учащихся, что обуславливает необходимость оснащения школ соответствующей материальной базой, спортивными залами и площадками, многокомплектными универсальными гимнастическими снарядами. В этой связи усилия администрации общеобразовательных школ и учителей физкультуры станут более целенаправленными и соответствующими безусловному выполнению социального заказа государства – качественной подготовке здоровой, высокообразованной, физически подготовленной и воспитанной молодежи.
В настоящее время значение физической культуры в школе существенно возросло в связи с уменьшившейся мышечной деятельностью учащихся. Недостаточная двигательная активность является характерной чертой современного образа жизни городского населения
В то же время, анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в школьных учреждениях.
Основным средством физического воспитания детей среднего возраста является материал, представленный школьной программой. И таким средством физического воспитания детей от 12 до 13 лет являются физические упражнения, а с их помощью - формирование жизненно важных навыков и умений в подростковом возрасте, физической подготовленности (качеств) и физической адаптации. Это включает:
Гимнастика и акробатические упражнения:
- Формирующие и перестраивающие упражнения.
- Общее развивающее упражнение, в котором объект стоит на месте и не движется.
- Общеразвивающие упражнения с предметами: набивные мячи, мальчики с гантелями (1-3 кг), обручи, булавы, большие мячи, палки, девочки со скакалкой.
- Упражнение с подвешиванием на различные гимнастические снаряды и остановки.
- Прыжки в прыжке (перепрыгивание через коз и лошадей с разбега); акробатические упражнения (сальто назад и вперед, стойки на лопатках, стойки на руках, длинные перекаты вперед из трехступенчатого бега, «мостики» и т. д.) .
Гимнастика является эффективным средством развития навыков координации и кондиционирования (руки, ноги, сила корпуса, выносливость, гибкость) и способствует развитию смелости, решимости и уверенности в себе (упражнения с тренажером) .
Легкая атлетика:
- Бег с высокого и низкого старта (10-60 м).
- Бег с ускорением (20-50 м).
- Бег на максимальной скорости (40-80 м).
- Бег в стабильном темпе: Мальчики - 20 минут. Девушка-15 минут;
- Кросс;
- Прыжок в длину с разбегом с 9-13 шагов методом «сгибания ноги»;
- Прыжок в высоту с 6-8 шагов методом «шаг-за»;
- Бросок небольшого мяча (150 г) по горизонтальным и вертикальным мишеням: Юноши - дистанция 8-18 м, Девушки - 8-14 м;
- Бросок небольшого мяча на расстояние прыжком в высоту .
Спортивная игра. Баскетбол, гандбол (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков) рекомендуются как основные игры, а настольный теннис, бадминтон и т. д. рекомендуются как дополнительные игры. По своему действию спортивные игры являются сложным и универсальным физическим средством. образование. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом, создают неограниченные возможности для развития координации, скорости, скоростно-интенсивных способностей и выносливости, а также для учащихся. Это имеет многогранный эффект на развитие умственных способностей. процессы (восприятие, внимание, память, скорость и рациональность мышления, воображение и др.) .
Плавание:
- Специальное упражнение по плаванию для изучения крлинга на груди, спине и брассе.
- Повторное плавание отрезками 25-50, 100-150м.
- Игры и развлечения на воде.
Элементы боевых искусств: основное упражнение для овладения основными приемами греко-римской борьбы (молодежь) .
Кафедра школьной гимнастики предназначена для решения учебных задач на уроках физкультуры и задач, связанных с повышением качества физического воспитания.
Секции легкой атлетики, плавания и лыжного спорта предоставляют в основном прикладные направления физического воспитания подростков. Такие разделы, как игры на открытом воздухе и спортивные игры (баскетбол, футбол, гандбол, волейбол), элементы боевых искусств и гонки по пересеченной местности должны играть важную роль в развитии наиболее важных физических качеств для определенного возраста.
Перечисленные упражнения улучшат спортивные результаты детей по мере их освоения, и многие из приобретенных ими навыков и умений будут успешно использованы в школьные годы .
Физическая сила. Ученики среднего школьного возраста должны показывать результаты выше среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств.
Спорт занимает важное место в средствах физического воспитания подростков во внеучебной деятельности. Как средство физического воспитания он полностью согласуется с самоутверждением, соревнованиями, командами и их желанием объединяться в команды .
Также следует отметить, что в этом возрасте при организации физического воспитания нежелательна перегрузка опорно-двигательного аппарата, мышечных и суставных связок. Чрезмерная нагрузка может ускорить процесс окостенения и замедлить рост трубчатой кости. Гибкие упражнения требуют предварительных подготовительных упражнений для разогрева связок и мышц, и упражнений для расслабления задействованных групп мышц. Не двигайтесь слишком резко. Особое внимание стоит уделить правильной осанке. Упражнения, которые сильно нагружают сердце, следует чередовать с дыхательными упражнениями. Рекомендуется чередование интенсивного бега и ходьбы, так как длительные интенсивные нагрузки плохо переносятся.
Помимо этого, нужно необходимо использовать широкий спектр специальных дыхательных техник, чтобы углубить дыхание. Нужно учить их дышать ритмично, глубоко и без резких изменений темпа.
Ни при каких обстоятельствах нельзя объединять девочек и мальчиков в одну группу. Один и тот же тип упражнений для девочек и мальчиков следует выполнять в разных дозах, с разными условиями, упрощенными для девочек. Нагрузку следует назначать с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка. Девушкам рекомендуется использовать разные виды упражнений и заниматься аэробикой под музыку .
Для развития силовых способностей благоприятным периодом считается возраст у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек - от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам - 33%, к 17-18 годам - 45%).
Для развития силовой и статической выносливости можно воспользоваться методом непредельных отягощений, основной данного метода являются многократные повторения физических упражнений.
К средствам развития общей выносливости относятся упражнения, которые могут вызвать наиболее предельную продуктивность деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечную работу снабжает преимущественно аэробный источник; напряженность работы при этом – умеренная, большая, переменная; если рассматривать суммарную работу при выполнении, то она должна составлять от нескольких минут до десятков.
Под силой следует понимать способность энергично одолевать наружное сопротивление и оказывать противодействие проявлению внешних сил.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алиев С.А., Алиев И.С., Алибекова С.С., Султанов М.Б., Ибргимли А.М. Особенности основных антропометрических и физиологических показателей подростков в процессе занятий футболом // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 138-143.
2. Бурянов В.Н., Можаев Э.Л., Коновалов И.Е. Особенности развития скоростно-силовых способностей юных футболистов посредством применения авторской программы с вариативным использованием тренировочных нагрузок // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 15-18.
3. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген; Предисл. П.Я. Гальперин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2020. С. 161.
4. Богданов Н.В., Рудов В.М. Методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочного процесса в футбольных командах области / Н.В. Богданов, В.М. Рудов. – Белгород, 2020. - С. 63.
5. Григорьев С.К., Лавриченко В.В. Направление и содержание многолетней индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 19-23.
6. Денисенко Д.С., Сметанина К.С. Особенности развития физических качеств юных футболистов (на примере скоростно-силовой подготовки) // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 24-27.
7. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с.
8. Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 636 с.
9. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2016. – 237 с.
10. Кислицын Ю.Л., Решетников Н.В., Палтиевич Р.Л. Физическая культура. - Издательство: Академия, 2015. - С.53.
11. Ложкин, Г.А. Концептуальные представления о психологическом потенциале квалифицированного спортсмена / Г.А. Ложкин // Наука в олимпийском спорте. – 2017. – №1. – С. 87–92.
12. Лысова, Н.Ф. Анатомия и физиология человека / Н.Ф. Лысова, Г.А. Корощенко, С.Р. Савина. – Новосибирск: АРТА, 2021. – 271 с.
13. Мавлиев Ф.А., Валиахметов А.Х., Еникаев Ш.Р., Назаренко А.С., Коновалов И.Е. Показатели аэробной работоспособности у спортсменов игровых видов спорта // Учебные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. (155). С. 150-153.
14. Можаев Э.Л. Футбол с методикой преподавания. Казань: Отечество, 2017. 195 с.
15. Можаев Э.Л. Футбол с методикой преподавания. Казань: Отечество, 2017. С. 195.
16. Митяева А.М. Здоровый образ жизни: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 144 с.
17. Матюнина Н.В., Ахметьянов A.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Омский научный вестник, 2019. – №7 (43). – С. 244-246.
18. Николаев А.Ю., Коновалов И.Е. Развитие скоростно-силовых способностей у юных футболистов // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии ХХХI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 291-293.
19. Приходько В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни // Ярославский педагогический вестник, 2019. – №2. – С. 105.
20. Руцкой, И.А. Футбол и мини-футбол в образовательных учреждениях как средство адаптации к занятиям физической культурой / И.А. Руцкой // Научный поиск. – 2014. – № 4.1. – С. 33–37.
21. Сучилин А.А. Подготовка олимпийского резерва в футболе. Волгоград: Принт, 2017. 236 с.
22. Суанов С.В. О значении комплекса «Готов к труду и обороне» / С.В. Суанов, К.А. Калустьянц, И.Ю. Кокаева // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С.82-88.
23. Скворцова Т.В. Представления подростков о здоровом образе жизни// Концепт, 2016. – №2. – С. 41-45.
24. Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. - М.: «ТВТ Дивизион», 2014. – С. 53.
25. Сергеев М.В. Развитие скоростных способностей футболистов 12 – 13 лет // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. C. 90-92.
26. Фаттахов Р.В., Можаев Э.Л. Сенсативные периоды развития физических качеств в футболе // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. Казань. 2018. С. 315-319.
27. Физиология футбола / Под ред. Орджоникидзе З., В. Павлов, М.: Изд-во: АСТ, Астрель, 2020. – С. 52.
28. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе / Ю.А. Янсон. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 621 с.
29. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи// Казанский медицинский журнал, 2016. – №5. – С. 792.
30. Янбухтин Т.А. К проблеме формирования здорового образа жизни подростков и включенности их в досуговую спортивно-оздоровительную деятельность в условиях мегаполиса// Педагогика и психология образования, 2017. – №2. – С. 43-50.