Фрагмент для ознакомления
2
Психолого-педагогические основы развития у детей 5–6 лет умений конструктивно решать конфликты
Как считают А.П. Авантурова и Е.Н. Самохина, поведение старшего дошкольника в конфликте определяется рядом социально-психологических факторов, которые важно диагностировать для проведения педагогической и коррекционной работы с такими детьми. Прежде всего, в качестве этих факторов нужно упомянуть обстановку в семье, личностные особенности старшего дошкольника, его физическое и психическое здоровье, а также успешность и направленность межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, которые ему удалось выстроить за свою жизнь [1].
Основы взаимоотношений, по утверждению А.П. Чередниченко и В.В. Николаевой, закладываются в дошкольном возрасте. От того, какой практический опыт общения приобретет ребенок, будет зависеть, как он будет строить взаимоотношения с людьми в дальнейшем. В дошкольном возрасте все связано и ориентировано на развитие ведущей деятельности – сюжетно-ролевую игру, для формирования которой ребенку требуются равные партнеры, общие интересы, близкие переживания [17].
Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений. У них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение дошкольника в конфликте [1].
В общении со сверстниками ребенок удовлетворяет свою потребность в самовыражении и самоутверждении, в дружеских отношениях и эмоциональной поддержке равных [17].
Зачастую неумение вступить в контакт со сверстниками, неумение устанавливать с ними доброжелательные взаимоотношения приводит к тому, что потребность в общении блокируется [11].
Современные исследования показывают, что в работе по формированию конструктивных взаимоотношений между детьми необходимо [5]:
– развивать у ребенка способность к сочувствию, сопереживанию, сорадованию (эмпатийные свойства личности), как основу конструктивных взаимоотношений [13];
– формировать положительный опыт разрешения конфликтов;
– учить детей преодолевать отчуждение в отношении друг друга, стремление «отгородить» себя от сверстников;
– продумать и организовать для детей такой вид деятельности, который будет представлен в игровой форме, являться добровольным и субъективно привлекательным для ребенка, а также смыслозначимым.
Перед психологами образовательных организаций ставится значимая цель: разработать некоторые возможные пути формирования положительных взаимоотношений между детьми в группах детского сада [2].
Ряд исследователей отмечает, что установление конструктивных взаимоотношений между детьми связано с наличием или отсутствием у них практического опыта сочувствия, сорадования сверстнику и опыта позитивного (конструктивного) разрешения конфликта [1].
При этом, как считают М.И. Губенкова и А.А. Савина, сама деятельность, которая предлагается ребенку, должна быть добровольной, субъективно привлекательной и осуществляться в игровой форме [5].
Для осуществления поставленной цели разрабатываются программы коррекционно-развивающих игр и тренинговых занятий [10].
На первом этапе психологической работы по развитию у детей 5–6 лет умений конструктивно решать конфликты решаются следующие задачи:
– «преодолеть отчужденность позиции в отношениях со сверстниками, разрушить защитные барьеры, отгораживающие ребенка от других;
– снять страх, что тебя недооценивают, отвергают, через подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников;
– развивать чувство принадлежности к группе, навыки позитивного социального поведения, дать возможность ребенку выразить свое настроение, учить детей ощущать близость, тепло другого» [17].
Второй этап работы направлен на то, чтобы научить детей адекватно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова. Необходимость этого диктуется тем, что тот ребенок, который сосредоточен на себе, обращает внимание других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда он видит в их руках привлекательные для себя вещи [15].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авантурова А.П., Самохина Е.Н. Формирование у старших дошкольников способности конструктивно решать конфликты: теория и методика исследования // Вестник Ижевского государственного университета. 2023. № 3. С. 99–107.
2. Борисова А.П., Солдатова В.В., Фарманова, Е.Н. Современные аспекты исследования стратегий поведения в конфликтных ситуациях в старших дошкольников: теория и методология исследования // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 4. Дошкольная педагогика. Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2022. С. 35–46.
3. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 19.04.2023).
4. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-kak-kategoriya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 19.04.2023).
5. Губенкова М.И., Савина А.А. Принципы устранения повышенной конфликтности у старших дошкольников // Известия Удмуртского государственного университета. 2021. Вып. 3 (125). С. 28–40.
6. Демиденко О.Л., Панкратова Е.М., Александрова, Р.В. Конфликтные ситуации в детских коллективах: проблемы и стратегии решения // Вестник Дальневосточного федерального университета. 2022. № 7. С. 56–69.
7. Конфликты в детском коллективе // Профессиональная няня. Портал развития и воспитания детей до 7 лет. 2019. URL: https://psypedprofi.ru/konflikty-v-detskom-kollektive.html (дата обращения: 19.04.2023).
8. Коробейникова И.Ю., Матюхина В.С., Солнцева В.М. Современные аспекты обеспечения организационно-педагогических условий для реализации специальных воспитательных программ в условиях современной ДОО: теоретические и методологические аспекты // Сборник статей Иркутского государственного педагогического университета. Серия «Дошкольная педагогика». Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2022. С. 46–62.
9. Крюкова Т.В. Основы теории принятия решений в конфликте: учебное пособие. М.: Фонд развития конфликтологии, 2016. 148 c.
10. Ломаченкова Ю.С., Капатурова С.Н., Гунадарева И.С. Современные подходы к исследованию проблемы конфликтного поведения детей разных возрастных периодов // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики: истории и современность». – Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 2020. С. 65–79.
11. Майорова Ю.С. Комплекс игр и упражнений для формирования конфлитологических умений у детей. Методическая разработка // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/user/1374914/page/kompleks-igr-i-uprazhneniy-dlya-formirovaniya-konfliktologicheskih-umeniy-u-detey (дата обращения: 19.04.2023).
12. Макарова Ю.А. Обучение дошкольников конструктивному разрешению конфликтов // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2014. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/11/09/obuchenie-doshkolnikov-konstruktivnomu (дата обращения: 19.04.2023).
13. Николаенкова А.П., Суханова В.М., Коноваленко А.С. Научные и теоретико-методологические основы изучения конфликтного поведения детей // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 3. Педагогика дошкольного образования. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2021. С. 107–120.
14. Сорокина А.И. Исследование конфликтности в детском возрасте // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-konfliktnosti-v-detskom-vozraste (дата обращения: 19.04.2023).
15. Терехин В.А., Мануйлова Г.Н. Теория и практика исследования конфликтного поведения в разных возрастных группах // Проблемы современной педагогики. 2022. № 12. С. 125–142.
16. Фурманов С.М., Елисеева П.А., Кудырская Р.А. Психолого-педагогические основы разрешения конфликтов в детском возрасте: проблемы и перспективы психологического сопровождения детских конфликтных коллективов // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 1. Гуманитарные науки. Тюмень: Тюменского государственного университета, 2023. С. 89–105.
17. Чередниченко А.П., Николаева В.В. Современные аспекты воспитательной работы со старшими дошкольниками в условиях ДОО // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольной педагогики». Самара: Самарский государственный университет, 2022. С. 30–42.
18. Яковлева С.М., Миронова В.В., Сотникова Е.Я. Методологические основы исследования конфликтного поведения детей и подростков в современных социально-экономических условиях: проблемы и перспективы исследования // Вестник Иркутского государственного университета. 2022. № 9. С. 48–64.
19. Ярушина И.Т. Современные подходы к решению конфликтных ситуаций в детском коллективе // Вестник психологической науки. – 2021. – № 12. – С. 33–40.
20. Ястребинская А.П. Конфликтология детского возраста. – М.: Светоч, 2022. – 324 с.